بِسْم الله الرحمن الرحيم
Воистину, вся хвала принадлежит Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Прибегаем к Аллаху от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не введет в заблуждение. А кого Он введет в заблуждение, того никто не наставит на прямой путь. Свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, Един Он и нет у Него сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и посланник. А затем:
Поистине, самая правдивая речь – это Книга Аллаха, а лучший путь – это путь Мухаммада (мир ему и благословение). Худшие из деяний – это нововведения; каждое нововведение – это ересь; каждая ересь – это заблуждение, а всякое заблуждение в Огне.
Уважаемые братья, одним из столпов веры, исповедуемых мусульманином, является вера в божественное предопределение. Вера в этот столп оказывает огромное влияние на его жизнь. Верующий убежден в том, что Всевышний Аллах предопределил все происходящее во вселенной, ещё до ее сотворения, на основании Своего Знания и Своей Мудрости. Свое предопределение Он записал в Хранимую Скрижаль. Всевышний сказал:
«Разве ты не знаешь, что Аллаху известно все, что на небе и на земле? Воистину все это есть в Писании. Воистину, это для Аллаха легко»
(Св. Коран, 22:70).
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, первое, что создал Аллах — это перо, и Он сказал ему: «Пиши!» Оно спросило: «Господь мой, что мне писать?» Тогда Аллах сказал: «Пиши предопределение всякой вещи вплоть до наступления Судного дня» (Абу Давуд, Тирмизи).
Также, Пророк (мир ему и благословение) сообщил: «Аллах предписал судьбы всех творений за пятьдесят тысяч лет до сотворения небес и земли, в то время, когда Его Трон находился на воде» (Муслим).
Данное вероубеждение наполняет сердце мусульманина счастьем, довольством и спокойствием. Ведь, он понимает, что все происходящее с ним — от Аллаха. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Удивительно положение верующего. Поистине, все происходящее с ним оборачивается благом для него. Таково положение только лишь верующих и никого иного. Если его постигает радость, он благодарит Аллаха и это оборачивается благом для него. Если же его постигает зло, он проявляет терпение и это тоже оборачивается благом для него» (Муслим).
К сожалению, многие, кто впал в атеизм, под влиянием, так называемой, философии «проблемы зла», остались в невежестве относительно этой истины, и не смогли осознать и правильно понять вопрос предопределения Аллаха. Таким образом, по причине своего невежества, они погрузились в сомнения, и запутались в них, после чего проявив неверие в Аллаха, вышли из исламской религии. Что же касается истинного мусульманина, то он всегда доволен любым предопределением Аллаха: радующим его или огорчающим.
К бедствиям, постигающим людей по повелению и предопределению Аллаха, относятся эпидемии и болезни, их распространение, а также страдания, беспокойства и, быть может, даже смерть, которая является их следствием. В последнее же время распространилась инфекционная болезнь известная под названием коронавирус «Covid-19». Эта болезнь стала быстро распространяться по всему миру, и количество умерших от неё достигло огромных цифр, что вселило в людей страх и тревогу. Поэтому, я бы хотел напомнить себе и своим братьям по вере, о некоторых шариатских положениях и правилах, которые нужно знать в подобных ситуациях. Прося у Аллаха помощи, я бы хотел сказать следующее:
Во-первых, верующий должен быть убежден в том, что все несчастья и катастрофы происходят в этом мире только по воле и предопределению Аллаха, в соответствии с Его Мудростью и Знанием. Всевышний Аллах сказал:
«Любое несчастье, которое происходит на земле и с вами самими, записано в Писании еще до того, как Мы сотворили вас. Воистину, это для Аллаха легко»
(Св. Коран, 57:22).
Все творения, несмотря на их разнообразие, полностью подчинены предопределению Всевышнего Аллаха. Никто и ничто не в состоянии отвратить то, что предписано Аллахом, или же изменить Его предопределение. Если Он, что-то предопределяет в этом мире, то это обязательно случится. Даже если все творения объединятся для того, чтобы отвратить предопределение Аллаха, они никогда не смогут этого сделать.
Следовательно, распространение этого и подобных ему вирусов происходит только лишь с дозволения и предопределения Аллаха. Поэтому, мусульманин должен вверить все свои дела Всевышнему Аллаху, обращаться к Нему с мольбами (дуа), просить Его о помощи, молить Его, просить у Него Его милости и прибегать к Нему от Его наказания, гнева и мучений, а также использовать все дозволенные шариатом методы для того, чтобы защититься от этой болезни или излечиться от нее, в случае заболевания.
Во-вторых, верующий должен быть убежден в том, что его не постигнет ничего, кроме того, что предопределил для него Аллах. Он должен знать, что не умрет до тех пор, пока не наступит время его смерти, установленное Аллахом. Также, он должен быть убежден в том, что никто и ничто не может принести ему пользу или причинить ему вред, если того не пожелает Всевышний Аллах. Ведь только Он — Дарующий блага и Избавляющий от вреда и зла. Всевышний сказал:
«Если Аллах причинит тебе вред, то никто, кроме Него, не избавит тебя от него. Если Он пожелает одарить тебя добром, то никто не отвратит Его милость. Он одаряет ею того из Своих рабов, кого пожелает. Он — Прощающий, Милосердный»
(Св. Коран, 10:107).
Пророк (мир ему и благословение) сказал в своём завещании, которое он делал сыну своего дяди Абдуллаху ибн Аббасу (да будет Аллах доволен ими обоими): «Знай, что, если даже вся община объединится для того, чтобы принести тебе пользу, они не принесут тебе пользу больше той, которую предписал для тебя Аллах. Если же они объединятся, чтобы навредить тебе, они не навредят ничем, кроме того, что предписал Аллах. Все предопределено и чернила на свитках (Хранимой Скрижали) высохли» (Тирмизи).
Таким образом, мусульманину следует связывать своё сердце с Аллахом в получении пользы или стремлении приумножить ее, а также с целью защититься от зла и спастись от него. Он должен взывать к Нему с надеждой и страхом, будучи уверенным и настойчивым в своих дуа.
Дуа — это самая сильная причина для осуществления желаемого и самое эффективное средство лечения. Это враг несчастья: защищает и избавляет от него, препятствует его низведению, а также смягчает его последствия, если оно уже случилось. Дуа является оружием верующего, как об этом упомянул Ибн Кайим во вступлении своей книги «Болезнь и исцеление».
Раб должен знать, что, если Аллах не проявит милость к людям, то, как бы не прогрессировало человечество в области технологий и других наук, и какими бы величественными им не казались их развитие и сила, это никак им не поможет и не защитит от наказания Аллаха. Всевышний Аллах сказал:
يَعْلَمُونَ ظَاهِرًا مِّنَ الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَهُمْ عَنِ الْآخِرَةِ هُمْ غَافِلُونَ ٧
«Однако большинство людей не знают этого. Они знают о мирской жизни только явное, и они беспечны к Последней жизни»
(Св. Коран, 30:6-7).
Никто не способен изменить то, что предопределил Аллах, или же дать то, чего лишил Аллах. Так, вверь же Ему все свои дела и уповай только на Него во всех своих делах. Проси у Него силы, когда ты слаб и помощи, когда ты беспомощен. Раскрой свои ладони и подними руки в мольбе к Нему, и тогда Он поможет и защитит тебя Своей Мощью и Силой.
Когда распространяется беда, прояви больше смиренности перед Господом Величия, и каясь перед Ним, проси у него защиты и убежища. Всевышний Аллах сказал:
«Мы уже отправляли посланников к народам до тебя. Мы подвергали их нищете и недугам, дабы они проявили смирение. Почему же, когда их поражало Наше наказание, они не проявили смирение? Их сердца очерствели, а дьявол приукрасил для них то, что они совершали»
(Св. Коран, 6:42-43).
К сожалению, мы были свидетелями того, как в средствах социальной коммуникации некоторые люди связывают решение проблемы только с экспериментами для получения лекарства от этой болезни. Некоторые из них даже откровенно писали, что их надежды связаны с экспериментами, а не с религиями и вероубеждениями. Именно к ним относится данное высказывание Всевышнего Аллаха:
«Почему же, когда их поражало Наше наказание, они не проявили смирение? Их сердца очерствели, а дьявол приукрасил для них то, что они совершали»
(Св. Коран, 6:43).
Клянусь Аллахом, если Аллах не пожелает, чтобы человечество нашло противоядие от этой болезни, то они никогда не смогут его найти, даже если пройдет много лет и сменится много поколений. Поэтому, мусульманину следует полагаться всем сердцем только на Аллаха и просить Его, чтобы он дал людям возможность найти противоядие от этой болезни. Ведь Исцеляющий — только Аллах, и никто не сможет причинить кому-либо вред, или принести кому-либо пользу, кроме как по воле Всевышнего Аллаха.
В-третьих, мусульманин должен быть убежден в том, что Аллах очищает его от грехов посредством испытаний, связанных с болезнями и сложно излечимыми заболеваниями, и поднимает посредством этого его степень.
Передаётся, что Абдуллах ибн Масуд сказал: «Однажды я навестил Пророка (мир ему и благословение), когда он был болен. У него был очень сильный жар. Я сказал ему: «У тебя необычно сильный жар потому что тебе записывается двойная награда». Он сказал: «Так и есть. Любая неприятность, происходящая с мусульманином, становится причиной того, что с него спадают грехи, подобно тому, как листья падают с дерева» (Бухари, Муслим).
Также, Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Любая неприятность, постигшая мусульманина, будь то заноза или нечто более серьёзное, становится причиной того, что Аллах прощает ему грехи, и он очищается от них подобно тому, как дерево скидывает с себя листья» (Бухари).
Передается от Абу Хурайры, что как-то Пророк (мир ему и благословение) навестил мужчину, у которого была лихорадка (сильный жар) и сказал: «Возрадуйся. Ведь, поистине, Аллах говорит: «Сильный жар — это Мой Огонь, которому я даю власть над Моим грешным рабом, чтобы этим он защитился от наказания адского огня» (Ахмад, ибн Маджа).
Также, Пророк (мир ему и благословение) зашёл однажды к Умм Саиб (или Умм Мусайиб) и сказал: «Что с тобой, о Умм Саиб, ты дрожишь?
Она ответила: «Это по причине лихорадки. Пусть Аллах не благословит ее (лихорадку)».
Тогда, он (мир ему и благословение) сказал: «Не ругай лихорадку. Поистине, она очищает от прегрешений, подобно тому, как кузнечный мех очищает железо от окалины» (Муслим).
Нет практически, ни одного человека, которого бы не касалась беда. Даже пророки и посланники не были исключением. Посмотрите на историю нашего Пророка (мир ему и благословение): его постигали болезни и боли, ему рассекли лицо, сломали резец во время сражения при Ухуде, а также его постигли лихорадка и сильные головные боли перед смертью. Или же, вспомните историю пророка Айюба (мир ему и благословение), который тяжело болел на протяжении долгих лет.
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, пророк Аллаха Айюб (мир ему и благословение) мучился от своей болезни на протяжении восемнадцати лет. От него отвернулись как его близкие, так и далекие от него люди. Только два его брата, которые были особенно близки к нему, не оставили его. Они ежедневно навещали его по утрам, а затем уходили по своим делам» (Ибн Хиббан).
Таким образом, несмотря на то, что они были самыми лучшими людьми из всего рода человеческого, Аллах все равно подверг их испытаниям и сложностям. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Больше всего из всех людей испытаниям подвергаются пророки. Затем за ними следуют праведники по мере их набожности и богобоязненности: чем сильнее их вера, тем больше они подвергаются испытаниям» (Бухари).
В-четвертых, мусульманин должен с терпением и довольством переносить эту болезнь и это испытание. Ведь, разве есть у человека, столкнувшегося с несчастьем иной выбор, кроме как проявлять терпение и довольство в отношении предопределения Аллаха?! Ведь, если он проявит негодование и недовольство в отношении предопределения Аллаха, то, в итоге, он станет жертвой двух несчастий: несчастья, которое постигло его, и несчастья греха, в который он впал в результате недовольства предопределением и волей Всевышнего Аллаха.
Описывая своих богобоязненных рабов в своей книге, Всевышний Аллах говорит:
«Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договора после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные» (Св. Коран, 2:177).
Ибн Касир (да помилует его Аллах) сказал в тафсире этого аята:
“То есть, они те, которые проявляют терпение в бедности и нищете, когда их постигают различные недуги и трудноизлечимые заболевания, а также при встрече на поле боя со своим врагом».
В-пятых, исламская религия побуждает использовать всевозможные средства для лечения болезней. При этом, Ислам нас учит тому, что лечение болезней никак не противоречит упованию на Всевышнего Аллаха.
Передаётся, что Усама ибн Шярик рассказывал: «Я видел, как бедуины задавали Пророку (мир ему и благословение) различные вопросы: «Является ли грехом это? Является ли грехом то…?» Также они спросили: «О Посланник Аллаха, будет ли на нас грех, если мы будем лечиться от болезней. На что Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Лечитесь, о рабы Аллаха. Ведь поистине, Всевышний Аллах послал вместе с каждой болезнью исцеление от нее, кроме одной болезни — старости» (Ибн Маджа).
Ислам побуждает нас заботиться о своем здоровье, что подразумевает две вещи: профилактику заболевания и ее лечение в случае болезни.
Примером того, как Пророк (мир ему и благословение) научил нас защищать себя от недуга, является приём семи фиников сорта Аджва, которые растут в Медине. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Тот, кто начнёт своё утро с приема семи фиников сорта Аджва, будет защищён от отравления и колдовства в этот день» (Бухари).
Также, передаётся, что Умм Кайс (да будет доволен ею Аллах) слышала, как Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Используйте уд аль-Хинди, поистине в нем есть исцеление от семи болезней».
Анас бин Малик (да будет доволен им Аллах) передал, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Лучшее лечение для вас — это хиджама и кыст аль-бахри» (Муслим).
Однако, уважаемы братья, нам следует знать, что лечение этими средствами должно осуществляться при консультации с врачом-специалистом, который может правильно назначить подходящий лечебный препарат в нужных дозах, учитывая текущее состояние больного, а также историю его болезней. Ведь при наличии некоторых хронических заболеваний или осложнений (как например сахарный диабет, неисправная работа почек и т.д), некоторые из вышеприведенных препаратов при неправильном рационе могут нанести больше вреда здоровью больного, нежели принести ему пользу.
Поэтому, для успешного лечения всех недугов всегда следует обращаться к врачам-специалистам. Знай это важное правило и не занимайся самолечением, используя эти препараты в неправильных дозах, что может нанести твоему здоровью вред и привести к жалобам на то, что пророческая медицина, не принесла тебе пользы, а наоборот навредила тебе.
К примеру, больной сахарным диабетом должен использовать мед только при рекомендации врача-специалиста, который может назначить его больному только в ограниченной дозе, после его обследования.
Также, известно множество зикров (поминаний Аллаха) и дуа (молитв), посредством которых мусульманин прибегает к Аллаху и просит у Него защиту от болезней. Передается от Усмана бин Аффана, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Ничто не причинит вред тому, кто утром и вечером трижды скажет:
«С именем Аллаха, с именем Которого ничто не причинит вред ни на земле, ни на небе, ведь Он — Слышащий, Знающий» (Абу Давуд).
Дуа на арабском:
بِسـمِ اللهِ الذي لا یَضُـر ُّ مَعَ اسمِـهِ شَيءٌ في الأرْضِ وَلا في السّمـاءِ وَھوَ السّمـیعُ العَلـیم
Транскрипция:
“Би-сми-Лляхи аллязи ля йадурру ма’а исмихи шайун филь—арды ва ля фис—самаи ва хуа—сСами’уль-Алим”.
Однако, при чтение этих зикров читающий должен иметь убежденность, что они действительно исцеляют и защищают по воле Аллаха. Мусульманин не должен читать эти зикры и молитвы, сомневаясь в их эффективности. Ведь, ты взываешь к Господу всех миров и всего сущего, Который также является Господом этого вируса. Поэтому, взывай к Аллаху с полной убежденностью.
Когда ты говоришь: «Би-сми-Лляхи» (С именем Аллаха), это означает: «Я взываю посредством всех имен Всевышнего Аллаха». Все имена Аллаха величественны и прекрасны. Когда ты взываешь к Аллаху, ты должен осознавать это и помнить об этом. Если ты трижды произнесешь эту молитву, осознавая сказанное всем сердцем: “Би-сми-Лляхи аллязи ля йадурру ма’а исмихи шайун филь-арды ва ля фис-самаи ва хуа-сСами’уль-Алим”, то по воле Всемогущего Аллаха тебя не коснется никакой вред в этот день.
Также, Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Тому, кто прочитает ночью (перед сном) последние два аята суры «Бакара», их будет достаточно в качестве защиты» (Бухари). То есть этого достаточно в качестве защиты от всякой беды и зла.
В хадисе от Абдуллах бин Хубейба (да будет доволен им Аллах) рассказывается, что он сказал: «Однажды, дождливой темной ночью мы пошли к Пророку (мир ему и благословение), чтобы попросить его помолиться за нас. Когда я пришёл к нему, он сказал: «Говори». Я спросил: «Что мне говорить?» Он сказал: « говори суры «Ихлас», «Фаляк» и «Нас» [то есть, три последние суры Корана] утром и вечером и тебе будет достаточно их, чтобы защититься от любого зла».
Также, передаётся от Абдуллах ибн Умара, что Пророк (мир ему и благословение) говорил следующие молитвы утром и вечером:
«О Аллах, поистине, я прошу Тебя о прощении и благополучии в мире этом и в мире ином. О Аллах, поистине, я прошу Тебя о прощении и благополучии в моей религии, моих мирских делах, в моей семье, и в моём имуществе. О Аллах, прикрой мою наготу и убереги меня от страха. О Аллах, защити меня спереди и сзади, и справа, и слева, и сверху, и я прибегаю к Тебе от того, чтобы неожиданно провалиться в землю!» (Абу Давуд)
Дуа на арабском:
اللَّهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ الْعَفْوَ وَالْعَافِيَةَ فِي الدُّنْيَا وَالآخِرَةِ، اللَّهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ الْعَفْوَ وَالْعَافِيَةَ: فِي دِينِي وَدُنْيَايَ وَأَهْلِي، وَمَالِي، اللَّهُمَّ اسْتُرْ عَوْرَاتِي، وَآمِنْ رَوْعَاتِي، اللَّهُمَّ احْفَظْنِي مِنْ بَينِ يَدَيَّ، وَمِنْ خَلْفِي، وَعَنْ يَمِينِي، وَعَنْ شِمَالِي، وَمِنْ فَوْقِي، وَأَعُوذُ بِكَ أَنْ أُغْتَالَ مِنْ تَحْتِي
Транскприпция:
«Аллахумма, инни ас’алю-кя аль-афва валь-афийа фи—д—дунья ва—ль—ахира. Аллахумма, инни ас’алю—кя аль—‘афва валь—афийа фи дини, ва дуньяйа, ва ахли, ва мали. Аллахумма—стур аурати ва амин рау’ати. Аллахумма—хфаз—ни мин байни йадеййа, ва мин хальфи, ва ан ямини, ва ан шимали ва мин фауки, ва а’узу би—кя ан у’гталя мин тахти!»
Мусульманину следует постоянно обращаться к Аллаху с этой мольбой, размышляя о ее смысле. Ведь когда ты просишь Аллаха о благополучии, говоря: «О Аллах! Поистине, я прошу Тебя о прощении и благополучии в мире этом и в мире ином», этим ты просишь Его вести тебя по прямому пути, после чего ты обращаешься к Аллаху за лучшим из благ, которое может попросить человек у своего Господа. Поэтому, однажды, когда один человек пришел к Пророку (мир ему и благословение) и сказал ему: «Научи меня тому, что мне следует просить у Аллаха», Пророк трижды посоветовал ему просить у Аллаха благополучия, а затем сказал: «Никому из вас не было дано после убежденности богатство большее, чем благополучие» (Тирмизи).
Задумайся, когда ты произносишь эту молитву, и просишь Аллаха, говоря: «О Аллах, поистине, я прошу Тебя о прощении и благополучии в мире этом и в мире ином. О Аллах, поистине, я прошу Тебя о прощении и благополучии в моей религии, моих мирских делах, в моей семье, и в моём имуществе. О Аллах, прикрой мою наготу и убереги меня от страха. О Аллах, защити меня спереди и сзади, и справа, и слева, и сверху, и я прибегаю к Тебе от того, чтобы неожиданно провалиться в землю!» — разве остаётся направление, от зла которого ты бы не попросил Аллаха о защите?! Ты попросил Аллаха защиты со всех сторон и от всех бедствий! Поэтому, если Аллах ответит тебе на эту мольбу, то ты будешь полностью и всесторонне защищен Аллахом, Его Мощью и Его силой.
Также, от Пророка (мир ему и благословение) до нас дошли великие руководства, благородные указания и разнообразные виды лечения. Все это ясно описывается в его Сунне. Сюда можно отнести рукью — лечение, посредством чтения аятов Корана и дуа (мольбы), переданных от Пророка (мир ему и благословение).
Ибн Кайим (да помилует его Аллах) сказал в своей книге «Мифтах дар ас-Саада» («Ключ к миру блаженства»):
«Только Коран и мёд Аллах назвал исцелением в Своей Книге. Они оба являются исцелением. Коран — это исцеление для сердец от болезней грехов, заблуждений, сомнений и страстей. Мед же является исцелением от многих болезней и недугов тела. Однажды, я сильно заболел во время своего пребывания в Мекке. В отличии от других городов, там не было ни врачей, ни лекарств. Поэтому, я лечился только водой зам-зам и мёдом. Я был крайне удивлен эффективностью этого лечения и был поражен его результатами».
Известно, что ОАЭ в лице Министерства Здравоохранения, а также департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, кризисам и стихийным бедствиям предприняло ряд профилактических мер в сфере социальной медицины, чтобы защитить общество и его индивидуумов от заражения этой болезнью или ее распространения. В числе предпринятых мер следующие:
- Запрет на путешествия в этот критический период;
- Обучение в образовательных учреждениях было перенесено на онлайн-платформу с целью его дистанционного продолжения;
- Некоторые министерства, учреждения и ведомства также начали работать дистанционно;
- Министерство здравоохранения стало побуждать престарелых лиц, из числа граждан и резидентов страны, оставаться дома и сторониться мест скопления большого количества людей;
- Также, большое внимание уделяется соблюдению правил гигиены.
Одной из мер профилактики является самоизоляция (карантин), которая используется в целях предосторожности, лечения и защиты. Как например, если кто-то прибывает в страну, от него могут потребовать самоизолироваться у себя дома в течении 14 дней. Или же от него могут потребовать самоизолироваться в специально отведенных государством для этого карантинных помещениях, чтобы удостовериться, что он не является вирусоносителем и не может заразить других.
Ведь, как объясняют врачи, проблема этого вируса заключается в том, что вирусоноситель может носить этот вирус в течении определенного периода времени, не подавая никаких признаков болезни, и в этот период заражать людей прикосновением, либо другим способом.
В действительности же, соблюдение карантина и самоизоляция являются издавна указанными Пророком (мир ему и благословение) практиками.
Передается от Абдуллаха ибн Аббаса, что однажды, Умар бин Хаттаб (да будет им Аллах) отправился в путешествие в Левант (Шам). Дойдя до местечка под названием Сарга, его встретили командиры воинских частей: Абу Убайда ибн Джаррах и его сотоварищи. Они сообщили Умару о том, что в Леванте распространилась чума.
Далее, ибн Аббас рассказывал: «Узнав об этом, Умар сказал: «Попроси чтобы ко мне пришли мухаджиры». Посоветовавшись с ними, он сказал: «Попроси чтобы ко мне пришли ансары».
Посоветовавшись с ними, он сказал: «Попроси чтобы ко мне пришли старейшины курайшитов, которые приняли ислам в год освобождения Мекки».
В результате, посоветовавшись они все сошлись на том, что не следует входить в город, который был охвачен чумой.
Когда же Умар объявил людям о возвращение, Абу Убайда ибн Джаррах сказал ему: «Неужели ты убегаешь от предопределения Аллаха?»
Тогда Умар ответил ему: «О, если бы это сказал кто-то другой, а не ты, Абу Убайда. Да мы бежим от предопределения Аллаха к предопределению Аллаха».
В этот момент подошел Абдуррахман ибн Ауф, который отсутствовал по каким-то своим делам и сказал: «У меня есть знание по этому поводу. Я слышал, как Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Если вы услышали, что где-то распространяется эпидемия чумы, то не направляйтесь туда. Если же вы уже находитесь в месте ее распространения, то не выходите оттуда». Услышав это, Умар восхвалил Аллаха, а затем вернулся обратно (Бухари).
Таким образом, гражданам страны, а также ее резидентам следует придерживаться этих и других правил, которые исходят от соответствующих официальных органов, потому что они больше осведомлены о том, в чем заключается польза, и как правильно защитить людей от пагубных последствий этой болезни. Следование этим правилам относится к обязательному подчинению правителю, в отношении которого Всевышний Аллах сказал:
«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и правителям среди вас» (Коран, 4:59).
Среди установлений, которые были даны правителем — пребывание в домах и выход из них только в случае чрезвычайной необходимости. Мусульманин получает награду от Аллаха при следовании этим установлениям.
Передается от Аиши (да будет доволен ею Аллах), что однажды она спросила Пророка (мир ему и благословение) про чуму, и он сообщил ей: «Чума была наказанием, которое Аллах посылал кому пожелает. Однако, для верующих Аллах сделал чуму милостью. Если какой-либо человек заболеет чумой, и при этом не будет покидать свой дом, проявляя терпение и надеясь на награду Аллаха (в другой версии хадиса: «не будет покидать свой город, проявляя терпение и надеясь на награду Аллаха»), и зная, что его не постигнет ничто, кроме того, что предписал для него Аллах, то он получит награду подобную награде шахида (мученика)» (Бухари).
В книге «Сияр А’лам ан-Нубаля» автор [имам Захаби] пишет следующее: «В одну из ночей мужчина сказал Абдуллаху ибн Вахбу: «Пойдём вместе с нами навестим такого-то человека». На что Ибн Вахб ответил ему: «Зачем нам знание, если мы не поступаем в соответствии с ним? Мы должны подчиняться правителю, а он запретил выходить из дома ночью».
Также, среди указов, которые были предписаны правительством, есть оставление некоторых желательных действий, обычаев и традиций, таких как рукопожатие при встрече, объятие, обмен поцелуями, прикосновение носами.
Так, рукопожатие при встрече — это сунна и одобряемое деяние. Эпидемия же — это зло и беда. Шариатское правило гласит: отражение зла первостепеннее привлечения пользы. Поэтому, в данном случае достаточно ограничится устным приветствием без рукопожатия.
В-шестых, следует остерегаться слухов. В настоящее время распространяется много слухов, а также недостоверных и вводящих в заблуждение новостей. Некоторые люди, распространяющие подобные слухи преследуют злые помыслы, такие как, нарушение спокойствия в стране, распространение страха и паники среди людей.
Слухи — это ложь. Мусульманин же должен быть правдивым, избегающим лжи. Он должен распространять ту информацию, которую получил из соответствующих официальных источников.
Всевышний Аллах сказал:
«Когда до них доходит известие о безопасности или опасности, они разглашают его. Если бы они обратились с ним к Посланнику и обладающим влиянием среди них, то его от них узнали бы те, которые могут правильно проанализировать его. Если бы не милость и милосердие Аллаха к вам, то вы, за исключением немногих, последовали бы за дьяволом» (Коран, 4:83).
Исходя их этого аята, к кому нам следует обращаться в поисках достоверной информации, в которую можно поверить, и которую дозволено распространять? К правителю и подчиненным ему государственным учреждениям.
Также, помимо того, что слухи являются ложью, их распространение является еще одним грехом.
Бухари передаёт в своём «Сахихе» хадис о том, что Пророк (мир ему и благословение) увидел во сне (а сны Пророков, как известно, правдивы) двух мужчин, один из которых сидел, а другой стоял и в руке у него был железный крюк. Он вонзал этот крюк в угол его рта и, разрывая его рот тянул крюк до самого затылка. Затем, он делал то же самое с другой стороны его рта. Когда его рана заживала, его вновь подвергали этому наказанию. Пророк спросил: «Что это?» На что два ангела ответили ему: «Человек, которого ты видел, рот которого рассекается железным крюком, является лгуном. Он лгал людям, а затем эта ложь распространялась повсюду. С ним будут так поступать пока не наступит Судный День».
Это грозное предупреждение для тех, кто подчиняется своим страстям и распространяет слухи среди людей. В особенности, в наше время, когда быстрое распространение новостей в любой точке мира, облегчено до предела, ибо Аллах, по Своей Милости, облегчил людям использование средств массовых коммуникаций, после чего мир превратился, как говорится, в одну маленькую деревню.
В-седьмых, в эти дни все общество должно участвовать в борьбе с этой болезнью. В частности, я бы хотел направить своё обращение к предпринимателям.
О, мой благородный брат — предприниматель! Остерегайся того, чтобы корыстно воспользоваться ситуацией и бедой, которая постигла мир, и не завышай неоправданно цены на товары. Также, не занимайся скупкой товаров первой необходимости, монополизируя рынок и тем самым вызывая повышение цен из-за уменьшения их количества на рынке. Таким образом, ты наносишь вред мусульманам и своей родине.
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Монополизацией рынка занимается только грешник» (Муслим). Также, Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Торговцы будут воскрешены в Судный день как нечестивцы, за исключением тех, которые боялись Аллаха, проявляли благочестие и были правдивы.
Некоторые предприниматели в нашей стране продемонстрировали наилучший пример социального участия, приложив усилия в оказании материальной помощи инициативам правительства. Кроме того, они отделили некоторые из своих помещений для госпитализации и лечения больных. О Аллах, благослови их в их имуществе и семьях.
Серьезность всеобщей ответственности проявляется в социальной солидарности в борьбе с этой болезнью, на уровне индивидуума, семьи, граждан государства и его резидентов. Это необходимо для поддержания контроля над эпидемией и сдерживания ее распространения в глобальных масштабах, подобно тому, как это происходит в некоторых странах мира.
Таким образом, следование правилам, установленным государством идёт на пользу всему обществу, так давайте же будет ответственными.
В первую очередь, мы воздаем хвалу Аллаху за те милости, в которых мы пребываем в этой стране. Затем мы благодарим наших мудрых руководителей, которые делают все для защиты здоровья людей, в нашей стране и в других странах мира, как это ясно можно наблюдать.
В конце, мы просим Великого, Могущественного, Милостивого и Милосердного Аллаха избавить нас и весь мир от этой эпидемии и беды. Также, мы просим благословить руководителей в осуществлении того, что приносит пользу людям и стране. Просим Аллаха защитить нас от явных и скрытых искушений. Хвала Аллаху Господу миров.
Шейх Саид Дармаки (да хранит его Аллах)
Подготовил: Рамин Муталлим
25/10/1441 г.х. = 17/06/2020 г.г.
Скачать «Наставление в связи с распространением эпидемии коронавируса» в формате PDF