Люди пещеры — это молодые люди, которых Аллах наставил на прямой путь и внушил им веру. Они познали своего Господа и, будучи в своем кругу, отреклись от идолов, которым поклонялся их народ. Однако, объявив друг другу свое вероубеждение, они побоялись сделать это публично, опасаясь притеснений со стороны своего народа. Они сказали: «Наш Господь — Господь небес и земли. Мы не станем взывать ни к каким иным божествам помимо Него. В таком случае мы произнесем ложь и поступим несправедливо. Этот наш народ стал поклоняться вместо Него другим божествам. Почему же они не приводят в пользу этого ясного довода? Кто может быть несправедливее того, кто наводит навет на Аллаха?» (Св. Коран 18:14-15).
Когда юноши сошлись на истинном вероубеждении и поняли, что не смогут открыто заявить о нем своему народу, они попросили помощи у Аллаха, чтобы Он облегчил их положение: «Господь наш! Даруй нам из Своей милости и устрой наше дело наилучшим образом» (Св. Коран 18:10).
Аллах облегчил их положение, и они с легкостью смогли укрыться в большой пещере в горе. Вход в пещеру был с севера, поэтому солнечные лучи не проникали туда ни при восходе, ни при закате. Затем молодые люди заснули в этой пещере и проспали там 309 лет под защитой и заботой Аллаха. Он окружил их место пребывания завесой тайны и страха, так что их народ не осмелился подойти к пещере, несмотря на то, что они проживали в близлежащем городе.
Забота Аллаха о них не закончилась на этом. Всевышний также оберегал их тела, пока они находились в этом продолжительном сне: «Мы переворачивали их то на правый бок, то на левый»[1], — дабы их тела не подверглись разложению. Затем Аллах пробудил их после этого долгого сна, «чтобы они расспросили друг друга»[2], после чего они смогли осознать происшедшее с ними.
«Один из них сказал: «Сколько времени мы пробыли здесь?» Ему ответили: «Мы пробыли здесь день или часть дня». Затем они сказали: «Вашему Господу лучше известно, сколько времени мы пробыли здесь. Пусть один из нас отправится в город с нашими серебряными монетами, купит лучшую еду и принесет ее нам. Но пусть он будет осторожен, чтобы никто не узнал о вас».
«Если они узнают о вас, то забьют вас камнями или обратят в свою религию, и тогда вы никогда не преуспеете.
Подобно тому, как мы чудесным образом усыпили их на многие годы, а затем оживили, мы также позволили их современникам узнать об этом, дабы они убедились, что обещание Аллаха воскресить всех людей — истина, и что нет сомнения в том, что Судный час непременно наступит. Когда эти праведники умерли, люди, знавшие их, впали в разногласие относительно их участи. Некоторые сказали: «Воздвигните строение, закрывающее вход в пещеру. Их Господу лучше знать об их положении». Однако обладатели власти и влиятельные люди навязали свое мнение, сказав: «Мы непременно воздвигнем над ними мечеть».
Одни говорят, что их было трое, а четвертая была собака. Другие говорят, что их было пятеро, а шестая была собака. Так они пытаются угадать сокровенное. Другие же говорят, что их было семеро, а восьмая была собака. Скажи: «Моему Господу лучше известно их число. Это неизвестно никому, кроме немногих». Веди диспут о людях пещеры, опираясь только на ясные доводы и откровение, ниспосланное тебе, никого не спрашивая о них.
И никогда не говори: “Я сделаю это завтра”, — а говори: “Я сделаю это завтра, только если Аллах пожелает этого”. Если же ты забудешь, то помяни своего Господа и скажи: “Быть может, Господь мой поведет меня более правильным путем”.
Они пробыли в пещере триста лет и еще девять.
Если ты не знаешь, скажи: “Аллаху лучше знать, сколько они пробыли. У Него — сокровенное небес и земли. Как прекрасен слух и зрение Аллаха, который все видит и слышит! Нет у них покровителя, кроме Него, и никто не принимает решений вместе с Ним”» (Коран, 18:19-26).
В этом рассказе можно отметить следующие ясные знамения и поучительные назидания:
- Рассказ о людях пещеры удивителен, однако это не самое удивительное знамение Аллаха[3]. Поистине, все удивительные знамения принадлежат только Аллаху, и все рассказы, которые Он нам сообщил, поучительны для людей размышляющих.
- Кто будет искать защиты у Аллаха, того Аллах защитит, даст ему убежище, будет милостив к нему и с его помощью наставит на прямой путь заблудших. Поэтому Аллах проявил к этим юношам Свою милость, усыпив их на такой длительный промежуток времени и защитив их тела и веру от зла их народа, который бы убил их или подверг мучительным пыткам. Этот удивительный сон, в который Аллах погрузил молодых людей, — одно из знамений Всевышнего, указывающее на Его абсолютную мощь и многочисленные милости, даруемые людям, чтобы они осознали: обещания Аллаха непременно исполнятся.
- Побуждение к поиску полезных знаний и их изучению. Именно поэтому Аллах пробудил молодых людей после их длительного сна и вернул их к своему народу, чтобы люди изучили произошедшее и убедились в чудесных знамениях своего Господа. Благодаря этим полезным знаниям они осознали, что все обещания Аллаха непременно исполнятся и что Судный час обязательно наступит.
- В соответствии с правильным этикетом, если человек сомневается в чем-то, ему не следует говорить об этом без знания. Напротив, он должен признаться в своем невежестве и обратиться к обладателю знания.
- Можно уполномочить кого-либо совершить куплю-продажу от своего имени. Также допустимо совершить совместную куплю-продажу на общие деньги. Доказательством этого служат слова юношей: «Пусть один из нас отправится в город с нашими серебряными монетами, купит лучшую еду и принесет ее нам» (Коран, 18:19).
- Дозволено человеку желать вкусной пищи или выбирать еду, которая соответствует его вкусовым предпочтениям. В этом нет ничего порицаемого, если это не доходит до расточительства. Как говорится в аяте: «Пусть купит лучшую еду и принесет ее нам» (Коран, 18:19).
- Следует всячески оберегать себя и свою религию от зла и искушений. В случае необходимости также дозволено скрывать некоторые свои поклонения, чтобы защитить себя и свою религию от опасности.
- История этих юношей указывает на их набожность и сильное стремление придерживаться истинной религии. Чтобы не подвергнуться искушениям и защитить свою веру, они были готовы убежать куда угодно, оставив позади свою родину и близких людей. Все это они делали только ради довольства Аллаха и Его награды.
- В этой истории мы также видим пагубные последствия зла и злодеяний. Познав эти последствия, каждый разумный человек должен возненавидеть зло. Поэтому верующие никогда не приемлют несправедливость и злодеяния.
- «Однако обладатели власти и влиятельные люди навязали свое мнение, сказав: «Мы непременно воздвигнем над ними мечеть»» (Коран, 18:21). Этот аят указывает на набожность и религиозность поколения их народа, среди которых они пробудились после долгого сна. Из глубокого уважения к этим праведникам они даже решили воздвигнуть мечеть над их пещерой, хотя это не дозволено, особенно в нашем шариате. Аллах привел эту историю, чтобы показать нам: верующий непременно пожнет благие плоды, если он трудится и испытывается на пути Аллаха. Эти юноши, уверовав, были вынуждены скрыться в пещере из страха перед своим народом. Но Аллах сделал так, что они пробудились в безопасное время, когда их народ уже уверовал и стал проявлять к ним глубокое уважение.
- Верующему не подобает тратить свое время на исследования незначительных вопросов: «Веди диспут относительно людей пещеры, только опираясь на ясные доводы и ниспосланное тебе откровение» (Коран, 18:22).
- Не дозволено спрашивать у человека, не обладающего знанием или не заслуживающего доверия: «Веди диспут о людях пещеры, опираясь только на ясные доводы и откровение, ниспосланное тебе, и никого не спрашивай о них» (Коран, 18:22).
[1] Коран 18:18.
[2] Коран 18:19.
[3] На это указывает следующее высказывание Всевышнего Аллаха в начале истории он людях пещеры:
«Или же ты подумал, что люди пещеры и Ракима [название селения, из которого вышли юноши, или плита, на которой были начертаны их имена] были самым удивительным из Наших знамений?» (Коран, 18:9).
Автор: Имам Абдур-Рахман ибн Насыр ас-Саади (да помилует его Аллах)
Источник: “Тайсир аль-Лятыф аль-Маннан фи Хуласати Тафсир аль-Куран”
Перевод: Рамин Муталлим
03/1446 г.х. — 09/2024 г.г.
Скачать документ в формате PDF
Все части историй о пророках:
- Шейх Саади: Вступление к историям о пророках Аллаха
- Шейх Саади: История о пророке Адаме ﷺ
- Шейх Саади: История о пророке Нухе (Ное) ﷺ
- Шейх Саади: История о пророке Худе ﷺ
- Шейх Саади: История о пророке Ибрахиме (Аврааме) ﷺ
- Шейх Саади: История о пророке Салихе ﷺ (+фото)
- Шейх Саади: История о пророке Луте ﷺ
- Шейх Саади: История о пророке Шуайбе ﷺ
- Шейх Саади: История о пророках Мусе и Харуне ﷺ
- Шейх Саади: История о пророке Юнусе ﷺ
- Шейх Саади: История пророков Давуда и Сулеймана (мир им)
- Шейх Саади: История о пророке Айюбе ﷺ
- Шейх Саади: История о Хидре и Мусе ﷺ