(ЗАВЕРШЕНО) Комментарии к «Сорока хадисам» — Алтай Берiш

1882

Книга: «Сорок хадисов» имама Хафиз Яхъя ибн Шараф на-Науауи (да помилует его Аллах)

Перевод: Алтай Берiш

14/6/1440 г.х. — 19/2/2019 г.г.


Аудио


 

1. Первый хадис:
«Воистину, дела принимаются только по намерению. Воистину, каждому человеку воздаётся только по мере его намерения. Кто переселился [совершил хиджру] ради Аллаха и Его посланника, тот получит награду переселения ради Аллаха и Его посланника! А кто переселился ради достижения мирского удела или ради сватовства к женщине, тому в награду достанется лишь то, что он желал» (Бухари 1, Муслим 1907).

2. Второй хадис:
Сообщается, что Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) также сказал:

«Однажды, когда мы сидели вместе с посланником Аллаха ﷺ, перед нами появился человек в необычайно белых одеждах и с необычайно черными волосами; на нем не было никаких следов дальнего путешествия, но никто из нас не знал его. Он подошел и сел напротив Пророка ﷺ. Прислонив колени к его коленям и положив ладони на свои бедра, он спросил: «О Мухаммад, расскажи мне об Исламе!».

Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Ислам – это: засвидетельствовать, что нет истинного бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха; совершать намаз; выплачивать закат; поститься в Рамадан и совершить хадж к Дому Аллаха, если ты в состоянии сделать это». И он [этот человек] сказал: «Ты ответил верно». Мы удивились, что он спросил [посланника] и сам же утвердил его ответ.

Затем он спросил: «Теперь расскажи мне об имане». Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Это значит: верить в Аллаха, Его ангелов, Его книги, Его посланников и в Судный День, верить в божественное предопределение с его добром и злом». Он сказал: «Ты ответил верно».

Он спросил: «Расскажи мне об ихсане». Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Это значит: поклоняться Аллаху будто ты видишь Его; а если ты не сможешь достичь этого, то [поклоняться] зная, что Он видит тебя».

Он спросил: «Теперь расскажи мне о Часе (Судном дне)». Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Тот, кого спрашивают, знает не больше спрашивающего».

Он спросил: «Теперь расскажи мне о его признаках». Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Рабыня родит свою госпожу, и ты увидишь босых, нагих, обездоленных пастухов, соревнующихся в строительстве высоких зданий».

После этого он ушел, а я еще остался ненадолго. Затем посланник Аллаха ﷺ спросил меня: «О Умар, знаешь ли ты, кто задавал вопросы?» Я сказал: «Аллах и Его посланник знают лучше». Он сказал: «Это был Джибриль, и он пришел к вам научить вас вашей религии».

3. Третий хадис:
Абу Абдур-Рахман Абдулла ибн Умар (да будет доволен ими обоими Аллах) сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ говорил:
«Ислам построен на пяти [столпах]:
• свидетельстве, что нет истинного божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха,
• совершении намаза,
• выплате закята,
• хадже к (заповедному) Дому
• и посте в месяц Рамадан»
(Бухари 8, Муслим 16).

4. Четвертый хадис:
Абу Абдур-Рахман Абдулла ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Поведал нам Посланник Аллаха ﷺ, который является правдивейшим и правдивость которого подтверждается откровениями, сказав:
«Поистине, каждый из вас формируется в утробе своей матери в течение сорока дней в виде капли, затем столько же он пребывает [там] в виде сгустка, затем столько же – в виде кусочка плоти. Затем к нему посылается ангел, который вдыхает в него душу и которому приказано записать относительно [этой души] четыре вещи: удел, жизненный срок, деяния, а также то, счастливой она будет или несчастной. Я клянусь Тем, кроме Которого нет иного истинного божества, поистине, любой из вас может совершать дела обитателей Рая, пока между ним и Раем не останется расстояние предплечья, и его настигнет предопределение, записанное в Книге, и он совершит деяние обитателей Ада и войдёт в Ад! Также, поистине, любой из вас может совершать дела обитателей Ада, пока между ним и Адом не останется расстояние предплечья, и его настигнет предопределение записанное в Книги, и он совершит деяние обитателей Рая и войдёт в Рай!»» (Бухари 3208, Муслим 2643).

5. Пятый хадис:
От матери правоверных – Умм Абдуллы Аишы (да будет доволен ею Аллах) – передается, что посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Деяние внесшего в нашу религию то, что к ней не относится, будет отвергнуто» (Бухари 2697, Муслим 1718).

В версии у имама Муслима говорится:
«Если кто-то станет совершать деяние, на которое не было нашего указания, то оно будет отвергнуто» (Муслим 1718).

6. Шестой хадис:
От Абу Абдуллы Ну’мана ибн Башира (да будет доволен ими Аллах), который сказал:
“Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ говорил:
«Поистине дозволенное (халяль) является ясным, и запретное (харам) является ясным, а между ними находятся неясные дела, о которых многие люди не знают. Кто будет сторониться этих сомнительных дел, тот сохранит свою религию и свою честь. А кто станет совершать эти сомнительные деяния, тот впадёт в запретное, подобно пастуху, который пасёт своё стадо возле [границ] заповедного места и вот-вот оно перейдёт эти чужие границы. А ведь поистине у каждого владыки имеется заповедное место. И поистине у Аллаха имеется такое заповедное место – это Его запреты.
Поистине в теле человека есть кусок плоти, который если будет благим, то исправится все остальное тело, а если испортится, то испортится всё остальное тело. Поистине этот кусок плоти – это сердце»
” (Бухари 52, Муслим 1599).

7. Седьмой хадис:
Передается со слов Абу Рукайи Тамима ад-Дари (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«Религия есть [проявление] искренности (насыха)». Мы спросили: «По отношению к кому?» Он сказал: «По отношению к Аллаху, к Его Книге, к Его посланнику, к предводителям мусульман и к мусульманам вообще» (Муслим 55).

9. Девятый хадис:
Абу Хурайр Абдур-Рахман ибн Сахр (да будет доволен им Аллах) сказал:
Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил:

“Избегайте того, что я запретил вам, а из того, что я вам повелел, делайте, что можете. Ибо, поистине, живших до вас погубилo лишь то, что они задавали множество вопросов и не соглашались со своими пророками” (Бухари 7288, Муслим 1377).

10. Десятый хадис:
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах): Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

«Поистине, Аллах – прекрасен, и Он не принимает ничего, кроме прекрасного. Поистине, Аллах повелел верующим то же, что повелел посланникам сказав [посланникам] “О посланники! Вкушайте из благого и совершайте праведные дела” (Коран 23:51) и сказав [верующим]: “О те, кто уверовал! Вкушайте из (того) благого, чем Мы наделили вас” (Коран 2:172)».
Затем он упомянул о покрытом пылью человеке со всклокоченными волосами, который уже долго находится в пути и воздевает свои руки к небу (повторяя): “О мой Господь, о мой Господь!” – однако пища его запретна (харам), и питье его запретно, и одежда его запретна, и вскормлен он был запретным, так как же может быть дан ему ответ?! (Муслим 1015).

11. Одиннадцатый хадис:
От Абу Мухаммада Хасана ибн Али ибн Абу Талиб, внука и цветочка посланника Аллаха (да будет доволен Аллах им и его отцом обоими): Я заучил слова от посланника Аллаха (мир ему и благословение):

“Оставь то, что внушает тебе сомнения, [и обратись] к тому что сомнений у тебя не вызывает” (Тирмизи 2518, Насаи 5711. Тирмизи классифицировал его достоверным (хасан-сахих)).

12. Двенадцатый хадис:
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

«Один из признаков хорошего исповедания Ислама человеком – оставление того, что его не касается» (Тирмизи 2318 и др.).

13. Тринадцатый хадис:
Слуга Пророка (мир ему и благословение) Абу Хамза Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) передал, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«Не уверует [всецело] никто из вас до тех пор, пока не будет желать брату своему того же, чего желает самому себе» (Бухари 13, Муслим 45).

15. Пятнадцатый хадис:
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

«Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит. Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает уважение своему соседу. Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, хорошо принимает своего гостя» (Бухари 6018, Муслим 47).

16. Шестнадцатый хадис: :
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что один человек попросил пророка (мир ему и благословение:

«Дай мне совет». Он сказал: «Не гневайся». После этого тот несколько раз повторил [свою просьбу, но каждый раз пророк (мир ему и благословение)], говорил: «Не гневайся» (Бухари 6116).

17. Семнадцатый хадис:
От Абу Я’ли Шаддада ибн Ауса (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

«Поистине, Аллах предписал всё делать наилучшим образом. Если вам [придётся] убивать, то убивайте хорошим способом, и когда будете приносить жертву, тоже делайте это хорошо, и пусть каждый из вас [как следует] наточит свой нож и пусть избавит от мучений животное, [которое он закалывает]» (Муслим 1955).

18. Восемнадцатый хадис: :
От Абу Зарра Джундуба ибн Джунады и Абу Абдур-Рахмана Муаза ибн Джабаля (да будет доволен Аллах ими обоими), что посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

«Бойся Аллаха, где бы ты ни был! Вслед за дурным делом соверши благое, которое сотрёт собой дурное! Относись к людям с благонравием» (Тирмизи 1987 и классифицировал его достоверным (хасан/в некоторых изданиях: хасан-сахих).

19. Девятнадцатый хадис:
Абдулла ибн Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими) сказал:
«Однажды когда я (сидел верхом) позади пророка (мир ему и благословение), он сказал:

“О мальчик, я научу тебя нескольким словам: храни [повеления] Аллаха и Он будет хранить тебя. Храни [повеления] Аллаха и ты обнаружишь Его перед собой. Если [захочешь] попросить о чем-либо, проси только Аллаха. Если [захочешь] обратиться за помощью, обращайся за ней только к Аллаху. И знай, что если вся община соберется вместе, чтобы сделать для тебя что-нибудь полезное, они принесут тебе пользу лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом, и если соберутся они вместе, чтобы нанести тебе вред, они повредят тебе лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом. Ибо перья уже подняты, а страницы высохли”»(Тирмизи 2516 и классифицировал его достоверным (хасан-сахих).

В другой версии этого хадиса пришло:
«Храни [повеления] Аллаха и ты обнаружишь Его перед собой. Стремись к познанию Аллаха в благоденствии и Он узнает тебя в беде. Знай, что обошедшее тебя стороной, не должно было постичь тебя, а постигшее тебя не должно было обойти тебя стороной. И знай, что терпение [приводит] к победе, радость [приходит на смену] скорби, а облегчение [приходит на смену] затруднению».

20. Двадцатый хадис:
От Абу Мас’уда ‘Укбы ибн ‘Амра аль-Ансари аль-Бадри (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллахa (мир ему и благословение) сказал:

«Поистине, дошло до людей из слов первого пророчествa [следующее]: если ты не чувствуешь стыда, то делай, что хочешь» (Бухари 3483).

21. Двадцать первый хадис:
От Абу ‘Амра (или Абу ‘Амры) Суфьяна ибн ‘Абдуллы ас-Сакафи (да будет доволен им Аллах):

[Однажды] я попросил: О посланник Аллаха, скажи мне в Исламе такие слова [, чтобы после этого] я уже не спрашивал о них никого другого. Он сказал: «Скажи: “Я уверовал в Аллаха”, — а потом придерживайся прямоты» (Муслим 38).

22. Двадцать второй хадис:
От Абу Абдуллаха Джабира ибн Абдуллаха Ансари (да будет доволен Аллах им и его отцом), что один человек обратился к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) с вопросом, сказав:

«Скажи мне, если я буду совершать пять обязательных намазов, поститься во время Рамадана, совершать дозволенное будучи убежденным в их законности и оставлять грехи будучи убеждённым в их запретности, ничего не добавляя к этому, войду ли я в Рай?», — и он сказал: «Да» (Муслим 15).

23. Двадцать третий хадис:
Абу Малик Харис ибн Асым аль-Ашарий (да будет доволен им Аллах) сообщил, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

«Чистота – это половина веры.
[Слова] «всю хвалу заслуживает Аллах» (аль-хамду ли-Лляхи) заполняют собой весы.
[Слова] «Пречист Аллах [от всех недостатков]» (субхан-Аллах) и [слова] «всю хвалу заслуживает Аллах» (аль-хамду ли-Лляхи) заполняют собой то, что между небом и землёй.
Намаз – это свет, пожертвование – это доказательство [истинной веры], терпение – это сияние, а Коран – это довод либо за тебя, либо против тебя.
Все люди отправляются утром [по своим делам] и каждый заключает относительно своей души сделку – либо он спасает её, либо губит»
(Муслим 223).

24. Двадцать четвертый хадис:
Абу Зарр аль-Гифари (да будет доволен им Аллах) передал, что Посланник Аллаха ﷺ сообщил от своего Господа, что Он сказал:

«О рабы Мои! Поистине Я сделал несправедливость запретной для Себя, и сделал её запретной между вами, так не поступайте же несправедливо по отношению друг к другу!
О рабы Мои! Все вы являетесь заблудшими, кроме тех, кого Я наставил на прямой путь, так просите же у Меня прямого пути и Я наставлю вас на него!
О рабы Мои! Все вы являетесь голодными, кроме тех, кого Я накормил, так просите же у Меня пропитания и Я накормлю вас!
О рабы Мои! Все вы являетесь нагими (раздетыми), кроме тех, кого Я одел, так просите же у Меня одеяния и Я одену вас!
О рабы Мои! Поистине вы совершаете грехи (ошибки) ночью и днём, а Я прощаю все грехи, так просите же у Меня прощения и Я прощу вас!
О рабы Мои! Поистине вы не сможете причинить Мне вред, как бы вы не старались сделать это! И вы не сможете принести Мне пользу, как бы вы не хотели этого!
О рабы Мои! Даже если у первых и последних из вас, людей и джиннов были бы сердца подобные сердцу самого богобоязненного из вас, то это ничего не добавило бы к Моей власти!
О рабы Мои! Даже если у первых и последних из вас, людей и джиннов были бы сердца подобные сердцу самого нечестивого из вас, то это ничего не убавило бы из Моей власти!
О рабы Мои! Даже если первые и последние из вас, люди и джинны собрались бы в одном месте, обратились ко Мне со своими просьбами и Я дал бы каждому то, что он просил, то это не уменьшило бы из того, что есть у Меня, кроме как настолько, насколько игла, опущенная в море, уменьшает [количество воды в нём]!
О рабы Мои! Поистине [у вас] нет ничего, кроме ваших деяний, которым Я веду счёт, потом же Я сполна воздам вам за них! И тот, кто обнаружит награду за них, пусть восхвалит Аллаха, а тот, кто обнаружит нечто иное, пусть не упрекает в этом никого, кроме самого себя!»
(Муслим, 2577).

25. Двадцать пятый хадис:
Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) сообщил о том, что некоторые люди, из числа сподвижников Посланника Аллаха ﷺ обратились к нему, сказав: «О Посланник Аллаха! Те, кто обладают богатством опережают нас в награде, ведь они совершают намаз также как и мы, постятся также как мы, однако они ещё и раздают милостыню». На что Посланник Аллаха ﷺ ответил:

«А разве Аллах не сделал для вас то, из чего вы могли бы расходовать?! Поистине каждый тасбих (произнесение слов «Субхана-Ллах») — это милостыня, и каждый такбир (произнесение слов «Аллаху Акбар») — это милостыня, и каждый тахмид (произнесение слов «аль-Хамду ли-Ллях») — это милостыня, и каждый тахлиль (произнесение слов «Ля иляха илля-Ллах») — это милостыня, и призыв к одобряемому – это милостыня, и запрет порицаемого – это милостыня, и также совершение полового акта каждым из вас [со своей женой] – это милостыня». Тогда люди спросили: «О Посланник Аллаха, разве за то, что кто-то из нас совершит половой акт [со своей женой], он получит награду?!» На что Пророк ﷺ ответил: «А как вы считаете, если кто-нибудь удовлетворит своё желание запретным образом, будет ли ему за это грех?! Соответственно, если он удовлетворит свою страсть дозволенным образом, то получит награду»» (Муслим, 1006).

26. Двадцать шестой хадис:
Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) сообщил о том, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

«Каждый день, в котором восходит солнце, требуется давать милостыню за каждый сустав, находящийся в человеке. Если ты проявишь справедливость [в споре] между двумя, то это будет милостыней. Если ты поможешь человеку взобраться на верховое животное или поможешь погрузить на это животное его багаж, то это будет милостыней. Доброе слово – это милостыня. Каждый шаг, который ты делаешь на пути к намазу – милостыня. И то, что ты убираешь с пути то, что причиняет людям вред и неудобство является милостыней» (Бухари 2989, Муслим 1009).

27. Двадцать седьмой хадис:
Наууас ибн Самаан (да будет доволен им Аллах) сообщил, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Праведность – это благонравие, а грех – это то, что теребит твою душу, и ты не желаешь, чтобы люди узнали об этом» (Муслим 2553).

Уабиса ибн Мабад (да будет доволен им Аллах) говорил: «Однажды когда я пришёл к Посланнику Аллаха ﷺ , он спросил меня:
— Ты пришёл, чтобы спросить о праведности и грехе?
— Да.
— Обратись к своему сердцу и своей душе. Благочестие – это то, относительно чего спокойна твоя душа и спокойно твоё сердце.

А грех – это то, что теребит твою душу и будоражит твою грудь, даже если люди не раз скажут тебе[, что ты поступил правильно]» (Ахмад 18006 и Ад-Дарими 2575).

28. Двадцать восьмой хадис:
Абу Наджих Ирбад ибн Сария (да будет доволен им Аллах) сказал:

«Однажды Посланник Аллаха ﷺ обратился к нам с красноречивым назиданием, от которого трепетали сердца и наворачивались слёзы глазах. И тогда мы сказали: «О Посланник Аллаха! Это похоже на наставление прощающегося, так оставь же нам своё завещание!» — на что он ﷺ ответил:

«Я завещаю вам бояться Аллаха, слушаться и подчиняться [правителям], даже если повелевать вами будет раб! Ибо поистине, тот из вас, кто проживет долго, увидит множество разногласий, и поэтому вам следует придерживаться моей Сунны и Сунны праведных халифов, ведомых прямым путем. Вцепитесь за это коренными зубами! И избегайте новшеств в делах религии, ибо каждое нововведение есть заблуждение!» (Абу Дауд, 4609, ат-Тирмизи, 2676 и классифицировал его достоверным (хасан-сахих)).

29. Двадцать девятый хадис:
Муаз ибн Джабаль (да будет доволен им Аллах) сказал:

”Однажды я спросил [Пророка ﷺ ]: О, Посланник Аллаха! Сообщи мне о таком деле, которое заведёт меня в Рай и отдалит меня от Огня, — на что он ответил:

«Ты спросил о великом [деле]. Поистине, оно будет лёгким для того, кому облегчит его Всевышний Аллах: Поклоняйся Аллаху и не приобщай Ему ничего в сотоварищи, выстаивай намаз, выплачивай закят, постись месяц Рамадан и соверши Хадж к Дому (Каабе)».

Затем он сказал: «Не указать ли мне тебе на врата к благому? Это — пост, который является щитом, милостыня, которая тушит грехи подобно тому, как вода тушит огонь, и намаз, который человек совершает поздней ночью».

Затем он прочитал: «Они отрывали свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили. Ни одна душа не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали» (Коран 32/16-17).

Затем он сказал:
— Не сообщить ли мне тебе о главе всей религий, ее опоре и вершине?
— Конечно, о Посланник Аллаха!
— Главой всей религий является Ислам, ее опорой – намаз, а ее вершиной – усердие на пути Аллаха, — затем он сказал:
— Не сообщить ли мне тебе о том, что владеет над всем этим?

— Конечно, о Посланник Аллаха, — тогда он взялся за свой язык и сказал:
— Удерживай это.
— О Пророк Аллаха! Разве будем мы спрошены за то, что говорим?
— Да лишится тебя твоя мать! А разве будут волочить людей лицами (или он сказал: их носами) по земле, и ввергать в Огонь за что-либо, кроме плодов их языков?!»” (Тирмизи, 2616 и классифицировал его достоверным (хасан-сахих)).

31. Тридцать первый хадис:
Абу Аббас Сахль ибн Саад Ас-Саидий (да будет доволен им Аллах) сообщил, что один человек пришёл к Пророку ﷺ и спросил: «О Посланник Аллаха! Укажи мне на такое дело, которое если я совершу, то полюбит меня Аллах и полюбят меня люди?», — на что он ответил:
«Прояви аскетичность к тому, что в этом мире, и тогда полюбит тебя Аллах. И откажись от того, чем владеют люди, и тогда полюбят тебя люди» (Достоверный (хасан) хадис, который вывели Ибн Маджа и др.).

32. Тридцать второй хадис:
Абу Саид Саад ибн Синан аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передал, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не настоите вреда себе либо другим» (Достоверный (хасан) хадис, который вывели Ибн Маджа, Даракутни и др.).

33. Тридцать третий хадис:
Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сообщил, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если людям будут давать, только лишь на основе их заявлений, то они непременно станут посягать на имущество и жизни других. Однако заявляющему необходимо представить аргумент, а отрицающему – принести клятву!» (Достоверный хадис (хасан), который вывели Байхаки и другие. Часть его приводится у Бухари и Муслима).

34. Тридцать четвертый хадис:
Абу Саид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Кто из вас увидит порицаемое, пусть изменит это своей рукой! Если он не сможет изменить его так, то своим словом! Если не сможет и так, то пусть порицает своим сердцем, и это самое слабое проявление веры» (Муслим).

35. Тридцать пятый хадис:
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сообщил, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не завидуйте друг другу, не набивайте цену при торговле, не враждуйте друг с другом, не отворачивайтесь друг от друга и не перебивайте торговлю друг другу. О, рабы Аллаха! Будьте друг другу братьями! Мусульманин – брат другому мусульманину: он не должен притеснять его, не должен оставлять его без поддержки, не должен относиться к нему с презрением! Богобоязненность находится тут», — указав трижды себе на грудь, он продолжил: «С человека достаточно зла, если он унижает своего брата мусульманина. Любому мусульманину запрещено посягать на жизнь, имущество и честь другого мусульманина» (Муслим).

36. Тридцать шестой хадис:
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сообщил, что Пророк ﷺ сказал: «Того, кто избавит верующего от тягости из тягостей этого мира, Аллах избавит от тягости из тягостей Судного Дня. Тому, кто облегчит положение должника, Аллах облегчит его положение в этом мире и в мире вечном. Тому, кто скроет грех мусульманина, Аллах скроет его грех в этом мире и в мире вечном. Аллах оказывает помощь Своему рабу, пока тот оказывает помощь своему брату. Тому, кто встанет на путь изучения знания, Аллах посредством этого облегчит путь в Рай. Когда люди собираются в доме из домов Аллаха, читают там Книгу Аллаха и изучают её, тогда на них снисходит спокойствие, милость покрывает их, а ангелы окружают их, и поминает их Аллах среди тех, кто находится рядом с Ним. Тому же, кого задержат его дела, не поможет двигаться быстрее его родословная» (Муслим).

37. Тридцать седьмой хадис:
Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сообщил, что Посланник Аллаха ﷺ передал слова своего Господа: «Поистине Аллах предписал благие и дурные дела» -, затем разъяснил это: «Если кто-то решит совершить благое дело, но не сможет его сделать, тому Аллах запишет у Себя полную награду. А если он решит совершить благое дело и сделает его, тогда Аллах запишет ему награду в десятикратном размере, и может увеличить её до семисот и даже болше. Если же он решит совершить дурной поступок, но не совершит его, тогда Аллах запишет ему полную награду. А если он решит совершить дурной поступок и сделает его, тогда Аллах запишет ему один грех» (Бухари 6491, Муслим 131).

38. Тридцать восьмой хадис:
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сообщил, что Пророк ﷺ сказал: «Поистине, Всевышний Аллах сказал: «Я объявлю войну тому, кто станет враждовать с Моим приближенным рабом! Самое любимое деяние, которым стремится приблизиться ко Мне Мой раб – это то, что Я вменил ему в обязанность. Мой раб будет приближаться ко Мне, совершая дополнительные деяния, до тех пор, пока Я не полюблю его. Когда же Я полюблю его, то стану его слухом, посредством которого он слышит, его зрением, посредством которого он видит, его рукой, которой он хватает, его ногой, которой он ступает. Если он попросит Меня о чём-то, то Я непременно дарую ему это, если он обратится ко Мне за защитой, то я непременно окажу ему помощь»» (Бухари 6502).

39. Тридцать девятый хадис:
Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сообщил, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине Аллах прощает моей общине то, что совершено по ошибке, по забывчивости или по принуждению» (Ибн Маджа 2045, Байхаки 15094).

40. Сороковой хадис:

Ибн Умара (да будет доволен им Аллах) говорил: «Посланник Аллаха ﷺ взял меня за плечо и сказал: «Будь в этом мире подобно чужестранцу или путнику».

Сам Ибн Умар говорил: «Если ты встретил вечер, то не дожидайся утра, а если ты встретил утро, то не дожидайся вечера! Бери из своего здоровья то, что будет тебе полезным во время твоей болезни, а из свой жизни – то, что пригодится тебе после твоей смерти» (Бухари 6416).

41. Сорок первый хадис:
Абу Мухаммад Абдулла ибн Амр ибн Ас (да будет доволен им Аллах) сообщил, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Не уверует никто из вас всецело, пока не станет его любовь следовать тому, с чем я явился» (Асбахани в «الحجة في بيان المحجة»).

42. Сорок второй хадис:
Анас (да будет доволен им Аллах) передал, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Аллах сказал: «О сын Адама! Поистине, пока ты взываешь ко мне и надеешься на Меня, Я буду прощать тебе несмотря на то, что ты совершил. О сын Адама! Даже если твои грехи достигнут небесных вершин, но потом ты попросишь у Меня прощения, то Я обязательно прощу их тебе. О сын Адама! Поистине, даже если ты придёшь ко Мне с грехами с величиной в Землю, но при этом ты встретишь Меня, не придавая Мне ничего в сотоварищи, то Я непременно приду к тебе с подобным по величине прощением»» (Тирмизи 3540).

 


Скачать PDF книгу на арабском языке

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь