Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам! А затем…
Читайте также: Шейх Раби: Права и обязанности мужчин и женщин в Исламе
Читайте также: Имам Раби: Кто любит быть во главе, разделили саляфитов
Перед читателем некоторые пункты, разъясняющие братские права ради Аллаха, которые я пожелал собрать из контекстов (Корана и Сунны) и со слов саляфов из-за того большого упущения, которое можно заметить относительно этого великого права, и (по причине) легкого расставания братьев друг с другом не на основе какого-либо шариатского повода и обязывающего религиозного фактора, а всего лишь из-за отсутствия соответствия в нравах или же по причине разногласий в желаниях и интересах.
Дабы не быть многословным и при этом изъяснить суть того, что я желал, скажу вкратце:
Пункт первый: Стремление к религиозному другу
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Человек на религии своего друга, так пусть посмотрит каждый из вас, с кем он дружит».
Также посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Воистину, праведный друг и плохой друг подобны продавцу благовоний (миска) и кузнецу. Продавец либо подарит тебе благовоние, либо ты сам его купишь, либо почувствуешь приятный запах, исходящий от него. [В свою очередь], кузнец либо обожжет твою одежду, либо ты почувствуешь неприятный запах» (Бухари, Муслим).
Передается, что Биляль ибн Са’д (да помилует его Аллах) говорил: «Брат, который при каждой встрече с тобой напоминает тебе о твоей доле у Аллаха, лучше для тебя, нежели тот брат, который при каждой встрече с тобой кладет в твою ладонь золотую монету (динар)».
Малик ибн Динар сказал Мугире ибн Хабибу: «О Мугира! Отбрось дружбу с любым братом, собеседником, другом, от которого ты не получаешь блага для твоей религии».
Пункт второй: Снисходительность между братьями
Всевышний сказал: «…которые сдерживают гнев и прощают людей. Воистину, Аллах любит творящих добро» (Коран, 3:134).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Рабу, который простит кого-либо, Аллах не прибавит ничего, кроме величия! А кто бы не проявлял скромность ради Аллаха, того Аллах непременно возвысит» (Муслим).
Также передается, что между Ибн Симаком и его другом произошла ссора, тогда сказал его друг: «Встретимся завтра, чтобы выслушать упреки друг друга», на что ответил (Ибн Симак): «Напротив, встретимся завтра чтобы простить друг друга».
Пункт третий: Проявление любви путем сообщения об этом и совершение дел в соответствии с этим
Наш Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если человек полюбил своего брата, то пусть сообщит ему, что он любит его» (Бухари, “Аль-адаб аль-муфрад”).
Суфьян ибн ‘Уейна (да помилует его Аллах) сказал: «Я слышал, как Мусауир Уаррак клялся Аллахом и говорил: “Не было так, чтобы я говорил кому-то: «Воистину, я люблю тебя ради Аллаха», а после этого отказывал ему в чем-либо из мирского».
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия (да помилует его Аллах) сказал: «Поистине, если человек полюбил кого-то ради Аллаха, то Аллах и есть его возлюбленный, потому что он желает, чтобы тот, которого он полюбил, приблизил его к Всевышнему Аллаху. И каждый из них — как любящий, так и любимый, приближаются тем самым к Аллаху».
Пункт четвертый: Взаимные наставления между братьями
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал, повторив трижды: «Религия – это проявление искренности». У него спросили: «По отношению к кому, о посланник Аллаха?». Он ответил: «По отношению к Аллаху, Его книге, посланнику, правителям мусульман и мусульманскому обществу» (Муслим).
Хасан аль-Басри (да помилует его Аллах) сказал: «Наши братья любимее для нас, чем наши семьи. Наши братья напоминают нам о последней жизни, а наши семьи напоминают нам о мирском».
Пункт пятый: Отдавание предпочтения друзьям перед собой
Аллах восхвалил сподвижников Своего пророка (мир ему и благословение) словами: «Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются. А те, кто уберегся от собственной скупости, являются преуспевшими» (Коран, 59:9).
‘Аббас ибн Дихкан сказал: «Не ушел из мирской жизни подобно тому как вошел в нее никто кроме Бишра ибн аль-Хариса. Воистину, к нему пришел мужчина во время его болезни и пожаловался на нужду. На что он [Бишр] снял свою рубашку и отдал ее ему, а себе же он на время взял поносить одежду у знакомых, в которой и умер».
Пункт шестой: Снисходительность (закрывать глаза и стараться не замечать)
Всевышний сказал: «Вот Пророк открыл тайну одной из своих жен. Когда же она рассказала ее, и Аллах открыл это ему, он дал знать о части этого и утаил другую часть. Она сказала: «Кто сообщил тебе об этом?». Он сказал: «Мне сообщил Знающий, Ведающий».
Куртуби сказал: «Утаил часть сказанного – проявляя благородство. Такое толкование этому аяту дал ас-Суддий».
Хасан (аль-Басри) сказал: «Благородный человек никогда не выискивает ошибки других».
Также Хасан аль-Басри (да помилует его Аллах) сказал: «Старание не замечать ошибки других и по сей день продолжает быть деянием благородных».
Пункт седьмой: Радость этому братству
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «У кого будут эти три качества, тот с их помощью почувствует сладость веры…», и из числа этих качеств он упомянул: «Любить человека только ради Аллаха».
Правитель правоверных Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Если Аллах наделил вас любовью к какому-либо мусульманину, то берегите это».
Пункт восьмой: Взаимное посещение и осведомление друг о друге
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) передал, что однажды мужчина посетил своего брата в деревне. Тогда Аллах поставил на его пути ангела, и когда он достиг его, сказал ему: «Куда ты идешь?».
— Он ответил: «Я иду к своему брату в этой деревне».
— Ангел спросил: «Делаешь ли ты это потому, что он сделал тебе какое-то добро?»
— Он ответил: «Нет, я делаю это только потому, что полюбил его ради Аллаха».
— Ангел сказал: «Воистину, Аллах послал меня, чтобы сообщить тебе, что Он полюбил тебя так же, как ты полюбил своего брата ради Него [Аллаха]» (Муслим).
Бывало, ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) вспоминал кого-то из своих братьев посреди ночи и говорил: «Какая же это длинная ночь!». После же того, как он совершал обязательную молитву, он направлялся к нему и обнимал его при встрече.
Пункт девятый: Оказание помощи брату в благом
Всевышний сказал: «Оказывайте помощь друг другу в благочестии и богобоязненности».
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Не уверует из вас кто-либо, пока не будет любить для своего брата то, что любит для себя».
Суфьяна ибну ‘Уейну спросили о смысле слов Всевышнего Аллаха: «Оказывайте помощь друг другу в благочестии и богобоязненности», на что он ответил: «Это значит совершать благочестие, призывать к этому, помогать в этом и указывать на это другим».
Пункт десятый: «Проявление терпения по отношению к недостаткам, которые не касаются религии»
Следует всегда проявлять все три вида терпения.
Всевышний Аллах, описывая положение верующих, сказал: «И завещали друг другу истину, и завещали друг другу терпение».
Яхъя ибн Му’аз (да помилует его Аллах) сказал: «Истинная любовь (ради Аллаха) – это та, которая не увеличивается по причине добра, которое тебе сделали, и не уменьшается от черствости, которое к тебе проявили».
Джунейд говорил: «Если любовь (ради Аллаха) является истинной, то условия этикета перестают быть обязательными».
Эти десять кратких пунктов объясняют некоторые этикеты, которых следует придерживаться в отношениях с братьями и друзьями, чтобы мы могли следовать им наилучшим образом. Надеюсь, что они будут полезными и побуждающими к совершению добра.
Да наставит нас Аллах на то, чтобы мы говорили и творили благое!
Автор: Шейх Мухаммад ибн Галиб аль-Умари (да хранит его Аллах)
Источник: Telegram.me/MuhammadGalib (Официальный Телеграм канал шейха Мухаммада ибн Галиба аль-Умари на русском языке)
4/4/1440 г.х. = 11/2/2018 г.г.
Скачать «БРАТСТВО В ИСЛАМЕ» в формате PDF
Оригинал книги на арабском