Дозволено ли сдавать или получать донорскую кровь

184

Вопрос: Можно ли быть донором крови бесплатно или за деньги?

Ответ: Ответ на этот вопрос можно заключить в несколько пунктов, которые богословы выделяют:

1. Если есть необходимость для жизни реципиента получить чужую кровь, то дозволено ее получить.

2. Дозволено донору сдать свою кровь тому, кому она необходима для жизни.

3. Кровь человека не является предметом торговли, и мусульманину следует быть выше того, чтобы торговать своей кровью. Пророк ﷺ запретил торговать кровью (Бухари 2086).

Поэтому мусульманину надлежит сдавать ее на безвозмездной основе, желая награды Аллаха за спасение человеческих жизней. Всевышний говорит в Коране:

وَمَنْ أَحْيَاهَا فَكَأَنَّمَا أَحْيَا النَّاسَ جَمِيعًا

«Кто сохранил жизнь одного человека, тот словно сохранил жизнь всего человечества» (5:32).

Однако нет греха в том, чтобы покупать кровь при необходимости, если ее не выдают бесплатно. В таком случае порицание ложится на того, кто продает.

4. В этом вопросе нет различия между мусульманином и не мусульманином. Можно быть как донором, так и реципиентом в экстренных случаях.

5. Если в медицинских учреждениях есть нужда в хранении запаса крови для экстренных случаев, то дозволено донору сдать ее на безвозмездной основе, в надежде на награду Аллаха и проявляя активную гражданскую позицию. Особенно если был призыв для населения к этому поступку со стороны правительства или Министерства здравоохранения из-за острого недостатка или чрезвычайных случаев в стране/городе.

6. Если донор делает это ради Аллаха, то ему записывается благое дело.

7. Однако все это при условии отсутствия вреда для самого донора. Если у него есть медицинские противопоказания, то пусть донором выступит другой, кому нет вреда от этого ибо Пророк ﷺ сказал «Нельзя причинять вред себе и окружающим» (Ибн Маджах 2340).

8. Если человек держит обязательный пост, такой как Рамадан и т. д., то пусть лучше дождется заката солнца, т. к. добровольная сдача крови, по мнению части богословов, нарушает пост, ну или как минимум может существенно ослабить организм постящегося.

Однако если есть угроза для жизни реципиента, то дозволено сдать кровь и даже прервать пост, если это необходимо для сохранения здоровья самого донора. Он получит награду Аллаха за этот добрый поступок, если совершил его с такой надеждой. Однако после этого он должен восстановить пропущенный день поста.


Подготовил: Магжан Тобыкты

Дата: 5.08.1442 х. — 18.03.2021 г.