Анас ибн Малик (да будет доволен им Всевышний Аллах) рассказывал: “Когда посланник Аллаха (ﷺ) переселился в Медину, у ее жителей было два праздничных дня, в которых они играли и веселились. Он спросил их: «Что это за дни?» Они ответили: «Это дни, в которые мы играем и веселимся, празднуя их со времен язычества». Тогда Пророк (ﷺ) сказал им: «Поистине, Аллах заменил их двумя лучшими днями: днем Жертвоприношения и днем Разговения!”. (Абу Дауд: 1134, ан-Насаи 1556, Ахмад 3/178. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбаний подтвердили достоверность хадиса).Шейх Мухаммад аль-Исьюбий (да сохранит его Всевышний Аллах) сказал: “Этот хадис указывает на легкость шариата и положений религии, поскольку Всевышний Аллах узаконил для мусульман два праздника, в которые они могут играть и веселиться!”. (“Шарх Сунан ан-Насаи”: 17/153).
Имам аль-Баговий (да смилуется над ним Всевышний Аллах) сказал: “Проявление радости в дни двух праздников относятся к обряду религии! И эти дни не подобны другим дням!”. И также об этом сказал Хафиз Ибн Хаджар. (“Шарху ас-Сунна”: 4/323, “Фатху аль-Барий”: 2/369).
— Совершение полного омовения (гусль) в день праздника:
Передаётся от Зазана (да смилуется над ним Всевышний Аллах), что однажды один человек спросил ‘Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Всевышний Аллах) про полное омовение (гусль), и ‘Али (да будет доволен им Всевышний Аллах) ответил: “Купайся каждый день, если хочешь”. Тот сказал: “Нет, я спрашивают про узаконенный гусль!” Тогда ‘Али сказал: “Купайся в день пятницы, в день ‘Арафа, в день Жертвоприношения и в день Разговения!”. (аль-Бэйхакъий: 3/278. Сказал шейх аль-Альбаний: иснад этого сообщения достоверный. См.: “аль-Иръвауль-гъолиль”: 1/177).
Нафи’ рассказывал (да смилуется над ним Всевышний Аллах): “Ибн ‘Умар (да будет доволен ими Всевышний Аллах) совершал полное омовение в день праздника, такое же как от осквернения, затем умащался благовониями, если они были у него, и одевал наилучшую из своих одежд, а затем выходил из дома и приходил на место совершения праздничной молитвы. А когда имам завершал молитву возвращался”. (“Шархус-Сунна”: 4/302).
Имам Ибн Рушд (да смилуется над ним Всевышний Аллах) сказал: “Ученые единогласны в желательности совершения полного омовения для молитвы двух праздников”. (“Бидаятуль-муджтахид”:1/491).
Имам ан-Нававий (да смилуется над ним Всевышний Аллах) сказал: “Нет разногласия среди ученых в желательности полного омовения для двух праздников”. (“аль-Маджму’”: 5/11).
— Желательно совершить полное омовение после утренней (фаджр) молитвы до праздничной, так как ‘Алий сказал: «В день Жертвоприношения и в день Разговения!», а «день» начинается с «фаджра». (والله أعلم).
— Надеть наилучшую из одежд и умаститься благовониямиперед выходом на праздничную молитву.
Передаётся от Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими Всевышний Аллах), что Посланник Аллаха (ﷺ) в день праздника надевал красный плащ. (ат-Табароний в “аль-Аусат”: 7609. Достоверность хадиса подтвердил шейх аль-Альбаний. См.: “ас-Сильсилятус-сахиха”: 3/274, №: 1279).
Хафиз Ибн Раджаб (да смилуется над ним Всевышний Аллах) сказал: “Хадис указывает на желательность украшаться для праздника, и то, что это было обычным явлением среди них (т.е. у Пророка (ﷺ) и его сподвижников). И сказал Имам Малик: «Я слышал, как ученые говорили о желательности украшаться и умащаться благовониями в дни праздников”. (“Фатхуль-Барий” Ибн Роджаба: 8/413, 414).
Нафи’ (да смилуется над ним Всевышний Аллах) рассказывал: “Ибн ‘Умар надевал наилучшую из своих одежд в дни праздников”. (аль-Байхакый:3/281. Хафиз Ибн Раджаб и хафиз Ибн Хаджар подтвердили достоверность иснада. См. “Фатхуль-Барий Ибн Хаджара”: 3/258, и “Фатхуль-Барий» Ибн Роджаба”: 8/414).
Нафи’ (да смилуется над ним Всевышний Аллах) также рассказывал: “Ибн ‘Умар совершал полное омовение в день праздника, такое же как от осквернения, затем умащался благовониями, если они были у него, и одевал наилучшую из своих одежд, а затем выходил из дома и приходил на место совершения праздничной молитвы. А когда имам завершал молитву возвращался”. (“Шархус-Сунна”: 4/302).
Имам Баговий (да смилуется над ним Всевышний Аллах) сказал: “Является из Сунны в день праздника одевать наилучшую из одежд и умащаться благовониями”. (“Шархус-Сунна”: 4/302).
Шейх Ибн аль-Усаймин (да смилуется над ним Всевышний Аллах) сказал: “Одевать наилучшую из одежд — это касается мужчин, а что касается женщин, то они не надевают красивые одежды перед выходом на праздничную молитву, в соответствии со словами Пророка (ﷺ) «А они (женщины) пусть выходят тафилят». (Ахмад: 2/145, Абу Дауд: 565). То есть, выходят в обычной одежде, а не в нарядной. Женщине запрещено выходить на люди нарядившись и надушившись благовониями”. (“Маджму’уль-фатауа”:16/217).
— Поесть что-либо перед выходом на молитву Разговения и не есть перед выходом на молитву Жертвоприношения до возвращения:
Передаётся от Анаса (да будет доволен им Всевышний Аллах), что он сказал: “В день разговения Посланник Аллаха (ﷺ), никогда не отправлялся на праздничную молитву, не съев несколько фиников. И обычно он съедал нечетное количество фиников”. (аль-Бухарий: 953).
Передаётся от Бурайды (да будет доволен им Всевышний Аллах), что он сказал: “Посланник Аллаха (ﷺ) не выходил на молитву Разговения, не поев, и не ел перед выходом на молитву Жертвоприношения до тех пор, пока не возвращался”. (ат-Тирмизий: 542, Ибн Маджа: 1756. Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн Хузайма и шейх аль-Альбаний).
В другой версии этого хадиса, которую приводит имам Ахмад (да смилуется над ним Всевышний Аллах), сказано: “И не ел перед выходом на молитву Жертвоприношения до тех пор, пока не возвращался, после чего кушал из своего жертвенного животного”. (Ахмад: 22880. Хафиз Ибн аль-Къоттон подтвердил достоверность хадиса).
Са’ид ибн аль-Мусайиб (да смилуется над ним Всевышний Аллах) говорил: “Поистине, в день Разговения сподвижникам было повелено кушать прежде, чем отправиться на праздничную молитву”.(Аль-Муватта:1/179).
Иброхим ан-Нахаи’ (да смилуется над ним Всевышний Аллах) говорил: “Сподвижники считали желательным кушать в день Разговения прежде, чем отправиться на место совершения праздничной молитвы”. (‘Абдур-Роззак: 5738).
Ибн Кудама (да смилуется над ним Всевышний Аллах) сказал: “Является из Сунны кушать в день Разговения до совершения молитвы, и не кушать в день жертвоприношения до тех пор, пока не совершиться молитва. И мы не знаем по поводу этого разногласия среди ученых. И желательно в день Разговения поесть нечетное количество фиников, так как посланник Аллаха (ﷺ) ел в день Разговения нечетное количество фиников”. (“Аль-Мугъний”: 3/258).
Имам Ахмад (да смилуется над ним Всевышний Аллах) говорил: “В день Жертвоприношения не кушает пока не возвратится, это если он будет совершать жертвоприношение, так как Пророк (ﷺ) кушал со своего жертвенного животного. Если же у человека нет животного для жертвоприношения, то нет проблем в том, чтобы он покушал и до выхода на молитву”. (“аль-Мугъний”: 3/259).
— Отправиться на праздничную молитву пешком:
Передаётся от Ибн ‘Умара (да будет доволен ими Всевышний Аллах), что Посланник Аллаха (ﷺ) отправлялся на праздничную молитву пешком, и возвращался пешком. (Ибн Маджа: 1295. Достоверность хадиса подтвердил шейх аль-Альбаний).
‘Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Всевышний Аллах) сказал: “Поистине, является из Сунны отправляться на праздничную молитву пешком”. (Ибн Маджа: 1297, ат-Тирмизий: 530. Достоверность асара подтвердили Имам ат-Тирмизий и шейх аль-Альбаний).
Имам Ат-тирмизий (да смилуется над ним Всевышний Аллах) сказал: “Большинство ученых считают желательным, чтобы человек отправлялся на праздничную молитву пешком. И что желательно не отправляться верхом, кроме как при необходимости”. (“Сунан ат-Тирмизий”:138).
Ибн Къудама (да смилуется над ним Всевышний Аллах) сказал: “Желательно отправляться на праздничную молитву пешком и следует идти серьезно и спокойно. А если есть необходимость или место праздничной молитвы далеко, то нет проблем в том, чтобы отправиться на праздничную молитву на транспортном средстве”. (“Аль-Мугъний”: 3/262).
— Отправиться на праздничную молитву одной дорогой, а возвращаться другой:
Передаётся от Джабира (да будет доволен им Всевышний Аллах), что он сказал: “В день праздника Пророк (ﷺ) обычно отправлялся на праздничную молитву не той дорогой, по которой он возвращался с неё”. (аль-Бухарий: 986).
Передаётся от Ибн ‘Умара (да будет доволен ими Всевышний Аллах), что он сказал: “В день праздника посланник Аллаха (ﷺ) отправился на праздничную молитву одной дорогой, а затем возвратился другой”. (Абу Давуд: 1156. Достоверность хадиса подтвердил шейх аль-Альбаний).
Шамсуль-хакк аль-‘азым аль-абадий (да смилуется над ним Всевышний Аллах) сказал: “Этот хадис указывает на желательность отправляться на праздничную молитву одной дорогой, а возвращаться другой, как для имама, так и для того, кто молится за имамом”. (“Авнуль-Ма’будут”: 4/17).
О ПРАЗДНИЧНЫХ ТАКБИРАХ:
Всевышний Аллах сказал: «Он желает, чтобы вы довели до конца число (дней поста до месяца) и чтобы вы возвеличивали Аллаха (по завершению поста) за то, что Он повел вас по прямому пути, и чтобы вы были благодарны (Аллаху за все дарованные Им милости)». (аль-Бакъара: 185).
Сказал ибн Касир (да смилуется над ним Всевышний Аллах): “Большинство ученых считали узаконенным «такбир» в день Разговения в соответствии с этим аятом”. (“Тафсир Ибн Касир”: 2/186).
Всевышний Аллах сказал: «Поминайте Аллаха в считанные дни (т.е. в дни Ташрикъа)».
(аль-Бакъара: 203).
Ибн ‘Аббас (да будет доволен ими Всевышний Аллах) сказал: “Считанные дни – это дни ташрикъа”. (“Тафсир Ибн Касир”: 2/265).
Также Ибн ‘Аббас (да будет доволен ими Всевышний Аллах) сказал: “Считанные дни, дни ташрикъа – четыре дня: день жертвоприношения и три дня после него”. (“Тафсир Ибн Касир”: 2/267).
Сказал ибн Касир (да смилуется над ним Всевышний Аллах): “И это передаётся от многих праведных предшественников”. (“Тафсир Ибн Касир”: 2/267).
— Время произнесения такбиров праздника Разговения начинается с момента выхода из дома и длится до выхода имама на праздничную молитву.
Имам аз-Зухрий (да смилуется над ним Всевышний Аллах) сказал: “Обычно посланник Аллаха (ﷺ) в день праздника Разговения отправлялся на праздничную молитву произнося «такбир» и до тех пор, пока не приходил на место совершения праздничной молитвы и пока не завершал молитву, а когда завершал молитву прекращал произносить «такбир»”. (Ибн Аби Шайба: 5664. Достоверность асара подтвердил шейх аль-Альбаний. См.: “Ирвауль-гъолиль”: 123).
Ибн ‘Умар (да будет доволен ими Всевышний Аллах) рассказывал: “Посланник Аллаха (ﷺ) в дни двух праздников отправлялся на праздничную молитву вместе с аль-Фадль ибн ‘Аббасом, ‘АбдулЛах аль-Аббасом, Алий, Джа’фаром, Хасаном, Хусейном, Усамой ибн Зейд, Зейдом ибн Хариса, Айманом ибн Умму Айман, произнося «Тахлиль» и «Такбир» громким голосом”.
(Аль-Байхакый: 3/279. Достоверность хадиса подтвердил шейх аль-Альбаний. См. “Ирвауль-гъолиль”:123).
Имам аз-Зухрий (да смилуется над ним Всевышний Аллах) сказал: “Сподвижники произносили такбир в день праздника Разговения, когда выходили из своих домов до тех пор, пока не приходили к месту совершения праздничной молитвы, и пока не появлялся имам. Когда же появлялся имам, они умолкали, и, если имам начинал произносить такбир, они тоже опять начинали произносить такбир”.(Ибн Аби Шайба: 5672. Достоверность иснада потвердил шейх аль-Альбаний. См. “Ирвауль-гъолиль”: 3/121).
— Время произнесения такбиров праздника Жертвоприношения начинается после утренней (фаджр) молитвы в день ‘Арафа и длится включительно до послеобеденной (‘аср) молитвы третьего дня ат-Ташрикъа.
Передаётся от ‘Алий (да будет доволен им Всевышний Аллах), что он начинал произносить «такбир» после утренней (фаджр) молитвы в день ‘Арафа и произносил его включительно до послеобеденной (‘аср) молитвы третьего дня ат-Ташрикъа. (Ибн Аби Шайба: 5674, аль-Байхакый: 3/314, аль-Хаким: 1/300).
Подобное также передаётся от Ибн Мас’уда и Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими Всевышний Аллах). (Асар Ибн Мас’уда приводит аль-Хаким: 1/300, а асар Ибн Аббаса приводит аль-Байхакый: 3/314 и аль-Хаким: 1/300).
ВИДЫ ПРАЗДНИЧНЫХ ТАКБИРОВ:
От посланника Аллаха (ﷺ) относительно конкретных слов “такбира” нет ни одного достоверного сообщения. Но определенные слова “такбира” достоверно передаются от сподвижников.
— Передаётся, что Сальман аль-Фарисий (да будет доволен им Всевышний Аллах) обучая «такбиру» говорил: “Произносите «такбир» вот так:
«الله أكبر الله أكبر، الله أكبر كبيراً، اللَّهُمَّ أَنْتَ أَعْلَى وَ أَجَلُّ مِنْ أَنْ تَكُونَ لَكَ صَاحِبَةٌ، أَوْ يَكُونَ لَكَ وَلَدٌ، أَوْ يَكُونَ لَكَ شَرِيكٌ فِي المُلْكِ،أَوْ يَكُونَ لَكَ وَلِيٌّ مِنَ الذُلِّ، وَ كَبِّرْهُ تَكْبِيرًا، اَللَّهُمَّ اغْفِرْ لَنَا، اَللَّهُمَّ اِرْحَمْنَا»
«Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбару кабирон, Аллахумма Анта А’ля ва Аджалль мин ан такуна ляка сохиба, ав якуна ляка валяд, ав якуна ляка шарикун виль-мульк, ав якуна ляка валийюн миназ-зулль, ва каббирху такбирон, Аллахумма игфир ляна, Аллахумма ирхамна».
(‘Абдур-Раззакъ: 20581. Достоверность иснада подтвердил Хафиз Ибн Хаджар. См.: “Фатхуль-Барий”: 3/294).
— Передаётся, что Ибн Мас’уд (да будет доволен им Всевышний Аллах) говорил:
«الله أكبر الله أكبر، لا إله إلا الله، والله أكبر الله أكبر و لله الحمد»
«Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха иллялЛах, валЛаху Акбар, Аллаху Акбар ва лилЛяхиль-хамд».
(Ибн Аби Шайба: 5694, 5696, Достоверность иснада подтвердил шейх аль-Альбаний. См.: “Ирвауль-гъолиль”: 3/125).
Также передается, что Ибн Мас’уд (да будет доволен им Всевышний Аллах) говорил:
«الله أكبر الله أكبر الله أكبر لا إله إلا الله، والله أكبر الله أكبر و لله الحمد»
«Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха иллялЛах, валЛаху Акбар, Аллаху Акбар ва лилЛяхиль-хамд».
(Ибн Аби Шайба: 5676. Достоверность иснада подтвердил шейх аль-Альбаний. См.: “Ирвауль-гъолиль”: 3/125).
Передаётся, что Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Всевышний Аллах) говорил:
«الله أكبر الله أكبر الله أكبر و لله الحمد، الله أكبر و أجلّ، الله أكبر على ما هدانا»
«Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар ва лилЛяхиль-хамд! Аллаху акбар ва аджаль, Аллаху акбар ‘аля ма хадана!».
(аль-Байхакъий: 6280. Достоверность иснада подтвердил шейх аль-Альбаний. См.: “Ирвауль-гъолиль”: 3/125).
Также передаётся, что Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Всевышний Аллах) говорил:
«الله أكبر كبيراً، الله أكبر كبيراً، الله أكبر و أجلّ، الله أكبر، و لله الحمد»
«Аллаху Акбар кабирон, Аллаху Акбар кабирон, Аллаху Акбар ва аджаль, Аллаху Акбар ва лилЛяхиль-хамд».
(Ибн Аби Шайба: 5689. Достоверность иснада подтвердил шейх аль-Альбаний. См. “Ирвауль-гъолиль”: 3/126).
Внимание:
Обязательно надо ограничиться именно на тех видах праздничных такбиров, что достоверно передается от сподвижников, не внося каких-либо добавлений, ибо, поистине, каждому достаточно того, на чем были сподвижники посланника Аллаха (ﷺ). Хафиз Ибн Хаджар говорил: «В это время внесли некие добавления в праздничные такбиры, которые не имеют никакой основы!». (“Фатхуль-Барий”: 3/295). Хафиз Ибн Хаджар сказал эти слова около семисот лет назад, а что же можно сказать о всевозможных добавлениях в наши дни! И как сказал выдающийся учёный Ибн Касир: «Приверженцы Сунны и аль-Джама’а говорят относительно каждого слова и поступка, которые достоверно не установлены от сподвижников – это бид’а. Потому что если оно (слово или поступок) было бы добром, то они непременно опередили бы нас в нём. Так как они не оставляли ничего из добра, кроме как спешили совершать его». (“Тафсир Ибн Касир”: 13/12).
Некоторые положения праздничной молитвы.
— Праздничная молитва является обязательной для каждого мусульманина и мусульманки.
Передается что Умма Атыйя (да будет доволен ее Всевышний Аллах) сказала: “Посланник Аллаха(ﷺ) повелел нам в дни праздников Разговения и Жертвоприношения выходить из дома вместе с молодыми девушками, и сидящими за занавесками, а также женщинами, у которых начались месячные кровотечения, чтобы они могли принять участие в благих делах и обращениях верующих с мольбой к Аллаху. Однако женщины, у которых начались месячные кровотечения, пусть не совершают молитвы. Я (Умма Атыйя) спросила: О посланник Аллаха (ﷺ): Если у одной из нас не будет одежды. Посланник Аллаха (ﷺ) ответил: Пусть ее подруга одолжит ей из своей одежды. (аль-Бухарий: 324, Муслим: 890, Абу Давуд: 1136, ат-Тирмизий:539, ан-Насаий: 390, Ибн Маджа:1307).
Передается что Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими Всевышний Аллах) рассказывал: “Посланник Аллаха (ﷺ) повелевал своим дочерям и женам выходить на молитву двух праздников Разговения и Жертвоприношения”. (Ахмад: 1/231, Ибн Аби Шайба: 2/182. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсилятус-сахиха”: 5/150-151).
Имам аш-Шавканий (да смилуется над ним Всевышний Аллах) сказал: “Знай, что Пророк (ﷺ)никогда не оставлял праздничную молитву, и повелевал людям выходить на нее, и повелевал выходить даже молодым девушкам, и сидящим за занавесками, и даже тем женщинам, у которых были месячные кровотечения. Однако женщинам, у которых были месячные кровотечения, Он (ﷺ)повелевал, чтобы они не совершали молитву, но принимали участие в благих делах и обращениях верующих с мольбой к Аллаху. И говорил, что тем женщинам, у которых не было одежды, чтобы ее подруга одолжила ей из своей одежды. Все это свидетельствует о том, что праздничная молитва является твердо установленным обязательством для всех мусульман”. (“Сайлюль-джаррар”: 192).
Сыддыкъ Хасан Хан (да смилуется над ним Всевышний Аллах) сказал: “Из числа доказательств на то, что праздничные молитвы являются обязательными, является то, что если праздничная молитва совпадает с пятничной молитвой в один день, то праздничная молитва отменяет обязательность пятничной молитвы. А то, что не является обязательным в своей основе, никак не может отменить обязательное предписание!”. (“ар-Равдатун-надийя”: 1/380).
Время праздничной молитвы.
— Время праздничной молитвы начинается с момента, когда солнце восходит над горизонтом на высоту копья, то есть сразу же после того, как пройдет порицаемое время для молитв. И длится до тех пор, пока солнце не достигнет зенита, то есть начало времени обеденной молитвы.
Передаётся, что однажды сподвижник посланника Аллаха (ﷺ) АбдулЛах ибн Буср (да будет доволен им Всевышний Аллах) вышел с людьми в день праздника Разговения или Жертвоприношения для совершения праздничной молитвы и порицал имама за то, что он задержал молитву и сказал: “Поистине во времена посланника Аллаха (ﷺ) мы уже заканчивали в это время!”. А это время было началом времени молитвы “Ад-Духа”. (Абу Давуд: 1135, Ибн Маджа: 1317. Достоверность хадиса подтвердили Имам аль-Хаким, Имам аз-Захабий и шейх аль-Албаний).
Шейх Усаймин (да смилуется над ним Всевышний Аллах) сказал: “Начало времени праздничной молитвы подобно началу времени “ад-Духа”, а известно, что время молитвы “ад-Духа” начинается с момента, когда солнце восходит над горизонтом на высоту копья, а это примерно через 15 минут с момента начала восхода солнца. Конец времени праздничной молитвы, когда солнце достигнет зенита”. (“аш-Шархуль-мумти’”: 118, 120).
— Имам Ибн Къудама (да смилуется над ним Всевышний Аллах)сказал: “Если люди узнали о праздничном дне только после того, как солнце отклонилось от зенита, то им следует выйти и совершить праздничную молитву на следующий день”. (“аль-Мугний: 3/286).
Передается что ‘Умайр ибн Анас (да будет доволен им Всевышний Аллах) сказал: “Мои дяди из числа ансаров, которые были сподвижниками посланника Аллаха (ﷺ) мне рассказали: “Однажды, когда мы соблюдали пост в месяц Рамадан, мы не увидели луну месяца Шаваль, (которая указывает на завершение поста), и на следующий день мы продолжили соблюдать пост. Затем, в конце дня приехала группа всадников, и они сообщили посланнику Аллаха (ﷺ), что вчера видели луну. И тогда посланник Аллаха (ﷺ) повелел прервать пост и выйти на праздничную молитву на следующий день”. (Абу Дауд: 1157, ан-Насаий: 1557, Ибн Маджа: 1653, Ахмад: 20579, 20584. Достоверность хадиса подтвердили имам ад-Дарукъутний и шейх аль-Альбаний).
Шейх Усаймин (да смилуется над ним Всевышний Аллах) сказал: “Если люди узнали о праздничном дне только после того, как солнце отклонилось от зенита, то они не совершают праздничную молитву в этот день, а совершают ее на следующий день в установленное для праздничной молитвы время. И доводом на это является то, что рассказал ‘Умайр ибн Анас (да будет доволен им Всевышний Аллах) от своих дядей из числа ансаров, которые были сподвижниками посланника Аллаха(ﷺ), они рассказали ему: “ Однажды, когда мы соблюдали пост в месяц Рамадан, мы не увидели луну месяца Шаваль, (которая указывает на завершение поста), и на следующий день мы продолжили соблюдать пост. Затем, в конце дня приехала группа всадников, и они сообщили посланнику Аллаха(ﷺ), что вчера видели луну. И тогда посланник Аллаха (ﷺ) повелел прервать пост и выйть на праздничную молитву на следующий день”. (Абу Дауд: 1157, ан-Насаий: 1557, Ибн Маджа: 1653, Ахмад: 20579, 20584. Достоверность хадиса подтвердили имам ад-Дарукъутний и шейх аль-Альбаний). И если люди узнали о праздничном дне только после того, как солнце отклонилось от зенита, то они в день праздника Разговения прерывают пост, так как стало ясно известно, что это день праздника, а в день праздника соблюдение поста запрещено. А в день праздника Жертвоприношения они ждут и не совершают праздничную молитву до наступления следующего дня, и не приносят в жертву до тех пор, пока не совершат праздничную молитву”. (“аш-Шархуль-мумти’”: 5/120).
— Желательно совершить праздничную молитву в день праздника Жертвоприношения в начале времени, а в день праздника Разговения желательно отсрочить совершение праздничной молитвы.
Имам Ибн Къудама (да смилуется над ним Всевышний Аллах) сказал: “Желательно совершить праздничную молитву в день праздника Жертвоприношения в начале времени, чтобы было больше времени для совершения жертвоприношения, а в день праздника Разговения желательно отсрочить совершение праздничной молитвы, чтобы было больше времени для раздачи закятуль-фитр (милостыни разговения). И я не знаю разногласия среди ученых в отношении этого. Назначение дня Разговения раздача закятуль-фитр, время которой до праздничной молитвы. Назначение дня Жертвоприношения приношение в жертву, время которого после праздничной молитвы. В отсрочке праздничной молитвы дня Разговения и в совершении её в начале времени в день Жертвоприношения увеличение времени назначения каждого из этих дней”. (“аль-Мугний”: 3/267, см. также “Фатхуль-Барий” Ибн Роджаба: 8/461).
Место совершения праздничной молитвы
— В соответствии с Сунной посланника Аллаха (ﷺ) праздничная молитва совершается на открытой местности, в специально отведенном для этого места, расположенном вблизи населенного пункта, если только этому не препятствует какая-либо причина, как дождь например, то тогда можно совершить её и в мечети.
Передаётся что Абу Са’ид аль-Худрий (да будет доволен ими Всевышний Аллах) сказал: “В день Разговения и в день Жертвоприношения посланник Аллаха (ﷺ) всегда выходил к месту молитвы и первое, с чего он начинал, была молитва, затем после завершения молитвы он становился перед сидевшими рядами людьми для того, чтобы увещевать их и давать им свои наставления иповеления”. (аль-Бухарий: 956, Муслим: 889).
Имам ас-Сан’аний (да смилуется над ним Всевышний Аллах) сказал: “В этом хадисе указание на то, что выходить на специально отведенное место для совершения праздничной молитвы узаконено Шариатом”. (“Субулус-Салям”: 2/209).
Хафиз Ибн Хаджар (да смилуется над ним Всевышний Аллах) сказал: “В этом хадисе указание на то, что выходить на специально отведенное место для совершения праздничной молитвы узаконено Шариатом”. И то, что в мечети ее следует совершать только при необходимости”. (“Фатхуль-Барий”: 3/275).
Имам Ибн аль-Хадж аль-Маликий (да смилуется над ним Всевышний Аллах) сказал:“Установленной Сунной является совершение двух праздничных молитв в специально отведенном для них месте. Так как посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Молитва, совершенная в моей мечети, лучше, чем тысяча молитв, совершенных в любом месте, кроме заповедной мечети (аль-масджидуль-харам)», и, несмотря на это великое достоинство, он оставлял свою мечеть и выходил на специально отведенное место для совершения праздничной молитвы”. В этом ясное указание на то, что выходить на специально отведенное место для совершение праздничной молитвы является твердо установленным положением в Шариате. (“аль-Мадхаль” 2/283).
Имам аш-Шафи’и (да смилуется над ним Всевышний Аллах) сказал: “До нас дошло, что посланник Аллаха (ﷺ) выходил за пределы Медины для совершения молитвы двух праздников. Также поступали и после него, если только не препятствовал этому дождь или что-либо другое”. (См.: “аль-Умм”: 2/497, “Фатхуль-Барий”: 3/276).
Имам Ибн Къудама (да смилуется над ним Всевышний Аллах) сказал: “ Установленной Сунной является совершение двух праздничных молитв в специально отведенном для них месте. Так как посланник Аллаха (ﷺ) выходил для совершение двух праздничных молитв в специально отведенном для них месте и оставлял свою мечеть. И также поступали после него праведные халифы. Посланник Аллах (ﷺ) не оставил бы лучшее, которое находится вблизи от него (т.е. его мечеть) и не обременил бы себя менее достойным, которое находится вдали от него, и Он (ﷺ) не узаконил для своей уммы оставление благих деяний. Нам приказано следовать Пророку (ﷺ) и брать пример с Него (ﷺ). И нельзя чтобы то, что повелено было менее достойным, а то, что запрещено более достойным. И ни один сподвижник не передал, что посланник Аллаха (ﷺ) совершил праздничную молитву в своей мечети, кроме как в крайней ситуации. И поэтому если есть какая-либо причина, как дождь, страх, или что-нибудь другое, которая препятствует выйти на специально отведенное место для совершения праздничной молитвы, то разрешается совершить её в мечети”. (“аль-Мугний”: 3/261).
— У праздничных молитв нет ни азана, ни икъома, ни другогокакого-либо призыва, абсолютно ничего.
Передается от Ибн Аббаса и Джабира (да будет доволен ими Всевышний Аллах), что они сказали: “Нет азана у праздничной молитвы ни до выхода имама, ни после. Нет ни азана, ни икъомы, ни другого какого-либо призыва, абсолютно ничего”. (аль-Бухарий: 960, Муслим:886).
Передается от Джабира ибн Самуро (да будет доволен им Всевышний Аллах), что он сказал: “Я совершил праздничные молитвы вместе с посланником Аллаха (ﷺ) не один раз и не два, без азана и икъомы”. (Муслим:887).
Имам Ибн аль-Къойим (да смилуется над ним Всевышний Аллах) сказал: “Посланник Аллаха (ﷺ)когда приходил на место совершения праздничной молитвы сразу начинал совершать праздничную молитву без азана и икъомы и без слов “Ас-соляту джамиа”, и в соответствии с сунной посланника Аллаха (ﷺ) ничего из этого не делается”. (“Задуль-Маад”: 1/442).
Хафиз Ибн Раджаб (да смилуется над ним Всевышний Аллах) сказал: “Ученые сошлись на том, что азан и икъома для молитвы двух праздников являются нововведением!”. (“Фатхуль-Барий”: 8/447).
— Не совершается никакая молитва ни до, ни после праздничной молитвы, на месте совершения её, но желательно совершить два рак’ата при возвращении домой.
Передаётся, что Ибн Аббас (да будет доволен ими Всевышний Аллах) сказал: “В день праздника посланник Аллаха (ﷺ) приходил на место совершения праздничной молитвы и совершал её в два рак’ата, и не совершал ни до, ни после неё никаких молитв”. (аль-Бухарий: 989, Муслим: 884).
Передаётся, что Абу Са’ид аль-Худрий (да будет доволен им Всевышний Аллах) сказал:“Посланник Аллаха (ﷺ) не совершал до праздничной молитвы никакой молитвы, но когда он возвращался к себе домой, то совершал два рак’ата”. (Ибн Маджа: 1293. Достоверность хадиса подтвердили Хафиз Ибн Хаджар, аль-Бусойрий и шейх аль-Альбаний).
Имам аз-Зухрий (да смилуется над ним Всевышний Аллах) сказал: “Я не слышал, чтобы кто-нибудь из наших ученых упомянул, что кто-нибудь из праведных предшественников совершал какую-либо молитву до праздничной молитвы или после неё”. (“Аль-Мудаввана”: 2/250, “Авнуль-Ма’буд: 4/16).
Имам Ахмад (да смилуется над ним Всевышний Аллах) сказал: “Нет никакой установленной молитвы ни до, ни после праздничной молитвы”. (“Масаилюль-имам Ахмад”:469).
Имам ас-Сан’аний (да смилуется над ним Всевышний Аллах) сказал: “В хадисе Ибн Аббаса указание на то, что дополнительная молитва до праздничной молитвы или после неё не узаконена Шариатом, так как если посланник Аллаха (ﷺ) не совершал её и не повелел её совершать, то это значит, что она (дополнительная молитва) не узаконена ни в отношении него, ни в отношении нас.Имеется ввиду под словами “и не совершал ни до, ни после неё никаких молитв” в хадисе Ибн Аббаса, то, что посланник Аллаха (ﷺ) не совершал дополнительные молитвы до или после праздничной молитвы на месте совершения праздничной молитвы. А в хадисе Абу Са’ида аль-Худрий указание на то, что совершение двух рак’атов дополнительной молитвы дома после праздничной молитвы узаконено Шариатом”. (“Субулус-Салям”: 2/206, 208).
Порядок совершения праздничной молитвы:
1. Праздничная молитва состоит из двух рак’атов.
Передаётся что ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Всевышний Аллах) сказал:“Пятничная молитва состоит из двух рак’атов, молитва Разговения из двух рак’атов, молитва Жертвоприношения из двух рак’атов и молитва путника из двух рак’атов. И это полноценное количество этих молитв, а не сокращенное, о чем сказано самим посланником Аллаха (ﷺ)”.
(Имам Ахмад:257, ан-Насаи:1420, Ибн Маджа:1064. Достоверность хадиса подтвердили Имам Ибн Хузайма и шейх аль-Альбаний).
2. В этих двух рак’атах произносятся двенадцать такбиров (Аллаху Акбар). В первом рак’ате произносятся семь такбиров, после такбиротуль-ихром и до чтения фатихи, а во втором рак’ате пять такбиров до чтения фатихи.
Передаётся от АбдулЛаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Всевышний Аллах), что посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «В праздничной молитве произносятся семь такбиров в первом рак’ате, а во втором пять, и суры следует читать после них». (Имам Ахмад: 6688, Абу Давуд: 1151, Ибн Маджа: 1278. Достоверность хадиса подтвердил Имам Ахмад, имам аль-Бухарий и др. См. “ат-Тальхыс”: 144).
Передаётся от ‘Аиши (да будет доволен ею Всевышний Аллах), что посланник Аллаха (ﷺ) произносил в молитве Разговения и Жертвоприношения в первом рак’ате семь такбиров, а во втором пять. (Абу Давуд: 1149. Достоверность хадиса подтвердил шейх аль-Альбаний).
3. Имам ан-Нававий (да смилуется над ним Всевышний Аллах) сказал: “Что касается не имама, то для них Сунной является произнесение этих такбиров про себя”. (“аль-Маджму’”: 3/295).
4. Желательно в первом рак’ате после фатихи читать суру “аль-А’ля”, а во втором суру “аль-Гъошия”. Или в первом суру “Къоф”, а во втором суру “аль-Къомар”.
Передаётся от Ну’мана ибн Башира (да будет доволен им Всевышний Аллах), что посланник Аллаха (ﷺ) в праздничных и пятничных молитвах читал: суру “аль-А’ля” и суру “аль-Гъошия”.(Муслим:878).
Передаётся от Самуры ибн Джундуба (да будет доволен им Всевышний Аллах), что посланник Аллаха (ﷺ) читал в молитве двух праздников: суру “аль-А’ля” и суру “аль-Гъошия”. (Ахмад:20080. Достоверность хадиса подтвердил шейх Альбаний, См. “Ирвауль-гъолиль”: 3/116).
Передаётся что Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Всевышний Аллах) спросил Абу Вакъида аль-Лейсий о том, что читал посланник Аллаха (ﷺ) в молитве Разговения и Жертвоприношения, и он ответил: “Он читал в них суру “аль-Къоф” и суру “аль-Къомар”. (Муслим: 891).
Имам Ибн аль-Мунзир (да смилуется над ним Всевышний Аллах) сказал: “У имама есть выбор, и если он желает, то читает в молитве двух праздников суры «Къоф» и «аль-Къомар», а если он желает, то читает суры «аль-А’ля» и «аль-Гъошия». Но если имам прочитает суру «аль-Фатиха» и любую иную суру помимо упомянутого нами, то это будет достаточным”. (“аль-Авсат”: 4/284).
Некоторые положения праздничной проповеди (хутба):
— Праздничная хутба произносится после совершения праздничной молитвы.
Передаётся что Ибн ‘Аббас (да будет доволен ими Всевышний Аллах), сказал: “Я совершал праздничные молитвы с посланником Аллаха (ﷺ), Абу Бакром, ‘Умаром и ‘Усманом, и все они совершали молитву до хутбы”. (аль-Бухарий: 962, Муслим: 884).
Передаётся что Ибн ‘Умар (да будет доволен ими Всевышний Аллах), сказал: “Посланник Аллаха(ﷺ), Абу Бакр и ‘Умар совершали праздничную молитву до хутбы”. (аль-Бухарий: 963, Муслим: 888).
Имам ас-Сан’аний (да смилуется над ним Всевышний Аллах) сказал: “В этом хадисе указание на то, что посланник Аллаха (ﷺ) постоянно совершал праздничную молитву до хутбы и хадис также указывает на то, что обязательно совершать праздничную молитву до хутбы. (“Субулус-Салям”: 2/203).
— Праздничная хутба в отличии от пятничной хутбы, произносится одной хутбой.
Передаётся что Абу Са’ид аль-Худрий (да будет доволен ими Всевышний Аллах), сказал: “В день Разговения и в день Жертвоприношения посланник Аллаха (ﷺ) всегда выходил к месту молитвы и первое, с чего он начинал, была молитва, затем после завершении молитвы он становился перед сидевшими рядами людьми для того, чтобы увещевать их и давать им свои наставления иповеления”. (аль-Бухарий: 956, Муслим: 889).
Имам ас-Сан’аний (да смилуется над ним Всевышний Аллах) сказал: “В хадисе указание на то, что праздничная проповедь узаконена, и что эта проповедь подобна пятничным проповедям, в которых повеление и увещевание. И в этом хадисе нет указания на то, что праздничная хутба состоит из двух частей, между которыми имам сидит, как это делается в пятничной хутбе. Не установлено, чтобы Пророк (ﷺ) совершал это, а люди стали совершать это, проведя аналогию с пятничной молитвой”. (“Субулус-Салям”: 2/209).
— А что касается хадиса, который привел аль-Баззар в “Кашфуль-астар”: 1/315, и в котором передается, что посланник Аллаха (ﷺ) делал две хутбы в праздничной молитве, разделяя их сидением, то он является недостоверным. Недостоверность хадиса подтвердили хафиз Ибн Хаджар, хафиз аль-Бусойрий, шейх аль-Альбаний и др. (да смилуется над ним всеми Всевышний Аллах). (См. “ат-Тальхысуль-хабир”: 2/86, “ас-Сильсилятуд-да’ифа”: 12/635.)
— Также является недостовернным сообщение от Ибн Мас’уда (да будет доволен им Всевышний Аллах), в котором он сказал: “Сунной является произнесение двух проповедей в день ‘Ида, разделяя их сидением”.
Имам ан-Нававий (да смилуется над ним Всевышний Аллах) сказал: “Это сообщение слабое! Нет ничего достоверного относительно разделения праздничной хутбы, в этом было только аналогия с пятничной хутбой”. (“Хулясатуль-ахкам”: 2/838.).
— Посланник Аллаха начинал все свои хутбы с восхваления Всевышнего Аллаха.
Шейхуль-Ислям Ибн Таймийя (да смилуется над ним Всевышний Аллах) сказал: “Ни один сподвижник не передал от Пророка (ﷺ), что Он (ﷺ) начал какую-либо хутбу с нечто другим чем восхваление Аллаха, ни праздничную хутбу, ни хутбу молитвы испрашивания дождя, ни любую другую хутбу. (“Маджму’уль-фатава”: 22/393).
Имам Ибн аль-Къойим (да смилуется над ним Всевышний Аллах) сказал: “Посланник Аллаха (ﷺ) начинал каждую свою проповедь с восхваления Аллаха, и от него не передается ни одного достоверного хадиса, чтобы он начинал две праздничные проповеди с такбиров”. (“Задуль-ма’ад”:1/447).
— А что касается хадиса, который привел Ибн Маджа: 1287, и в котором передается, что посланник Аллаха (ﷺ) во время праздничной хутбы много произносил такбир, то он недостоверный. (См. “Ирвауль-гъолиль”: 3/120).
— Также является недостоверным хадис, который привел Ибн Аби Шайба: 2/190, и в котором передается, что посланник Аллаха (ﷺ) начинал праздничную хутбу с такбира.
— Слушание праздничной хутбы в отличие от пятничной хутбы, не является обязательным.
Передается от ‘АбдулЛах ибн ас-Саиба (да будет доволен ими Всевышний Аллах), что он сказал:“Я присутствовал во время праздничной молитвы с посланником Аллаха (ﷺ), и после молитвы посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Поистине, мы сейчас будем произносить хутбу и кто желает сесть и послушать её, пусть сядет и слушает, а кто желает уйти, пусть уходит»”. (Абу Дауд: 1155, ан-Насаий: 1570, Ибн Хузайма: 462. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, имам аз-Захабий, имам Ибн Хузайма и шейх аль-Альбаний).
Имам ас-Сан’аний (да смилуется над ним Всевышний Аллах) сказал: “Передается единогласное мнение ученых (иджма’) в том, что хутба в молитве двух праздников не является обязательной”. (“Субулюс-Салям”: 2/203).
Автор: Абу Сулейман АбдульКарим Усман
Источник: Путь Ислама