Методология Корана – это подробное описание истины и заблуждений (шейх Мухаммад Умари)

Шейх Мухаммад ибн Галиб Умари рассказывает о том, как Всевышний в Коране подробно разъяснил и предостерег нас от различных видов заблуждений.

602
спички

Шейх Мухаммад ибн Галиб Умари (да хранит его Аллах) при чтении книги “Умдату ат-Тафсир” при толковании 203207-х аятов суры “Корова”, сказал:

“При чтении этих аятов можно заметить, что Всевышний Аллах описал положение лицемеров и их различные высказывания. Также Всевышний Аллах в некоторых аятах привел высказывания неверующих, а в других аятах — высказывания многобожников. Все это указывает на то, что Всевышний Аллах подробно разъяснил и предостерег нас от различных видов заблуждений. Всевышний Аллах говорит:

﴿وَكَذَٰلِكَ نُفَصِّلُ الْآيَاتِ وَلِتَسْتَبِينَ سَبِيلُ الْمُجْرِمِينَ﴾

“Таким образом, Мы разъясняем знамения, чтобы путь грешников стал ясен” (Коран, 6:55).

  1. Значит, наивысшая степень познания мусульманина — это когда он подробно знает истинный путь и подробно знает заблудшие пути.

Однако, какова польза в подробном познании заблуждения? Ответ: чтобы можно было защититься от этого заблуждения. Хузайфа (да будет доволен им Аллах) сказал: “Люди спрашивали посланника Аллаха о добре, а я же спрашивал его о зле из страха, что оно может постигнуть меня” (Хадис передали Бухари и Муслим).

И как говорит поэт:

عَرَفْتُ الشّرَّ لا لِلشّرّ        *** لَكِنْ لِتَوَقّيهِ

وَمَنْ لَمْ يَعْرِفِ الشّرَّ      *** منَ الناسِ يقعْ فيهِ

“Я узнал зло не для того, чтобы впасть в него,

А для того, чтобы спастись и защититься от него.

Ведь кто из людей не знает зло,

Непременно станет тем, кто впадет в него”.

Поэтому ошибочны высказывания некоторых людей, которые говорят: “Изучай только истину и не трать времени, изучая заблуждения такой-то секты или той-то личности”. Такой подход является безусловно ошибочным, ведь ты можешь впасть в это заблуждение по причине своего незнания о нем. Поэтому изучай подробно как истинный путь, так и заблудшие воззрения.  

  1. Вторая степень познания мусульманина — подробное знание об истине и поверхностные представления о заблуждении.
  2. Следующая степень познания мусульманина — одинаковые поверхностные знания об истине и заблуждении. Данная степень познания мусульманина делает его слабым и уязвимым.
  3. Последняя степень познания считается наиболее порицаемой — абсолютное неведение о том, что является истиной, а что является заблуждением. Такой человек проживает жизнь будто животное.

Таким образом, познание заблудших воззрений очень важно. Ведь почему тогда Всевышний Аллах поведал нам подробно о высказываниях и воззрениях лицемеров и многобожников? Разве не для того, чтобы мы могли защититься и сторониться их козней и заблуждений? Конечно, для этого.

Поэтому изучение истины и указывающих на нее доводов является важнейшим делом для мусульманина, однако не менее важным является и изучение заблуждений. При этом, это совсем не означает, что он должен постоянно заниматься изучением заблуждений. Делая это, он не сможет определить истину. Ведь как он сумеет различить истину от заблуждений, если будет все время заниматься изучением ошибочных воззрений, при этом не изучив подробно с доводами истинный путь?

Истинный же путь можно изучить лишь посредством изучения Корана, Сунны и единогласного мнения ученых. Ведь истинный путь, как сказал об этом шейхуль-Ислам [Ибн Таймия], можно познать только посредством двух весов — весов Корана и Сунны и весов единогласного мнения ученых. С помощью них возможно определить истинный путь и различить его от заблуждений”.  


Автор: Шейх Мухаммад ибн Галиб аль-Умари (да хранит его Аллах)

Источник: 31-й урок тафсира “Умдату ат-Тафсир” (9 Февраля 2018 г.)

Подготовил: Рамин Муталлим

Дата перевода: 23/7/1439 г.х. = 9/4/2018 г.г.


[أهمية معرفة الحق والباطل]

قال الشيخ محمد بن غالب حفظه الله تعالى في تعليقه على عمدة التفسير عند قوله تعالى (وَمِنَ النَّاسِ مَنْ يَشْرِي نَفْسَهُ ابْتِغَاءَ مَرْضَاتِ اللَّهِ ۗ وَاللَّهُ رَءُوفٌ بِالْعِبَادِ)

[سورة البقرة 207]

من الأمور الملفتة أن الله جل وعلا ذكر حال المنافقين وأقوالهم، وفي آيات أخر ذكر حال المنافقين، وفي آيات أخر ذكر أقوال الكفار، وفي آيات ذكر أقوال المشركين، إذا جاءنا التحذير من الباطل بتفصيل، قال الله جل وعلا(وَكَذَٰلِكَ نُفَصِّلُ الْآيَاتِ وَلِتَسْتَبِينَ سَبِيلُ الْمُجْرِمِينَ)

[سورة اﻷنعام 55]

1- *فكانت أعلا مراتب المعرفة عند العبد أن يعرف الحق تفصيلا والباطل تفصيلا*

ما الفائدة أن تعرف الباطل تفصيلا؟

حتى تجتنبه

يقول حذيفة رضي الله عنه (كَانَ النَّاسُ يَسْأَلُونَ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهم عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَنِ الْخَيْرِ وَكُنْتُ أَسْأَلُهُ عَنِ الشَّرِّ مَخَافَةَ أَنْ يُدْرِكَنِي)

عَرَفْتُ الشّرَّ لا لِلشّرِّ,لَكِنْ لِتَوَقّيهِ. وَمَنْ لَمْ يَعْرِفِ الشّرَّ, منَ الناسِ يقعْ فيهِ.

إذا لايقولن قائل: عليك بالحق ودع الكلام في معرفة الجماعة الفلانية أو الطائفة الفلانية أو الأنحراف الفلاني.

هذا لايصح؛ لأنك ربما تقع في هذه الأفكار المنحرفة لجهلك بها.

اعرف الحق تفصيلا واعرف الباطل.

2- *والمرتبة التي تليها أن يعرف الحق تفصيلا والباطل إجمالا*

3- *والتي تليها أن يعرف الحق إجمالا والباطل إجمالا وهذه مرتبة ضعيفة*

4- *وأسوء منها من لا يعرف حقا ولا باطلا وهذا يعيش كالأنعام*

فمعرفة الباطل أمر في غاية الأهمية.

لماذا الله جل وعلا يخبرنا عن تفاصيل أقوالهم وتفصيل أقوال المشركين؟

أليس لنحذر من هذه الأساليب والطرق؟

لاشك في ذلك في هذا، من الأمور المهمة للإنسان، مع معفرته بالحق ودلائل الحق، وأدلته، فلابد أن يعرف الباطل حتى يجتنبه وليس المقصود أن *الإنسان يشتغل بمعرفة الباطل؛ لإن من اشتغل بمعرفة الباطل جانب الصواب*

من كان شغله الشاغل معرفة الباطل وما عرف الحق فكيف يهتدي إلى الحق ودلائل الحق؟ وكيف يعرف أن هذا هو الحق؟

والذي يدل على الحق هو الكتاب والسنة وإجماع العلماء

لإن الحق يعرف بميزانين

1- *ميزان النص*

2- *وميزان الإجماع*

كما يقول شيخ الإسلام

وبهذا أنت تميز الحق عن الباطل

01:02 الدرس 31

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь