Вопрос: «Каково положение намаза, и для кого обязательно его совершать?».
Ответ: «Намаз является одной из самых главных основ Ислама. Более того, он является вторым столпом Ислама после свидетельства (шахады «Нет истинного божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — Его посланник»).
Намаз является самым главным деянием, которое человек совершает телом. Он является столпом Ислама, как это достоверно пришло от Пророка (мир ему и благословение): «Столп Ислама — намаз» (Ахмад, Тирмизи; Тирмизи классифицировал хадис как достоверный (хасан сахих)).
Аллах приказал пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) совершать намаз в самом высоком месте, которого когда-либо достигал человек, и в самую почетную ночь для посланника Аллаха (мир ему и благословение) без единого посредника [между Аллахом и пророком Мухаммадом, т.е. без посредничества ангела Джибриля].
Изначально Всевышний Аллах обязал своего Пророка (мир ему и благословение) 50-кратным намазом ежедневно. Однако, затем Всевышний Аллах облегчил своим рабам, уменьшив количество с пятидесяти до пяти намазов в день. При этом на весах у Аллаха эти пять остаются равны пятидесяти намазам. Это указывает на важность намаза и на любовь Аллаха к нему. Поистине, намаз заслуживает того, чтобы человек посвящал ему много своего времени.
На обязательность намаза указывают Коран, Сунна и иджма мусульман (единогласие всех признанных мусульманских богословов).
Что касается Корана, то Великий и Могущественный Аллах сказал: «Когда же вы окажетесь в безопасности, то совершайте намаз. Воистину, намаз вменен в обязанность верующим в определенное время» (Коран, 4:103).
Что касается Сунны, то Пророк (мир ему и благословение), посылая Муаза ибн Джабаля (да будет доволен им Аллах) в Йемен, сказал: «Сообщи, что Аллах обязал их пятикратным намазом ежедневно» (Бухари).
Что касается иджма мусульман об обязательности намаза, то ученые (да смилуется над ними Аллах) сказали: “Если человек будет отрицать обязательность пяти намазов или хотя бы одного из них, то он является неверующим, вышедшим из религии. Его кровь и имущество становятся дозволенными до тех пор, пока он не вернется к Великому и Могущественному Аллаху с покаянием. Исключением является вновь принявший Ислам, который еще ничего не знает о его явных обрядах, — такой оправдывается невежеством в данной ситуации. Затем его информируют и обучают. Если же он после того, как узнал, продолжит упорно отрицать обязательность намаза, то в таком случае он станет неверующим”.
Намаз обязателен для каждого мусульманина, достигшего совершеннолетия, разумного, будь то мужчина иль женщина.
Противоположность мусульманина – кяфир (неверующий). Намаз не обязателен для кяфира. В том смысле, что не надлежит ему выполнять намаз, будучи неверующим, так же, как и не надлежит ему восполнять пропущенные ранее намазы, если он уже принял Ислам.
Однако после смерти в Судный день неверующий будет наказываться за неисполнение намаза. Как сказал Всевышний Аллах: «…кроме людей правой стороны. В Райских садах они будут расспрашивать друг друга о грешниках. Что привело вас в Преисподнюю? Они скажут: «Мы не были в числе тех, которые совершали намаз. Мы не кормили бедняков. Мы погружались в словоблудие вместе с погружавшимися. Мы считали ложью Последний день» (Коран, 74:39-46). Их слова «Мы не были в числе тех, которые совершали намаз» указывают на то, что они все равно наказываются за оставление намаза, несмотря на то, что они были неверующими и отрицающими Судный день.
Что касается совершеннолетия, то оно достигается с появлением одного из признаков зрелости. У мужчин три признака зрелости, тогда как у женщин их четыре.
Итак, эти признаки следующие:
- Достижение пятнадцати лет.
- Выход жидкости из полового органа с наслаждением, при этом не важно, произошло это во время бодрствования или во время сна (ночные поллюции).
- Появление лобковых волос (жестких волос в области полового органа).
Эти три признака общие как для мужчин, так и для женщин. Однако к женщине добавляется еще один, четвертый признак зрелости — менструация (хайд). Поистине, менструация является одним из признаков достижения совершеннолетия.
Что касается разумного, то противоположностью его является сумасшедший, у которого нет разума. Также к этой категории относятся люди преклонного возраста, которые достигли такого возраста, что уже вообще потеряли какое-либо здравомыслие и рассудок. Поистине, для такого намаз не обязателен, так как в отношении него справедливо считается, что у него уже отсутствует разум.
А что касается обычных менструаций или послеродовых кровотечений, то это является временным препятствием для совершения намаза до тех пор, пока они не пройдут. Если обнаружена менструация или послеродовое кровотечение, то в таких случаях женщинам намаз не обязателен (более того, даже не дозволен — примеч. SunnaPortal.com), т.к. Пророк (мир ему и благословение) сказал о женщине: «Разве, когда у женщины менструации, она совершает намаз или постится?» (Бухари)».
Шейх Мухаммад ибн Салих Усаймин (да помилует его Аллах)
Источник: «Маджму аль-фатауа уа ар-расаиль» 12/11-13.
Перевод: SunnaPortal.com