Многим мусульманам известно о желательности произношения такбиров в течение трёх дней праздника Курбан айт (Ид аль-Адха), особенно после завершения обязательных намазов. Однако мало кто знает, что сунной является поминание Аллаха такбирами с самого начала месяца Зуль-хиджи. Причём, сунной является произношение такбиров в любое время и в любом месте, а не только после завершения обязательных намазов.
Всевышний Аллах говорит:
«Пусть они засвидетельствуют то, что приносит им пользу, и поминают имя Аллаха в установленные дни» (Коран, 22:28).
Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) в толковании этого аята сказал: «”Установленные дни” — это первые десять дней Зуль-хиджи» [1].
Также передаётся от Ибн Умара и Абу Хурайры (да будет доволен ими Аллах), что «они шли на рынок в первые десять дней месяца Зуль-хиджи и поминали Аллаха такбирами вслух. Когда же люди услышали их такбиры, то тоже начали поминать Аллаха такбирами вслух» [2].
Посему, сунной является поминать Аллаха такбирами в течение всех десяти дней Зуль-хиджи. В эти дни такбиры произносятся в любое время дня и ночи, на дорогах, рынках, мечетях и домах, т.е. везде, где можно поминать Аллаха.
Шейх Ибн Баз (да помилует его Аллах) говорил: «Такбиры делаются в любое время и в любом месте с первого дня зуль-хиджи до конца девятого дня зуль-хиджи. В эти дни мусульманин поминает Аллаха такбирами в дороге, у себя дома, перед сном на своей кровати, и т.д.» [3].
Как делаются такбиры в эти дни?
Существует несколько видов такбира, которые достоверно до нас дошли от Пророка (мир ему и благословение) и от праведных предшественников. Наиболее распространённые из них:
- «Аллаху акбар! Аллаху акбар! Ля иляха илля-Ллаху! Аллаху акбар! Аллаху акбар! Уа лиЛляхи-ль-хамд!».
- «Аллаху акбар! Аллаху акбар! Аллаху акбар! Ля иляха илля-Ллаху! Аллаху акбар! Аллаху акбар! Аллаху акбар! Уа лиЛляхи-ль-хамд!».
- Аллаху акбар кабира! Уаль-хамду ли-Лляхи касира! Уа субхана Аллахи букратан уа асыля!
Шейх Ибн Баз (да помилует его Аллах) сказал в отношении этих трёх видов такбира: «Эти такбиры упоминаются в хадисах Пророка (мир ему и благословение) и преданиях от сподвижниках» [3].
Примечание: Следует заметить, что такбиры в эти дни хоть и делаются вслух, однако это не означает, что они делаются хором в один голос. На самом деле, пророк Мухаммад (мир ему и благословение) и первые поколения мусульман никогда не практиковали поминания Аллаха хором.
Шейх Ибн Баз (да помилует его Аллах) сказал: «Такбиры следует делать каждому самому. Нет такой вещи в Исламе как «коллективный такбир хором». Каждому следует делать такбир самому, и если вдруг его такбир ненамеренно совпадёт с такбиром своего брата-мусульманина, то в этом нет проблем. Однако устраивать коллективный такбир хором, когда люди начинают такбиры вместе и заканчивают их вместе, то на это деяние нет никакого довода [из Корана и Сунны]» [3].
Всевышнему Аллаху же все известно лучше.
Мир и благословение Его посланнику Мухаммаду ﷺ, его семье и его сподвижникам!
Подготовил: Рамин Муталлим
8/12/1439 г.х. – 19/8/2018 г.г.
[1] «Тафсир» Ибн Касира.
[2] «Сахих» Бухари, Книга двух праздников, Глава о достоинстве праведных деяний в дни ташрика.
[3] Официальный сайт шейха (да смилуется над ним Аллах): https://binbaz.org.sa/fatwas/8774/حكم-التكبير-ايام-عيد-الاضحى-وصيغته