Долгое время после Адама люди продолжали жить одной общиной, исповедуя истинную религию и следуя прямому пути. Однако впоследствии они впали в разногласия и разделились на враждующие друг с другом группы. Сатане удалось распространить среди них зло и заблуждения, используя для этого множество путей.
Так, когда умерли некоторые праведники в народе Нуха и печаль постигла их из-за этой большой потери, сатана стал подговаривать их воздвигнуть памятники умершим праведникам, якобы для того, чтобы они всегда помнили о них и об их праведности. Это стало началом распространения зла.
После того, как люди, воздвигшие памятники праведникам с целью напоминания, ушли из этой жизни и к ним на смену пришли новые поколения, подлинные религиозные знания стали предаваться забвению. Когда они оказались уже полностью забыты, сатана начал наущать народ Нуха касательно данных памятников: «Поистине, ваши предки взывали к этим праведникам: Вадд, Сува, Йагус, Йаук и Наср. Они просили у них заступничества, излечения от болезней и молили их о ниспослании дождя». Таким образом, сатана продолжал свои наущения до тех пор, пока они не подчинились ему и стали полностью поклоняться этим памятникам (идолам)[1]. Тогда Аллах послал к ним Нуха ﷺ. Они знали его, знали о его искренности, честности и добром нраве. Нух сказал им:
«О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, кроме Него».
(Коран, 7:59)
Он побуждал их к наилучшему как в этой жизни, так и в Вечной:
«О мой народ! Воистину, я для вас — предостерегающий и разъясняющий увещеватель. Поклоняйтесь Аллаху, бойтесь Его и повинуйтесь мне! Если вы это сделаете, Он простит вам ваши грехи и предоставит вам отсрочку до назначенного срока».
(Коран, 71:2-4)
Когда он начал призывать их к тому, чтобы они искренне поклонялись Одному Аллаху, а также поведал им о заблуждении их убеждений и о наказании, которое ожидает их в этой и Вечной жизни, если они не отрекутся от многобожия, они ответили ему следующее:
«Мы видим, что ты — такой же человек, как и мы. Мы также видим, что за тобой пошли только самые ничтожные из нас, но даже они последовали за тобой, не поразмыслив. Мы не видим, чтобы вы чем-либо превосходили нас. Напротив, мы предполагаем, что вы лжецы».
(Коран, 11:27)
Проявляя высокомерие к людям и отворачиваясь от истинной религии, они потребовали от Нуха, чтобы он прогнал последовавших за ним верующих. Нух разъяснял им, что он не пребывает в заблуждении, а, наоборот, послан к ним для того, чтобы показать различие между истиной и заблуждением. Он говорил им, что является доверенным посланником, который пришел к ним с ясными доводами от своего Господа. Также он разъяснил им, что не может отречься и прогнать последовавших за ним верующих, ибо они достойны почета и уважения тем, что уверовали. Нух ﷺ также пояснил им, что он является обычным человеком и нисколько не претендует на божественное всезнание. Он сказал:
«Я не говорю вам, что владею сокровищницами Аллаха, ведаю о сокровенном или являюсь ангелом. Я также не говорю тем, которые презренны в ваших глазах, что Аллах не дарует им никакого добра».
(Коран, 11:31)
Нух продолжал призывать их днем и ночью, скрыто и явно, однако его призыв лишь увеличил в них отрицание истины и нежелание следовать по прямому пути. Они стали еще больше подговаривать друг друга оставаться на том, на чем они были, а именно — поклонении идолам, помимо Аллаха. Тогда Нух сказал:
«Господи! Они ослушались меня и последовали за тем, чье богатство и чьи дети приносят им только убыток. Они замыслили тяжкую хитрость и сказали: “Ни за что не отрекайтесь от ваших богов: Вадда, Сувы, Йагуса, Йаука и Насра”».
(Коран, 71:21-23)
Когда же Нух понял, что увещевание не приносит им никакой пользы и что каждое приходящее новое поколение хуже прежнего, он сказал:
«Господи! Не оставь на земле ни одного неверующего жителя! Если ты оставишь их, они введут в заблуждение Твоих рабов и породят только грешных неверующих».
(Коран, 71:26-27)
Аллах ответил на его мольбу и приказал ему построить ковчег. Всевышний покровительствовал ему в этом деле, наблюдал за ним наилучшим образом и обучил его, как правильно построить этот ковчег. Обучив Нуха корабле-строительству, Всевышний Аллах облагодетельствовал все человечество. Таким образом, Нух был первым, кого Аллах удостоил обучения ремеслу кораблестроения, которое принесло в будущем огромную пользу для жизни и религии всего человечества. Аллах сообщил Нуху о неизбежности потопа и о том, что его народ будет погублен. Также Всевышний приказал Нуху не обращаться с мольбами за них, т. к. они были несправедливым народом.
Нух начал строить ковчег. Каждый раз, когда знатные люди из его народа проходили мимо, они издевались и насмехались над ним. Нух отвечал им: «Если сегодня вы насмехаетесь над нами, то завтра, когда придет ваша погибель, мы будем смеяться над вами».
Аллах внушил ему: когда придет время потопа и в хлебных печах вода забьет ключом, чтобы он собрал на ковчег каждой твари по паре — мужского и женского пола, а также всех верующих мужчин и женщин, число которых было небольшим. Аллах сообщил Нуху, что земля полностью разверзнется потоками воды и что она будет течь отовсюду, даже в тех местах, где обычно ее не было. Аллах приказал забрать с собой каждой твари по паре, потому что невозможно уместить на корабле всех зверей. Однако в то же время необходимо было обеспечить продолжение рода этих животных, которых Аллах создал для облегчения человеческой жизни.
Аллах также приказал Нуху забрать с собой на ковчег всех верующих мужчин и женщин, число которых было очень малочисленным. Также ему было приказано забрать с собой его семью, за исключением тех ее членов, которым была предписана гибель по причине их неверия. Когда все те, кто должен был плыть на ковчеге, сели на него, Нух сказал им: «Поминайте Аллаха все то время, пока будете плыть, и каждый раз, когда будете останавливаться, ибо какими бы великими ни были причины, в любом случае все свершается только по милости Аллаха».
В этот момент Аллах заставил землю и небо разверзнуться потоками воды, которая текла отовсюду в огромном количестве. Потоки, льющиеся с неба и выходящие из Земли, встретились. Вначале корабль плыл по низинам, затем, когда воды стало больше, он начал подниматься ввысь, и так до тех пор, пока вода не закрыла вершины громадных гор. Ковчег плыл по волнам, подобным горам, которые били по нему справа и слева. В этот тревожный момент Нух вдруг увидел своего неверующего сына, который остался верен религии своего народа. И даже в этой страшной ситуации он отказался примкнуть к своему отцу, решив, что сможет спастись сам от потопа. Нух увидел его вместе с другими неверующими людьми из их народа, убегающими от воды, которая смывала все на своем пути. Нух отчаянно стал звать его:
«Сыночек мой! Садись с нами и не оставайся с неверующими».
(Коран, 11:42)
Однако заблуждение не покинуло сына Нуха даже в этот ужасающий момент, когда мрак, окутывающий сердца, рассеивается, — но это не относится к закрытым для истины сердцам. Он ответил своему отцу:
«Я укроюсь на горе, которая спасет меня от воды».
(Коран, 11:43)
Они даже не могли себе представить, что вода покроет вершины гор. Тогда Нух сказал сыну:
«Сегодня никто не спасется от повеления Аллаха, за исключением тех, кого Он помилует».
(Коран, 11:43)
Сегодня людей не спасут ни гора, ни крепость, ни что-либо иное, кроме тех, над кем смилостивится Аллах. В тот момент Его милость пала на тех, кто плыл на ковчеге вместе с Нухом.
«Тут волна разлучила их…»
(Коран, 11:43)
И сын Нуха оказался в числе потопленных. Аллах потопил всех неверующих и спас всех тех, кто был вместе с Нухом. В этом было знамение, указывающее на то, что единобожие, пророчество и религия, с которыми послан Нух, являются истиной, а все те, кто противился этому, — заблудшие. Также в этом содержится указание на награду, спасение и почет, которые уготованы верующим в этой жизни, и возмездие неверующим — их унижение и погибель.
Когда великая цель была достигнута, Аллах приказал небу остановиться, а земле поглотить всю лишнюю воду. «Вода спала…» (Коран, 11:44) — т. е. стала постепенно убывать, и ковчег причалил к горе под названием Джуди — известной высокой горе, которая находится на окраинах города Мосул. Это указывает на то, что все горы были покрыты водой во время потопа.
Нух был очень опечален из-за своего утонувшего сына. Он воззвал к Господу с сожалением и смирением:
«Господи! Ведь сын мой — частица моей семьи, а Твое обещание правдиво» (Коран, 11:45) — имеется в виду обещание о том, что он и его семья будут спасены на корабле. «Поистине, Ты — Милостивейший из милостивых».
Его Господь ответил ему:
«О Нух (Ной)! Он — не частица твоей семьи…» (Коран, 11:46) — т. е. он не из тех, кому было обещано спасение, т. к. Аллах указал на это в Своих словах:
«…за исключением тех, о которых уже было сказано Слово, а также тех, кто уверовал» (Коран, 11:40).
«…Такой поступок не является праведным» (Коран, 11:46) — а именно мольба о спасении твоего сына, который был верен религии его народа.
«Не проси Меня о том, чего не ведаешь. Воистину, Я призываю тебя не быть одним из невежд» (Коран, 11:46) — в этих словах упрек Нуху, его обучение и предостережение от подобной мольбы, на которое его подтолкнула отцовская жалость.
Необходимо, чтобы мольба человека основывалась на знаниях и искренности, дабы просить у Всевышнего Аллаха то, в чем есть Его довольство. Тогда Нух сказал:
«Господи! Я прибегаю к Тебе, дабы не просить о том, чего не ведаю. И если Ты не простишь меня и не помилуешь, то я окажусь среди потерпевших убыток. И было сказано: “О Нух (Ной)! Сходи на землю с миром от Нас, и да пребудет благословение над тобой и теми народами, которые с тобой! Но будут народы, которых Мы облагодетельствуем, после чего их постигнут мучительные страдания от Нас”».
(Коран, 11:47-48)
Нух благополучно сошел с ковчега, а Аллах благословил его потомство и сделал их наследниками на земле. Потомки его сына Яфиса (Иафет) заселили восток земли, потомки Хама — запад, а потомки его сына Сама (Сим) поселились между ними. Нух прожил со своим народом до их гибели 950 лет (тысячу без пятидесяти). После же потопа и гибели его народа он прожил столько, сколько пожелал Аллах. Нух является одним из пяти избранных посланников («улюль-азм»), к которым люди будут обращаться о заступничестве перед Аллахом в Судный День. Нух — первый посланник, которого Аллах отправил к людям[2], и он является вторым праотцом человечества [после Адама]. Мир им и благословение Аллаха.
Уроки, извлекаемые из этой истории
- Все посланники от Нуха до Мухаммада (мир им и благословение Аллаха) призывали к истинному единобожию: к поклонению Одному Аллаху и к отказу от многобожия. Первое, чему учили свои народы Нух и другие посланники, было:
«Поклоняйтесь только Аллаху, ибо нет у вас другого божества, кроме Него».
(Коран, 7:59)
Они постоянно различными путями призывали и напоминали своему народу об этой великой основе.
- Методика и безупречность пророческого призыва. Нух призывал свой народ днем и ночью, втайне и открыто. Он делал это в любое время и в любом состоянии, когда считал, что его призыв может быть принят. Нух обещал им благодать в этой жизни — большое количество детей, имущества, изобилие в пропитании, а также спасение от наказания, если они уверуют и последуют за ним, и предостерегал от противного. Он был очень терпелив в своем призыве, как и другие посланники. Нух делал призыв с мягкостью и состраданием, используя всевозможные доводы, чтобы привлечь сердца людей и достичь желаемой цели. Также он показывал им различные знамения и чудеса, доказывая тем самым истинность своего призыва.
- Сомнения, посредством которых враги посланников пытаются опорочить то, с чем они были посланы, являются пустословием, услышав которое любой разумный человек поймет ложность аргументов неверующих. Так, народ Нуха сказал ему:
«…Мы видим, что ты — такой же человек, как и мы. Мы также видим, что за тобой пошли только самые ничтожные из нас, но даже они последовали за тобой, не поразмыслив. Мы не видим, чтобы вы чем-либо превосходили нас. Напротив, мы предполагаем, что вы лжецы»
(Коран, 11:27)
Вдумайся в их слова, и ты обнаружишь в них самообман, указывающий на то, что этот народ был заблудшим, высокомерным и не желающим принимать истину. Разве их слова «…Мы видим, что ты — такой же человек, как и мы», — могут быть доводом для того, чтобы усомниться в истинности посланников? Их слова подразумевают, что любое слово, сказанное человеком, на какой источник он бы ни ссылался, является ложью. Данное утверждение в действительности является преуменьшением достоверности всех наук, применяемых человечеством. Разве человечество обладает какими-то другими науками, кроме тех, которым люди обучались друг от друга в течение всей истории? При этом все познанные человечеством науки различаются своей сложностью и важностью для человека. Однако самыми великими, правдивыми и полезными знаниями являются те, что донесли до людей Божии посланники, которые получали эти знания посредством божественного откровения.
Следующей претензией неверующих является то, что посланники такие же люди, как и они: «…Мы не видим, чтобы вы чем-либо превосходили нас». Посланники ответили им на это следующим образом:
«…Мы — такие же люди, как и вы. Однако Аллах одаряет Своей милостью того из Своих рабов, кого пожелает».
(Коран, 14:11)
Аллах облагодетельствовал посланников и выделил их откровением и пророческой миссией среди всех остальных людей. Поэтому их отказ принять истину по той причине, что она донесена человеком, является одним из самых больших невежеств и недооценкой милости Аллаха. Милость и мудрость Аллаха требовали того, чтобы посланники были из числа людей, дабы люди могли учиться у них поклонениям и религиозным обрядам. Таким образом, сделав своих посланников людьми, Аллах облегчил для человечества обучение религии и ее прикладное применение. Это не что иное, как проявление большой милости и доброты по отношению к человечеству. Люди же, считающие посланников лжецами, не уверовали как в саму милость Аллаха, так и в миссию всех пророков указывать людям прямой путь.
Помимо этого, неверующие люди из народа Нуха сказали ему следующее: «Мы также видим, что за тобой пошли только самые ничтожные из нас», — любому разумному человеку ясно, что истина познается не тем, кто за ней следует, а доводами, указывающими на нее. Совершенно очевидно, что эти слова были сказаны ими от их высокомерия и гордыни. Высокомерие же является самой большой преградой, мешающей человеку постичь прямой путь и последовать за ним.
Примечательно, что под «ничтожными» они подразумевали бедняков. Хотя бедность ни в коем случае не является пороком. Если же они имели в виду «ничтожные в своем нраве», то совершенно очевидно, что это — ложь. В действительности люди, сказавшие это, сами являются ничтожными. Неужели вера в Аллаха и Его посланников, подчинение Аллаху и Его посланникам, следование истине, воздержание от всего порицаемого являются описаниями ничтожности?! И разве люди, совершающие это, могут быть названы ничтожными?! Или же всё совсем наоборот — ничтожен тот, кто оставил главное свое обязательство в этой жизни — единобожие, поклонение и благодарность одному Аллаху. Также ничтожен тот, чье сердце переполнено высокомерием, которое мешает принять истину, и превозносит раба в своих глазах над другими творениями. Клянусь Аллахом, это больше всего достойно презрения. Однако этот народ был ослеплен, и единственное, за что они таили злобу к этим благородным людям, последовавшим за Нухом, было то, что они уверовали в Могущественного и Всеславного Аллаха.
«Но даже они последовали за тобой, не поразмыслив», — этими словами лжецы из народа Нуха хотели сказать, что верующие последовали за Нухом спонтанно, не посоветовавшись и не подумав. Если допустить, что действительно так и было, то это лишь свидетельствует об истинности Послания. Для принятия истины не нужны переговоры с кем-либо из ее последователей, потому что истина переполнена ясными доводами, светом, величием, красотой, искренностью и успокоением. В обсуждении нуждаются скрытые вопросы, подлинность и польза которых тебе неизвестны. Что же касается веры, свет которой яснее солнца и которая слаще любой вещи, то медлит с ее принятием только высокомерный гордец, подобный этим преступникам и распутникам из народа Нуха.
«Мы не видим, чтобы вы чем-либо превосходили нас», — разве в этих словах есть хоть доля справедливости? Они сказали это по своей прихоти, однако в глубине души знают, что это не так. Данные слова указывают на то, что в их сердцах. Истину следует принимать, невзирая на то, сказал ли ее человек знатный или подчиненный. Истина превыше всего.
«Напротив, мы предполагаем, что вы лжецы», — известно, что предположения («зан») — это самые лживые рассказы[3]. Но если бы даже они сказали: «Мы знаем, что вы лжецы», — то все это ложь, которую они сами же измышляют. На чем они основываются, обвиняя верующих во лжи?
Как видишь, все приводимые ими доводы и аргументы опровергли сами себя. Посланники ответили на них ясными доводами и доказательствами, после чего ни у кого не осталось сомнений в ложности измышлений неверующих.
- К достоинствам посланников и доводам, свидетельствующим об истинности их посланий, относится то, что они абсолютно искренне и без корыстных целей поклонялись Всевышнему Аллаху, призывали людей к истинной религии и обучали их добру. Поэтому они многократно повторяли своим народам следующую фразу:
«О мой народ! Я не прошу у вас за это награды, ибо вознаградит меня Тот, Кто создал меня. Неужели вы не разумеете?»
(Коран, 11:51)
То же самое можно сказать об искренних проповедниках, последовавших за посланниками в призыве к истинной религии и подражающих им в этом. Они также не ждут ничего мирского от людей в своем призыве к религии Аллаха и усердно трудятся на пути призыва к истине. За это Всевышний Аллах Своей Милостью возвысит их как в этой жизни, так и в Вечной, даруя им гораздо больше, нежели тем, кто соревнуется в поисках благ этой жизни.
- Характеристиками врагов посланников является то, что они поносят намерения верующих, принижают милости Аллаха, оказанные им, и клевещут на Аллаха, что Он лишил верующих блага. Поэтому Нух сказал своему народу, когда они стали клеветать на Аллаха, принижая тем самым верующих:
«…Я не говорю тем, которые презренны в ваших глазах, что Аллах не дарует им никакого блага. Аллаху лучше знать о том, что в их душах…»
(Коран, 11:31)
- Садясь на средства передвижения и покидая их, следует просить Аллаха о помощи и поминать Его благословенное имя. Также это следует делать при любых изменениях во время передвижения. Нужно премного восхвалять Аллаха и поминать Его, если Он даровал тебе что-либо из Своих благ. В особенности это следует делать при спасении от горестей и трудностей. Всевышний Аллах упомянул:
«Он (Нух) сказал: “Садитесь на него! С именем Аллаха он будет плыть и останавливаться”».
(Коран, 11:41)
Также Всевышний изрек:
«А когда ты и те, кто с тобой, сядете в ковчег, скажи: “Хвала Аллаху, Который спас нас от несправедливых людей!”».
(Коран, 23:28)
Также следует просить Аллаха, чтобы Он сделал место твоей остановки благословенным, например, местность, где ты остановишься во время путешествия, и т. д. То же самое следует делать по прибытию домой или при входе в свое постоянное место проживания. Доводом на это является высказывание Всевышнего:
«Скажи также: “Господи! Приведи меня к благословенному месту, ведь Ты — Наилучший из расселяющих”»
(Коран, 23:29)
Претворение в жизнь вышеперечисленного способствует тому, что человеку всегда будут сопутствовать поминание Аллаха, уверенность как во время его движений, так и в спокойствии, сильное упование на Аллаха, благословение Аллаха, без которого раб не может обойтись ни на мгновение и которое является наилучшим спутником для него в любое время.
- Главными причинами, посредством которых человек может приобрести успех в этой жизни — большое потомство, имущество и физическую силу, — являются богобоязненность и выполнение религиозных обязательств. Даже если есть и другие причины, посредством которых следует добиваться вышеперечисленных благ жизни, все равно эти две причины являются наиважнейшими. Что же касается достижения блаженства вечной жизни и спасения от вечного наказания, то этого возможно добиться только и исключительно богобоязненностью и выполнением религиозных обязательств.
- Если Аллах посылает всеобщее наказание людям в этой жизни, то от него могут спастись только верующие, а точнее, посланники и их последователи. Наказание в таком случае падет на неверующих и тех, кто следовал за ними, из числа их детей и животных, несмотря на то, что у них нет грехов. Это по той причине, что они находились вместе с неверующими, и когда приходит наказание Аллаха, оно поражает как нечестивцев, так и их окружение.
Что же касается пересказов в некоторых иудейских источниках, в которых сказано, будто бы Аллах перед ниспосланием Своего наказания сделал народ Нуха бесплодными, дабы их дети не были погублены вместе с ними, то эти рассказы не имеют никакого основания. Более того, они открыто противоречат высказываниям Всевышнего Аллаха:
«Бойтесь смуты, которая поражает не только несправедливых из вас».
(Коран, 8:25)
[1] Так впервые появилось многобожие в истории человечества после того, как люди обожествили умерших праведников и стали поклоняться их памятникам — идолам (см. «Сахих аль-Бухари», хадис 4920).
[2] Это подтверждает достоверный хадис о заступничестве пяти избранных посланников («улюль-азм») в Судный День. Хадис передали имамы Бухари (3340) и Муслим (194) со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), который пересказал его от Пророка ﷺ: «…Тогда люди придут к Нуху и попросят его: “О Нух, ты первый Посланник, которого Аллах отправил на землю…”».
[3] Пророк ﷺ сказал: «Сторонитесь [плохих] предположений [о людях], ибо [плохие] предположения являются самыми лживыми рассказами» (Бухари 5143, Муслим 2563).
Шейх Абдур-Рахман ибн Насыр ас-Саади (да помилует его Аллах)
Источник: “Тайсир аль-Лятыф аль-Маннан фи Хуласати Тафсир аль-Кур`ан”, стр. 181
Подготовил: Рамин Муталлим
Дата: 30/1/1442 г. х. — 18/9/2020 г. г.
Скачать «История о пророке Нухе (Ное) ﷺ» в формате PDF
Все части историй о пророках:
- Шейх Саади: Вступление к историям о пророках Аллаха
- Шейх Саади: История о пророке Адаме ﷺ
- Шейх Саади: История о пророке Нухе (Ное) ﷺ
- Шейх Саади: История о пророке Худе ﷺ
- Шейх Саади: История о пророке Ибрахиме (Аврааме) ﷺ
- Шейх Саади: История о пророке Салихе ﷺ (+фото)
- Шейх Саади: История о пророке Луте ﷺ
- Шейх Саади: История о пророке Шуайбе ﷺ
- Шейх Саади: История о пророках Мусе и Харуне ﷺ
- Шейх Саади: История о пророке Юнусе ﷺ
- Шейх Саади: История пророков Давуда и Сулеймана (мир им)
- Шейх Саади: История о пророке Айюбе ﷺ
- Шейх Саади: История о Хидре и Мусе ﷺ
- Шейх Саади: История о Зуль-Карнайне
- Шейх Саади: История об Исе, его матери, Закарие и Яхъе (мир им)