Кто такие Кораниты?

1618

Кораниты – это секта, отрицающая Сунну Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и утверждающая, что каждый человек в праве толковать Коран, игнорируя разъяснения Пророка (мир ему и благословение).

Напомним, что Сунна – это понимание Ислама в соответствии с тем, что говорил, делал и с чем молчаливо соглашался пророк Мухаммад (мир ему и благословение).

Примечательно, что в мусульманской истории неизвестно упоминание о секте коранитов. Впервые коранитские секты появились только в ХХ веке, получив некоторое распространение после того, как египетский математик Рашад Халифа начал искать в Коране зашифрованные математические коды. Он выдвинул теорию о том, что Коран основывается на коде 19, и этот код является множителем зашифрованных сообщений, и весь Коран можно делить на 19, что якобы указывает на божественное происхождение Корана. Сначала его теория получила популярность среди мусульман, и многие мусульманские проповедники начали ее распространять. Однако теория осталась теорией и подверглась серьезной критике со стороны авторитетных мусульманских богословов.

Рашад Халифа, отрицая Сунну, в конечном итоге заявил, что был в космосе, где ему дали присягу все пророки, и он стал посланником Аллаха:

«Во время моего хаджа в Мекку перед восходом во вторник 3-го Зуль-Хиджа 1391 г. (21 декабря 1971) я, Рашад Халифа, собственной душой, персоной, не телом, был забран в какое-то место во вселенной, где я был представлен всем пророкам как Посланник Божий. Я не был оповещен о деталях и важности данного события до Рамадана 1408. В резком осознании я заметил, что сидел прямо в то время, как пророки, один за одним, подходили ко мне, смотрели мне в лицо, а потом кивали головами».

Рашад Халифа, «Коран: Последний завет», приложение 2

Однако, на этом «открытия» Рашада Халифы не заканчиваются. Его еретические воззрения в отношении достоверной Сунны Пророка (мир ему и благословение) подтолкнули его на утверждение об искажении Корана людьми. Дело в том, что его уравнения в соответствии с теорией «кода 19» не работали в отношении оригинальной версии Корана. Поэтому для того, чтобы оправдать свою теорию, он заявил о том, что в Коране имеются дополнения со стороны людей:

«Девятнадцать лет после смерти пророка, некоторые книжники вставили два ложных аята в конец 9-ой суры – последней суры ниспосланной в Медине».

Рашад Халифа, «Коран: Последний завет», приложение 24

Напомним, что Всевышний Аллах Сам поручился защитить Свое последнее откровение — Коран, от искажения людей вплоть до Судного Дня. Всевышний Аллах говорит: «Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» (Коран, 15:9). Примечательно, что несмотря на существование многочисленных еретических сект и течений в Исламе, никто из них открыто не заявляет об искажении Корана. Более того, почти все мусульманские секты и течения единогласны в неверии и вероотступничестве того, кто говорит даже о малейшем искажении Корана.

Рашад Халифа не остановился и на этом. Далее он стал утверждать, что посредством кода 19 он «подсчитал» и узнал точную дату конца света:

«Согласно 15:87, мир просуществует 1709 лет от того времени, как это пророчество было сообщено в Коране. Это означает, что мир прекратит свое существование в 1710 году (от хиджры)».

Рашад Халифа, «Коран: Последний завет», приложение 11

Примечательно, что в Коране, Всевышний Аллах сообщил, что точную дату наступления конца света не знает никто кроме Него, и даже пророк Мухаммад (мир ему и благословение):

«Они спрашивают тебя о Часе: «Когда он наступит?». Скажи: «Воистину, знание об этом принадлежит только моему Господу. Никто, кроме Него, не способен открыть время его наступления. Это знание тяжко для небес и земли. Он настанет внезапно». Они спрашивают тебя, словно тебе известно об этом. Скажи: «Воистину, знание об этом принадлежит одному Аллаху, но большая часть людей не знает этого».

Коран, 7:187

Подобные еретические заявления наряду с несостоятельностью его теории привели к тому, что большинство людей, которые поддерживали теорию Рашада Халифы, отказались от нее. Рашад Халифа переселился в США, где организовал коранитскую общину, но вскоре был убит. Его главный соратник Эдип Юксель продолжил его дело разъезжая по США с лекциями и призывами к «коду 19».

Под влиянием Эдипа Юксиля в США некоторые казахстанские студенты привезли коранитскую идеологию в Казахстан. Будучи из влиятельных семей они обладали финансовыми возможностями и определенной политической неприкосновенностью. Это позволило им начать активное распространение коранизма в Казахстане. Они основали различные объединения, печатают газету (одно время она свободно распространялась у стен Центральной Мечети в Алматы) и запустили многочисленные интернет ресурсы. Через интернет эта идеология стала постепенно распространяться и в других странах СНГ.

В данной работе хотелось бы кратко и как можно яснее разъяснить заблуждения коранитов, а также немного рассказать о достоверности Сунны.

Ложная теория коранитов об «Обожествлении Пророка»

Кораниты утверждают, что подчинение Пророку (мир ему и благословение) является многобожием и следует подчиняться только Корану. Отвечая на это утверждение, отметим, что в Коране упоминаются только два вида заблуждения в отношении посланников: отрицание их и обожествление. Отрицание пророков проявилось у иудеев, которые отрицали пророчество Исы (мир ему), а обожествление пророков проявилось у христиан, которые назвали Ису (мир ему) богом во плоти.

Аллах обращается к иудеям и христианам, опровергая их заблуждения в отношении Исы (мир ему):

«О люди Писания! Не проявляйте чрезмерности в вашей религии и говорите об Аллахе только правду. Мессия Иса, сын Марьям, является посланником Аллаха, Его Словом, которое Он послал Марьям, и духом от Него. Веруйте же в Аллаха и Его посланников и не говорите: «Троица!» Прекратите, ведь так будет лучше для вас. Воистину, Аллах — Единственный Бог. Он пречист и далек от того, чтобы у Него был сын».

Коран, 4:171

Однако нигде в Коране не говорится, что, например, христиане проявили многобожие взяв слова или поступки Исы (мир ему) наравне с Евангелием. Если бы такой вид многобожия существовал, то Аллах обязательно упомянул бы о нем. Как сказал Всевышний Аллах: «Мы ничего не упустили в Писании» (Коран, 6:38). Напротив, Коран полон приказов о подчинении пророкам и угроз за ослушание их.

Например, Всевышний Аллах говорит:

«НО НЕТ – КЛЯНУСЬ ТВОИМ ГОСПОДОМ! – НЕ УВЕРУЮТ ОНИ, ПОКА НЕ СДЕЛАЮТ ТЕБЯ СУДЬЕЙ В ТОМ, ЧТО ЗАПУТАНО МЕЖДУ НИМИ. ПОТОМ НЕ НАЙДУТ ОНИ В САМИХ СЕБЕ ЗАТРУДНЕНИЯ ОТ ТОГО, ЧТО ТЫ РЕШИЛ В ОТНОШЕНИИ НИХ И НЕ ПОДЧИНЯТСЯ ТЕБЕ В ЭТОМ ПОЛНОСТЬЮ».

Коран, 4:65

Более того, Всевышний указал на то, что подчинение посланнику это и есть подчинение Аллаху: «Кто повинуется Посланнику, тот повинуется Аллаху» (Коран, 4:80). По этой причине мы подчиняемся посланнику только потому, что он передает приказы Аллаха и не говорит от себя. Говорит Аллах о Пророке (мир ему и благословение): «Он не говорит по прихоти. Это — всего лишь внушаемое ему откровение» (Коран, 53:2-4). Всевышний Аллах не допустил бы лжи в отношении своей религии, даже со стороны пророков. Он сказал в отношении пророка Мухаммада (мир ему и благословение):«Если бы он приписал Нам некоторые слова, то Мы схватили бы его за правую руку, а потом перерезали бы ему аорту, и никто из вас не избавил бы его» (Коран, 70:44-47). В этом и заключается отличие между пророками и учеными: когда пророк что-то приказывает или запрещает в религии, он передает откровение от Господа Миров. В свою очередь, если ученый запрещает что-то или приказывает, не основываясь на Коран, хадисы Пророка или принципы шариата, а лишь на свои страсти, он совершает многобожие, так как возводит ложь на Аллаха и призывает людей подчиняться ему в религиозных постановлениях, словно он является Господом миров. Сказал Аллах: «Или же у них есть сотоварищи, которые узаконили для них в религии то, чего не дозволил Аллах?» (Коран, 42:42). Под этот вид многобожия попали люди писания, как сказал о них Аллах: «Они признали господами помимо Аллаха своих первосвященников и монахов…» (Коран, 9:31), потому что первосвященники и монахи вводили в религию то, на что не было никакого приказа от Аллаха, а люди подчинялись им в этом.

В Коране существует множество аятов о том, что Сунна пророка (мир ему и благословение) является откровением от Всевышнего. Примером тому является то, что в начале пророчества мусульманам было приказано молиться в сторону Иерусалима, однако потом Аллах приказал молиться мусульманам в сторону Каабы в Мекке, сказав: «…Обрати же свое лицо в сторону Заповедной Мечети» (Коран, 2:144).

Аллах объяснил причину смены стороны поклонения (Кыблы):

«И Мы назначили кыблу (Иерусалим), к которой ты поворачивался лицом прежде, только для того, чтобы отличить тех, кто последует за посланником от тех, кто поворачивается вспять».

Коран, 2:143

Однако в Коране нет приказов на то, чтобы молиться в сторону Иерусалима, что означает, что этот приказ дал мусульманам Пророк (мир ему и благословение) из своей Сунны и Аллах назвал это следованием за посланником: «…чтобы отличить тех, кто последует за посланником от тех, кто поворачивается вспять»(Коран, 2:143).

Поэтому слова о том, что подчинение пророку является многобожием, не имеют под собой никакой доказательной базы и являются не более чем мнением или истолкованием, которые не могут служить доводом.

Коран невозможно понять без Сунны

Также важно отметить, что многие из приказов, которые пришли в Коране, невозможно применить на практике без Сунны. Например, Аллах сказал в Коране:

«Если вы испытываете страх, то молитесь на ходу или верхом. Когда же вы окажетесь в безопасности, то поминайте Аллаха так, как Он научил вас тому»

Коран, 2:238-239

 

Эти аяты указывают на то, что Аллах обучил мусульман определённому виду совершения молитвы. Тем не менее в Коране не описывается подробно, как следует совершать молитву. Именно Посланник Аллаха (мир ему и благословение) научил мусульман совершать молитву, и Аллах назвал это Своим обучением.

Также Аллах говорит в Коране: «Вору и воровке отсекайте их руки» (Коран, 5:38).

Как следует понять этот аят? В арабском языке слово «вор», которое пришло в данном аяте, подразумевает собой любого, кто украл любую вещь. Получается, если исходить из арабского языка, то любому вору нужно отрубать руку, даже если он украл всего лишь конфету.

Далее второй вопрос: Какую часть руки следует отрубить? В арабском языке под рукой подразумевается все, что ниже плеча. Не зная Сунны, можно было бы отрубить человеку всю руку от плеча только за то, что он украл конфету. Но посланник Аллаха (мир ему и благословение) сообщил нам о том, что руку следует отрубать тому, кто украл больше четверти динара и отрубал он (мир ему и благословение) только кисть руки. «Нельзя отрубать руку, если ворованная вещь не стоит четверть динара или более» (Аль-Бухари).

Противоречие коранитов

Развивая данную тему, важно ответить на вопрос «На, что опираются кораниты, называя кого-то идопоклонником, а кого-то единобожником?». Если Коран ясен и каждому следует понимать его по-своему, то на каком основании кораниты называют кого-либо заблудшим? Мусульмане на протяжении 1400 лет читают аяты про подчинение посланнику и понимают это как подчинение приказам Пророка (мир ему и благословение). Кораниты могут заявить, что такое понимание мусульманам навязала семья халифов Омеядов, унаследовавшая власть у праведных халифов. Но в таком случае следует заметить, что секта шиитов-имамитов, которые были злейшими врагами Омеядов, тоже поняли из Корана то, что нужно подчиняться Пророку (мир ему и благословение), в принципе, как и все остальные группы в Исламе, кроме коранитов. Это говорит о том, что аяты о подчинении посланникам (мир ему и благословение) ясно указывают на следование Сунне.

Если человек понял из Корана, что он обязан следовать Сунне пророка Мухаммада (мир ему и благословение), то как смеет кто-то говорить ему, что он заблудший? Почему это понимание коранитов Корана правильное, а понимание остальных мусульман неверное? Где критерий?

Данный факт указывает на противоречивость идеологии коранитов: Они призывают понимать Коран по-своему, но при этом утверждают, что существует правильное понимание Корана, и тот, кто понимает его не так, как понимают они, является заблудшим.

Ведь человек действительно имеющий убеждение о том, что каждый может понимать Коран по-своему, не стал бы называть никого заблудшим. Кораниты же, напротив, выставили свою группу приверженцами истины, а миллиардную общину мусульман многобожниками. Это говорит лишь о том, что они призывают к своей секте, а не к Корану.

«Заблудшие мусульмане»

Одним из отличительных свойств некоторых сект является утверждение о том, что вся мусульманская община находится на заблуждении.

Всевышний опровергает данное утверждение в следующих аятах:

«Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве».

Коран, 2:143

«Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха».

Коран, 3:110

Всевышний засвидетельствовал, что мусульманская община придерживается золотой середины во всем и является лучшей из общин. Мусульманская община никогда не объединится на заблуждении. Известно, что мусульмане едины в признании основ религии, как например, того, что приказы пророка (Сунна) являются божественным откровением. Исходя из вышеупомянутых аятов можно сделать один из двух выводов: либо мусульманами являются только кораниты, а все остальные – неверующие, либо же кораниты являются заблудшей сектой, павшей в неверие.

Предположим, что 99% мусульман неверующие. Но в таком случае рождается вопрос: Где была мусульманская община на протяжении 1400 лет до появления коранитов (т.е. до 20 века)? Про кого говорил Аллах в вышеупомянутых аятах?

Более того, Всевышний ниспослал следующий аят:

«А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!»

Коран, 4:115

Из этого аята следует, что тот, кто оставит Сунну Пророка (мир ему и благословение) и не последует пути мусульманской общины, будет сожжен в Аду. Потому что указание без конкретизации указывает на всеобщность. Верующие, о которых идет речь в аяте, означает общность мусульман. Мусульмане же едины в основах Ислама, которые кораниты называют «выдуманной» религией.

Кораниты приводят в свою пользу следущий аят: «Если ты станешь повиноваться большинству тех, кто на земле, они собьют тебя с пути Аллаха. Они следуют лишь предположениям и только измышляют» (Коран, 6:116). Мы им скажем, что во-первых, этот аят был ниспослан в отношении немусульман, коих большинство на Земле.

Во-вторых, мы говорим: Да, большинство мусульман могут ошибаться, но мусульманская община не может единогласно объединиться на заблуждении, как об этом засвидетельствовал Всевышний Аллах. Если бы большинство мусульман крепко и правильно придерживались своей религии, то не постигло бы мусульман унижение. Однако исторические факты говорят о том, что когда мусульмане строго придерживались Сунны и не совершали многобожия, они были на пике своего процветания. Но даже при том, что мусульмане начали отходить от своей религии, они все ровно являются лучшей из общин.

Противоречивая Сунна?

Еще одно сомнение, которое сеют кораниты, это то, что в Сунне якобы существуют противоречия. Противоречивость Сунны можно легко опровергнуть тем фактом, что так называемые «противоречия» можно найти и в Коране, ибо в Коране есть десятки аятов, которые на первый взгляд (внешне) противоречат друг другу. Поэтому говоря о т.н. «противоречиях» в Сунне, нужно также и упомянуть о т.н. «противоречиях» в Коране. Так поступил бы беспристрастный человек.

Но знаток Корана с легкостью сможет разъяснить внешние противоречия в Коране. Точно также знаток хадисов может с легкостью разъяснить внешние противоречия в хадисах. Человек же необразованный в Исламе не сможет разобраться в них и его сердце будет скитаться в сомнениях. По этой причине Всевышний Аллах в Коране приказал мусульманам: «Спросите же обладателей знания, если сами вы не знаете» (Коран, 16:43). Данное обращение является приказом, но с условием, а условием является, чтобы тот, кого спрашивают, обладал религиозным знанием.

Знание, в свою очередь, это когда представление о вещи соответствует действительности. Если же человек трактует Коран по-своему, основываясь на собственное мнение, то это нельзя назвать знанием, так как в большинстве случаев такая трактовка не будет соответствовать действительности и будет считаться предположением. Поэтому до тех пор, пока человек не достигнет знания, он обязан спрашивать тех, кто обладает знаниями. Говорит Всевышний Аллах: «Воистину, многие вводят в заблуждение своими страстями, не обладая знанием» (Коран, 5:119).

Коран без посредников?

Человек, который говорит от себя, без знаний, непременно будет толковать Коран так, как ему нравиться – так уж устроена человеческая сущность: душа человека тяготеет к тому, что ей нравится; а как известно, не все, что нравиться душе является благом. Это подобно родителю и ребенку: родители запрещают многое из того, что хочется детям, основываясь на знании, которого лишены дети.

Более того, кораниты призывают понимать Коран по-своему при том, что большинство из них не владеют арабским языком (большинство коранитов не являются арабами), в то время как Коран был ниспослан на арабском языке. Говорит Всевышний: «Воистину, Мы сделали его Кораном на арабском языке, чтобы вы могли уразуметь» (Коран, 43:3). А человек, не владеющий арабским языком на достаточном уровне, не в состоянии самостоятельно понять хотя бы очевидный смысл большинства аятов Корана. То, что мы читаем на русском языке, не является Кораном, а называется переводом смыслов Корана – то есть, понимание Корана переводчиком. И переводы разных людей, порой сильно разнятся по смыслу во многом. Поэтому, читая перевод смыслов Корана, человек берет себе в посредники переводчика между Аллахом и им самим. Даже этот простой пример указывает на утопичность идеи об отсутствии так называемого «посредника» между Кораном и человеком.

Если каждый будет толковать Коран по-своему, то это непременно приведёт к заблуждению как сказал об этом Аллах: «Воистину, многие вводят в заблуждение своими страстями, не обладая знанием» (Коран, 5:119). Можно приводить сотни примеров из истории, когда неправильное толкование Корана приводило к нечестию, как например история хариджитов – первой секты в Исламе.

Когда четвертый праведный халиф Али ибн Абу Талиб отправил Ибн Аббаса к хариджитам, то приказал ему вести с ними дискуссию Сунной, а не Кораном. Ибн Аббас сказал ему: «О повелитель правоверных, я лучше них знаю Книгу Аллаха, ведь он был ниспослан в наших домах». Али сказал: «Ты прав, однако Коран можно понимать по-разному. Мы будем говорить, они будут говорить, и поэтому спорь с ними посредством Сунны, так как они не найдут убежища от Сунны» (ас-Суюти в «Мифтах аль-джанна», стр. 41).

В чем же было заблуждение хариджитов? Они истолковали по-своему аяты Корана: «И кто не судит по тому, что ниспослал Аллах, тот является неверующим» (Коран, 5:44) и «Суд принадлежит только Аллаху» (Коран, 12:40) и начали обвинять в неверии Али, так как он назначил судей, которые должны были решить разногласия между ним и Муавией, да будет доволен ими Аллах. Хариджиты стали вносить раскол в общину мусульман, проливая кровь и сея нечестие на земле.

Когда Ибн Аббас пришел к хариджитам, то сказал им:

«Я пришел к вам от сподвижников пророка (мир ему и благословение) – мухаджиров и ансаров, и сына его дяди (Али). Коран был ниспослан им и они лучше вас знают его значение, а среди вас нет ни одного из них!»

Ахмад 1/621, аль-Хаким 2/150

По этой причине Аллах обязал мусульман обращаться к ученым, которые в свою очередь унаследовали знание у сподвижников взявших знания с уст Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Действительно, в Коране есть аяты, которые способен понять каждый. Это касается аятов о Рае, об Аде, об именах и атрибутах Аллаха, о пророках, о приказах совершать намаз, остерегаться грехов и т.п., т.е. основ религии, которые являются ключевыми для обретения спасения в Судный День. Сказал Всевышний: «Оно ниспослано на ясном арабском языке» (Коран, 26:195).

Однако некоторые из коранических аятов способны понять лишь ученые, и об этом свидетельствуют слова Аллаха: «Такие притчи Мы приводим людям, но понимают их только обладающие знанием» (Коран, 29:43).

Доводом на то, что посланник (мир ему и благословение) был обязан разъяснять людям Коран, являются слова Аллаха: «А тебе Мы ниспослали Напоминание (Коран) для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано, и для того, чтобы они призадумались» (Коран, 43:44).

«Жречество» исламских ученых и пророка Мухаммада (мир ему и благословение)

Говоря об исламских ученых, можно также отметить две крайности. Первая крайность заключается в отрицании ученых — когда люди заблуждаются на основе своих пристрастий, отвергая знания ученых. Удивительно положение таких людей: ведь ни один из них, заболев серьезной болезнью, не стал бы заниматься самолечением, а обратился бы к опытному доктору, так как доктор обладает знаниями в медицине. Кораниты не боятся за свою душу так, как боятся за свое тело, и с легкостью готовы толковать Коран не обращаясь к ученым, что может завести человека навечно в Ад. Всевышний сказал: «Воистину, многие вводят в заблуждение своими страстями, не обладая знанием» (Коран, 5:119). Также сказал Аллах о тех, кто заблуждает людей: «Пусть они понесут свою ношу целиком в Последний день, а также ношу тех невежд, которых они ввели в заблуждение. Как же отвратительна их ноша!» (Коран, 16:25).

Другая крайность, о которой мы упомянули ранее, это поклонение ученым. Эта крайность действительно имела место среди людей Писания и имеет место среди некоторых мусульман.

Следует отметить, что задачей ученых является лишь разъяснение религии. Довод на это слова Аллаха:«Верующим не следует выступать в поход всем вместе. Почему бы не отправить из каждой группы по отряду, чтобы они могли изучить религию и увещевать людей, когда они вернутся к ним? Быть может, они будут остерегаться» (Коран, 9:122). Этот аят указывает на то, что для понимания Ислама не достаточно лишь немного почитать Коран и хадисы. Глубокое понимание некоторых вопросов требует усердного изучения, как сказал об этом Всевышний: «Такие притчи Мы приводим людям, но понимают их только обладающие знанием» (Коран, 29:43). Поэтому религия берется из уст ученых, т.к. Всевышний сказал: «Спросите же обладателей знания, если сами вы не знаете» (Коран, 16:43). Он не сказал «Если вы не знаете, то прочитайте Коран»! Всевышний Аллах не может противоречить Самому Себе и призывать нас к многобожию!

Итак, золотой серединой в вопросе ученых является то, что к ним следует обращаться за разъяснением того или иного положения в религии. Ученый, в свою очередь, обязан опираться на доводы шариата. Если же он говорит от себя касательно религиозного вопроса, то запрещено следовать за ним в этом вопросе.

Остается вопрос: а не «жрец» ли пророк Мухаммад (мир ему и благословение)? Ведь ругая Сунну и ученых Ислама, кораниты по сути ругают пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Ведь так называемая «выдуманная религия» основывается на аятах Корана и хадисах. Ученые приводят доводы на какое-либо положение Ислама, основываясь только на Коране и Сунне. Такого довода как «сказал ученый» в Исламе не существует. Доводом в Исламе является «сказал Пророк». Именно этим мусульмане и отличаются от христиан и иудеев. Например, даже сами христиане признают, что Иса (мир ему) принес общие положения христианства: любовь, альтруизм и. т. д., а само христианство, как религию, создал Павел.

Как мы говорили до этого, подчинение пророку (мир ему и благословение) не называется многобожием в Коране. Пророк (мир ему и благословение), Любимец Аллаха, Милость для миров не мог быть самым главным жрецом, искажающим религию Аллаха. Тем более, что Всевышний Аллах обезопасил нас словами: «Если бы он приписал Нам некоторые слова, то Мы схватили бы его за правую руку, а потом перерезали бы ему аорту, и никто из вас не избавил бы его» (Коран, 70:44-47). Следовательно, вопрос заключается в том, достоверна ли Сунна?

Достоверность Сунны

Затронув тему достоверности Сунны, важно немного рассказать читателю о том, как определяется достоверность хадисов. Для наглядности приведем пример: представим, что вы находитесь в глухой деревне, где нет ни интернета ни других средств массовой информации. Вы хотите поехать в Астану и вам нужно узнать, какая погода в Астане. Там у вас есть друг и тетя, которые не знакомы друг с другом. Если тетя и друг говорят, что в Астане солнечно, то вы можете быть уверенным, что в Астане солнечно, потому что ваш друг и тетя не могли сговориться.

А сейчас представьте, 74 сподвижника, не сговорившиеся друг с другом, и от них еще большее количество людей, передают слова пророка (мир ему и благословение): «Тот, кто намеренно возведёт на меня ложь, пусть (приготовится) занять своё место в огне» (аль-Бухари). Как можно этому не поверить? Это не просто свидетельство двух людей, а это свидетельство огромного количества людей, что несомненно указывает на достоверность этих слов.

Такой метод определения достоверности Всевышний Аллах подтверждает в Коране в следующем аяте:«Неужели ты не видел, как Господь твой поступил с адитами» (Коран, 89:6).

Пророк (мир ему и благословение) не мог видеть этого, так как адиты древний народ, живший задолго до рождения Пророка. Но Аллах не сказал «разве ты не слышал», а указал на зрение, потому что увидеть своими глазами, это не то же самое что услышать (как говорят: один раз увидеть лучше, чем сто раз услышать). Поэтому Аллах сказал «видел» указывая на ясное знание подобно тому, если бы Пророк увидел это собственными глазами. Адиты – древний арабский народ и арабы сохранили память об этом народе и их наказании. Поэтому, то, что передано большим количеством людей, может служить доводом и на это указал сам Аллах. Ведь никто не сомневается в существовании Александра Македонского несмотря на то, что ни один из ныне живущих людей его не видел, также как и не существует его фотографий. Таким образом, знание о существовании Александра Македонского, также как и Сунна пророка (мир ему и благословение), основано на свидетельстве большого количества людей.

Также следует отметить, что с научной точки зрения нет никакой разницы между аятами Корана и хадисами, переданными большим количеством людей, потому что аяты и хадисы передали одни и те же люди. Тот, кто принимает Коран и отрицает хадисы, переданные большим количеством передатчиков, опирается лишь на свои страсти.

Может возникнуть вопрос: Что же делать с хадисами, переданными малым количеством людей? Ответ: Если мы знаем, что наша тетя из Астаны никогда не обманывает, и ее слова всегда в точности подтверждают свидетельства людей, которые ее не знают, и она известна своими высокими нравственными качествами, то мы имеем право назвать ее правдивой и можем принять от нее сообщение, потому что слова правдивых принимаются, как сказал об этом Аллах: «О те, которые уверовали! Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте, чтобы не поразить по незнанию невинных людей, а не то вы будете сожалеть о содеянном» (Коран, 49:6). Обратный смысл этого аята заключается в том, что слова правдивого человека принимаются без уточнения.
Более того, следует отметить, что хадисы, которые передала только одна цепочка передатчиков, составляют мизерную часть из всех достоверных хадисов. Эта такая редкость, что ученые хадисоведы называют хадисы с одной цепочкой передатчиков «Гарииб», т.е. «странные хадисы». В основном, все достоверные хадисы имеют как минимум три разные цепочки передатчиков.

Более того, свидетельства о Сунне – это свидетельство всей мусульманской общины, чьим свидетельством доволен сам Всевышний Аллах: «Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве» (Коран, 2:143).

Однако, как мы узнали о том, что сподвижники слышали слова пророка (мир ему и благословение), ведь прошла не одна сотня лет? Для предотвращения данной проблемы ранние мусульмане, ученики сподвижников, разработали систему непрерывной цепочки передатчиков, и собрали все биографии передатчиков хадиса.

Что касается непрерывной цепочки передатчиков, то следует подчеркнуть, что в Исламе, в отличие от всех остальных религий, известны имена каждого из передатчиков, которые донесли до нас тот или иной (достоверный) хадис, таким образом, непрерывность цепочки передатчиков является одним из условий достоверности хадиса. Например, великий ученый-хадисовед Имам аль-Бухари услышал от своего современника Абу Мансура и записал в своем сборнике достоверных хадисов, хадис, который Абу Мансур услышал от Ибрахима, который услышал от Зейда, который услышал от Абу Хурайры, который услышал от пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Христианин же, к примеру, никогда не смог бы перечислить, через кого до него дошли слова Исы (мир ему).

Но, не смотря на то, что мусульманам сегодня известны имена передатчиков хадисов, сами по себе эти имена ничего не значат, если не знать этих людей. Ведь кто-то из них мог солгать или же забыть что-то. Поэтому ученые-хадисоведы, помимо цепочки передатчиков хадисов, изучают также и биографии этих передатчиков.

Через подробное изучение биографий передатчиков, ученые проверяют на сколько сильным является тот или иной передатчик и можно ли принимать во внимание переданные им хадисы. Итак, передатчиков проверяют по другим переданным ими хадисам по тому, не противоречат ли их слова словам других передатчиков? Были ли они религиозны? Как о них отзывались современники? В каком возрасте они передавали хадисы – не ухудшилась ли их память, когда они передавали хадисы? Где они жили, мог ли они встречаться с другими передатчиками хадиса для сговора? И если хоть один передатчик хадиса во всей цепочке передатчиков неизвестен или не отвечает строгим критериям ученых-хадисоведов, то такой хадис полностью отвергается.

Эти лишь краткий экскурс в науку хадисоведения, которая является одной из сложнейших наук в Исламе. Эта наука очень обширна и ее следует изучать долгие годы, поэтому Аллах говорит: «Верующим не следует выступать в поход всем вместе. Почему бы не отправить из каждой группы по отряду, чтобы они могли изучить религию и увещевать людей, когда они вернутся к ним? Быть может, они будут остерегаться» (Коран, 9:122).

Наука хадисоведения является излечением для всякого, кто сомневается в достоверности Сунны, ведь это один из первых примеров применения научного подхода, и понятия «источник», в истории человечества. Ни одна другая религия не в состоянии доказать достоверность слов того или иного пророка. А среди самих мусульман, данное положение является отличительной характеристикой приверженцев Сунны. Таким образом, посредством людей, Всевышний сохранил Коран и Сунну, как Он об этом сообщил в Коране: «Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» (Коран, 15:9).

Редакция «Sunna.Press» по материалам «Dalil.kz»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь