بِسْمِ ٱللَّٰهِ ٱلرَّحْمَٰنِ ٱلرَّحِيمِ
🎙 Серия 1-я: введение.
Важность уделения внимания внутренней праведности
Вся хвала принадлежит Одному Аллаху. Хвала Аллаху, который довел нас до этого месяца (Рамадан). Прошу Всевышнего Аллаха довести нас до конца этого месяца, так же, как Он довел нас до первых его дней. Также я прошу Его внушить и помочь нам поститься, совершать праведные деяния и выстаивать ночные молитвы в этом месяце, а также принять все эти поклонения.
Мои любимые братья, негоже ни в коем случае человеку заботиться о внешней праведности, пренебрегая при этом внутренней праведностью. Ведь внешняя праведность будет считаться истинной праведностью только при наличии внутренней праведности человека.
В одном из хадисов Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине Аллах не смотрит ни на вашу внешность, ни на ваши тела, но смотрит на ваши деяния и ваши сердца». Соответственно, то, на что смотрит Господь, Благословен Он и Возвышен, являются сердца и деяния Его рабов.
Пророк ﷺ просил у Всевышнего в своих мольбах: «О Аллах, прошу у тебя полезного знания», «О Аллах, прошу тебя защитить меня от бесполезного знания».
Что же такое полезное знание?
Передается от некоторых праведных предшественников, что они говорили: «Полезным знанием является знание сердца». Они так говорили по причине того, что произносимое и выполняемое знание будет правильным, если будет правильным знание сердца.
Некоторые же люди полагают, что если они совершат внешние праведные деяния, вроде выстаивания намаза, выплаты закята, поста в месяц Рамадан, то они выполнят все религиозные обязательства, и что, помимо этого, на них не возлагаются никакие иные предписания. Однако если такой человек поразмышляет о своих внутренних деяниях, то найдет различные погрешности, вроде слабости упования на Аллаха, или недостатка страха перед Ним, или грехов, совершаемых человеком при уединении с самим собой, или иных прегрешений. И нет среди нас того, у кого не было бы подобных недочетов, однако Всевышний Аллах проявляет к нам Свою милость и скрывает наши недостатки. Просим у Аллаха, Велик он и Возвышен, прощения грехов.
Таким образом чем больше человек станет исправлять себя изнутри, тем более правильными будут его деяния и тем дальше он отдалится от пути лицемеров. Просим Аллаха защитить нас от ошибок и грехов в словах и деяниях.
🎙 Серия 2-я: плохие предположения
Вся хвала принадлежит Одному Аллаху. Из болезней сердца, которыми страдают некоторые люди, – плохие предположения о других. Подталкивать человека к плохим предположениям могут различные причины, такие как зависть, месть, и так далее. Такой человек начинает думать плохо о людях за каждое сказанное ими слово или содеянное деяние. Он думает плохо о всех людях, в том числе и о праведниках и мусульманских правителях. Таким образом плохие предположения становятся неотъемлемой частью личности такого человека. При этом вместе с тем, чем он обременяет себя грехами за плохие мысли, он также подвергает себя душевным тревогам, негативным мыслям и другим беспокойствам. Всевышний Аллах запретил нам плохо думать о людях, сказав:
«О те, которые уверовали, сторонитесь многих предположений, поистине некоторые предположения грешны». (Коран 49:12)
Действительно, некоторые предположения не являются грешными, если они были построены на знании и обстоятельствах для подобных мыслей. Но здесь речь идет о предположениях, которые не обоснованы ни знанием, ни обстоятельствами, ни доказательствами. По этой причине наш Пророк ﷺ говорил: «Остерегайтесь плохих предположений о людях. Воистину плохие предположения являются самыми лживыми речами». Поэтому некоторые ученые заметили, что основным источником лжи среди людей является плохие предположения. Ведь если человек плохо думает о своем брате, то он начинает наговаривать, или клеветать на него, или преувеличивать сведения о нем.
Что же мы обязаны сделать для того, чтобы защитить себя от плохих предположений? Какие шаги следует нам предпринять для того, чтобы не стать обладателем этого скверного нрава?
Первым делом мы должны всегда помнить и относиться с большим уважением к запрету плохо думать о людях. Ведь это Всевышний Аллах и Его посланник запретили нам это деяние.
Во-вторых, каждый из нас должен прежде всего заниматься самим собой. Если мы будем беспокоиться о наших собственных поклонениях и будем в первую очередь работать над самими собой и над своими ошибками и упущениями, то у нас не останется времени и желания занимать себя плохими предположениями о других людях.
В-третьих, мусульманин должен быть терпеливым и сдержанным, и не должен принимать поспешные необдуманные решения и строить о людях плохие предположения. Всевышний Аллах сказал:
«Ответь на зло лучшим, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник». (Коран 41:34)
Поэтому не обращайся сразу к плохим предположениям и не торопись приписывать словам те значения, которых они не несут.
В-четвертых, важно уметь находить оправдания для своего брата. Некоторые праведные предшественники говорили: «Если тебе показалось что твой брат поступил неверно, то постарайся найти ему 70 оправданий. Если же ты не сможешь найти ему ни одного оправдания, то скажи: быть может, у него есть оправдание, о котором я не ведаю».
Просим Всевышнего Аллаха защитить нас от скверных нравов и греховных деяний.
🎙 Серия 3-я: презрение к другим
Вся хвала принадлежит Одному Аллаху. Из болезней сердца, которыми страдают некоторые люди, – презрение к другим и глумление над ними. Презрение к другим людям является скверным нравом, указывающим на слабость веры (имана), на высокомерное отношение к людям и нехватку богобоязненности. Аллах, Велик Он и Возвышен, запретил нам относиться к другим людям с презрением, сказав:
«О те, которые уверовали! Пусть одни люди не издеваются над другими, быть может, те лучше них самих. И пусть одни женщины не издеваются над другими женщинами, быть может, те лучше них самих» (Коран 49:11).
Также наш Пророк ﷺ сказал: «Достаточно зла в том человеке, который презирает своего брата». А гордыню (кибр) он определил следующим образом: «Гордыня — это отвержение истины и презрение к людям».
Некоторые же люди, к большому сожалению, относятся с презрением ко всякому делу и каждому достижению, о котором они узнают. Они сеют сомнения о его значимости и важности и делают о нем ложные заявления. Такие люди сеют сомнения о важности достижений мусульманских правительств, богословов, реформаторов и изобретателей. Подобное отношение к достижениям людей порицаемо и скверно, и поэтому мусульманин должен сторониться подобного нрава.
Лечение же этой болезни сердца и этого порочного нрава заключается в следующем:
во-первых, в приучении себя к скромности по отношению к Аллаху в первую очередь, а затем и к людям. (И как сказал Пророк ﷺ): «Аллах возвышает того, кто проявляет скромность ради Него»;
во-вторых, в понимании, что то, чем Аллах наделил человека из умственных способностей или высокого положения, является лишь только милостью Всевышнего Благословенного Аллаха, оказанной ему, а не его личной заслугой;
в-третьих, он должен понять и осознать, что подлинное превосходство одного человека над другим может определяться только богобоязненностью. Ибо «самый достойный среди вас тот, кто является наиболее богобоязненным» (Коран, 49:13). А результат этого превосходства мы увидим в загробной жизни, «ведь загробная жизнь — это и есть настоящая и подлинная жизнь! Если бы они только знали!» (Коран, 29:64).
Если же человек в мирской жизни обладает превосходством над другими по причине своего материального достатка или социального положения, то это ни в коем случае не дает ему права принижать и относиться с презрением к другим людям. Поэтому человек никогда не должен приучать себя к презрению к другим ни по расовым, ни по языковым, ни по внешним, ни по каким-либо иным признакам.
Просим Аллаха защитить нас от всех скверных нравов, деяний и речей.
Шейх Мухаммад ибн Галиб Аль-Умари (да хранит его Аллах)
Перевод: Рамин Муталлим