Детальный разбор вопроса съемок на камеру — Шейх Арафат Мухаммади

820

Вопрос:
Некоторые братья (да направит Аллах нас и их ко всякому благу) порицают шейхов за то, что они транслируют свои уроки по видео, и называют это попустительством с их стороны. Некоторые братья даже покинули урок, увидев, что он транслируется. Что вы скажете об этом явлении (да убережет вас Аллах от всего дурного)?

Ответ:
Вопрос создания изображений уже давно изучен и разобран. Есть изображения, относительно которых среди ученых нет разногласий, – это объемные или повешенные на стену изображения живых существ. При этом на изображениях не должны отсутствовать части тел, без которых жизнь невозможна. Исключение также составляют детские игрушки в форме живых существ; маленькие изображения, которые не разглядеть, не пригнувшись к земле; а также изображения, которые быстро портятся и исчезают.
Этим всем я хочу сказать следующее: любой, кто ищет знания, должен изучить вопрос должным образом, прежде чем порицать других.
У нас есть хадисы с запретами на создание изображений. Все мы знаем их. Но применимы ли эти хадисы к изображениям, которые мы сегодня видим везде и пересылаем друг другу? Ученые разошлись во мнениях. Это первое.
Я только что перечислил моменты, относительно которых разногласий нет. Если изображения соответствуют данным критериям, то они запрещены единогласно. Какие критерии я перечислил? Ответ: к ним относятся:

  • объемные,
  • или подвешенные,
  • не быстро портящиеся,
  • не маленькие,
  • не являющиеся детскими игрушками (наподобие кукол, как передается в хадисе Аиши),
  • и, наконец, изображения с целым телом. Если у него отсутствует голова, или живот, или спина, то оно не относится к запрещенным изображениям.

Все это уже разобрано и перечислено в книгах по фикху. Более того, в таких книгах мы можем найти разногласия даже относительно плоских изображений. Маликиты, например, прямо заявляют о дозволенности обычных – не объемных – изображений. Маликиты считают, что такие изображения не запрещены, так как не попадают под хадис о запрете.
Еще один момент: почему они порицают шейхов за съемку в мечети? Где эти изображения? В мечети? Там нет изображений. Если хочешь порицать, то порицай изображения, развешенные на стенах. Нет изображений – не порицай! Когда Посланник Аллаха ﷺ вошел к Аише, он увидел занавеску с изображениями. Аиша повесила дома занавеску с двумя изображениями. Посланник Аллаха ﷺ разгневался и приказал убрать их. Эти занавески были разорваны и перекроены, и Посланник Аллаха ﷺ впоследствии сидел на них. То есть изображения не были полностью уничтожены, но они находились на полу, и Посланник Аллаха сидел на них, то есть ими пренебрегали. Следовательно, запрет касается именно подвешенных изображений, и относительно этого разногласий нет. В хадисе говорится: «Ангелы не входят в дом, в котором есть изображение или собака».
Дабы не делать ответ слишком длинным, упомяну последний момент: среди тех, кто считал съемку запрещенной, был имам этого мира в свое время – шейх Ибн Баз, разве нет? Итак, у него есть отдельный труд на эту тему, который он назвал «Полезное слово о запретности съемок» (القول المفيد في تحريم التصوير). Этот труд издан как отдельно, так и в собрании его сочинений. Говорил ли шейх, чтобы те, кто занимался призывом, снимались на камеру, хотя он был крайне строг и запрещал съемки? Ответ: да. Я несколько раз натыкался на его высказывания и фетвы на данную тему. Он прямо говорит: «Что касается распространения сунны и единобожия, то для них (т. е. для тех, кто занимается призывом) нет греха участвовать в различных программах по телевидению с целью вытеснить заблудших». При этом он сам считает съемки запретными!
Шейх Албани был еще одним имамом своего времени, разве не так? Он также считает съемку запретной и в книге «Этикет бракосочетания» (آداب الزفاف) говорит об этом: «Если съемка приносит пользу общине, то в этом нет греха». Когда его спросили: «Как в съемке может быть польза для общины?» – он ответил: «Например, если кто-либо снимет порядок совершения намаза в соответствии с Сунной Пророка ﷺ». Например, если кто-нибудь на камеру снимет и покажет нам, как совершать намаз в соответствии с Сунной Пророка ﷺ, то это хорошо. Или, например, если он покажет нам, каким был хадж Пророка ﷺ, – это тоже хорошо.
То же самое и с такими шейхами, как Ибн Усаймин, Фаузан, Убейд и т. д. Все они снимаются на камеру. Кого ты собрался порицать? Сначала подробно изучи этот вопрос; узнай, какие виды изображений единогласно и категорически запрещены, а относительно каких возникли разногласия; собери мнения ученых, исследуй их аргументы, а затем смотри на вопрос в целом. После этого подумай: можешь порицать их за съемки или нет? Нет, не можешь! Почему не можешь? Шейх Раби считает съемки запретными и никогда не снимается. Его навешают шейх Фаузан и другие шейхи, и никому из них он не говорит: «Зачем вы снимаетесь? Побойтесь Аллаха!» Он не порицал никого из них. Почему? Потому что в вопросе допустимы различные мнения. Вдобавок к этому те люди обвиняют шейхов в том, что они снимают в мечети? Разве в мечети развешаны их изображения? Если найдешь, то порицай их за это. Поэтому в том, что касается призыва, съемку не запрещали даже крупнейшие имамы этого времени. Если ты считаешь это запретным, то не порицай остальных.
Однажды я был у шейха Салиха Али Шейха. Мы задали ему несколько вопросов. Это произошло давно, около 20 лет назад. Честно говоря, то было хорошее собрание, мы услышали ответы на вопросы и получили пользу. Вы и сами знаете шейха Салиха. И тут подошел какой-то студент (да исправит его Аллах) и задал вопрос: «Шейх, каково положение съемок в Исламе?» Тот ответил: «Съемки запрещены». Студент сразу возразил: «Но ты сам снимаешься!» Шейх помолчал немного, а затем посмотрел на спрашивающего и сказал: «Сынок! Однажды мы сидели с шейхом Ибн Базом на какой-то конференции, и тут вошла съемочная группа. Я сообщил Ибн Базу об их прибытии, но он сказал: “Оставь их, пусть снимают”. Поэтому, если я снимаюсь, значит, я вижу для того причину. Я спрашиваю шейха Ибн База – имама того времени: что нам делать, уходить или оставаться? А он говорит мне оставить их». Я слышал эти слова напрямую от Салиха Али Шейха.
Поэтому не спешите, братья, в этих вопросах. Посмотрите, как поступают ученые, и делайте так же. Как я сказал уже вам, шейх Раби считает съемки запретными и не одобряет их, но он не порицает шейхов, которые снимаются. Он не пишет им письма; когда они приходят навестить его, не говорит им: «Побойтесь Аллаха! Зачем вы снимаетесь?!» В этом вопросе в некоторой степени любое мнение приемлемо, особенно если дело касается распространения Ислама и призыва к нему, а наш вопрос был именно об этом.
Сейчас я говорю не о съемках в общем. Лично я не снимаюсь; мне предлагали, но я отказался. Я не люблю и не хочу сниматься, но я не порицаю своих братьев. В некоторой мере любое мнение приемлемо, и некоторые ученые снимаются, а потому не создавайте себе сложностей.