Дозволено ли искусственное оплодотворение (ЭКО и ВМИ)

В связи с тем, что участились вопросы о дозволенности искусственного оплодотворения, решил написать отдельную фундаментальную статью на данную тематику.

943

Дозволено ли искусственное оплодотворение (ЭКО и ВМИ)?

*Данный материал основан на втором постановлении Совета Исламской правовой академии при Лиге исламского мира (ЛИМ), восьмой сессии, проведенной в Достопочтенной Мекке в период между 28 – раби аль-ахар – 1405 х. и 7 – джумада аль-уля – 1405 х., что соответствует с 19 – 28 января 1985 г.

Постановление подписали:
Председатель Совета Правовой академии: Муфтий КСА Абдулазиз ибн Баз
Заместитель председателя: доктор наук Абдулла Умар Насыф

Члены Совета Академии:
Салих ибн Фаузан аль-Фаузан, Абдулла Абдурахман Бассам, Бакр Абу Зайд, Мустафа Ахмад Зарка и др.

Также при составлении данной статьи были использованы материалы и фетвы других выдающихся богословов современности, таких как Ибн Баз и Ибн Усаймин.

Введение

В связи с тем, что участились вопросы о дозволенности искусственного оплодотворения, решил написать отдельную фундаментальную статью на данную тематику. Надеюсь сей труд облегчит мусульманам СНГ понимание этого вопроса при принятии правильного решения.

Но прежде чем ответить, разберемся с понятийным аппаратом.

  1. Внутриматочная инсеминация (ВМИ) – оплодотворение внутри женского организма путем впрыскивания мужской спермы в подходящее место в полости матки женщины.
  2. Экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) – оплодотворение вне тела, путем соединения мужских сперматозоидов с женской яйцеклеткой в лабораторной пробирке; после оплодотворения эмбрион помещают в матку женщины.

В действительности у этих двух репродуктивных методик есть семь способов вынашивания таких детей. Для ВМИ ­– два способа и для ЭКО – пять.

Опишем их, невзирая на дозволенность или запрет конкретного способа, а в конце рассмотрим положение каждого из них с точки зрения ислама.

Для ВМИ

Способ 1: производится забор сперматозоидов мужа, и они впрыскиваются в подходящее место в полости матки супруги. В процессе этого происходит оплодотворение яйцеклетки и начинаются естественные этапы развития эмбриона – с помощью Аллаха, – как после обычного полового акта. Обычно к этому способу прибегают, если супруг бесплоден: страдает малоподвижными сперматозоидами и т. д., но возможен и женский фактор. Также к этому способу прибегают как проверочному перед ЭКО по направлению репродуктолога.

Способ 2: производится забор сперматозоидов донора, и они впрыскиваются в подходящее место в полости матки чужой жены, а далее все идет по сценарию, описанному выше. К этому способу прибегают в случае, если у мужа установлена азооспермия (тяжелая форма мужского бесплодия, которая характеризуется полным отсутствием сперматозоидов в сперме). Поэтому берут забор спермы у постороннего мужчины.

Для ЭКО

Способ 3: производится забор сперматозоидов мужа и яйцеклетки жены из яичника, а затем их помещают в лабораторную пробирку, чтобы при определенных физических условиях произошло оплодотворение в пробирке. После того как зигота начинает делиться и размножаться эмбрион переносят из пробирки в матку жены, чью яйцеклетку взяли. После успешного прикрепления эмбриона к стенке матки происходит тот же процесс развития, как у детей, зачатых естественным путем. Обычно к этому способу прибегают в случае, если жена бесплодна по причине непроходимости фаллопиевых труб, соединяющих яичники с маткой.

Способ 4: происходит ЭКО в пробирке между семенем мужа и яйцеклеткой из яичника донора (посторонней женщины), а далее помещают эмбрион в матку жены. К этому способу прибегают в случае, если у жены удалены яичники или они полностью не функционируют, но при этом у нее здоровая матка, способная к прикреплению зиготы.

Способ 5: происходит ЭКО в пробирке между семенем донора (постороннего мужчины) и яйцеклеткой донора (посторонней женщины), а далее помещают эмбрион в матку чужой замужней женщины. К этому способу прибегают, когда оба супруга хотят ребенка, но оба безнадежно бесплодны, однако при этом у супруги здоровая матка, способная к прикреплению зиготы.

Способ 6: происходит ЭКО в пробирке между семенем мужа и яйцеклеткой жены, а далее помещают эмбрион в матку суррогатной матери (посторонней женщины-волонтера). К этому способу прибегают, когда жена не способна вынашивать ребенка из-за проблем с маткой, но при этом у нее здоровые продуктивные яичники. Либо супруга просто не хочет дискомфорта и утруждаться вынашиванием ребенка, и супруги договариваются с женщиной-волонтером, дабы она взяла на себя это бремя.

Способ 7: точно такой же, как способ 6, однако в роли волонтера (суррогатной матери) добровольно выступает вторая супруга мужа, если он полигамен и если у другой супруги проблемы с маткой или она вовсе ее лишена. Этот способ не практикуется в странах, где в законодательстве нет нормы о полигамии. Однако, конечно, есть противоречие в этих странах, и оно заключается в том, что суррогатной матерью может быть посторонняя женщина, которая не является вообще чьей-либо женой либо приходится женой чужому мужчине.

Положение этих способов с точки зрения исламского законодательства

Богословы Исламской правовой академии при Лиге исламского мира под председательством верховного муфтия КСА, шейха Абдулазиза ибн База, исследуя данный вопрос с разных аспектов и прикладывая уникальные правила и глобальные цели исламского законодательства, пришли к постановлению. Приведу основные пункты с небольшой редакцией для облегчения понимания материала на русском языке.

Общие положения

Так как любой вид искусственного оплодотворения требует обнажения перед врачом женских гениталий, то сперва нужно разобрать данный вопрос.

А) Мусульманке дозволено обнажать область гениталий (зону между пупком и коленями) только перед тем, с кем ей дозволено вступать в половую близость, т. е. перед супругом. Перед остальными категориями лиц, будь то женщины, родственницы или тем более мужчины, обнажать эти места категорически запрещено. Исключением может быть только узаконенный исламом или экстренный случай.

Б) Если женщине нужно лечиться от болезни в области гениталий или у нее имеется какая-либо аномалия в организме, доставляющая ей дискомфорт, то это считается законной причиной для обнажения данной зоны перед врачом. Однако обнажается только та часть, которая необходима для лечения, или есть медицинское обоснование для этого.

В) В этом вопросе следует соблюдать четкую градацию: обязательно, чтобы лечащим врачом была женщина-мусульманка. Если такой возможности нет, то пусть врачом будет женщина-немусульманка. Если такой нет, то мужчина-мусульманин. Если такого нет, то мужчина-немусульманин. При этом, если врач все-таки окажется мужчиной, то запрещено женщине оставаться с ним наедине в кабинете. Муж или другая женщина должны присутствовать в кабинете, чтобы не было уединения.[1]

Положение искусственного оплодотворения

А) Нужда супругов, которые не могут завести детей, считается законной целью, дозволяющей некоторые способы искусственного оплодотворения ради решения данной проблемы.

Б) «Способ 1» (ВМИ, в котором производится забор сперматозоидов мужа, и они впрыскиваются в подходящее место в полости матки его супруги): если показано, что женщина нуждается в данной процедуре, то такой способ дозволен с точки зрения шариата – при соблюдении общих условий, упомянутых ранее.

В) «Способ 3» (ЭКО, в котором производится забор сперматозоидов мужа и яйцеклетки жены, затем их помещают в лабораторную пробирку, а после того как происходит оплодотворение и зигота начинает делиться и размножаться, эмбрион переносят из пробирки в матку той же жены, чью яйцеклетку изъяли): сам по себе этот способ дозволен со стороны шариата, однако он не без изъянов с точки зрения гарантий и надежности (насколько сами врачи/медучреждение проверено; насколько гарантировано, что не будет допущена ошибка на каждом этапе процедуры, подтасовка биоматериалов или просто халатная путаница с пробирками). По этой причине не стоит прибегать к данному способу, кроме как при острой необходимости (например, когда все другие способы невозможны), и при соблюдении общих условий, упомянутых ранее.

Г) Академия постановила, что в обоих упомянутых дозволенных случаях генеалогия ребенка относится к обоим родителям, которые являются источником биоматериала (сперматозоида и яйцеклетки). Соответственно, устанавливается право ребенка на наследство и другие вытекающие из этого права. Ибо когда определяется (по исламу) родство ребенка к отцу и матери, устанавливается наследство и другие законоположения, которые причитаются ребенку.

Д) Все остальные виды искусственного оплодотворения, будь то ЭКО или ВМИ, описанные в начале статьи, запрещены по исламскому законодательству, т. к. сперматозоид и яйцеклетка не от супружеской пары[2], а в случае суррогатного материнства женщина-доброволец не имеет законного отношения к супружеской паре – источнику биоматериала.

Е) Относительно «способа 7», который сходен со «способом 6», однако в роли волонтера (суррогатной матери) добровольно выступает вторая супруга мужа, если он полигамен и если у другой супруги проблемы с маткой или она вовсе ее лишена, то об этом случае Академия дала два постановления в две сессии, и на последней сессии было отменено первое решение. В первом постановлении Совет Академии принял постановление о дозволенности «способа 7», при этом детализировав, что матерью будет считаться обладательница яйцеклетки, а суррогатная мать (в данном случае вторая супруга-волонтер) будет иметь положение молочной матери, т. к. тот факт, что она снабжает плод на протяжении девяти месяцев своей кровью и вынашивает его в своей утробе, с этой точки зрения тем более заслуживает статуса молочного родства с ребенком, чем посторонняя женщина, которая просто кормила ребенка молоком определенное количество раз. Однако после повторного изучения данного вопроса и получения дополнительной критической информации Совет на следующем заседании отменил свое прежнее постановление и вынес решение о том, что «способ 7» тоже является запрещенным, поскольку трудно обеспечить гарантию того, что данный плод действительно образовался из яйцеклетки другой жены, т. к. медицина вполне допускает, что эмбрион после помещения в матку второй жены может просто открепиться от стенки и погибнуть, но при этом суррогатная мать может даже не узнать об этом факте и забеременеть повторно естественным путем от законного супруга, полагая, что до сих пор вынашивает эмбрион другой жены и, родив, соответственно, передаст ребенка ей, в то время как последняя не имеет к этому младенцу биологического отношения. А настоящая мать убеждена, что она — суррогатная. В связи с такой вполне вероятной и критической путаницей в родословной ребенка Ислам, будучи гарантом прав всего человечества и, в частности, прав несовершеннолетних детей, не дозволяет такой способ. В данном случае право детей на свою настоящую генеалогию со всеми вытекающими из этого последствиями стоит выше личных желаний взрослых людей.

Заключение

Учитывая, что в теме искусственного оплодотворения, даже вместе с двумя дозволенными по шариату способами, имеются усложняющие обстоятельства, такие как путаница в соединении чужих сперматозоидов и яйцеклеток или путаница между пробирками, особенно если эта процедура станет в мире еще более доступной и повсеместной (как это уже произошло в наши дни, в 2022 г.), Совет Исламской правовой академии дал рекомендацию тем, кто бережно относится к своей религии, не прибегать к искусственному оплодотворению, кроме как в случае крайней необходимости и предприняв все возможные меры предосторожности, дабы максимально исключить путаницу с биоматериалами и пробирками при зачатии или помещении эмбриона в матку.

رَبِّ هَبْ لِجَمِيعِ الْمُسْلِمِينَ مِن لَّدُنكَ ذُرِّيَّةً طَيِّبَةً إِنَّكَ سَمِيعُ الدُّعَاءِ

Господь мой, одари всех мусульман от Себя благими потомками, ведь Ты слышишь мольбу.


[1] Эта градация соблюдается в том случае, если все специалисты приблизительно одной квалификации, а если, например, врач-мужчина высококвалифицированный и имеет явное преимущество, а все доступные врачи-женщины с низкой квалификацией и есть реальное опасение, что по причине своего низкого профессионализма они могут навредить или обмануть пациентку, то в этом случае дозволено отправиться к врачу-мужчине, но не дозволено уединяться с ним в кабинете. На это законоположение указал имам Ибн Усаймин в эфире радиопередачи «Нур аля дарб» (см. фетву https://binothaimeen.net/content/11464).

[2] Богословы, в т. ч. Ибн Баз, указали на то, что использовать чужие сперматозоиды и помещать их в матку женщины, которая не является супругой донора — запрещено по единогласному мнению мусульман (иджма аль-муслимин) и относится к разряду прелюбодеяния, за которое правитель государства имеет право постановить административное или исправительное наказание на свое усмотрение.


Подготовил: Магжан Тобыкты, да простит его Аллах.

25.08.1443 х. — 28.03.2022 г., Алма-Ата, Казахстан

Скачать документ в формате PDF