«И живите с ними достойно…»

997

بسم الله الرحمان الرحيم

Всей хвалы заслуживает один Аллах. Его одного мы просим о помощи и прощении. У Аллаха мы ищем защиты от зла в нас самих и от дурных наших дел. Кого Аллах поведет по прямому пути, того никто с него не собьет, а кого Аллах собьет с прямого пути, того никто на него не наставит. Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме одно­го Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник.

يَـٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُوا ٱتَّقُوا ٱللَّهَ حَقَّ تُقَاتِهِۦ وَلَا تَمُوتُنَّ إِلَّا وَأَنتُم مُّسْلِمُونَ

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и не умирайте иначе как мусульмане»[1].

يَا أَيُّهَا النَّاسُ اتَّقُوا رَبَّكُمُ الَّذِي خَلَقَكُم مِّن نَّفْسٍ وَاحِدَةٍ وَخَلَقَ مِنْهَا زَوْجَهَا وَبَثَّ مِنْهُمَا رِجَالًا كَثِيرًا وَنِسَاءً ۚ وَاتَّقُوا اللَّهَ الَّذِي تَسَاءَلُونَ بِهِ وَالْأَرْحَامَ ۚ إِنَّ اللَّهَ كَانَ عَلَيْكُمْ رَقِيبًا

«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами»[2].

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ وَقُولُوا قَوْلًا سَدِيدًا ﴿٧٠﴾ يُصْلِحْ لَكُمْ أَعْمَالَكُمْ وَيَغْفِرْ لَكُمْ ذُنُوبَكُمْ ۗ وَمَن يُطِعِ اللَّهَ وَرَسُولَهُ فَقَدْ فَازَ فَوْزًا عَظِيمًا

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. Тогда Аллах исправит ваши дела и простит ваши грехи, а кто повину­ется Аллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха»[3].

Самая правдивая речь – это речь Аллаха, а самый лучший путь – это путь Посланника Аллаха. Худшими делами являются новшества, и всякое новшество есть заблуждение, а всякое заблуждение будет в Огне.

Я приветствую всех суннитов в этот благословенный месяц и прошу Аллаха направить нас провести этот месяц подобающим образом. Воистину, наш Господь слышит мольбы.

В эту ночь мы собрались в мечети поговорить о важном элементе общества. Оно состоит из с семей, а семьи – из индивидов. Любая семья создается из отца и матери, как сказано во множестве священных текстов, в том числе и в вышеупомянутом аяте из суры «Ниса».

По причине той важности, которую занимает тема родителей в Исламе, я хотел бы напомнить себе и всем, кто слушает меня в эту благословенную ночь, о некоторых из смыслов, что заложены в слова Всевышнего:

وَعَاشِرُوهُنَّ بِٱلْمَعْرُوفِ

«…живите с ними достойно»[4].

Что подразумевает это проживание?

Прежде чем ответить на этот вопрос, я хотел поговорить об общепринятом среди суннитов факте – о том, что лучшим путем является путь Посланника Аллаха ﷺ. Любой, кто взглянет на его прекрасную биографию и образ жизни, обнаружит, что Посланник Аллаха ﷺ претворял этот аят в жизнь в наилучшем виде.

Имам Ибн Касир в комментариях к аяту пишет: «Посланник Аллаха ﷺ красиво обходился со своими женами, показывал свою радость перед ними, шутил и смеялся, был щедр. Иногда он бегал наперегонки с матерью верующих Аишей, выказывая тем самым свою любовь к ней… Его жены каждую ночь собирались в доме той, с которой он ночевал в ту ночь, и он ужинал вместе с ними, а вечером каждая из них возвращалась к себе домой. Ночью он спал со своей женой под одним покрывалом, сбрасывая верхнюю накидку и оставаясь в одной набедренной повязке. Прочитав ночной намаз, он возвращался домой и недолго беседовал с одной из своих жен перед сном. Всевышний сказал:

لَّقَدْ كَانَ لَكُمْ فِى رَسُولِ ٱللَّهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ

Для вас в Посланнике – наилучший пример[5]»[6].

Лучшим путем для нас является путь Мухаммада ﷺ. Благое отношение к семье имеет множество проявлений, из которых я хотел бы упомянуть несколько.

Первое проявление достойного проживания – муж должен хорошо к ней относиться, не вредить ей, без причин не оттягивать выполнение своих обязательств и быть улыбчивым и радостным перед ней. Все это – обязательства мужа: на это указывают слова Всевышнего:

وَعَاشِرُوهُنَّ بِٱلْمَعْرُوفِ

«…и живите с ними достойно»[7].

Комментируя этот аят, Ибн Касир пишет: «…говорите им благое, улучшайте свои поступки и по мере возможностей украшайте свой внешний вид. Относись к ней так же, какого отношения ждешь от нее. Всевышний сказал:

وَلَهُنَّ مِثْلُ الَّذِي عَلَيْهِنَّ بِالْمَعْرُوفِ

Жены имеют право на то же, что они сами обязаны по отношению к своим мужьям[8].

Посланник Аллаха ﷺ сказал: “Лучшие из вас – те, кто лучше всех относится к своим семьям, и я лучше всех вас отношусь к своей семье[9]»[10].

Куртуби в комментариях к аяту о достойном совместном проживании пишет: «То есть относитесь к ним хорошо, как и приказал Аллах. Обращение в аяте общее, оно касается как мужей, так и опекунов, поскольку каждый из них по-своему живет с женщинами. Тем не менее, в первую очередь аят касается мужей.

Этот аят похож на другой, где Аллах говорит:

فَإِمْسَاكٌ بِمَعْرُوفٍ

“…он должен либо удержать ее как подобает[11]. Достойное проживание означает, что муж обязан полностью отдать жене ее приданое, содержать ее должным образом, не сердиться на нее без причины, быть добрым в словах, не грубить, не быть черствым и не показывать ей свою симпатию к кому-либо еще… Аллах приказал мужчинам относиться подобающим образом к женщинам, с которыми они вступили в брак, чтобы их совместная жизнь была полноценной и чтобы душа была спокойнее, а жизнь – приятнее…

Яхья ибн Абдуррахман Ханзали рассказы­вал, что однажды он зашел к Мухаммаду ибн Ханафие, и тот вышел к нему в красном плаще, а с его бороды капала галия[12]. Яхья спросил: “Что это?” – на что Мухаммад ответил: “Моя жена надела на меня этот плащ и умастила меня благовониями, ведь женщины хотят от нас того же, чего мы хотим от них”.

Ибн Аббас сказал: “Я люблю украшаться для своей жены точно так же, как и люблю, чтобы она украшалась для меня”[13]»[14].

К достойному проживанию с женой относится проявление мягкости и доброты к ней. Как передал Муслим, Пророк ﷺ сказал: «Лишенный мягкости лишен всякого блага»[15].

Пророк ﷺ велел нам хорошо относиться к своим женам, сказав: «Относитесь к женщинам хорошо, ведь женщина сотво­рена из ребра, а наибольшей кривизной в ребре отличается его верхняя часть. Если ты попытаешься его выпрямить, то сломаешь его; а если оставишь в покое, то оно так и останется кривым, а потому относитесь к женщинам хорошо»[16].

Наш дорогой Пророк ﷺ – пример нам для подражания – побуждает к хорошему отношению к нашим женам. Муж обязан знать о том, какой Аллах создал женщину. Он должен улучшать свой нрав и отношение к ней, исходя из этого. Как передал Тирмизи, Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Наиболее полноценной верой обладают те, кто имеет наилучший нрав, а лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим женам»[17].

Также Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Лучшие из вас – те, кто лучше всех относится к своим семьям, и я лучше всех вас отношусь к своей семье»[18].

Правитель верующих Али ибн Аби Талиб посватался к дочери Посланника Аллаха ﷺ – Фатиме, – и вот что сказал Посланник Аллаха: «Она – твоя жена взамен на хорошее отношение к ней»[19].

Нет сомнений, дорогие братья, что жена больше других людей заслуживает проявления вашего благонравия. Выдающийся мусульман­ский ученый Мауарди (да помилует его Аллах) пишет: «У того, кто обрел благой нрав, будет много друзей и мало врагов, сложные дела станут легче, а злобные сердца – мягче… Благонравный человек покладист, мягок, радостен, не склонен к злобности и говорит только благое. Посланник Аллаха ﷺ расска­зал нам обо всех этих качествах…»[20] Когда тебе советуют улучшить свой нрав, то имеют в виду именно это: покладистость, мягкость, доброту и склонность говорить только благое.

Второе проявление достойного проживания – это выражение радости на лице. Как передал Муслим, Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Ни в коем случае не пренебрегай ничем из одобряемого Шариатом, даже выражением радости на лице при встрече брата»[21]. В другой версии говорится: «Ни в коем случае не пренебрегай ничем из одобряемого шариатом, даже тем, чтобы говорить со своим братом с радостью на лице. Все это является благом»[22].

Скажи мне: кто более жены достоин подобного отношения?

Братья мои! Благое слово очаровывает сердца людей, а в особенности женщин. Они больше мужчин движимы эмоциями и приходят в волнение от улыбки и доброго слова. Если Ислам побуждает тебя так относиться к чужому для тебя мусульманину, то что сказать о проявлении радости на лице перед своей женой?! Как сказал Посланник Аллаха ﷺ, «благое слово есть милостыня»[23].

Ни в коем случае не думай, что все благо и счастье – в деньгах. Не думай, что твоя жена больше всего хочет от тебя твоих денег. Помни, что больше денег твоя жена нуждается в добром слове, которое напомнит ей о ее ценности и значимости для тебя. Благое слово и улыбка – один из самых ценных подарков, которые муж может подарить своей супруге, особенно если она выполняет свои обязан­ности по отношению к супругу. Пусть выражает благодарность ей благим словом и молитвой за нее, покажет ей свою доброту и улыбается ей. Жена, видящая, что за ее доброту отплачивают добротой, что ее усилия не напрасны, станет относиться к своему мужу еще лучше и с еще большим желанием соблюдать свои обязан­ности и заботиться о нем. Все это способствует сохранению благополучия и согласия в семье.

Подумай о великой награде, обещанной за благое слово. Пророк ﷺ однажды сказал: «В раю есть комнаты, внутреннюю часть которых видно снаружи, а наружную – изнутри». Сподвижники спросили его: «Пос­ланник Аллаха, для кого они предназначены?» Он ответил: «Для того, кто говорил благое, кормил других и проводил ночь в намазе, когда люди спят»[24].

Посмотри, что Пророк ﷺ делал у себя дома. Аиша сказала: «Бывало такое, что во время месячных я пила из сосуда, а затем передавала его Посланнику Аллаха , кото­рый пил с той же стороны сосуда, с которой пила я. Также бывало, что во время месячных я ела мясо с кости, а затем передавала кость Посланнику Аллаха , который ел мясо оттуда же, откуда ела его я»[25]. Подобные действия Пророка ﷺ говорят о том, каким благим и возвышенным был его нрав. Ты можешь подумать, что это мелочи, хотя на самом деле это многое значит.

Третье проявление – мужу следует сидеть в компании своей жены и занимать ее беседой. Именно так поступал Посланник Аллаха ﷺ, как передал Ибн Касир в вышеупомянутом отрывке. После ночного намаза Посланник Аллаха ﷺ заходил к какой-либо из своих жен и беседовал с ней. Передается, что Посланник Аллаха ﷺ выслушал историю матери верующих Аиши (да будет доволен ей Аллах) о женщинах, обещавших ничего не утаивая рассказать друг другу о своих мужьях. Этот длинный хадис известен как хадис Умм Зар[26]. Пророк ﷺ полностью выслушал эту историю со слов Аиши. Имам Бухари привел ее в главе, которую назвал «Глава о ночных беседах с семьей».

Хаттаби, перечисляя пользы, извлекаемые из истории об Умм Зар, пишет: «Из хадиса видна необходимость хорошего отношения к семье и желательность беседовать с семьей о том, что не является грехом… Также из хадиса ясно превосходство Аиши, любовь Посланника Аллаха ﷺ к ней и его ласковое отношение к ней…»[27] Пусть призадумаются угрюмые и хмурые мужья; пусть призадумаются мужья, чья жизнь проходит в ночных посиделках, кофейнях и прогулках! Некоторые из них возвращаются домой, когда все уже спят, и уходят с утра, когда все еще спят! Где любовь, где обходительность, где забота, где воспи­тание?! Аиша говорит: «Посланник Аллаха совершал два дополнительных ракаата перед утренним намазом, а затем, если я бодрствовала, то он говорил со мной, а если спала, то ложился, пока не объявят о начале молитвы»[28].

Четвертое проявление достойного прожи­вания – приветствовать семью при возвраще­нии домой. Когда возвращаешься домой, пусть твоим первым вопросом будет не «где еда? где то? где это?». Не будь хмурым, входи спокойно, поприветствуй домашних, и – с позволения Аллаха – все будет спокойно. Приветствие супругами друг друга – одно из главных средств усиления любви и даже привлечения блага в семью. Пророк ﷺ гово­рил: «Клянусь Тем, в Чьей руке моя душа, вы не войдете в Рай, пока не уверуете полностью, и вы не уверуете полностью, пока не полюбите друг друга. Не указать ли мне вам на дело, которое поможет вам полюбить друг друга? Распространяйте между собой приветствия!»[29] Абу Зубайр Макки передал, что слышал следующие слова Джабира: «Когда входишь к своей семье, то поприветствуй их благим приветствием от Аллаха. Я считаю, что Аллах обязал нас так делать, сказав:

وَإِذَا حُيِّيتُم بِتَحِيَّةٍ فَحَيُّوا بِأَحْسَنَ مِنْهَا أَوْ رُدُّوهَا

Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым[30]»[31].

Также Анас передал, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Сынок, когда ты входишь к своей семье, то поприветствуй их, и твое приветствие станет благом для тебя и твоей семьи»[32].

Пятое проявление – это уважение к своей жене и к ее семье и помощь ей. Уважение должно быть взаимным: оба они должны относиться друг к другу почтительно и уважительно и выбирать подходящие слова при разговоре друг с другом.

Также он должен уважительно относиться к ее семье и похвально отзываться о них при ней, не ругать и не порочить их. Все это – одно из главных средств достижения любви жены к своему мужу и аналогичного отношения с ее стороны в адрес его семьи. Только так согласие сменит разлад, симпатия – отвращение, а дружба – отчужденность.

Одно из проявлений поддержки и уважения – это уход за женой во время болезни. Не думай только о себе: позаботься о ней, ведь она – твоя спутница жизни. Если она заболела или с ней что-то случилось, не надо оставлять ее одну и идти по своим делам. Такой поступок есть низость и подлость и никак не может называться достойным проживанием.

Почему праведный халиф Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах) не участвовал в битве при Бадре? Потому что его жена Рукая, дочь Пророка ﷺ, заболела. Из-за этого Пророк ﷺ сказал Усману: «Оставайся с ней, и ты получишь награду и трофеи, как если бы ты отправился в Бадр»[33].

Вот еще один прекрасный пример уважения, заботы и хорошего отношения. В биографии имама Ахмада – имама суннитов – сообщается, что Халляль передал следующие слова Маррузи: «Я слышал, как однажды Абу Абдуллах (т. е. имам Ахмад) упомянул свою жену и попросил Аллаха помиловать ее, а затем добавил: “За двадцать лет между нами не было несогласия даже в одном слове”».

Даже в одном слове! Посмотри на это уважение! Посмотри на это почтение ради Аллаха! Посмотри на это внимание к праву супружества!

Также мужу следует помогать своей жене в делах по дому. Это никак ему не вредит, а, наоборот, лишь возвышает его положение. Асуад ибн Язид однажды спросил Аишу: «Чем Пророк занимался дома?» Она ответила: «Он занимался домашними делами, а когда слышал азан, выходил»[34]. Господин всех людей, их предводитель и пример для подра­жания занимался домашними делами!

Также передают, что какой-то мужчина однажды спросил Аишу: «Занимался ли Посланник Аллаха домашними делами?» – на что она ответила: «Да, он чинил свою обувь, шил себе одежду и занимался теми же делами, которыми занимаетесь вы»[35]. В другом сообщении передается, что Аишу однажды спросили: «Чем Посланник Аллаха занимался у себя дома?» Аиша ответила: «Он был обычным человеком и вычищал свою одежду, доил свою овцу и обслуживал себя»[36].

Когда имамы и ученые суннитов начали во всем придерживаться пути Пророка ﷺ, то они стали достойными людьми и стали хорошо относиться к своим семьям. Сегодня же подобное мы можем увидеть только в книгах; в жизни же почти никогда такого не увидишь.

Только что ты услышал слова имама Ахмада, который за двадцать лет ни в чем не расходился со своей женой. Также посмотри на имама Малика и его проницательность в решениях на примере следующего вопроса: что делать, если кто-либо решил накормить другого? Малик считал, что если мусульманин хочет накормить другого, то он должен отправить еду ему домой, а не звать к себе. Естественно, это касается только тех, у кого есть жена и чья жена дома. Имам Малик говорит: «Пусть передаст свою еду ему домой, чтобы он поел вместе со своей семьей, так как грубо идти в гости есть хорошую еду и оставлять свою семью дома»[37].

Шестое проявление хорошего отношения – быть терпеливым с женой и снисходительно относиться к ее упущениям в том, что не является грехом. Каждый из нас, дорогие братья, ошибается и грешит. Такова природа человека: как мужчин, так и женщин, как нам сообщил Посланник Аллаха ﷺ.

Как передал Абу Хурайра, Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто верит в Аллаха и в Последний день, тот, увидев что-либо, пусть говорит благое или молчит. Относитесь к женщинам хорошо, ведь женщина сотворена из ребра, а наиболь­шей кривизной в ребре отличается его верхняя часть. Если ты попытаешься его выпрямить, то сломаешь его; а если оставишь в покое, то оно так и останется кривым, а потому относитесь к женщинам хорошо»[38]. Из хадиса мы понимаем, что любые упущения женщины следует исправлять мягко и терпеливо наилучшими методами. Ибн Хаджар пишет: «Хадис намекает на то, что исправление должно быть мягким: мужчина не должен ни излишествовать в этом, чтобы не “сломать” ее, ни забросить исправление полностью, иначе кривизна сохранится. Об этом же говорит Бухари в названии главы»[39].

Самура передал следующие слова Посланника Аллаха ﷺ: «Женщина создана из ребра, и если ты попытаешься выпрямить ее, то сломаешь. Потому подстраивайся под нее, и тогда ты сможешь жить с ней»[40].

Важно помнить, что ни данный, ни предыду­щий хадис не означают недопустимость исправления этой кривизны, особенно если она приводит к преступлению границ Аллаха.

Ибн Хаджар пишет: «Из хадиса следует недопустимость игнорирования прирожденного несовершенства, если оно приводит к совершению запретного или оставлению своих обязательств. Оставлять же кривизну нетрону­той можно только в дозволенных (мубах) вещах»[41].

Что знаешь «ты сломаешь его»? Как сообщается в версии Муслима, «сломать ребро» означает развод[42].

Каждый должен помнить, что все находится в руках Аллаха и происходит по Его предопределению. Как часто бывает, когда человек считает что-либо злом для себя, но его исход оказывается благим?!

فَعَسَىٰ أَن تَكْرَهُوا شَيْئًا وَيَجْعَلَ اللَّهُ فِيهِ خَيْرًا كَثِيرًا

«Ведь вам может быть неприятно то, в чем Аллах заложил много добра!»[43]

Муж должен помнить и учитывать это и прощать ее ошибки, если они не противоречат закону Аллаха. Ему не дозволено считать упущения, присущие каждому без исключения человеку, поводом для постоянных оскорбле­ний в адрес жены или посягательств на ее честь и достоинство. Ему не дозволено упрекать ее: «Ты такая-сякая! Ты сделала то и это!» Вышеупомянутый хадис должен быть лечением для супружеских проблем. Упущения вполне ожидаемы от нее. Или ты хочешь сказать, что ты не ошибаешься?!

Мусульманин должен помнить слова Пророка ﷺ: «Пусть верующий не ненави­дит верующую: если ему не понравится одна черта ее нрава, то он будет доволен другой»[44]. Пророк запретил мужу ненавидеть свою жену. Данный хадис также говорит о том, что все женщины ошибаются и допускают оплошности. Любой благоразумный человек должен игнорировать и прощать подобные оплошности и упущения (естественно, если это не касается религии). Пусть смотрит на ее достоинства, заслуги и соблюдение ею своих обязанностей по воспитанию детей и поклонению Аллаху и т. п. Твои предшест­венники – лучший для тебя пример для подражания.

Посмотрите на то, как Зубейр ибн Аууам не обращал внимания на некоторые оплошности своей жены. Асма бинт Аби Бакр рассказывала: «Когда аз-Зубайр женился на мне, не было у него на земле ни имущества, ни раба и ничего другого, кроме коня. Я молола зерно, давала корм его коню, черпала воду, зашивала кожаную бадью для воды и замешивала тесто, однако я не умела хорошо печь хлеб. Хлеб для меня пекли мои соседки из числа ансаров, которые были достойными женщинами». За ее работу Зубейр не обращал внимания на это, не возмущался и не отчитывал за то, что она не умеет печь хлеб. Он не говорил ей: «Почему за тебя печет такая-то? Ты сама не умеешь, что ли?» Она выполняла очень много работы, и за это он не упрекал ее в том, что она не печет хлеб. Если мужчина увидит некоторые недостатки, то пусть вспомнит другие, благие, ее дела, и тогда у него на сердце станет спокойно. Без этого никак не обойтись, иначе нормальная жизнь невозможна.

Аиша (да будет доволен ей Аллах) рассказывала, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, однажды сказал ей:

Я знаю, когда ты довольна мной, а когда сердишься на меня.

– Как ты узнаешь это? – спросила Аиша.

Когда ты мной довольна, ты гово­ришь: «Нет, клянусь Господом Мухамма­да!» – а когда сердишься, говоришь: «Нет, клянусь Господом Ибрахима!»

– Да, но я только избегаю называть твое имя[45].

Посмотри, как Посланник Аллаха ﷺ отнесся к ее поступку. Пророк ﷺ мудро напомнил своей жене об этом и учел ее чувства, не стал ругать или грубить ей, так как знал, что ее на эти слова и действия подталкивало не что иное, как ревность.

В другом сообщении передается, что Анас сказал: «Когда Пророк ﷺ находился в доме одной из своих жен, одна из матерей верующих прислала блюдо с едой. Жена, в доме которой находился Пророк ﷺ, ударила по руке слугу, отчего блюдо упало и разбилось. Пророк ﷺ собрал разбитые куски блюда, затем начал собирать еду обратно в разбитое блюдо и сказал: “Ваша мать ревнует, ваша мать ревнует”. Затем он задержал слугу, пока не принесли целое блюдо от жены, в доме которой он находился. Целое блюдо он отдал жене, чье блюдо было разбито, а разбитое оставил в доме, где оно было разбито»[46]. Посмотри, как он отнесся к ее поступку: отреагировал мягко, не ругал и не грубил, а просто отдал одной целое блюдо, а другой – сломанное и сообщил, что на это его жену подтолкнула ревность и ничего больше. Он решил проблему без ругани, оскорблений и грубостей, хотя, если бы что-то подобное произошло с одним из нас, то он наверняка перевернул бы все вверх дном.

Седьмое проявление достойного прожива­ния – это защита и забота о жене. Муж должен оберегать и защищать свою супругу от всего, что лишает ее скромности и отрицательно влияет на ее мирские или религиозные дела. К подобной защите относится выбор подходя­щего для нее жилья. Он не должен заселять ее в заброшенное, мрачное, небезопасное или сомнительное место. Также он не должен позволять ей общаться с нечестивыми женщинами, читать непристойные книги, смот­реть бесстыдные фильмы, посещать дома запретных развлечений, слушать музыку и заниматься другими запрещенными поступка­ми. Да убережет нас Аллах от всего этого.

Пусть также оберегает ее от своих родственников: братьев и т. п. Пророк ﷺ сказал: «Мужчина – пастырь для своей семьи, и он будет спрошен о своей пастве». Как сказал Посланник Аллаха ﷺ, родственники мужа – это гибель[47]. Не пренебрегай этим: источник многих домашних проблем – это пренебрежение мужа защитой жены. О постыдных последствиях подобного пренебрежения все мы слышим отовсюду.

Шейхульисламу Ибн Таймие однажды задали следующий вопрос: «Мужчина поселил свою жену среди скверных людей, водит ее в места разврата и сам общается с порочными людьми. Когда ему говорят уехать из этого дурного места, он возражает: “Я – ее муж, и мне решать, где ей жить!” Имеет ли он на это право?» Шейх ответил: «Он не имеет права селить ее где угодно или водить куда угодно. Он должен поселить ее в подходящем для ее уровня доме и не имеет права водить ее в места сбора нечестивцев. Помимо того, он и сам не может проживать в местах сбора грешников. Того, кто так поступает, [правитель] должен наказать дважды: за грех и распутство в соответствии с тяжестью греха и за пренебрежение заботой о жене и хождение с ней в места распутства. При этом наказание должно быть достаточным для того, чтобы оттолкнуть его и ему подобных от таких поступков, а Аллаху известно лучше»[48].

Аллах сказал:

وَمَا كُنتَ لَدَيْهِمْ إِذْ يُلْقُونَ أَقْلَـٰمَهُمْ أَيُّهُمْ يَكْفُلُ مَرْيَمَ

«Ты не был с ними, когда они бросали свои письменные трости, чтобы решить, кто из них будет опекать Марьям»[49].

В комментариях к этому аяту Ибн Таймия пишет: «Если Марьям нуждалась в опекуне и воспитателе, и люди даже бросили жребий, чтобы взять ее под опеку, то что сказать о других женщинах? Опыт показывает, что женщина нуждается даже в большей защите и опеке, чем ребенок. Чем более она скрыта и защищена, тем лучше для нее. Именно по этой причине для женщины была узаконена одежда, покрывающая ее тело, и именно по этой причине Пророк ﷺ проклял женщин, одевающихся подобно мужчинам»[50].

Восьмое проявление достойного прожива­ния – доверие к жене. Нельзя плохо думать о жене, подозревать ее в чем-либо или выискивать промахи и ошибки. Пророк ﷺ запретил это, сказав: «Есть ревность, любимая Аллаху, и ревность, ненавистная Аллаху. Ревность, любимая Аллаху, – это ревность по вопросу, вызывающему сомнения, а ревность, которую ненавидит Аллах, – это ревность по вопросу, что сомнений не вызывает»[51]. Также Джабир передал, что Посланник Аллаха ﷺ запретил мужчинам возвращаться к семье ночью и выискивать у жен недостатки[52]. Абдуллах ибн Аби Зама сообщил, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Никто из вас не должен избивать свою жену, как раба, а в конце дня спать с ней»[53].

Итак, если муж возвращается после долгого пути, то ему желательно не делать это без предупреждения. Предварительное сооб­щение о своем прибытии помогает предотвра­тить множество негативных последствий. Например, вернувшись без предупреждения, он может застать ее в неподобающем или неподготовленном состоянии. Предупредить о своем прибытии означает хорошо думать о своей супруге.

Имам Бухари в своем сборнике поместил главу под названием «Глава о том, что мужчине, долго бывшему в пути, не следует возвращаться к семье ночью с целью убедить­ся в верности или найти какие-либо недостат­ки». В данной главе Бухари привел два хадиса, оба из которых передал Джабир. В одном из этих двух хадисов говорится: «Если кто-нибудь из вас будет долго отсутство­вать дома, то ему не следует возвра­щаться к своей семье ночью»[54].

Ибн Хаджар в комментариях к этому хадису пишет: «Данный хадис побуждает к взаимной любви между людьми, в особенности между супругами. Аллах уделил этому вопросу внимание даже в супружеских взаимоотноше­ниях, хотя каждый из них знает о другом то, что принято скрывать от других, и супруги обычно осведомлены обо всех недостатках друг друга. Несмотря на все это, в Исламе мужу запре­щено внезапно возвращаться ночью, чтобы не увидеть чего-то, что оттолкнет его от супруги. Это означает, что подобному нужно придавать еще больше внимания во взаимоотношениях других людей»[55].

Ибн Хазм писал: «Хорошо относиться к женщинам обязательно, а выискивать их недостатки запрещено. Если мужчина вернулся из путешествия ночью, то пусть входит домой днем, а если он вернулся днем, то пусть входит домой ночью, если только у него нет уважительной причины поступить иначе. На это указывают следующие слова Всевышнего:

وَعَاشِرُوهُنَّ بِٱلْمَعْرُوفِ

…живите с ними достойно[56], – а также Его слова:

وَلَا تُضَارُّوهُنَّ لِتُضَيِّقُوا عَلَيْهِنَّ

Не вредите им, чтобы стеснить их”[57]»[58].

В общем, если мужа долго не было, и женщина узнала о его скором прибытии, то ей следует подготовиться к этому.

Девятое проявление проживания достойно – это обеспечение жены и детей одеждой и всем необходимым. Всевышний сказал:

لِيُنفِقْ ذُو سَعَةٍ مِّن سَعَتِهِ ۖ وَمَن قُدِرَ عَلَيْهِ رِزْقُهُ فَلْيُنفِقْ مِمَّا آتَاهُ اللَّهُ ۚ لَا يُكَلِّفُ اللَّهُ نَفْسًا إِلَّا مَا آتَاهَا

«Пусть обладающий достатком рас­ходует согласно своему достатку. А тот, кто стеснен в средствах, пусть расходует из того, чем его одарил Аллах. Аллах не возлагает на человека сверх того, что Он даровал ему»[59].

Также Аллах сказал:

وَعَلَى ٱلْمَوْلُودِ لَهُۥ رِزْقُهُنَّ وَكِسْوَتُهُنَّ بِٱلْمَعْرُوفِ

«А тот, у кого родился ребенок, должен обеспечивать питание и одежду матери согласно обычаю»[60].

Ибн Касир пишет: «То есть отец ребенка должен по мере своего достатка обеспечивать мать ребенка одеждой и питанием в соответствии с уровнем женщины, без излишества и скупости»[61].

В длинном рассказе Джабира, в котором он описал паломничество Пророка ﷺ, упомина­ется следующее высказывание Посланника Аллаха ﷺ: «Бойтесь Аллаха в том, что касается женщин, ибо вы взяли их как то, что доверено вам Аллахом, и сделали их дозволенными для себя по слову Аллаха. Вы вправе требовать от них, чтобы они не позволяли садиться на ваши ложа тем, кто вам не нравится, а если они сделают это, то бейте их, но не жестоко; вы же обязаны одевать и кормить их согласно обычаю»[62].

Пусть человек тратит деньги в первую очередь на жену и детей, не впадая при этом в излишество и не проявляя скупость. Это и есть достойное проживание. Не должно быть такого, что он тратится на чужих людей и скупится на траты на свою семью. Как передал Джабир ибн Самура, Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если Аллах одарил кого-либо из вас благом, то пусть начнет с трат на себя и свою семью»[63]. Верующему следует расходовать свое имущество на жену и детей с намерением выполнить приказ Аллаха и Его Посланника ﷺ и избавить их от необходимости протяги­вать руки к подаяниям или заглядываться на чужое имущество.

Пророк ﷺ сказал: «Из динара, потра­ченного тобой на пути Аллаха, динара, потраченного на освобождение раба, динара, пожертвованного на бедняка, и динара, потраченного на семью, больше всего награды полагается за динар, потраченный на семью»[64]. Это высказы­вание правдивого и достойного доверия Посланника Аллаха ﷺ.

В своем наставлении Сааду ибн Аби Уаккасу Пророк ﷺ сказал: «Ты обязательно получишь награду за все, что ты потратишь ради лика Аллаха, и даже за то, что положишь в рот своей жене»[65]. В другой версии говорится: «Аллах вознагра­дит тебя за каждый кусочек пищи, который ты положишь в рот своей жене, если ты сделаешь это ради лика Аллаха»[66].

Посланник Аллаха ﷺ также однажды сказал: «То, чем ты накормил себя, будет милостыней для тебя; то, чем ты накормил своего ребенка, будет милосты­ней для тебя; то, чем ты накормил свою жену, будет милостыней для тебя; то, чем ты накормил своего слугу, будет милостыней для тебя»[67].

Более того, труд ради обеспечения жены и детей является проявлением борьбы на пути Аллаха. Кяаб ибн Уджра (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Однажды мимо Пророка ﷺ и его сподвижников прошел какой-то мужчина. Сподвижники удивились его силе и выносливости и воскликнули: “О Посланник Аллаха! Было бы хорошо, если бы он шел сражаться на пути Аллаха!” Пророк ﷺ ответил: “Если он отправился трудиться ради обеспечения своих детей, то он на пути Аллаха; если он отправился трудиться ради обеспечения своих пожи­лых родителей, то он на пути Аллаха; если он отправился трудиться, чтобы воздержаться от запретного, то он на пути Аллаха; если же он вышел сражаться напоказ или ради хвастовства, то он на пути дьявола”»[68].

Более того, Абдуллах ибн Мубарак называл труд ради обеспечения своей семьи всем необходимым лучше борьбы на пути Аллаха: «Ничто не сравнится с зарабатыванием ради своей семьи, даже борьба на пути Аллаха»[69].

Пользуясь случаем, я хотел бы упомянуть еще один важный момент: любая благоразум­ная женщина, желающая подобного отношения от мужа, должна учитывать его материальное положение. Пусть не перегружает его своими просьбами и требованиями. Люди перестали отличать основные потребности от дополни­тельных. Она не должна без причины утомлять его требованиями. Если он беден, то пусть переносит его бедность вместе с ним. Пророк ﷺ похвалил женщин племени курайш именно за это качество: «Курайшитки – лучшие из женщин, садившихся на верблюдов: они наиболее добры к детям и лучше всех следят за имуществом мужа»[70].

Чтобы поддерживать мужа и с пониманием относиться к его финансовому положению, женщине следует смотреть на тех, кто живет в меньшем достатке. Пусть не смотрит на личности, что заполонили собой все вокруг и вводят людей в заблуждение своими лживыми фото и видео. Оставьте их всех и смотрите не на тех, кто лучше вас с точки зрения достатка, а на тех, кто живет в меньшем достатке. Пророк ﷺ сказал: «Не смотрите на тех, кто выше вас, а смотрите на тех, кто ниже вас, так как это поможет вам не пренебрегать дарами Аллаха вам»[71]. Всегда есть тот, чье положение хуже твоего, и он все равно благодарен Аллаху за Его милости.

Десятое проявление достойного прожива­ния и одна из обязанностей мужа – это сохранение целомудрия жены. Муж обязан выполнять свой супружеский долг, и ему запрещено без одобренной Шариатом причины переставать спать с ней. Он не должен оправдываться занятостью работой, покло­нением или учебой. Пророк запретил отказываться от брака и близости, как передается в истории о трех мужчинах, которые хотели узнать о поклонении Пророка ﷺ[72]. В рассказе о браке Абдуллаха ибн Амра ибн Аса говорится: «Я постился и читал Коран полностью каждый день. Затем Посланник Аллаха либо послал за мной, либо встретил меня где-то и спросил:

Мне сообщили, что ты непрерывно постишься и читаешь Коран полностью каждую ночь. Это так?

– Да, и этими поступками я хотел только блага.

Тебе достаточно поститься три дня из каждого месяца.

– Но, Пророк Аллаха, я способен и на лучшее!

У тебя есть обязанности по отношению к твоей жене, к твоим посети­телям и твоему телу. Лучше соблюдай пост Дауда, который покло­нялся больше всех людей.

– Что такое пост Дауда? – спросил я, и Пророк пояснил, что Дауд постился через день, а затем добавил:

Читай Коран за месяц.

– Пророк Аллаха! Я способен и на лучшее!

Тогда читай его за двадцать дней.

– Пророк Аллаха! Я способен и на лучшее!

Тогда читай его за десять дней.

– Пророк Аллаха! Я способен и на лучшее!

Тогда читай его не меньше, чем за семь дней, так как у тебя есть обязанности по отношению к твоей жене, к твоим посетителям и твоему телу.

Абдуллах ибн Амр после добавил: «Я усложнил это для себя, и мне впоследствии стало сложно, а Пророк сказал мне:Ты не знаешь, возможно, твоя жизнь будет долгой”»[73]. Сейчас у тебя есть силы и энергия, но ты не знаешь, как долго сможешь придерживаться этого.

В конце истории о братании Абу Дарды и Сальмана говорится: «О Абу Дарда! Поисти­не, у тела твоего есть на тебя право, и у Господа твоего есть на тебя право, и у гостя твоего есть на тебя право, и у жены твоей есть на тебя право, и у души твоей есть на тебя право. Постись и ешь, молись ночью и спи со своей женой; и отдавай каждому обладающему правом то, на что он имеет право!»[74]

Муж обязан вступать в близость с женой, по наиболее верному мнению ученых. Именно этого мнения придерживались такие имамы, как Абу Ханифа и Ахмад, а также Ибн Таймия. Обязательный минимум определяется ее собственной нуждой в этом и способностями мужа; также это не должно отвлекать мужа от его обычных дел.

Шейхульислам Ибн Таймия писал: «У мужа перед женой есть обязанности, связанные с имуществом (брачный дар и обеспечение), и физические обязанности (проживание и близость). Если муж поклянется не прибли­жаться к ней, то жена, по единогласному мнению мусульман, заслуживает разлуки с ним. Также она имеет право на разлуку, если он оскоплен или не способен на близость. Согласно мнению большинства ученых, муж обязан вступать с женой в близость»[75]. Как известно, воздержание от близости может навредить женщине.

Кяаб ибн Сур рассказывал, что однажды он сидел у Умара ибн Хаттаба (да будет доволен им Аллах), как к нему подошла женщина и обратилась: «О правитель верующих! Я никогда не видела мужчину лучше моего мужа: клянусь Аллахом, он молится всю ночь и постится весь день!» Умар попросил Аллаха за нее прощения и похвалил ее, а женщина застеснялась и вышла, так и не закончив свою жалобу. Тогда Кяаб сказал:

– О правитель верующих! Почему ты не поддержал эту женщину, ведь она ясно донесла до тебя свою жалобу?

– Тогда рассуди их, ведь ты понял из ее слов то, чего не понял я.

– Я думаю, что к ней надо отнестись как к одной из четырех жен: пусть муж поклоняется трое суток, а на четвертые сутки будет с женой.

– Клянусь Аллахом, последнее твое реше­ние даже лучше первого. Отправляйся в Басру: я назначаю тебя судьей там! Прекрасный из тебя судья![76]

Муж должен знать, что выполнение им этой обязанности – форма поклонения, за которую ему положено вознаграждение. Пророк ﷺ однажды сказал: «Вступление в половую близость является благодеянием». Люди спросили: «О посланник Аллаха, неужели за то, что кто-нибудь из нас удовлетворит свое желание, он получит награду?!» Пророк ﷺ на это ответил: «Скажите, если бы кто-нибудь из вас удовлетворил свое желание запретным образом, то понес бы он наказание? Точно так же, если он удовлетворит его дозволенным образом, то получит награду»[77]. Разве не прекрасно, что брак превращается в форму служения единственному Богу?!

Имама Ахмада однажды спросили: «Получает ли мужчина награду за близость с женой, даже если у него самого нет желания?» Имам на это ответил: «Да, клянусь Аллахом! Пусть надеется на ребенка! Если же он не хочет ребенка, то пусть помнит, что перед ним молодая женщина. С чего бы ему не получать награду за это?»[78]

Одиннадцатое проявление: мужчине следу­ет иногда заигрывать со своей женой и обходиться с ней ласково, а также иногда советоваться с ней.

Если тело, братья мои, по воле Аллаха живет благодаря еде и питью, то семья живет благодаря хорошему отношению супругов друг к другу. Благое слово, светлая улыбка, шутки и ласка в пределах одобренного Шариатом – одни из главных средств поддержания супру­жеских отношений в порядке и достижения довольства, комфорта и спокойствия женщины. Поэтому шути, будь добрым к ней и заигрывай в рамках дозволенного Шариатом, а не в рамках дозволенного проповедниками распу­щенности и морального разложения. Помни, что мы говорим о законах нашей религии и пути лучшего из посланников!

Достоверно передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «К недозволенным заба­вам не относятся только три действия: тренировка своей лошади, игры со своей семьей и стрельба из лука»[79].

Как упоминалось в самом начале, Пророк ﷺ бегал наперегонки с Аишей, показывая тем самым свою любовь к ней. При этом в первый раз она обогнала его, а во второй – он ее. Аиша рассказывала: «Однажды я вышла с Послан­ником Аллаха ﷺ в один из его походов. Тогда я была еще молодой, не располнела. Пророк ﷺ сказал людям: “Идите вперед”, – и они ушли вперед, а мне он сказал: “Пошли бегать наперегонки”. Мы побежали, и я опередила его. Пророк ﷺ ничего мне не сказал за это. Когда же я пополнела и утратила прежнюю ловкость, я однажды снова вышла с ним в путь. Пророк ﷺ сказал людям: “Идите вперед”, – и они ушли вперед, а мне он сказал: “Пошли бегать наперегонки”. Мы побежали, и он опередил меня. Пророк засмеялся и сказал: “Это тебе за тот раз!”»[80]

Также Анас сообщил, что у Посланника Аллаха был сосед-перс, который готовил вкусный бульон. Однажды он приготовил его и пришел к Посланнику Аллаха с приглашением. Пророк ﷺ спросил:

Это и для Аиши тоже?

– Нет, – ответил сосед.

Тогда я не приду.

Через некоторое время сосед пригласил Пророка во второй раз, и он еще раз спросил:

Это и для Аиши тоже?

– Нет.

Тогда я не приду.

Через некоторое время сосед снова пригласил Пророка ﷺ, и он снова спросил:

Это и для Аиши тоже?

– Да, – ответил сосед, и Посланник Аллаха встал с Аишей, и они, толкаясь плечами, пошли к нему домой[81].

Для мужчины похвально советоваться со своей женой в вопросах дома, детей и не только. Ни в коем случае не обращай внимания на тех, кто учит не советоваться с женой, опираясь на вымышленные хадисы наподобие «Советуйтесь с женщинами и поступайте наоборот» или «Послушаешь женщину – пожалеешь». Такой поступок относится к обычаям доисламских времен, а все эти хадисы выдуманы.

Анас передал, что Посланник Аллаха ﷺ однажды сватался к отцу одной женщины из ансаров, чтобы выдать ее за Джуляйбиба. Отец девушки сказал: «Мне надо посоветоваться с ее матерью». Посланник Аллаха согласился, и тот пошел к своей жене. Она ответила: «Нет, клянусь Аллахом! Неужели Посланник Аллаха ﷺ не нашел никого, кроме Джуляйбиба?! Мы ведь уже отказали такому-то и такому-то!» Девушка сидела в своей комнате и слышала разговор родителей. Отец отправился было к Посланнику ﷺ, но девушка заговорила: «Неужели вы хотите отказать Посланнику Аллаха?! Если он обратился к вам, то выдайте меня за того, о ком он просит». Тут ее родители как будто бы опомнились и сказали: «Ты права». Отец девушки пошел к Посланнику Аллаха ﷺ и сказал: «Если ты доволен им, то и мы довольны им». Посланник ответил, что доволен Джуляйбибом, и девушку выдали за него замуж[82].

Мисуар ибн Махрама и Маруан ибн Хакам со слов сподвижников Посланника Аллаха ﷺ рассказали длинную историю похода в Худейбию. В этой истории говорится: «…Посланник Аллаха в Худейбие сказал своим сподвижникам: “Встаньте и заколите свой жертвенный скот, а потом обрейте головы”. И, клянусь Аллахом, никто из них не двинулся с места, хотя Пророк ﷺ повторил это трижды. Увидев, что никто из них не встал, Пророк ﷺ вошел к Умм Саляме и рассказал ей о том, как люди повели себя, и Умм Салама сказала: “О пророк Аллаха, ты хочешь выполнения своего повеления? Выйди наружу и никому не говори ни слова, а потом принеси в жертву своего верблюда и позови того, кто побреет тебя”. Тогда пророк ﷺ вышел наружу и не заговорил ни с кем из них, пока не заколол своего верблюда и не позвал своего человека, который обрил ему голову. Увидев это, его сподвижники поднялись со своих мест, принесли в жертву своих животных и стали брить друг другу головы, спеша так, что чуть было не задавили друг друга насмерть»[83].

Ибн Хаджар в своем комментарии к словам Умм Салямы писал: «Из хадиса ясна польза совещания с кем-либо; а также то, что слова, подкрепленные делами, оказывают больший эффект, чем просто слова… Также из хадиса видны достоинство Умм Салямы и ее проницательность»[84].

Двенадцатое действие, касающееся темы сегодняшней лекции – достойного проживания с супругой, – это ее обучение вопросам религии. Передается, что Пророк ﷺ сказал Малику ибн Хуайрису и его спутникам: «Возвращайтесь к своим семьям, живите с ними, обучайте и наставляйте их»[85].

Муж обязан обучать свою жену вопросам, связанным с исламской доктриной, столпами веры, столпами ислама, формами поклонения, особенно намаза. Если он сам не знает или не может обучать, а женщина имеет возможность посещать уроки и обучаться положениям своей религии, то пусть позволит ей это: посещение уроков принесет пользу как ей самой, так и мужу с детьми.

Даххак и Мукатиль говорили: «Мусульманин обязан обучать свою семью, родственников, невольников и невольниц тому, что Аллах им приказал, что Он им запретил»[86].

Всевышний сказал:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا قُوا أَنفُسَكُمْ وَأَهْلِيكُمْ نَارًا وَقُودُهَا النَّاسُ وَالْحِجَارَةُ

«О те, которые уверовали! Обере­гайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни»[87].

Катада сказал: «Приказывай им повино­ваться Аллаху, запрещай им ослушаться Аллаха, соблюдай повеления Аллаха, приказы­вай им соблюдать повеления Аллаха и помогай им в этом. Если ты увидишь грех, то порицай их и оттолкни их от этого»[88].

Пророк ﷺ сказал: «Если у мужчины была невольница, которую он обучал и воспитывал должным образом, а затем отпустил на волю и женился на ней, то он получит за это двойную награду»[89].

Ибн Хаджар писал: «Хадис буквально указывает на необходимость обучения неволь­ниц законам Аллаха. По аналогии с этим можно сделать вывод о необходимости обучать свою семью. Свободная женщина, являющаяся тебе супругой, еще более достойна обучения законам Аллаха и Сунне Посланника Аллаха ﷺ, чем невольница»[90].

Обучение жены и детей попадает под слова Всевышнего:

وَتَعَاوَنُوا عَلَى الْبِرِّ وَالتَّقْوَىٰ ۖ وَلَا تَعَاوَنُوا عَلَى الْإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ

«Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и посягательст­ве»[91].

Если мужчина имеет право спрашивать свою жену о еде и питье, то он обязан спрашивать ее и о соблюдении намазов, поста и других обязательных форм поклонения. Когда Пророк ﷺ вставал совершить ночной нечетный намаз, то он будил Аишу и говорил: «Аиша, вставай и соверши намаз»[92].

Также Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Пречист Аллах! О каких бедствиях Аллах сообщил мне этой ночью! Какие сокровищницы будут открыты! Разбуди­те жительниц комнат, ведь сколько женщин, одетых в этом мире, будут обнаженными в мире том?!»[93]

Посланник Аллаха просил Аллаха помило­вать тех, кто будит свои семьи для совершения ночных намазов. Достоверно сообщается, что Пророк ﷺ сказал: «Да помилует Аллах мужчину, что встает ночью, совершает намаз и будит свою жену, а если она отказывается вставать, то брызгает ей водой в лицо! И да помилует Аллах женщину, что встает ночью, совершает намаз и будит своего мужа, а если он отказывается вставать, то брызгает ему водой в лицо!»[94]

Мы просим Щедрого Аллаха даровать нам отраду для глаз в наших женах и детях и сделать нас предводителями для богобоязнен­ных. Да благословит Аллах и приветствует Посланника Аллаха, его род, семью и всех сподвижников.


[1] Коран 3:102.

[2] Коран 4:1.

[3] Коран 33:70-71.

[4] Коран 4:19.

[5] Коран 33:21.

[6] «تفسير القرآن العظيم», Ибн Касир, т. 2, с. 242.

[7] Коран 4:19.

[8] Коран 2:228.

[9] Тирмизи 3895.

[10] «تفسير القرآن العظيم», Ибн Касир, т. 2, с. 242.

[11] Коран 2:229.

[12] Галия – благовоние, представляющее собой смесь масла, мускуса, амбры и масла агарового дерева – прим. автора.

[13] Ибн Аби Шейба 20404 и «السنن الكبرى», Байхаки 14844 с достоверным иснадом – прим. автора.

[14] «الجامع لأحكام القرآن», Куртуби, т. 6, с. 159.

[15] Муслим 2592.

[16] Бухари 5185, Муслим 1468.

[17] Тирмизи 1162. Хадис достоверен – прим. автора.

[18] Тирмизи 3895 и Ибн Хиббан 635 с достоверным иснадом – прим. автора.

[19] Табарани, т. 4, с. 34 с достоверным иснадом – прим. автора.

[20] «أدب الدنيا والدين», с. 387.

[21] Муслим 2626.

[22] Абу Дауд 4084, достоверность подтвердил Албани – прим. автора.

[23] Бухари 2989, Муслим 1009.

[24] Ахмад 1338, Хаким 1213, и «مكارم الأخلاق», Табарани, 167 с достоверным иснадом – прим. автора.

[25] Муслим 300 – прим. автора.

[26] См. Бухари 5189, Муслим 2448.

[27] «أعلام الحديث», Хаттаби, т. 3, с. 2000.

[28] Бухари 1161, Муслим 743.

[29] Муслим 54.

[30] Коран 4:86.

[31] «الأدب المفرد», Бухари, 1095 с достоверным иснадом – прим. автора.

[32] Тирмизи 2698. Албани назвал его достоверным в своей редакции «الكلم الطيب» – прим. автора.

[33] Бухари 3130.

[34] Бухари 676 и 5363.

[35] «المسند», Ахмад 25341; «الأدب المفرد», Бухари 539; и «الجامع», Мамар ибн Рашид 20492. Сообщение достоверное – прим. автора.

[36] «المسند», Ахмад 26194; «الأدب المفرد», Бухари 541. Сообщение достоверное – прим. автора.

[37] «إكمال المعلم», Мазири, т. 6, с. 507; «عمدة القاري» Айни, т. 11, с. 198. – прим. автора.

[38] Муслим 1468.

[39] «فتح الباري», Ибн Хаджар, т. 9, с. 254.

[40] Ибн Аби Шейба; «المسند», Харис ибн Аби Усама. Албани назвал хадис достоверным – прим. автора.

[41] «فتح الباري», Ибн Хаджар, т. 9, с. 254.

[42] Муслим 1468.

[43] Коран 4:19.

[44] Муслим 1469.

[45] Бухари 5228, Муслим 2439.

[46] Бухари 5225.

[47] Бухари 5232, Муслим 2172.

[48] «مجموع فتاوى ابن تيمية», Абдуррахман ибн Касим, т. 32, с. 264-265.

[49] Коран 3:44.

[50] «مجموع فتاوى ابن تيمية», Абдуррахман ибн Касим, т. 34, с. 129.

[51] Абу Дауд 2659. Иснад хадиса достоверен – прим. автора.

[52] Муслим 715.

[53] Бухари 5204, Муслим 2855. Автор привел версию Бухари.

[54] Бухари 5244.

[55] «فتح الباري», Ибн Хаджар, т. 9, с. 341.

[56] Коран 4:19.

[57] Коран 65:6.

[58] «المحلى بالآثار», Ибн Хазм, т. 9, с. 254-255.

[59] Коран 65:7.

[60] Коран 2:233.

[61] «تفسير القرآن العظيم», Ибн Касир, т. 1, с. 634.

[62] Муслим 1218.

[63] Муслим 1822.

[64] Муслим 995.

[65] Бухари 1295, Муслим 1628.

[66] Бухари 3936.

[67] Ахмад 17179. Албани назвал хадис достоверным – прим. автора.

[68] Табарани, т. 19, с. 129. Албани назвал хадис достоверным – прим. автора.

[69] «سير الأعلام النبلاء», Захаби, т. 8, с. 399.

[70] Бухари 3434, Муслим 2527. Здесь приведена версия Бухари – прим автора.

[71] Бухари 6490, Муслим 2963. Здесь приведена версия Муслима – прим. автора.

[72] Бухари 5063, Муслим 1401.

[73] Бухари 5052, Муслим 1159.

[74] Бухари 1968.

[75] «مجموع الفتاوى», Ибн Таймия, с. 123.

[76] Абдурраззак 12588 со слов Шааби. Албани назвал историю достоверной в «إرواء الغليل», т. 7, с. 80.

[77] Муслим 1006.

[78] «المغني», Ибн Кудама, т. 10, с. 241 – прим. автора.

[79] Абу Дауд 2518. Хадис достоверен – прим. автора.

[80] Ахмад 26277. Хадис достоверен – прим. автора.

[81] Муслим 2032.

[82] Ахмад 12393, Абдурраззак 10333. Хадис достоверен – прим. автора.

[83] Бухари 2731.

[84] «فتح الباري», Ибн Хаджар, т. 5, с. 347.

[85] Бухари 631, Муслим 674.

[86] «تفسير القرآن العظيم», Ибн Касир, т. 8, с. 167.

[87] Коран 66:6.

[88] «جامع البيان», Табари, т. 23, с. 104.

[89] Бухари 97, Муслим 154.

[90] «فتح الباري», Ибн Хаджар, т. 1, с. 190.

[91] Коран 5:2.

[92] Муслим 744.

[93] Бухари 115.

[94] Абу Дауд 1450, Ахмад 7410. Хадис достоверный – автор.


Лектор: Абдуллах ибн Абдуррахим Бухари
(Лекция была проведена 29.05.2023 г. – 07.09.1444 х.)

Перевод: Ахмад Гапонов

Скачать документ в формате PDF