История людей пещеры

227

Люди пещеры — это молодые люди, которых Аллах наставил на прямой путь и внушил им веру. Они познали своего Господа и, будучи в своем кругу, отреклись от идолов, которым поклонялся их народ. Однако, объявив друг другу свое вероубеждение, они побоялись сделать это публично, опасаясь притеснений со стороны своего народа. Они сказали: «Наш Господь — Господь небес и земли. Мы не станем взывать ни к каким иным божествам помимо Него. В таком случае мы произнесем ложь и поступим несправедливо. Этот наш народ стал поклоняться вместо Него другим божествам. Почему же они не приводят в пользу этого ясного довода? Кто может быть неспра­ведливее того, кто наводит навет на Аллаха?» (Св. Коран 18:14-15).

Когда юноши сошлись на истинном вероубеждении и поняли, что не смогут открыто заявить о нем своему народу, они попросили помощи у Аллаха, чтобы Он облегчил их положение: «Господь наш! Даруй нам из Своей милости и устрой наше дело наилучшим образом» (Св. Коран 18:10).

Аллах облегчил их положение, и они с легкостью смогли укрыться в большой пещере в горе. Вход в пещеру был с севера, поэтому солнечные лучи не проникали туда ни при восходе, ни при закате. Затем молодые люди заснули в этой пещере и проспали там 309 лет под защитой и заботой Аллаха. Он окружил их место пребывания завесой тайны и страха, так что их народ не осмелился подойти к пещере, несмотря на то, что они проживали в близлежащем городе.

Забота Аллаха о них не закончилась на этом. Всевышний также оберегал их тела, пока они находились в этом продолжительном сне: «Мы переворачивали их то на правый бок, то на левый»[1], — дабы их тела не подверглись разложению. Затем Аллах пробудил их после этого долгого сна, «чтобы они расспросили друг друга»[2], после чего они смогли осознать происшедшее с ними.

﴿قَالَ قَائِلٌ مِّنْهُمْ كَمْ لَبِثْتُمْ ۖ قَالُوا لَبِثْنَا يَوْمًا أَوْ بَعْضَ يَوْمٍ ۚ قَالُوا رَبُّكُمْ أَعْلَمُ بِمَا لَبِثْتُمْ فَابْعَثُوا أَحَدَكُم بِوَرِقِكُمْ هَٰذِهِ إِلَى الْمَدِينَةِ فَلْيَنظُرْ أَيُّهَا أَزْكَىٰ طَعَامًا فَلْيَأْتِكُم بِرِزْقٍ مِّنْهُ وَلْيَتَلَطَّفْ وَلَا يُشْعِرَنَّ بِكُمْ أَحَدًا﴿١٩﴾ إِنَّهُمْ إِن يَظْهَرُوا عَلَيْكُمْ يَرْجُمُوكُمْ أَوْ يُعِيدُوكُمْ فِي مِلَّتِهِمْ وَلَن تُفْلِحُوا إِذًا أَبَدًا﴿٢٠﴾  وَكَذَٰلِكَ أَعْثَرْنَا عَلَيْهِمْ لِيَعْلَمُوا أَنَّ وَعْدَ اللَّهِ حَقٌّ وَأَنَّ السَّاعَةَ لَا رَيْبَ فِيهَا إِذْ يَتَنَازَعُونَ بَيْنَهُمْ أَمْرَهُمْ ۖ فَقَالُوا ابْنُوا عَلَيْهِم بُنْيَانًا ۖ  رَّبُّهُمْ أَعْلَمُ بِهِمْ ۚ قَالَ الَّذِينَ غَلَبُوا عَلَىٰ أَمْرِهِمْ لَنَتَّخِذَنَّ عَلَيْهِم مَّسْجِدًا﴿٢١﴾ سَيَقُولُونَ ثَلَاثَةٌ رَّابِعُهُمْ كَلْبُهُمْ وَيَقُولُونَ خَمْسَةٌ سَادِسُهُمْ كَلْبُهُمْ رَجْمًا بِالْغَيْبِ ۖ وَيَقُولُونَ سَبْعَةٌ وَثَامِنُهُمْ كَلْبُهُمْ ۚ قُل رَّبِّي أَعْلَمُ بِعِدَّتِهِم مَّا يَعْلَمُهُمْ إِلَّا قَلِيلٌ ۗ فَلَا تُمَارِ فِيهِمْ إِلَّا مِرَاءً ظَاهِرًا وَلَا تَسْتَفْتِ فِيهِم مِّنْهُمْ أَحَدًا﴿٢٢﴾ وَلَا تَقُولَنَّ لِشَيْءٍ إِنِّي فَاعِلٌ ذَٰلِكَ غَدًا﴿٢٣﴾ إِلَّا أَن يَشَاءَ اللَّهُ ۚ وَاذْكُر رَّبَّكَ إِذَا نَسِيتَ وَقُلْ عَسَىٰ أَن يَهْدِيَنِ رَبِّي لِأَقْرَبَ مِنْ هَٰذَا رَشَدًا﴿٢٤﴾ وَلَبِثُوا فِي كَهْفِهِمْ ثَلَاثَ مِائَةٍ سِنِينَ وَازْدَادُوا تِسْعًا﴿٢٥﴾ قُلِ اللَّهُ أَعْلَمُ بِمَا لَبِثُوا ۖ لَهُ غَيْبُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ ۖ أَبْصِرْ بِهِ وَأَسْمِعْ ۚ مَا لَهُم مِّن دُونِهِ مِن وَلِيٍّ وَلَا يُشْرِكُ فِي حُكْمِهِ أَحَدًا﴿٢٦﴾﴾

«Один из них сказал: «Сколько времени мы пробыли здесь Ему ответили: «Мы пробыли здесь день или часть дня». Затем они сказали: «Вашему Господу лучше известно, сколько времени мы пробыли здесь. Пусть один из нас отправится в город с нашими серебря­ными монетами, купит лучшую еду и принесет ее нам. Но пусть он будет осторожен, чтобы никто не узнал о вас».

«Если они узнают о вас, то забьют вас камнями или обратят в свою религию, и тогда вы никогда не преуспеете.

Подобно тому, как мы чудесным образом усыпили их на многие годы, а затем оживили, мы также позволили их современникам узнать об этом, дабы они убедились, что обещание Аллаха воскресить всех людей — истина, и что нет сомнения в том, что Судный час непременно наступит. Когда эти правед­ники умерли, люди, знавшие их, впали в разногласие относительно их участи. Некоторые сказали: «Воздвигните строе­ние, закрывающее вход в пещеру. Их Господу лучше знать об их положении». Однако обладатели власти и влиятель­ные люди навязали свое мнение, сказав: «Мы непременно воздвигнем над ними мечеть».

Одни говорят, что их было трое, а четвертая была собака. Другие говорят, что их было пятеро, а шестая была собака. Так они пытаются угадать сокровенное. Другие же говорят, что их было семеро, а восьмая была собака. Скажи: «Моему Господу лучше известно их число. Это неизвестно никому, кроме немногих». Веди диспут о людях пещеры, опираясь только на ясные доводы и откровение, ниспосланное тебе, никого не спрашивая о них.

И никогда не говори: “Я сделаю это завтра”, — а говори: “Я сделаю это завтра, только если Аллах пожелает этого”. Если же ты забудешь, то помяни своего Господа и скажи: “Быть может, Господь мой поведет меня более правильным путем”.

Они пробыли в пещере триста лет и еще девять.

Если ты не знаешь, скажи: “Аллаху лучше знать, сколько они пробыли. У Него — сокровенное небес и земли. Как прекрасен слух и зрение Аллаха, который все видит и слышит! Нет у них покровителя, кроме Него, и никто не принимает решений вместе с Ним”» (Коран, 18:19-26).

В этом рассказе можно отметить следу­ющие ясные знамения и поучи­тель­­ные назидания:

  1. Рассказ о людях пещеры удивителен, однако это не самое удивительное знамение Аллаха[3]. Поистине, все удивительные знаме­ния принадлежат только Аллаху, и все рассказы, которые Он нам сообщил, поучительны для людей размышляющих.
  2. Кто будет искать защиты у Аллаха, того Аллах защитит, даст ему убежище, будет милостив к нему и с его помощью наставит на прямой путь заблудших. Поэтому Аллах проявил к этим юношам Свою милость, усыпив их на такой длительный промежуток времени и защитив их тела и веру от зла их народа, который бы убил их или подверг мучительным пыткам. Этот удивительный сон, в который Аллах погрузил молодых людей, — одно из знамений Всевышнего, указывающее на Его абсолютную мощь и многочисленные милос­ти, даруемые людям, чтобы они осознали: обещания Аллаха непременно исполнятся.
  3. Побуждение к поиску полезных знаний и их изучению. Именно поэтому Аллах пробудил молодых людей после их длительного сна и вернул их к своему народу, чтобы люди изучили произошедшее и убедились в чудес­ных знамениях своего Господа. Благодаря этим полезным знаниям они осознали, что все обещания Аллаха непременно исполнятся и что Судный час обязательно наступит.
  4. В соответствии с правильным этикетом, если человек сомневается в чем-то, ему не следует говорить об этом без знания. Напротив, он должен признаться в своем невежестве и обратиться к обладателю знания.
  5. Можно уполномочить кого-либо совер­шить куплю-продажу от своего имени. Также допустимо совершить совместную куплю-продажу на общие деньги. Доказательством этого служат слова юношей: «Пусть один из нас отправится в город с нашими серебря­ными монетами, купит лучшую еду и принесет ее нам» (Коран, 18:19).
  6. Дозволено человеку желать вкусной пищи или выбирать еду, которая соответствует его вкусовым предпочтениям. В этом нет ничего порицаемого, если это не доходит до расточительства. Как говорится в аяте: «Пусть купит лучшую еду и принесет ее нам» (Коран, 18:19).
  7. Следует всячески оберегать себя и свою религию от зла и искушений. В случае необходимости также дозволено скрывать некоторые свои поклонения, чтобы защитить себя и свою религию от опасности.
  8. История этих юношей указывает на их набожность и сильное стремление придер­живаться истинной религии. Чтобы не подверг­нуться искушениям и защитить свою веру, они были готовы убежать куда угодно, оставив позади свою родину и близких людей. Все это они делали только ради довольства Аллаха и Его награды.
  9. В этой истории мы также видим пагубные последствия зла и злодеяний. Познав эти последствия, каждый разумный человек дол­жен возненавидеть зло. Поэтому верующие никогда не приемлют несправедливость и злодеяния.
  10. «Однако обладатели власти и влиятель­ные люди навязали свое мнение, сказав: «Мы непременно воздвигнем над ними мечеть»» (Коран, 18:21). Этот аят указывает на набожность и религиозность поколения их народа, среди которых они пробудились после долгого сна. Из глубокого уважения к этим праведникам они даже решили воздвигнуть мечеть над их пещерой, хотя это не дозволено, особенно в нашем шариате. Аллах привел эту историю, чтобы показать нам: верующий непременно пожнет благие плоды, если он трудится и испытывается на пути Аллаха. Эти юноши, уверовав, были вынуждены скрыться в пещере из страха перед своим народом. Но Аллах сделал так, что они пробудились в безопасное время, когда их народ уже уверовал и стал проявлять к ним глубокое уважение.
  11. Верующему не подобает тратить свое время на исследования незначительных вопросов: «Веди диспут относительно людей пещеры, только опираясь на ясные доводы и ниспосланное тебе откровение» (Коран, 18:22).
  12. Не дозволено спрашивать у человека, не обладающего знанием или не заслуживаю­щего доверия: «Веди диспут о людях пещеры, опираясь только на ясные доводы и откровение, ниспосланное тебе, и никого не спрашивай о них» (Коран, 18:22).

[1] Коран 18:18.

[2] Коран 18:19.

[3] На это указывает следующее высказывание Всевыш­него Аллаха в начале истории он людях пещеры:

﴿أَمْ حَسِبْتَ أَنَّ أَصْحَابَ الْكَهْفِ وَالرَّقِيمِ كَانُوا مِنْ آيَاتِنَا عَجَبًا﴾

«Или же ты подумал, что люди пещеры и Ракима [название селения, из которого вышли юноши, или плита, на которой были начертаны их имена] были самым удивительным из Наших знамений?» (Коран, 18:9).


Автор: Имам Абдур-Рахман ибн Насыр ас-Саади (да помилует его Аллах)

Источник: “Тайсир аль-Лятыф аль-Маннан фи Хуласати Тафсир аль-Куран”

Перевод: Рамин Муталлим

03/1446 г.х. — 09/2024 г.г.


Скачать документ в формате PDF


Все части историй о пророках:

  1. Шейх Саади: Вступление к историям о пророках Аллаха
  2. Шейх Саади: История о пророке Адаме ﷺ
  3. Шейх Саади: История о пророке Нухе (Ное) ﷺ
  4. Шейх Саади: История о пророке Худе ﷺ
  5. Шейх Саади: История о пророке Ибрахиме (Аврааме) ﷺ
  6. Шейх Саади: История о пророке Салихе ﷺ (+фото)
  7. Шейх Саади: История о пророке Луте ﷺ
  8. Шейх Саади: История о пророке Шуайбе ﷺ
  9. Шейх Саади: История о пророках Мусе и Харуне ﷺ
  10. Шейх Саади: История о пророке Юнусе ﷺ
  11. Шейх Саади: История пророков Давуда и Сулеймана (мир им)
  12. Шейх Саади: История о пророке Айюбе ﷺ
  13. Шейх Саади: История о Хидре и Мусе ﷺ