Богословы, отвечая на этот вопрос, указали на некоторые пункты.
1. Должник должнику рознь, и их статус — тоже.
2. Начнем с базовых вещей и постепенно перейдем к деталям. Если это первый хадж и умра, которые обязательны для того, кто в состоянии, то для заёмщика даже первый хадж необязателен, пока он не выплатит весь свой долг, и не имеет разницы, заимодатель мусульманин или не мусульманин.
3. Если дебитор умрет, так и не совершив хадж, то на нем нет греха, т. к. Аллах обусловил совершение хаджа финансовой и физической возможностями.
«Аллах не накладывает на человека больше, чем он способен понести»
Коран, 2:286
4. Если это дополнительные хадж или умра, то тем более возврат долга первостепеннее, чем совершение дополнительных видов поклонения.
5. Итог: возврат долга — обязательно. Дополнительные хадж или умра — желательно. Общее правило шариата гласит: обязательному отдается предпочтение над желательным. И если даже первое паломничество необязательно для дебитора, то дополнительное паломничество тем более не может быть важнее возврата долга.
6. Если некий благотворитель предложил понести все расходы на твой хадж или умру, то дозволено их совершить при условии, что твой работодатель не вычтет с тебя деньги за пропущенные рабочие дни, а иначе отработай эти дни, чтобы закрыть долг в срок.
7. Даже здравый рассудок говорит: лучше погасить часть долга (или отложить эти деньги на погашение), чем не гасить его вообще и отправляться в поездку (условно, если долг 10,000 $, то вовремя вернуть кредитору или отложить для него 500 $ разумнее, чем не возвращать вообще или задерживать выплату).
8. Важно: если у долга еще не истек оговоренный срок на погашение (например, рассрочка) и сейчас есть деньги, то дозволено отправиться в паломничество при условии, что у тебя имеется стабильный доход, при котором ты уверен, что закроешь долг в срок. Если нет такой уверенности, то придержи эти деньги на момент погашения.
9. Если кредитор уступил свое первостепенное право (отсрочил погашение) и ясно разрешил тебе отправиться в поездку, то это дозволено.
10. Религия Аллаха не построена на твоих личных эмоциях и переживаниях, мол, хадж и умра для тебя более любимы, чем вернуть долг человеку. Однако для Аллаха любимее, чтобы ты вернул долг прежде, чем совершил дополнительные поклонения, в которых требуются финансовые затраты, т. к. Аллах тот, Кто обязал тебя возвращать долги. А обязательные действия более любимы для Аллаха, чем желательные.
11. Если заёмщик отдал предпочтение хаджу или умре и уже совершил их, то хоть это и противоречило шариату, но сам обряд поклонения засчитан. Однако в следующий раз он должен расставить приоритеты так, как их расставил шариат, а не в соответствии с его личными эмоциями и пониманием ислама.
Подготовил: Магжан Тобыкты