О концепции мультивселенной

546

Несколькими неделями ранее люди в нашей стране (да хранит ее Аллах) бурно обсуждали запрет выхода в прокат мультипликационного фильма «Баз Лайтер» из-за того, что он содержит пропаганду ЛГБТ. Даже некоторые деятели культуры, ввиду своей религиозности, поддержали этот запрет, и на них обрушилась волна критики. Но в целом то, что наше общество так негативно отреагировало на выход в прокат подобного контента, не может не радовать.

В этой же статье я хотел сделать акцент на то, что убеждений и действий, противоречащих основам Ислама, естественной предрасположенности и здравому смыслу, в подобных картинках полным-полно. Как пример хочу привести атеистическую теорию о мультивселенной, которая все чаще и чаще появляется в различных медиа, и самым ярким примером, пожалуй, является киновселенная Marvel. Несмотря на то, что эта теория может показаться людям очередным безобидным элементом сюжета, она имеет глубокие философские корни и прямо противоречит шариату и современной науке.

Что такое теория о мультивселенной?

Это гипотеза, согласно которой в реальности существует множество всевозможных параллельных вселенных. Вселенные, входящие в мультивселенную, называют параллельными, или альтернативными. То есть наша невообразимо огромная вселенная с миллиардами планет и галактик не уникальна: есть бесконечное количество параллельных миров, отличающихся друг от друга.

История и причины популярности

Неправильно отожествлять атеизм с наукой, эмпиризмом, исследованиями и т. д., так как атеизм – не что иное, как религия и вера: в нем присутствуют элементы метафизики, даже по признанию самих атеистов. Например, американский физик и ученый теории информации Хуберт Йоки говорит о появлении жизни из небытия: «Этот вопрос вера, да еще и в самом узком ее понимании. Он полностью построен на идеологии»[1].

До двадцатого века господствующей теорией у сторонников атеизма была теория вечной вселенной, а в середине этого же века ее место заняла теория большого взрыва. Появление данной теории поставило перед ними задачу: как из ничего случайным образом может появиться строго упорядоченная вселенная, пригодная для жизни?! Примерно в это же время была сформулирована концепция тонкой настройки вселенной. Для теистов это является очередным доводом в пользу существования Бога, а атеистам пришлось искать альтернативу.

Самое популярное объяснение порядка вселенной, к которому они пришли, – это теория о мультивселенной. Они выдвинули различные варианты этой теории на Всемирном научном фестивале в июне 2013 года. Их логика проста: если существует бесконечное количество всевозможных вселенных, то какие-то из них обязательно окажутся пригодными для жизни, и так получилось, что мы находимся как раз в одной из таких вселенных, а всякая необходимость в Создателе, по их мнению, отпадает. Для большей ясности можно провести следующую аналогию: вероятность того, что конкретный участник лотереи выиграет главный приз, невероятно мала; а вероятность того, что приз выиграет кто-то из участников, составляет 100%. Стивен Хокинг говорит об этой теории: «Тонкую настройку законов природы можно объяснить существованием множества вселенных. Многие люди на протяжении веков связывали с Богом красоту и сложность природы, которые в прошлые времена считались не имеющими научного объяснения. Но точно так же, как Дарвин и Уоллес объяснили, каким образом кажущийся чудом замысел живых форм мог появиться без вмешательства высшего существа, концепция мультивселенной может объяснить точную настройку физических законов без нужды в благоволящем творце, который создал вселенную ради нашего блага»[2]. Также эта теория является основной идеей книги Ричарда Докинза «Бог как иллюзия». Вместе с этим теория о мультивселенной является «последним убежищем для отчаявшегося атеиста», как выразился философ Нил Мэнсон[3].

Только два выбора: мультивселенная или тонкая настройка вселенной

На сегодняшний день концепт мультивселенной кажется единственной альтернативой теистическому объяснению, и именно вокруг этой теории сконцентрированы усилия космологов. Как результат, перед нами оказываются два варианта: Благоволящий Бог или мультивселенная, по признанию самих атеистов[4].

Аргументы в пользу тонкой настройки вселенной

Несмотря на то, что этот аргумент стал набирать популярность в западной научной среде в 60-е годы прошлого столетия, Всевышний Аллах упомянул его в Священном Коране еще веками ранее. Всевышний Аллах говорит:

وَخَلَقَ كُلَّ شَيْءٍ فَقَدَّرَهُ تَقْدِيرًا

«Аллах сотворил все сущее и предопределил для них все подходящим образом» (Коран 25:2).

Имам экзегетики Ибн Джарир Табари (ум. 310 х.) сказал в толковании этого аята: «Он создал каждое творение соразмерным, сделал их подходящими для предназначенных функций, без единого пробела и несообразности»[5].

Также Он сказал:

اللَّهُ الَّذِي خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ وَأَنزَلَ مِنَ السَّمَاءِ مَاءً فَأَخْرَجَ بِهِ مِنَ الثَّمَرَاتِ رِزْقًا لَّكُمْ ۖ وَسَخَّرَ لَكُمُ الْفُلْكَ لِتَجْرِيَ فِي الْبَحْرِ بِأَمْرِهِ ۖ وَسَخَّرَ لَكُمُ الْأَنْهَارَ ، وَسَخَّرَ لَكُمُ الشَّمْسَ وَالْقَمَرَ دَائِبَيْنِ ۖ وَسَخَّرَ لَكُمُ اللَّيْلَ وَالنَّهَارَ

«Аллах Тот, Кто создал небеса и землю, ниспослал с неба воду и взрастил ею плоды для вашего пропитания, подчинил вам корабли, которые плывут по морям по Его воле, подчинил вам реки, подчинил вам солнце и луну, непрестанно движущиеся по своим орбитам, подчинил вам ночь и день» (Коран 14:32-33).

Подобных аятов, указывающих на то, что наша вселенная точно настроена, очень много.

Этот аргумент можно дедуктивно построить следующим образом:

— мы наблюдаем, что вселенная, на которой мы обитаем, организована; сделана мастерски; подчиняется строго определенным физическим законам, которые поддаются расчетам;

— для наличия точных физических законов, организованности и мастерски сделанной работы необходимо существование знающего, мудрого вершителя, который сотворил все это;

— результат: существование Творца, обладающего совершенными атрибутами, необходимо для существования этой вселенной.

Факт существования организованности в природе, по свидетельству самих атеистов, не может отрицать никто, даже лютый атеист. Например, британский физик-теоретик, космолог и популяризатор наук Пол Девис говорит: «Любой ученый, и даже самый лютый атеист среди них, либо полностью, либо частично верит в существование организованности в природе»[6].

Эмпирических аргументов в пользу теории мультивселенной нет и не может быть

Несмотря на внимание, уделяемое вопросу существования мультивселенной в научных кругах, его с трудом можно назвать гипотезой, так как в пользу существования даже одной параллельной вселенной нет ни одного эмпирического доказательства, не говоря уже о множествах или бесконечном количестве. Это не что иное, как догадка, даже по признанию самих атеистов, таких как Ричард Докинз и Стивен Вайнберг (см. их встречу https://youtu.be/lv-CTPIfAas). Британский астрофизик барон Мартин Рис, предпочитающий концепцию мультивселенной над разумным замыслом, признает, что данная концепция в высшей степени гипотетическая, и то, что он принял ее, полагаясь на свое предчувствие[7].

Каждый, кто поразмыслит об основах, на которых построена эта гипотеза, поймет, что они тоже гипотетические. Т. е. это гипотеза, построенная на гипотезах! Данную проблему понимают даже те ученые, которые являются ее теоретиками, например, физик Нил Турок заявил на форуме о мультивселенной на Всемирном научном фестивале 2013 года, что выдвигаемые варианты мультивселенной не обоснованы никакими аргументами, и что это всего лишь предположения. Более того, есть группа яростных ученых-атеистов, таких как Лоренс Краус, отрицающих эту теорию в корне. Однако проблема заключается в том, что, невзирая на отсутствие научных доказательств в пользу этой теории, ее презентуют, как нечто научное, в различных научных журналах, книгах, документальных фильмах и т. д.

Стоит обратить внимание на то, что данная теория никак не спасает атеизм и его апологетов от того, от чего они хотят избавиться. Они прибегли к ней, убегая от экзистенциального вопроса «как появился тонкий настрой вселенной? Кто ее настроил?», но возникновение множества параллельных вселенных с разными физическими законами не исчерпывает вопрос, ведь все эти вселенные нуждаются в настройке и в том, кто настраивает их. Британский физик-теоретик, космолог и популяризатор наук Пол Девис говорит: «Для возникновения всех этих параллельных миров и настройки физических процессов в каждой из них необходимы различные физические процессы, и все они метафизические процессы. Откуда они произошли?! Таким образом, проблема усугубляется, переходя от точных законов одной вселенной к точным законам множества»[8].

Также надо знать, что подобное объяснение точной настройки вселенной идет вразрез с принципом «бритвы Оккама», который признается в научных кругах. Этот принцип заключается в том, что не следует множить сущее без необходимости, т. е. если у одного явления есть два объяснения, одно из которых более запутанное и содержит больше предпосылок, а второе – проще, то необходимо выбрать второе. Поэтому будет нелогично и излишне допускать существование множества вселенных для объяснения точной настройки одной. Все это вдобавок к тому, что посылки концепции мультивселенной, в лучшем случае, гипотетические, а аргумент от тонкой настройки построен на фундаментальном принципе причинности и эмпирических данных.

Результаты веры в мультивселенную

  1. Эпистемологический кризис

Несмотря на то, что в научных кругах популяризовали концепцию о мультивселенной, ее неизбежным результатом является разрушение всего рационального и самой науки, так как в свете этой концепции можно объяснять любые события случайностью и тем, что мы просто оказались в подходящей вселенной. Это является еще одним подтверждением того, что конечной инстанцией атеизма является нигилизм и абсурдизм. Как прекрасны слова шейхульислама Ибн Кайима (ум. 751 х., да помилует его Аллах), который сказал: «Знание об Аллахе основа любого знания. Только с его помощью человек может узнать свое счастье, свое совершенство и все, что приносит ему пользу в этом и другом мире. Незнание Аллаха приводит человека к незнанию самого себя, того, что приносит ему пользу и делает его совершенным и счастливым. Поэтому счастье человека заключается в знании о Нем, а несчастье в незнании»[9].

  1. Атеизм очередная ложная религия

Мы уже обсуждали, что в атеистических теориях о возникновении вселенной присутствует элемент метафизики, которую они ненавидят. Чудеса, в которые надо поверить для того, чтобы принять атеистическую картину мира, требуют гораздо больше веры, чем той веры, за которую они порицают теистов. Британский биолог, популяризатор науки Льюис Уолперт говорит о том, как появилась клетка: «Как она появилась?! Это просто «уау»! Просто поражает разум. На самом деле это чудо, примерно в религиозном смысле»[10].

Заключение

Эта маленькая статья, в которой мы разобрали одно из заблуждений, содержащихся в медиа, – всего лишь верхушка айсберга. Благоразумный мусульманин, который видит информационную атаку против его веры, должен задуматься о том, как ему уберечь себя и свою семью от подобного рода идеологий, что невозможно без получения шариатских знаний. Имам Ахмад (ум. 241 х., да помилует его Аллах) говорил: «Нужда людей в шариатских знаниях сильнее их нужды в еде и питье»[11].

Прошу Аллаха показать нам истину истиной и облегчить следовать за ней, а ложное ложным, и облегчить ее сторониться!


[1] См. Information theory and molecular biology, Х. Йоки, Кембридж, 1992, с. 284.

[2] См. Grand design, С. Хокинг, Нью-Йорк, 2010, с. 132-133.

[3] God and design: the theological argument and modern science, Нил Мэнсон, Нью-Йорк, 2004, с. 18.

[4] Например, см. «Why it’s not as simple as God vs the multiverse», А. Гефтер, New Scientist, 2685, с. 48.

[5] См. جامع البيان, Ибн Джарир, т. 16, с. 396.

[6] «The appearance of design and cosmology» in God and design: the theological argument and modern science, Нил Мэнсон, Нью-Йорк, 2004, с. 148.

[7] См. Наша космическая обитель, М. Рис, Москва, 2002, с. 155.

[8] См. https://www.theguardian.com/commentisfree/2007/jun/26/spaceexploration.comment

[9] См. مفتاح دار السعادة, т. 1, с. 239.

[10] См. https://highprofiles.info/interview/lewis-wolpert/

[11] См. مفتاح دار السعادة, т. 1, с. 81.


Написал: Алтай Беріш

19/01/1444 х. — 17/08/2022 г.

Скачать документ в формате PDF