«Основы Сунны» имама аль-Хумейди [вероубеждение ахлисунны]

1391

Книга: «ОСНОВЫ СУННЫ» — Комментарии к посланию имама Абу Бакра аль-Хумейди о вероубеждении ахлисунны.

В данном послании имам аль-Хумейди (да помилует его Аллах) — один из ранних имамов ахлисунны (умер в 219 г. х.) — разъясняет вероубеждение последователей Сунны и единой общины (ахли-Сунны валь-Джама’а).

Перевод: Рамин Муталлим


Видео


Аудио


Об авторе

Выдающийся богослов, имам, хафиз Абу Бакр Абдуллах ибн аз-Зубайр аль-Хумейди был родом из племени курайшитов жил и проповедовал в Мекке во II-III веках в соответствии с мусульманским календарем. Имам аль-Хумейди был выдаю­щимся мухаддисом (знатоком хадисов), у которого обучались и от которого передавали хадисы выдающиеся имамы, такие как аль-Бухари и Муслим, в своих достоверных сборниках хадисов. Примечательно, что даже первый хадис, с которого начал свой достоверный сборник «Сахих», имам аль-Бухари передал от имама аль-Хумейди.

Сам имам Хумайди тоже обучался у выдающихся ученых своего времени. Среди них: имамы Ваки ибн аль-Джаррах, Кутайба ибн Саид Баклани, Яхья ибн Убайд Танафиси и др.

Имам Хумайди был известным богословом своего времени и поэтому пользовался большим уважением и авторитетом.

Имам ахлисунны Ахмад ибн Ханбаль (да помилует его Аллах) говорил: «Хумайди является для нас имамом!»[1]

Имам Исхак ибн Рахавая (да помилует его Аллах) говорил: «Имамами в наши время являются аш-Шафии, аль-Хумейди и Абу Убайд»[2].

Предводитель правоверных в науке хадисоведения имам аль-Бухари (да помилует его Аллах) говорил: «Хумайди является имамом в науке хадисоведения»[3].

Имам аль-Хаким (да помилует его Аллах) говорил: «Аль-Хумайди — муфтий и мухаддис Мекки. Он имам (предводитель) ахлисунны в Хиджазе[4], подобно Ахмаду ибн Ханбалю в Ираке»[5].  

Умер имам аль-Хумайди в 219 г. х., как об этом сообщил его ученик имам аль-Бухари. Да помилует Аллах их и всех наших праведных предшественников!

ТЕКСТ ПОСЛАНИЯ «ОСНОВЫ СУННЫ» ИМАМА АЛЬ-ХУМЕЙДИ

بِسْمِ اللهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحِيْمِ

С именем Аллаха, Милостивого и Милующего.

В соответствии с нашим убеждением Сунной является верить в хорошее и плохое, сладкое и горькое предопре­деление Аллаха. Верующий должен быть убежден в том, что все, что с ним произошло, не могло миновать его; а все, что его миновало, не могло произойти с ним. Все, что происходит и не происходит, является предопределением Всевышнего Аллаха.

*  *  *

Также Сунной является убеждение в том, что вера (иман) — это высказывания и деяния, и что она увеличивается и уменьшается. Высказывания бесполезны, если нет деяний, а деяния и высказывания бесполезны без намерений. В то же время высказывания, деяния и намерения бесполезны, если человек не следует Сунне.

*  *  *

В соответствии с вероубеждением последователей Сунны следует просить прощения и молиться за всех сподвижников Мухаммада i без исключения, ибо Всевышний Аллах сказал:

وَالَّذِينَ جَاءُوا مِن بَعْدِهِمْ يَقُولُونَ رَبَّنَا اغْفِرْ لَنَا وَلِإِخْوَانِنَا الَّذِينَ سَبَقُونَا بِالْإِيمَانِ

«А те верующие, которые будут жить после сподвижников, станут говорить: «Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас!»» (Коран 59:10).

В данном аяте Всевышний Аллах велел нам только молиться и просить за них прощения. Поэтому не является последователем Сунны тот, кто ругает и принижает даже одного сподвижника пророка. Более того, такому человеку запрещено давать долю с добычи, которую мусульмане заполучили без боя[6]. Мы слышали от нескольких передатчиков хадисов, что Малик ибн Анас говорил:

«Всевышний Аллах определил распределение приобре­тенной без боя добычу, сказав:

لِلْفُقَرَاءِ الْمُهَاجِرِينَ الَّذِينَ أُخْرِجُوا مِن دِيَارِهِمْ وَأَمْوَالِهِمْ يَبْتَغُونَ فَضْلًا مِّنَ اللَّهِ وَرِضْوَانًا وَيَنصُرُونَ اللَّهَ وَرَسُولَهُ ۚ أُولَٰئِكَ هُمُ الصَّادِقُونَ

«Добыча без боя полагается также неимущим мухаджирам[7], которые были изгнаны из своих жилищ и лишены своего имущества. Они стремятся к милости Аллаха и Его довольству и помогают Аллаху и Его Посланнику. Они — искренние и правдивые» (Коран 59:8).

Затем Всевышний поведал:

وَالَّذِينَ جَاءُوا مِن بَعْدِهِمْ يَقُولُونَ رَبَّنَا اغْفِرْ لَنَا وَلِإِخْوَانِنَا الَّذِينَ سَبَقُونَا بِالْإِيمَانِ وَلَا تَجْعَلْ فِي قُلُوبِنَا غِلًّا لِّلَّذِينَ آمَنُوا رَبَّنَا إِنَّكَ رَءُوفٌ رَّحِيمٌ

«А те верующие, которые будут жить после сподвижников, станут говорить: «Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты — Сострадательный, Милую­щий»» (Коран 59:10).

А кто не молится за сподвижников и не относится к ним так, как указано в этих аятах, тот не заслуживает долю с добычи, которую мусульмане заполучили без боя».

*  *  *

Коран — это речь Аллаха. Я слышал, как Суфьян [ибн Уйейна] говорил: «Коран — это речь Аллаха. Кто скажет: «Коран сотворен», — тот еретик. Мы не слышали, чтобы кто-то (из праведных предшественников и последователей Сунны) говорил подобное».

Я также слышал, как Суфьян говорил: «Вера (иман) — это высказывания и деяния. Иман увеличивается и уменьша­ется». Услышав это, его брат Ибрахим ибн Уйейна сказал: «О Абу Мухаммад! Не говори, что иман уменьшается». Тогда Суфьян разгневался и сказал: «Помолчи, мальчишка! Истину я говорю! Иман по причине грехов может уменьшиться настолько, что в конце от него ничего не остается!»

*  *  *

Сунна указывает на то, что люди (верующие) будут созерцать Аллаха после своей смерти.

*  *  *

Последователь Сунны должен уверовать во все атрибуты Аллаха, которые упоминаются в Коране и в достоверных хадисах. Как, например, высказывания Всевышнего:

وَقَالَتِ الْيَهُودُ يَدُ اللَّهِ مَغْلُولَةٌ ۚ غُلَّتْ أَيْدِيهِمْ وَلُعِنُوا بِمَا قَالُوا ۘ بَلْ يَدَاهُ مَبْسُوطَتَانِ يُنفِقُ كَيْفَ يَشَاءُ ۚ وَلَيَزِيدَنَّ كَثِيرًا مِّنْهُم مَّا أُنزِلَ إِلَيْكَ مِن رَّبِّكَ طُغْيَانًا وَكُفْرًا ۚ وَأَلْقَيْنَا بَيْنَهُمُ الْعَدَاوَةَ وَالْبَغْضَاءَ إِلَىٰ يَوْمِ الْقِيَامَةِ ۚ كُلَّمَا أَوْقَدُوا نَارًا لِّلْحَرْبِ أَطْفَأَهَا اللَّهُ ۚ وَيَسْعَوْنَ فِي الْأَرْضِ فَسَادًا ۚ وَاللَّهُ لَا يُحِبُّ الْمُفْسِدِينَ

«Иудеи сказали: «Рука Аллаха скована». Это их руки скованы, и они стали прокляты за то, что сказали! Его обе Руки простерты, и Он щедро расходует, как пожелает в соответсвии со Своей мудростью» (Коран 5:64).

А также:

وَمَا قَدَرُوا اللَّهَ حَقَّ قَدْرِهِ وَالْأَرْضُ جَمِيعًا قَبْضَتُهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَالسَّمَاوَاتُ مَطْوِيَّاتٌ بِيَمِينِهِ ۚ سُبْحَانَهُ وَتَعَالَىٰ عَمَّا يُشْرِكُونَ

«И не почтили многобожники Аллаха должным образом, приравняв Ему свои измышленные божества. Ведь Его величие таково, что вся земля будет всего лишь пригоршней в Его руке в День Воскресения, а небеса будут скручены Его десницей. Пречист Он, чтобы иметь Себе равных, и превыше Он того, что они приобщают к Нему в сотоварищи!» (Коран 39:67).

И другие аяты и хадисы, в которых речь идет об атрибутах Аллаха. Мы должны уверовать во все Божественные атрибуты и не имеем права растолковывать их иным образом или давать им дополнительный смысл. Напротив, мы должны ограничиться описаниями Корана и Сунны, когда речь идет о качествах Всевышнего Аллаха. Поэтому мы говорим:

الرَّحْمَٰنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَىٰ

 «Милостивый вознесся на Трон» (Коран 20:5), – и веруем в очевидный смысл этого аята. А кто поступает иначе, растолковывая иным образом очевидный смысл этих аятов, тот — отрицающий Божественные качества джахмит[8].

*  *  *

Мы — последователи Сунны — не повторяем высказы­вание хариджитов: «Совершивший большой грех становится неверую­щим». Мы вообще не обвиняем мусульманина в неверии из-за какого-либо греха. Неверие может быть только в оставлении пяти столпов Ислама, относительно которых посланник Аллаха сказал: «Ислам выстроился на пяти столпах: свидетельстве о том, что нет достойного божества для поклонения, кроме Аллаха, и том, что Мухаммад — посланник Аллаха; совершении намаза, выплате закята, посте в месяц рамадан и паломничестве к Каабе»[9].

*  *  *

Также нет разногласий относительно недозволенности откладывания трех столпов: свидетельства единобожия, намаза и поста. Не дозволено откладывать эти деяния и совершать их после предписанного времени, так как в этом случае они не будут считаться восполненными, если человек намеренно не совершил их вовремя. Что же касается закята, то отказывающего платить обязательную милостыню следует арестовать и держать в заключении, пока он не выплатит ее. Он будет считаться грешником и должником, пока не выплатит закят. Когда же он выплатит его, долг спадет с него, и он будет считаться выполнившим свои обязательства.

Что же касается хаджа, то мусульманину обязательно совершить паломничество, если у него имеется на то возможность. При этом не обязательно совершать хадж при первой же возможности. Напротив, если мусульманин задержит свое паломничество и совершит его позже, то он выполнит свой долг и не понесет греха за откладывание.

В вышесказанном прослеживается различие между хаджом и закятом. В отличие от хаджа, откладывание выплаты обязательной милостыни не дозволено, ибо закят — это право нуждающихся мусульман. Когда же состоятельный мусульманин задерживает выплату обязательной милостыни, он грешит, ибо лишает нуждающихся помощи и финансовой поддержки.

Что же касается хаджа, то это сугубо индивидуальное поклонение между человеком и его Господом. Если мусульманин совершит его в любое время, то он будет считаться выполнившим свой долг перед Аллахом.

Однако если, будучи в состоянии совершить хадж, мусульманин ушел из этой жизни, не совершив паломничество, то он будет сожалеть об этом и молить Аллаха вернуть его обратно, чтобы совершить упустивший хадж. В таком случае вместо него хадж должны совершить его родственники. Мы надеемся, что этим они расплатятся за его долг перед Аллахом, и его хадж будет принят, подобно тому, как принимается и считается действительной выплата вместо умершего долга перед людьми.


[1] سير الأعلام النبلاء (١٠ / ٦١٧)

[2] تاريخ الإسلام للذهبي (١٥ / ٢١٣)

[3] تاريخ الإسلام للذهبي (١٥ / ٢١٣)

[4] Хиджа́з— территория на западе Аравийского полуострова, включающее в себя священные города Мекка и Медина.

[5] طبقات الشافعية الكبرى للسبكي (٢ / ١٤١)

[6] Добыча, которую мусульмане заполучили без боя, называется аль-Фей (здесь и далее — прим. переводчика).

[7] Хиджра – это оставление того, что запретил Аллах. Переселение из страны неверия в мусульманскую также называется хиджрой, ибо Аллах запретил мусульманам жить среди многобожников. Переселившийся ради Аллаха мусульманин считается мухаджиром (переселенцем). Первоначально мусульманам было обязательно переселиться в Медину к пророку Мухаммаду i. Впоследствии, после освобождения Мекки от многобож­ников, переселение из немусульманской страны в мусульманскую стало обязательным для каждого мусульманина, не способного свободно претворять в жизнь заповеди своей религии.

[8] Джахмиты — последователи Джахма ибн Сафвана, который в 124 г. х. был убит за распространение среди мусульман своих еретических воззрений. Джахмиты исповедуют множество противоречащих истинному Исламу воззрений, однако больше всего они прославились отрицанием Божественных атрибутов. Поэтому часто богословы под термином «джахмиты» подразумевают все секты, которые отрицают Божественные атрибуты. Ибн Теймия писал: «Джахмиты — это те, кто отрицает Божественные атрибуты» (Ибн Теймия, «Маджму аль-Фатава», 12/358).

[9] Если человек оставляет один из пяти столпов Ислама, отрицая его обязательность, то нет разногласия среди богословов, что это является неверием. Однако если человек оставляет один из четырех столпов (не считая свидетельства единобожия) по лени, не отрицая их обязательность, то большинство богослов считают, что это не является неверием (см. комментарии к данному посланию шейха Убайда Джабири, да помилует его Аллах).


Скачать документ в формате PDF