بسم الله الرحمن الرحيم
Ответы имама Раби’ ибн Хади Мадхали (да хранит его Аллах) на актуальные вопросы в СНГ*
Читайте также: «Связь» не является условием, чтобы говорить «знания берутся у того, кто на связи» – алляма Абдулла Бухари
[*] Перевод был осуществлён с разрешения имама Раби’ Мадхали.
[*] Вопросы паломников из Казахстана были заданы братом Абу Ахмадом Жасуланом (да воздаст Аллах ему благом).
Вступление автора вопросов
Аллах оказал нам свою милость тем, что мы посетили нашего духовного отца имама Раби’ ибн Хади Мадхали (да хранит его Аллах) вечером 28 рамадана 1439 г.х. – 12 июня 2018 г.г. в его кипящем жизнью доме в городе Медина. Здоровье шейха было хорошим, хвала Аллаху! После того, как он сделал нам насыху, мы задали ему некоторые вопросы.
Абу Ахмад Жасулан
Вступление переводчика
Автор вопросов не назвал конкретного студента даже после того, как от него это потребовал шейх Раби’. Поэтому не делайте выводы о ком-либо на основе этих вопросов. В данном случае, целью является исправление распространённой ошибки в СНГ, а не дискредитация определенного студента.
Вопрос #1
Спрашивающий: У нас есть один студент, который учился тут, в Медине примерно 10 лет, и он утверждает следующее: «Мы не можем называть кого попало саляфитом, потому что это дополнительная [к Исламу] характеристика. Однако, это могут говорить исключительно большие ученые, потому что слово «саляфит» считается тазкией (рекомендацией). Мы можем говорить о человеке, что он саляфит, лишь тогда, когда большие ученые скажут это о нем».
Брат, находившийся рядом, удивленно спросил у него, указав на другого брата, присутствовавшего на этом собрании: “Является ли этот брат саляфитом? Могу ли я называть его саляфитом, ведь ученые вообще его не знают”, на что он ответил: “Аллах знает лучше”.
Имам Раби аль-Мадхали: Если он является саляфитом, мы называем его саляфитом. Если он является саляфитом, мы называем его саляфитом. Нет в этом проблем. Да благословит тебя Аллах! Да. Либо саляфит, либо нововведенец. Выходит [если его не назвать саляфитом], он становится нововведенцем? Или как? Если мы не скажем о нем «саляфит», то куда он пойдет? Пойдет к нововведенцам? Нет. Если он саляфит, мы говорим о нем “саляфит”.
Вопрос #2
Спрашивающий: Также этот студент и его окружение разделяют саляфитов на «понятных и непонятных»…
Имам Раби аль-Мадхали: Пускай они оставят эти путаницы. Пускай они оставят эти путаницы. Да благословит тебя Аллах! Исключением является тот, кто «играется», – такому надо сделать насыху. Если у него есть ошибки, надо ему разъяснить, чтобы он оставил их. А иначе надо предостеречь от него.
Спрашивающий: Проблема в том, что они называют понятным саляфитом того, кто присутствует на уроках этого студента и постоянно находится с ним на связи. Обязывают этим, иначе такой человек не саляфит, т.е. непонятный саляфит, как они это называют.
Имам Раби аль-Мадхали: Тот, кто не посещает его уроки, почему он не ходит на них? Что мешает ему учиться у него?
Спрашивающий: Может, он занят или находится в другом городе.
Имам Раби аль-Мадхали: Если он учится у другого саляфита, нет в этом проблем. Нет в этом никаких преград.
Вопрос #3
Спрашивающий: Также они говорят: “Оставаться невежественным в своей стране, т.е. Казахстане, лучше, чем поехать в Египет для изучения арабского языка и учебы у египетских шейхов”, таких как Хасан Марзук аль-Банна (да хранит его Аллах) и тех, кого он рекомендует.
Имам Раби аль-Мадхали: Да, да, да.
Спрашивающий: У них есть такое. Говорят – оставаться невежественным в своей стране лучше этого.
Имам Раби аль-Мадхали: Пускай едут в Египет. Да благословит тебя Аллах! И по совету Хасана аль-Банны идут к тем учёным, которых он рекомендует.
Вопрос #4
Спрашивающий: Также они предостерегают от любого, кто учился в Египте. Они предостерегают от таких.
Имам Раби аль-Мадхали: Это ошибка. Это неверно. Исключением являются приверженцы нововведений. От таких пускай предостерегают. Если же они возвратятся [из Египта], будучи саляфитами, то пускай не [предостерегают от них]. Да благословит тебя Аллах!
Делайте им насыху. Да благословит тебя Аллах! Скажи им: “Этот брат был в Египте и по совету Хасана аль-Банны учился у такого-то и такого-то шейха, которые все являются саляфитами. Он обучался саляфии. У вас есть замечания к ним? Принесите их. А иначе оставьте это. Придержите свои языки в их адрес”. Да благословит тебя Аллах!
Вопрос #5
Спрашивающий: Также они предостерегают от того, кто учился в Египте, и не дозволяют ему преподавать даже арабский язык.
Имам Раби аль-Мадхали: Если увидят нововведенцев (ахли-бид’а), то пусть предостерегают от них.
Спрашивающий: Нет. Проблема в том, что они саляфиты, и мы их знаем.
Имам Раби аль-Мадхали: Если увидят нововведенцев, пускай предостерегают от них. А если они не будут нововведенцами, то у них нет никакого права предостерегать от них. Да благословит тебя Аллах!
Вопрос #6
Спрашивающий: Также они говорят: Также они говорят: “Нельзя учиться, кроме как у того, кто обучался в Саудовской Аравии”. Так они говорят. Нельзя учить даже язык.
Имам Раби аль-Мадхали: Это неверные слова. Нельзя вносить смуту в отношении того, кто учился у саляфитов в Египте. Нельзя вносить смуту. Это не разрешено. Исключением будет тот, кто обучался в «Азхаре». Уточните о его положении. Да благословит тебя Аллах! Если он будет саляфитом, мы принимаем его, и всё. А если от него исходит смута и (…), то от такого надо предостерегать.
Вопрос #7
Спрашивающий: Также паломники спрашивают вас: советуете ли вы им ехать в Египет для приобретения арабского языка и учебы у шейха Хасана аль-Банны и тех, кого он рекомендует?
Имам Раби аль-Мадхали: Да.
Вопрос #8
Спрашивающий: Также у тех студентов такое сомнение: они говорят: “Если тот, кто знает арабский язык, приедет из Казахстана и захочет спросить вопросы у шейхов напрямую, без посредников, то он должен, прежде чем спросить ученых, пойти и посоветоваться с таким-то студентом”. Каково положение этих слов?
Имам Раби аль-Мадхали: Что он должен сделать?
Спрашивающий: Он должен посоветоваться.
Имам Раби аль-Мадхали: Как посоветоваться?
Спрашивающий: Т.е. сначала взять у них напутствие (насыху).
Имам Раби аль-Мадхали: Эти слова – ошибка. Нет проблем в том, что он задаёт вопрос саляфитским шейхам, чтобы получить от них пользу.
Спрашивающий: Да воздаст вам Аллах благом!
Имам Раби ибн Хади аль-Мадхали (да хранит его Аллах)
Подготовил: Алтай Берiш
Дата: 5/6/1440 г.х. = 10/2/2019 г.г.
بسم الله الرحمن الرحيم
لقد من الله علينا بزيارة والدنا الإمام ربيع بن هادي المدخلي – حفظه الله – ليلة 28 رمضان 1439 الموافق 12 يونيو 2018 م في بيته العامر بالمدينة النبوية ووجدناه بصحة طيبة ولله الحمد. وبعد نصيحته لنا سألناه بعض الأسئلة.
السؤال الأول:
عندنا أحد الطلبة الذي درس هنا في المدينة قرابة 10 سنوات هو يقول:
«لا نقول عن كل أحد إنه سلفي لأنه وصف زائد. إنما يقوله العلماء الكبار لأن كلمة (السلفي) تعد تزكية. وإذا قال عنه العلماء الكبار: سلفي، فحينئذ نقول عنه نحن: سلفي.»
الأخ الذي سمع هذا القول من هذا الطالب يقول:
أنا مباشرة سألته متعجبا عن الأخ الذي كان معنا في هذه الجلسة: هل هذا سلفي؟ هل أستطيع أن أسمي هذا الشخص سلفيا لأن العلماء أصلا لا يعرفونه؟ قال: «الله أعلم.»
جواب الشيخ ربيع: إذا كان سلفيا يقال عنه سلفي. إذا كان سلفيا يقال عنه سلفي. ما فيه شيء .بارك الله فيك. أيوه.إما سلفي، وإما مبتدع. فإذن نقول صار من أهل البدع أولا كيف؟ إذا لم نقل كلمة (السلفي)، فأين يروح؟ يروح بين أهل البدع؟ لا. إذا كان سلفيا نقول عنه سلفي.
السؤال الثاني:
وكذلك هذا الطالب ومن حوله يقسمون السلفيين على (سلفي واضح) و(سلفي غير واضح). الذي واضح…
جواب الشيخ ربيع: يتركون هذا التشويش. يتركون هذا التشويش. بارك الله فيك. إلا إذا في واحد يلعب، ينصحه، وإذا له أخطاء يبين له أخطاءه. ينتهي منها وإلا حذروا منه.
السائل: المشكلة هم يسمون سلفيا واضحا الذي يحضر عنده ويتواصل معه دائما عبر الهاتف. ويلزمون بهذا وإلا هو ليس بسلفي. يعني سلفي غير واضح، يسمون هكذا.
الشيخ: وهذا الذي لا يدرس عنده، لماذا؟ ما الذي يمنعه من الدراسة عندهم.
السائل: قد يكون عنده شغل، وقد يكون في مدينة آخر يعني في مدينة أخرى.
الشيخ: إذا كان يدرس عند سلفي آخر ما في شيء ما في مانع.
السؤال الثالث:
كذلك هم يقولون: بقاؤك في بلدك جاهلا أي في كازاخستان أحسن لك من أن تذهب إلى مصر وتدرس اللغة العربية وتحضر عند المشائخ كأمثال الشيخ حسن البنا ومن يزكيه الشيخ حسن البنا – حفظه الله –.
جواب الشيخ ربيع: نعم نعم نعم.
السائل: عندهم هذا… يقولون هكذا: بقاؤك في بلدك جاهلا أحسن من هذا.
الشيخ: يذهب إلى مصر. بارك الله فيك. وعن طريق حسن البنا يذهب إلى العلماء الذي ينصح بهم حسن البنا.
السؤال الرابع:
كذلك هم يحذرون من كل أحد الذي درس في مصر، يحذرون منه.
الشيخ: غلط غلط. إلا إذا كان عند أهل البدع يحذرون منه. أما إذا رجع سلفيا لا .بارك الله فيك. انصحوهم. قل لهم هذا ذهب – بارك الله فيك – إلى مصر وعن طريق حسن البنا ذهب إلى شيخ فلان وشيخ فلان وشيخ فلان وكلهم سلفيون. وتعلم السلفية. هل عليهم ملاحظات؟ ائتوا بها. وإلا اتركوا كفوا ألسنتهم عنهم. بارك الله فيك.
السؤال الخامس:
كذلك هم يحذرون من هذا الشخص الذي درس بمصر ولا يجيزون له أن يدرس اللغة العربية.
الشيخ: إذا وجدوا أهل البدع يحذر منه.
السائل: لا. مشكلة هؤلاء سلفيون. نحن نعرفهم.
الشيخ: إذا وجدوا أهل البدع يحذر منه وإذا لم يجدوا أهل البدع فليس لهم حق أن يحذروا منه. بارك الله فيكم.
السؤال السادس:
كذلك هم يقولون: لا يجوز أن يدرس إلا على من درس في السعودية. يقولون هكذا. لا يجوز حتى في اللغة.
الشيخ: كلام هذا غلط. الذي يدرس بمصر على السلفيين لا يجوز أن يشوش عليه، ما يجوز. إلا إذا درس في جامعة الأزهر – بارك الله فيك – تأكدوا منه. إن كان سلفيا فيقبل ويمشي. وإن كان عليه تشويشات و (…) حذروا منه.
السؤال السابع:
كذلك المعتمرون يسألونك: هل تنصحون لهم بالذهاب إلى مصر لكي يدرسوا اللغة العربية ويحضروا عند الشيخ حسن البنا ومن زكاه الشيخ حسن البنا؟
الشيخ: نعم
السؤال الثامن:
كذلك عند هؤلاء الطلبة شبهة. هم يقولون: لو أتى أحد من كازاخستان عرف اللغة العربية وأراد أن يسأل المشايخ على الطول بدون واسطة، يقولون: عليك أن تراجع وتشاور هذا الطالب قبل أن تسأل العلماء. ما حكم هذا الفعل؟
قال الشيخ: عليك أيش؟
السائل: عليك أن تشاور.
قال الشيخ: كيف تشاورهم؟
السائل: يعني تستنصح أولا.
قال الشيخ: هذا الكلام غلط. إذا كان يسأل المشايخ السلفيين ليستفيد منهم فلا مانع.
السائل: جزاكم الله خيرا وبارك الله فيكم.