Шейха Ахмада ибн Яхью Наджми спросили о тех, кто высказывается следующим образом: “Я не принимаю слова кого-либо в отношении определённого человека, что он является нововведенцем и хизбитом, пока не услышу этого лично”.
Читайте также:
Дозволена ли гиба (брань) в адрес нововведенцев?
(ВИДЕО) М. Базмуль: Можно ли проверять людей личностями?
Имам Раби: Можно ли предостерегать неосведомлённых в религии мусульман от заблудших
На что шейх (да помилует его Аллах) ответил: “Хвала Аллаху, мир и благословение Его посланнику, его семье и сподвижникам. Аллах говорит в Коране:
«О те, которые уверовали! Если нечестивец принесет вам весть, то уточните, чтобы не поразить по незнанию невинных людей, а не то вы будете сожалеть о содеянном» (Коран, 49:6).
Отсюда вытекает необходимость уточнения сообщения, донесённого нечестивцем. Что же касается сообщения справедливого (адль) человека, то оно принимается [без уточнения]. А что же тогда говорить, если передатчиками сообщения является группа из числа наилучших и уважаемых людей общества, превосходящих других в знаниях и личных качествах [т.е. отвергает сообщения от признанных ученых ахли-Сунны]?!
Нет сомнения, что в таком случае необходимо принять это сообщение от них.
Отвергающий же его следует своим страстям, порицается и также становится хизбитом по причине своего отвержения.
Такого человека следует считать из числа тех, в отношении кого он не принимает сообщение [ученых].
Шейх Ахмад ибн Яхъя ан-Наджми (да помилует его Аллах)
Источник: «Фатава джалиля фи манахидж давийя», 2/33
Подготовил: Рамин Муталлим
Корректура: Sunna-Portal.com
2/11/1438 г.х. = 26/7/2017 г.г.
Смотрите также:
Шейх Аббад: Применяется ли наука «джарх и тадиль» лишь в отношении передатчиков хадисов?
Как относиться к последователям заблудших личностей? — шейхи Раби и Мухаммад бин Хади
Устаз Назратулла: Правильно ли делить ученых Сунны на строгих, умеренных и мягких?
سئل فضيلة الشيخ العلاّمة أحمد بن يحي النجمي رحمه الله عن من يقول:
أنا لا أقبل قول أي أحد أن فلانا من الناس مبتدع أو حزبي إلاّ إذا كنت سمعت ذلك شخصيًّا.
فأجاب رحمه الله:»يقول تعالى:{يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِن جَاءَكُمْ فَاسِقٌ بِنَبَإٍ فَتَبَيَّنُوا أَن تُصِيبُوا قَوْمًا بِجَهَالَةٍ فَتُصْبِحُوا عَلَىٰ مَا فَعَلْتُمْ نَادِمِينَ} [الحجرات:6]
ومقتضى هذا الأمر أنّه يجب التبيّن في خبر الفاسق. أما خبر العدل؛ فإنه يؤخذ به فكيف إذا كان المخبرون جماعة ومن خِيرة المجتمع وأعلاه؛ وأفضله علمًا وعدالةً؛
فإنّه يجب ويتحتم الأخذ به. ومن ردَّه فإنّما يردُّه لهوًى في نفسه؛ لذلك فهو مدانٌ ويعتبر حزبيًّا بهذا الرد فهو يلحق بهم ويعدُّ منهم.»