Смысл сотворения человека

615

Вопрос (1):

Уважаемый шейх[1], в чем смысл сотворения человека?

Ответ:

С именем Аллаха Милостивого Милующего[2], хвала Аллаху[3] Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему Пророку Мухаммаду[4], его семье и всем его сподвижникам, а затем;

прежде чем ответить на этот вопрос, мне бы хотелось обратить внимание на общее правило, касающееся того, что Аллах, Всемогущ Он и Велик, создает и предписывает. Это правило исходит из множества аятов Корана, в которых Аллах, Благословен Он и Возвышен, подтвердил обладание Им мудростью[5], в том, что Он творит и предписывает из постановлений бытия и религии, из числа которых Его слова:

وَهُوَ الْعَلِيمُ الْحَكِيمُ

«Он (Аллах) Всезнающий, Мудрый» (Коран, 66:2), а также:

إِنَّ اللَّهَ كَانَ عَلِيمًا حَكِيمًا

«Поистине Аллах является Всезнающим Мудрым» (Коран, 33:1).

В том, что творит Аллах, вне зависимости от того, создает Он что-либо или же заставляет исчезнуть, есть мудрость. Также мудрость есть во всем, что Он предписывает из постановлений религии, вне зависимости от того, приказывает Он совершение этого, запрещает это или же дозволяет. [6]

Но эта мудрость, которую содержит в себе каждое из его постановлений, может быть известной, а может быть и неизвестной, также она может быть известной некоторым людям и неизвестной другим, согласно тому, чем Аллах наделил их из знания и понимания.

Теперь, когда мы утвердили и поняли это, мы можем сказать: поистине, Аллах, Пресвят Он и Возвышен, создал людей и джиннов[7] для великой мудрости и прекрасного замысла, для поклонения Ему, Благословен Он и Возвышен. Поклонение Ему является той великой мудростью, ради которой Он создал джиннов и людей, на что указывают различные аяты Корана, в числе которых его слова:

وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنْسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ

«Я создал джиннов и людей лишь для того, чтобы они поклонялись только Мне Одному» (Коран, 51:56), а также:

أَفَحَسِبْتُمْ أَنَّمَا خَلَقْنَاكُمْ عَبَثًا وَأَنَّكُمْ إِلَيْنَا لَا تُرْجَعُونَ

«Неужели вы полагаете, что Мы создали вас понапрасну и что вы не будете возвращены к Нам?!» (Коран, 23:115), а также:

أَيَحْسَبُ الْإِنْسَانُ أَنْ يُتْرَكَ سُدًى

«Неужели человек полагает, что останется без присмотра, предоставленным самому себе?!» (Коран, 75:36), и другие аяты.

Поклонение – это смиренное покорение Аллаху, Всемогущ Он и Велик, с любовью и возвеличиванием Его, выполняя Его приказы и сторонясь Его запретов, делая все это так, как было предписано в Его религии. Сказал Аллах Возвышенный:

وَمَا أُمِرُوا إِلَّا لِيَعْبُدُوا اللَّهَ مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ حُنَفَاءَ

«Им[8] было велено лишь поклоняться Одному только Аллаху, делая это искренне ради Него, будучи ханифами, отстраняясь от многобожия» (Коран, 98:5).

Это и есть мудрость сотворения людей и джиннов. Исходя из этого, тот, кто воспротивился своему Господу и возгордился от поклонения Ему, отвергает эту мудрость, ради которой были сотворены все рабы Аллаха. Такой его поступок свидетельствует о том, что он полагает, будто Аллах создал людей зря и напрасно. Его сопротивление и гордость указывают на это, даже если он не заявляет об этом открыто.

 

Вопрос (2):

Уважаемый шейх, есть ли у поклонения обозначение, которое мы можем узнать, и есть ли у поклонения общее и частное обозначение?

Ответ:

Да, как я уже упомянул об этом ранее, поклонение в общем определении является смиренным покорением Аллаху, Всемогущ Он и Велик, с любовью и возвеличиванием Его, выполняя Его приказы и сторонясь Его запретов, делая все это так, как было предписано в Его религии.

В частном же определении, то есть в подробном определении, как об этом сообщил шейх-уль-Ислам Ибн Теймия, поклонение является собирательным названием для всего, что любит Аллах и чем он доволен, из слов и дел, скрытых и явных, таких как боязнь и страх перед Аллахом[9], упование на Него, молитва, выдача обязательных пожертвований и другие обряды Ислама.

Если же ты подразумеваешь под общим и частным обозначением поклонения, то, что поклонение, как об этом упомянули некоторые ученые, может быть либо добровольным шариатским, либо принудительным неизбежным, в том смысле, что человек может быть покорным Аллаху принудительно, оставаясь под властью Его неотвратимой воли, или же может быть покорным Аллаху добровольно, следуя Шариату.

Принудительное и неизбежное поклонение является общим и охватывает верующих и неверующих, праведников и нечестивцев, потому что Аллах Возвышенный сказал в Коране:

إِنْ كُلُّ مَنْ فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ إِلَّا آتِي الرَّحْمَنِ عَبْدًا

«Каждый, кто есть на небесах и земле, явится к Милостивому покорным рабом» (Коран, 19:93).

Все, что существует на небесах и на земле, покорно воле Аллаха, Пресвят Он и Возвышен, и не может противиться Аллаху или противостоять Его необратимой воле.

Что же касается частного поклонения, то есть добровольного шариатского поклонения, которое является покорным и смиренным выполнением шариатских постановлений, то оно относится только к тем, кто верует в Аллаха, Пресвят Он и Возвышен, и выполняет Его повеления. И среди тех, кто отличается этим поклонением, есть те, к кому оно относится больше, чем к другим, и даже среди тех, к кому оно относится больше, чем к другим, есть те, кто еще больше отличается своим поклонением от остальных, и так далее.

Примером же тех, кто больше всех отличился своим добровольным поклонением, являются посланники Аллаха, мир им и Его благословение, которых Он описал качеством поклонения в различных аятах Корана, в числе которых Его слова:

تَبَارَكَ الَّذِي نَزَّلَ الْفُرْقَانَ عَلَى عَبْدِهِ

«Благословен Тот, кто отправил Своему рабу Различение[10]» (Коран, 25:1), а также:

وَإِنْ كُنْتُمْ فِي رَيْبٍ مِمَّا نَزَّلْنَا عَلَى عَبْدِنَا

«Если же вы сомневаетесь в том, что Мы ниспослали своему рабу…[11]» (Коран, 2:23), а также:

وَاذْكُرْ عِبَادَنَا إِبْرَاهِيمَ وَإِسْحَاقَ وَيَعْقُوبَ

«Помяни наших рабов: Ибрахима, Исхака и Якуба» (Коран, 38:45), и другие аяты.

 

Вопрос (3):

Уважаемый шейх, получает ли награду тот, кто отличился лишь принудительным неизбежным поклонением, но не добровольным шариатским?

Ответ:

Они не будут вознаграждены за это поклонение, потому что они подчинены воле Аллаха Возвышенного, хотят они того или нет. Человек болеет, беднеет, теряет своих любимых, и он не желает этого, более того, он ненавидит это, но при этом подчиняется неотвратимой воле Аллаха.


[1] Арабы используют слово шейх в разных значениях, здесь же имеется в виду: ученый или богослов.

[2] С арабского: بسم الله الرحمن الرحيم, примерное звучание: бсимлля́хиррахма́ниррахи́м, что значит: я начинаю это дело, прося помощи в его выполнении у Аллаха, милость Которого присуща только Ему Одному и объемлет всякую вещь, и которую Он проявляет Своим приближенным рабам в Судный День.

[3] С арабского: الحمد لله, примерное звучание: альха́мдулилля́х, что значит: я восхваляю Аллаха, Заслуживающего всякой хвалы, всеми Его именами и качествами, каждое из которых является совершенным и идеальным, и всеми Его милостями, которые Он мне оказал и которых мне не счесть.

[4] У этого выражения много различных форм, одна из самых распространенных: ﷺ, примерное звучание: саллЯ-лла́ху-але́йхи-уа-саллям. И как бы ни звучало это выражение, оно означает: прошу Аллаха защитить Пророка, память о нем, его общину и его призыв от всякого зла, грязи и недостатков. А также прошу Аллаха восхвалить, возвысить и возвеличить его среди ангелов. И подобная мольба за Пророка Мухаммада ﷺ обязательно должна сходить с уст каждого мусульманина при каждом его ﷺ упоминании.

[5] Здесь необходимо упомянуть о важном правиле, касающемся качеств Аллаха, которыми Он Сам себя описал или же Его пророк Мухаммад ﷺ описал Его, а именно о том, что все качества Аллаха идеальны, прекрасны и присущи только Ему Одному. Соответствен-но, когда в каком-либо тексте упоминается одно из Его качеств, мы сразу же должны понимать, что это качество само по себе прекрасно, идеально, не обладает никакими недостатками, соответствует Его Величию и присуще лишь Ему Одному и никому больше. Так, например, мудрость, которой Он Сам Себя описал, является величайшей и идеальной, исключающей любые ошибки, присущей лишь Одному Всевышнему Аллаху и соответствующей Его Величию.

[6] Это и есть то правило, на которое хотел указать шейх.

[7] Это разумные создания, которых Аллах создал из огня, которых Он обременил обязательствами, подобными обязанностям людей, они размножаются и плодятся, но являются незримыми для человека в их истинном облике, и у них есть способность принимать форму других объектов.

[8] Тем, кому были отправлены пророки и посланники и ниспосланы писания от Аллаха.

[9] Шейх Ибн Усеймин использовал термины: الخشية и الخوف, примерное звучание: аль-ха́уф и аль-ха́щья. Из красноречия арабского языка – отсутствие в нем полных синонимов, это значит, что все синонимы в арабском языке могут указывать на один общий смысл, но каждый отдельный из синонимов будет содержать в себе добавочное значение, которого не будет в других синонимах, придавая тем самым новые смыслы к общему значению. Пример этому – два вида страха, которые были приведены выше. Исходя из этого, аль-ха́уф в арабском языке значит страх в общем понимании. Ученые определили его как избегание сердца попадания в неприятное при его предчувствии. Аль-ха́щья же означает страх, основанный на знании того, кого ты боишься. Поэтому аль-хащья лучше, чем аль-хауф, и является качеством, присущим лишь обладателям знания, в то время как аль-хауф является качеством всех верующих.

[10] الفرقان примерное звучание: аль-Фурка́н, в переводе с арабского: различение, является одним из названий Корана. Коран был назван так, потому что он является той книгой, благодаря которой можно отличить истину от лжи и заблуждения и дозволенное от запретного.

[11] То есть: если вы сомневаетесь в том, что Коран, который мы ниспослали Нашему рабу Мухаммаду, ниспослан от Аллаха…


Из фетв выдающегося богослова – шейха Мухаммада ибн Салих Аль-Усеймина (да помилует его Аллах)

Источник:

فقه العبادات، محمد بن صالح العثيمين، المملكة العربية السعودية، الرياض، مدار الوطن للنشر، 1439 هـ، التوحيد والاعتقاد، الغاية من خلق البشر، ص. 11 — 14.

Перевод: Абен Баймен


Скачать «Смысл сотворения человека» в формате PDF