Многобожие – самый великий грех в Исламе

1809

Вступление

Наверное, каждый мусульманин понимает, что грехи в Исламе не одинаковы и что среди них есть большие и малые. Однако, если мы спросим сегодня обычных мусульман о самом большом грехе в Исламе, мало кто сможет дать нам правильный ответ.

Большинство людей, как правило, смотрят на грехи с «человеческой призмы» и считают, что чем больше грешник приносит зла и наносит вред человечеству, тем больше его грех.

В связи с этим, многие мусульмане считают самыми большими грехами убийство невинных людей, изнасилование, воровство, плохое отношение к родителям и т.д.

Однако, сам такой подход к определению тяжести грехов с «человеческой призмы» изначально является большой ошибкой. Ибо понятие «грех» испокон веков являлось сугубо религиозным термином, а значит и тяжесть разнородных грехов должна в первую очередь взвешиваться на Божественных весах и никак иначе. Ведь когда мы говорим, что определенный поступок является «грехом», мы тем самым подразумеваем, что Всевышний Аллах недоволен этим деянием, и посему Он назвал данный поступок грехом. И если оно так, то почему бы нам не подойти к данной проблеме с «религиозной призмы» и не постараться узнать, что же на самом деле является самым большим злом и самой большой несправедливостью для Всеведущего Создателя? Всевышний Аллах описывает правдивое наставление праведника Лукмана своему сыну следующим образом: «Вот Лукман сказал своему сыну, наставляя его: «О сын мой! Не приобщай к Аллаху сотоварищей, ибо приравнивание к Аллаху сотоварища является великой несправедли­востью» (Коран 31:13).

Однажды у пророка Мухаммада i спросили: «Какой грех является самым большим?». На что он ответил: «Приравнивание к Аллаху кого-либо, тогда как только Он тебя создал» (Аль-Бухари).

Задумайтесь, почему приравнивание к Аллаху сотоварищей (ширк) является самым большим грехом? Обратите внимание на слова Пророка i: «Приравнивание к Аллаху кого-либо, тогда как только Он тебя создал». То есть ширк является самым большим грехом, т.к. совершающий этот грех обожествляет творение, тогда как Один Аллах создал его и все сущее. И в самом деле, приравнивающий к Аллаху сотоварищей проявляет великую несправед­ливость и неблагодарность по отношению к Нему. Такой человек поклоняется и благодарит творение и игнорирует истинного Творца и Кормильца всего сущего, видимого и невидимого. Разве может быть более великая несправедливость, чем такая неблагодарность?!

Подумайте о человеке, родители которого воспитывали его, старались всячески угодить ему, помогали всегда в его трудностях, дали хорошее образование и т.д. Если он проявляет неблагодарность к ним, ослушивается их, оставляет их в старости без присмотра и ухода и будет вместо этого благодарить, слушаться и ухаживать за посторонним человеком, разве это не будет считаться великой несправедливостью? Аллах превыше всех примеров, однако в поведении такого человека по отношению к своим родителям и в поведении многобожника, приравнивающего к Аллаху сотова­рищей, есть большая схожесть. Поэтому во многих местах в Коране Всевышний Аллах после повеления поклоняться только Ему, не придавая сотоварищей, приказывает хорошо относиться к родителям. Всевышний говорит:

﴿وَاعْبُدُوا اللَّهَ وَلَا تُشْرِكُوا بِهِ شَيْئًا ۖ وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَانًا﴾

«Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей. Делайте добро родителям…» (Коран 4:36).

Таким образом, становится очевидным, что самой большой несправедливостью и, следовательно, самым большим грехом является многобожие – приравнивание к Аллаху равных. Однако, каковы последствия этого великого греха и чем он отличается от других больших грехов?

Пагубные последствия многобожия

﴿إِنَّ اللَّهَ لَا يَغْفِرُ أَن يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَٰلِكَ لِمَن يَشَاءُ ﴾

«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все менее тяжкие грехи, кому пожелает» (Коран 4:48).

Вышеприведенный коранический аят указывает на то, что приобщение сотоварищей (ширк) к Всевышнему Творцу является грехом, который Он не прощает. Исходя из этого аята следует, что если человек совершит любые другие – менее тяжкие грехи, Всевышний Аллах может его простить, даже если он не покаялся и не оставил эти грехи перед своей смертью! То есть выходит, что человека, который занимается воровством, убийством невинных людей, прелюбодеянием, изнасилованием, гомосексу­ализмом, употребляет спиртные напитки и наркотики и т.д. Всевышний Аллах может простить, если пожелает!

С другой стороны, важно отметить, что если даже человек и совершает множество праведных деяний, то он не может считаться мусульманином, пока не оставит многобожие. Иными словами, грешный мусульманин может быть лгуном, вором, алкоголиком и бандитом, но мусульманин не может быть многобожником! Поэтому общеизвестно в Исламе, что многобожие выводит человека из Ислама.

Еще более удивительным является тот факт, что любой большой грешник, даже если и попадет в Ад и понесет наказание за свои грехи, то рано или поздно Всевышний Аллах непременно простит его и введет в Рай! На это указывает следующий хадис пророка Мухаммада i: «В день Воскресения перед всеми творениями призовут одного человека из моей общины и перед ним будут развернуты девяносто девять книг с грехами, каждую из которых не объемлет взор.

Затем его спросят:«Отрицаешь ли ты что-либо из этого? Поступили ли с тобой несправедливо два писца (ангелы)?»

Он ответит: «Нет, о Господь!»

Его спросят: «А есть ли у тебя оправдание или благое дело?»

Этот человек ответит: «Нет, о Господь!»

Тогда ему скажут: «Есть! У нас есть одно твое благое дело, и с тобой сегодня не поступят несправедливо!»

Тогда ему преподнесут листок со словами «Я свидетельствую о том, что нет достойного для поклонения божества кроме Аллаха, и что Мухаммад является Его рабом и посланником».

Тогда он скажет: «О Господь! Что весит этот листок в сравнении с этими книгами?!»

Ему скажут: «Сегодня с тобой не будут несправедливы».

Тогда поместят книги на одну чашу весов, а листок — на другую, и легкими окажутся книги, а листок — тяжелым. И ничего не может быть тяжелым рядом с именем Аллаха!» (Сахих аль-Джами)

Таким образом, можно заключить, что Всевышний Аллах, в конце концов, простит любые большие грехи, менее тяжкие, чем многобожие, и введет в Рай того, кто исповедовал единобожие и не придавал Всевышнему сотоварищей. Что же касается того, кто приравнивал к Аллаху сотоварищей, то такого человека Всевышний никогда не введет в райские сады, несмотря на все его праведные деяния. Всевышний Аллах говорит:

﴿إِنَّهُ مَن يُشْرِكْ بِاللَّهِ فَقَدْ حَرَّمَ اللَّهُ عَلَيْهِ الْجَنَّةَ وَمَأْوَاهُ النَّارُ ۖ وَمَا لِلظَّالِمِينَ مِنْ أَنصَارٍ﴾

«Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззакон­ников не будет помощников» (Коран 5:72).

Отсюда становится ясным достоинство единобожия и опасность приравнивания к Аллаху сотоварищей. Однако, возникает вопрос: что такое в действительности приравнивание Аллаху сотова­рищей и почему люди совершают этот грех?

Ширк совершают люди, верующие в Единого Творца!

Многие ошибочно полагают, что многобожники, к которым были посланы все пророки, не верили в существование Единственного Творца. Общепринято считать, что Божьи посланники приходили увещевать атеистов и язычников, чтобы они уверовали в одного Творца. Однако, данный распространенный тезис противоречит действительности и историческим фактам. Удивительно, но все народы, к которым приходили пророки, верили в Единственного Аллаха, поклонялись и любили Его! Более того, многобожники верили, что только один Аллах является Творцом и Владыкой всей вселенной. Они были убеждены, что только Он оживляет и умертвляет, дает пропитание и полностью управляет всей вселенной. Существуют многочисленные доводы в пользу данного факта в Священном Коране. Так, например, Всевышний Аллах приказывает своему пророку Мухаммаду i спросить многобожников:

﴿قُلْ مَن يَرْزُقُكُم مِّنَ السَّمَاءِ وَالْأَرْضِ أَمَّن يَمْلِكُ السَّمْعَ وَالْأَبْصَارَ وَمَن يُخْرِجُ الْحَيَّ مِنَ الْمَيِّتِ وَيُخْرِجُ الْمَيِّتَ مِنَ الْحَيِّ وَمَن يُدَبِّرُ الْأَمْرَ ۚ فَسَيَقُولُونَ اللَّهُ ۚ فَقُلْ أَفَلَا تَتَّقُونَ﴾

«Скажи: «Кто одаряет вас уделом с неба и земли? Кто властен над слухом и зрением? Кто мертвое превращает в живое, а живое превращает в мертвое? Кто управляет делами?» Они скажут: «Аллах». Скажи: «Неужели вы не устрашитесь?» (Коран 10:31).

В других аятах диалог между многобожниками и пророком Мухаммадом i описывается следующим образом:

— «Скажи: «Кому принадлежит земля и те, кто на ней, если только вы знаете?»

— Они скажут: «Аллаху». Скажи: «Неужели вы не помяните назидание?»

— Скажи: «Кто Господь семи небес и Господь великого Трона?»

— Они скажут: «Аллах». Скажи: «Неужели вы не устрашитесь?»

— Скажи: «В чьей Руке власть над всякой вещью? Кто защищает и от Кого нет защиты, если только вы знаете?»

— Они скажут: «Аллах». Скажи: «До чего же вы обмануты!»

Мы явились к ним с истиной, однако они являются лжецами» (Коран 23:84-90)

Обратите внимание, что арабы-язычники верили в Единого Создателя Аллаха, однако, несмотря на это, они не стали верующими — мусульманами. Напротив, Всевышний назвал их лжецами.

Так в чем же проявлялось многобожие этих народов, и почему Всевышний Аллах посылал к ним Своих пророков? Почему Всевышний Аллах приказал некоторым пророкам бороться с такими народами, а другие народы уничтожил, ниспослав на них различные стихийные бедствия?

Чтобы ответить на этот вопрос, нам следует сначала узнать, что является приравниванием к Аллаху сотоварищей (ширк).

Ширк (приравнивание к Аллаху сотоварищей) — это любое приравнивание к творению качеств и атрибутов Творца (Аллаха), которые свойственны только Ему. Всевышний Аллах описывает положение многобожников в Судный День следующим образом:

﴿وَبُرِّزَتِ الْجَحِيمُ لِلْغَاوِينَ ﴿٩١﴾ وَقِيلَ لَهُمْ أَيْنَ مَا كُنتُمْ تَعْبُدُونَ ﴿٩٢﴾ مِن دُونِ اللَّهِ هَلْ يَنصُرُونَكُمْ أَوْ يَنتَصِرُونَ ﴿٩٣﴾ فَكُبْكِبُوا فِيهَا هُمْ وَالْغَاوُونَ ﴿٩٤﴾ وَجُنُودُ إِبْلِيسَ أَجْمَعُونَ ﴿٩٥﴾ قَالُوا وَهُمْ فِيهَا يَخْتَصِمُونَ ﴿٩٦﴾ تَاللَّهِ إِن كُنَّا لَفِي ضَلَالٍ مُّبِينٍ ﴿٩٧﴾ إِذْ نُسَوِّيكُم بِرَبِّ الْعَالَمِينَ ﴾

«Ад будет ясно показан заблудшим. Им скажут: «Где же те, кому вы поклонялись наряду с Аллахом? Помогут ли они вам и помогут ли они себе?» Они будут брошены туда вместе с заблудшими, а также со всеми воинами Иблиса. Препираясь там, они скажут: «Клянемся Аллахом, мы пребывали в очевидном заблуждении, когда равняли вас с Господом миров»  (Коран 26:91-98).

Как вы заметили, определение ширка является небольшим и легким для запоминания. Если мы запомним и поймем это определение, мы сможем, с помощью Аллаха, избежать самого тяжкого греха.

Давайте рассмотрим некоторые примеры ширка. Исходя из нашего определения, можно смело назвать многобожием предсказание будущего. Ведь знание сокровенного находится только у Аллаха, и если кто-либо утверждает, что какой-то человек тоже знает сокровенное, то этому человеку приписывается качество, которое присуще только Творцу. Всевышний Аллах говорит:

﴿قُل لَّا يَعْلَمُ مَن فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ الْغَيْبَ إِلَّا اللَّهُ ۚ وَمَا يَشْعُرُونَ أَيَّانَ يُبْعَثُونَ﴾

«Скажи: «Никто из тех, кто на небесах и на земле, не ведает сокровенное, кроме Аллаха, а они даже не подозревают, когда их воскресят» (Коран 27:65).

Таким образом, вначале нам нужно узнать, какие качества и атрибуты присущи только одному Всевышнему Аллаху. И если после этого мы увидим, что эти качества и атрибуты приписываются кому-либо, помимо Аллаха, то мы поймем, что это деяние является ширком, т.е. самым великим грехом.

Рассмотрим еще один пример — каково положение человека, который посвятил какое-либо поклонение одному из благородных ангелов или одному из приближенных пророков? Например, человек молится и просит у пророка Мухаммада i, или приносит в жертву животное ангелу Джибрилю (библ. Гавриил). Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно сначала узнать, является ли поклонение деянием, которое нельзя посвящать кому-либо, помимо Аллаха? Всевышний Аллах говорит:

﴿وَقَضَىٰ رَبُّكَ أَلَّا تَعْبُدُوا إِلَّا إِيَّاهُ وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَانًا ۚ إِمَّا يَبْلُغَنَّ عِندَكَ الْكِبَرَ أَحَدُهُمَا أَوْ كِلَاهُمَا فَلَا تَقُل لَّهُمَا أُفٍّ وَلَا تَنْهَرْهُمَا وَقُل لَّهُمَا قَوْلًا كَرِيمًا﴾

«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям» (Коран 17:23).

Таким образом, из этого аята становится ясным, что поклонение – это исключительное право Всевышнего Аллаха, и посему посвящение любого вида поклонения кому-либо, кроме Аллаха, является многобожием, даже если поклонение посвящается благородным пророкам и приближенным ангелам. Всевышний Аллах сказал:

﴿وَإِذْ قَالَ اللَّهُ يَا عِيسَى ابْنَ مَرْيَمَ أَأَنتَ قُلْتَ لِلنَّاسِ اتَّخِذُونِي وَأُمِّيَ إِلَٰهَيْنِ مِن دُونِ اللَّهِ ۖ قَالَ سُبْحَانَكَ مَا يَكُونُ لِي أَنْ أَقُولَ مَا لَيْسَ لِي بِحَقٍّ ۚ إِن كُنتُ قُلْتُهُ فَقَدْ عَلِمْتَهُ ۚ تَعْلَمُ مَا فِي نَفْسِي وَلَا أَعْلَمُ مَا فِي نَفْسِكَ ۚ إِنَّكَ أَنتَ عَلَّامُ الْغُيُوبِ ﴿١١٦﴾ مَا قُلْتُ لَهُمْ إِلَّا مَا أَمَرْتَنِي بِهِ أَنِ اعْبُدُوا اللَّهَ رَبِّي وَرَبَّكُمْ ۚ وَكُنتُ عَلَيْهِمْ شَهِيدًا مَّا دُمْتُ فِيهِمْ ۖ فَلَمَّا تَوَفَّيْتَنِي كُنتَ أَنتَ الرَّقِيبَ عَلَيْهِمْ ۚ وَأَنتَ عَلَىٰ كُلِّ شَيْءٍ شَهِيدٌ﴾

«Вот сказал Аллах: «О Иса (Иисус), сын Марьям (Марии)! Говорил ли ты людям: «Примите меня и мою мать двумя богами наряду с Аллахом»?» Он сказал: «Пречист Ты! Как я мог сказать то, на что я не имею права? Если бы я сказал такое, Ты знал бы об этом. Ты знаешь то, что сокрыто у меня, а я не знаю того, что у Тебя. Воистину, Ты – Ведающий сокровенное. Я не говорил им ничего, кроме того, что Ты мне велел: «Поклоняйтесь Аллаху, моему Господу и вашему Господу». Я был свидетелем о них, пока находился среди них. Когда же Ты упокоил меня, Ты стал наблюдать за ними. Воистину, Ты – Свидетель всякой вещи» (Коран 5:116-117).

А что же говорить о тех людях, которые посвящают свое поклонение умершим праведникам – менее достойным творениям, чем пророки и ангелы?! Что говорить о тех мусульманах, которые закалывают животное для этих праведников, молятся и взывают к ним?! «Когда вы взываете к ним, они не слышат вашей молитвы, а если бы даже услышали, то не ответили бы вам. В День воскресения они отвергнут ваше поклонение. Никто не поведует тебе так, как Ведающий» (Коран 35:14).

В действительности, ширк в поклонении является самым опасным видом многобожия. Этому виду ширка – ширку в поклонении, с дозволения Всевышнего, мы посвятим отдельную статью. Просим Аллаха уберечь всех мусульман от многобожия. Аминь.

Продолжение


Подготовил: Рамин Муталлим

Скачать документ в формате PDF

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь