Определение начала и конца месяца Рамадан, и как избежать разногласий в этом вопросе

9310
Новая луна возвещает о начале месяца Рамадан

Шариатская редакция:

Гамет Сулейманов — выпускник факультета хадисоведения Исламского Университета г. Медины (Саудовская Аравия)

Шабан Улуханов — выпускник факультета исламского права Исламского Университета г. Медины (Саудовская Аравия)

Вступление

بسم الله الرحمان الرحيم

Ислам — религия мудрости и справедливости. Всё, что приказывает эта религия, является добром и справедливостью. Так же, как все то, что запрещает эта религия, является злом и нечестием. Из того, к чему призывает эта благородная религия, — сплоченность и единство мусульман.

Всевышний Аллах говорит: «И не будьте в числе многобожников, в числе тех, которые внесли раскол в свою религию и стали сектами, каждая из которых радуется тому, что имеет» (Коран, 30:31-32). Данные слова Всевышнего Аллаха указывают нам на то, что разобщенность и сектанство являются отличительными качествами многобожников. Более того, всем известно, что единство и сплоченность есть сила, тогда как разобщенность и сектанство ведет к слабости и уязвимости.

Посему Всевышний Аллах приказывает нам: «И не препирайтесь, а не то вы падете духом и лишитесь сил» (Коран, 8:46).

Однако, ни для кого не является секретом, в какие большие разногласия впадают мусульмане по причине определения начала и завершения священного месяца Рамадан. Некоторые следуют официальному решению муфтията в их странах, другие ориентируются на Мекку и Саудовскую Аравию или другие мусульманские страны.

Есть и такие, которые игнорируют всех, и сами ведут наблюдения за месяцем, а затем начинают и завершают месяц Рамадан на основе своих наблюдений. В результате, среди мусульман одной страны вспыхивает множество разногласий и споров.

Особенно горячие споры вспыхивают в конце Рамадана по случаю определения дня праздника Ид аль-Фитр.

Те мусульмане, которые не следуют муфтияту и большинству в своих странах, бывают вынуждены совершать праздничный намаз раздельно от всех, часто в квартирах и других помещениях. Более того, обе группы мусульман начинают порицать и обвинять друг друга в большом грехе.

Первая группа говорит: «Вы являетесь грешниками, так как разговляетесь намеренно в Рамадан». Другая же группа говорит первой: «Как вы можете поститься в праздничный день, тогда как Пророк (мир ему и благословение) запретил поститься в этот день?! Вы грешники и сектанты, т.к. разделяете мусульман».

Однако, каково решение данной проблемы с точки зрения Ислама? Чтобы найти ответ на данный вопрос, нам надо будет рассмотреть правовое положение некоторых вопросов, связанных с наступлением и завершение месяца Рамадан.

Просим Всевышнего Аллаха облегчить для нас это!

Как определяется начало и конец месяца Рамадан в Исламе

Чтобы понять лучше, как определяется начало и конец Рамадана, было бы хорошо сказать несколько слов у мусульманском лунном календаре.

Год в мусульманском календаре состоит из 12 лунных месяцев, как об этом  сообщил нам Всевышний Аллах:«Воистину, число месяцев у Аллаха — двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю» (Коран, 9:36).

Мусульманские месяцы состоят из 29 или 30 дней, и посему мусульманский год содержит около 354 дней. Начало месяца в мусульманском календаре определяется при появлении нового полумесяца в небе.

Таким образом, наступление месяца Рамадан определяется по обнаружению в небе молодого месяца в ночь 29-го шабана (название мусульманского месяца, предшествующего рамадану).

По этому поводу Всевышний Аллах говорит: «В месяц рамадан был ниспослан Коран — верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» (Коран, 2:185).

Также Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Начинайте поститься, когда увидите ее (новую луну) и прекращайте поститься, когда увидите ее» (Муслим).

Если же месяц не появился на 29-й день шабана, то следующий день будет считаться 30-м шабана, а первый день рамадана наступит после него.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Не поститесь, пока не увидите полумесяц, и не разговляйтесь (т.е. не завершайте месяц Рамадан), пока не увидите его (полумесяц). А если вы не увидели его по причине облачности, то завершите предшествующий месяц (шабан) тридцатью днями» (Бухари).

Примечательно, что для объявления о начале Рамадана достаточно того, чтобы новый месяц увидел один благочестивый мусульманин.

Ибн Умар (да буден доволен им Аллах) рассказывал:
«Люди пытались разглядеть новый месяц, и я сообщил Пророку (мир ему и благословение), что увидел его. Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) начал поститься и повелел людям сделать то же самое». (Абу Дауд, достоверность хадиса подтвердил шейх Альбани.)

Что же касается окончания месяца рамадан и видения нового месяца шавваля, то для этого нужно свидетельство двух благочестивых мусульман. На это указывает другой достоверный хадис, в котором Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если засвидетельствовали два мусульманина, то начинайте и заканчивайте пост в Рамадан» (Ахмад, достоверность хадиса передал шейх Альбани).

Таким образом, последний хадис повествует о том, что месяц рамадан начинается и завершается, если новый месяц увидели два мусульманина. Однако первый хадис, который передал Ибн Умар, делает исключение относительно определения начала рамадана, чего нельзя сказать относительно конца рамадана (См. «Тухватуль Ахвази»).

Можно ли опираться на астрономические вычисления для определения начала и конца месяца Рамадан

Аяты и хадисы, которые мы рассмотрели в предыдущей главе, очевидно указывают на то, что новый месяц фиксируется зрительным наблюдением. В связи с этим, многие исламские ученые передали единогласное мнение ученых о том, что не дозволено пользоваться астрономическими вычислениями для определения начала и конца месяца рамадан.

Имам Хафиз Ибн Хаджар (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Передал Ибн аль-Мунзир о единогласном мнении, что нельзя опираться на астрономические вычисления в установлении поста» (См. «Фатхуль-Бари»).

Шейх аль-ислам Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) говорил:
«Нет сомнений в том, что Сунна и единогласное мнение сподвижников указывают на то, что нельзя опираться на астрономические вычисления. В достоверных хадисах, которые передали имамы аль-Бухари и Муслим. Пророк (мир ему и благословение) сказал:«Поистине, мы являемся безграмотной общиной: мы не можем ни писать, ни считать. Начинайте поститься, когда увидите ее (новую луну), и прекращайте поститься, когда увидите ее». (См. «Маджму’уль-фатауа»)

Особое внимание уделяется словам Пророка (мир ему и благословение): «А если вы не увидели его по причине облачности, то завершите предшествующий месяц (шабан) тридцатью днями» (Бухари).         

Тот факт, что Пророк (мир ему и благословение) повелел нам подсчитывать месяц шабан 30-ю днями в случае облачности и не велел обращаться к астрономам, указывает на недозволенность использования астрономических подсчетов.

Что же касается некоторых современных ученых, которые дозволяют использование астрономических вычислений, то их основным доводом является хадис Пророка (мир ему и благословение): «Поистине, мы являемся безграмотной общиной: мы не можем ни писать, ни считать. Поэтому месяц будет или таким или таким — т.е. либо он 29 дней, либо 30 дней» (Бухари). Также слова Пророка (мир ему и благословение): «А если вы не увидели его по причине облачности, то завершите предшествующий месяц (шабан) тридцатью днями» (Бухари).

Они сказали: безграмотность и неспособность вести астрономический подсчет мусульманами во время Пророка (мир ему и благословение) были причинами, по которым Пророк (мир ему и благословение) приказал опираться на зрительную фиксацию.

Если же данные причины исчезают, и мусульманская община в своем большинстве становится образованной: может писать и считать, а также вести правильный астрономический подсчет, то в этом случае обязательно прибегать к астрономическому подсчету в этом вопросе.

В частности, этого мнения придерживался шейх Ахмад Шакир (да смилуется над ним Аллах), и он подробно разъяснил его в своей книге «Аваиль аш-Шухуур аль-Арабия».

Однако, стоит отметить, что данное мнение является чуждым и редким, т.к. оно противоречит единогласному мнению сподвижников и ранних имамов. Существуют многочисленные аяты и хадисы, в которых нам приказывается понимать и исповедать Ислам именно так, как это делали наши праведные предки.

Всевышний Аллах сказал: «А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» (Коран, 4:115). И нет сомнения, что верующие в данном аяте — это сподвижники Пророка (мир ему и благословение).

Также посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Лучшие люди — мое поколение. Затем те, которые будут после них, затем те, которые после них» (Бухари, Муслим).

Поэтому шейх Ибн Баз (да смилуется над ним Аллах) говорил в отношении тех ученых, которые дозволяли вести астрономические вычисления для определения Рамадана: «Единогласное мнение ученых ислама уже опередило тех из современных ученых, которые дозволили это, и посему это мнение не принимается от них. Ничье мнение не может быть принято, если оно противоречит Сунне Пророка (мир ему и благословение) и единогласному мнению праведных предков» (Маджмуа Фатава ва Магаалаат).

Примечание: Следует различать между астрономическими вычислениями и использованием телескопов для обнаружения нового месяца. Использование телескопов и обсерваторий для зрительного фиксирования луны допускается, т.к. это соответствует словам Пророка (мир ему и благословение): «Начинайте поститься, когда увидите его (новый месяц), и прекращайте поститься, когда увидите его» (Муслим).

Шейх Усаймин (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Разрешается вести наблюдения за новым месяцем с помощью телескопов и обсерваторий. Однако, не дозволено использовать для этого самолеты и спутники, т.к. они находятся на возвышенности над землей» («Маджмуаль фатава ва расаиль», шейх Мухаммад Салих аль-Усаймин).

Территориальные расхождения при фиксации нового месяца

Если месяц был зафиксирован в одной мусульманской стране, то должны ли поститься мусульмане в других странах, если они не увидели новый месяц?

В данном вопросе существует приемлемое разногласие между мусульманскими учеными. Ученые, придерживающиеся того мнения, что каждая страна должна начинать пост Рамадана в соответствии с собственными наблюдениями, приводят главным образом в довод хадис Курайба (да смилуется над ним Аллах).

Так, Курайб утверждает:

«Когда я был в Аш-Шаме, в четверг утром появилась новая луна Рамадана. Я вернулся в Медину в конце Священного месяца. По прибытии Ибн Аббас спросил меня:
— «Когда вы видели новую луну?».
— Я ответил: «Мы видели ее ночью в четверг».
— Он уточнил: «Ты видел ее сам?».
— «Да, и кроме того, ее видели люди Муавии, и все мы постились», — ответил я.
— Он возразил: «Но мы видели ее в пятницу ночью. Мы не прекратим пост, пока не пройдет тридцать дней или пока не увидим новую луну».
— Тогда я спросил: «Неужели вам недостаточно знаков и поста Муавии?»
— «Нет, — ответил он, — таково веление Посланника Аллаха».

(Муслим)

Шейх Усаймин (да смилуется над ним Аллах) говорил:
«Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Начинайте поститься, когда увидите ее (новую Луну), и прекращайте поститься, когда увидите ее» (Муслим). И если мы допустим, что население Мекки увидело новый месяц, то как мы можем велеть населению Пакистана и других азиатских стран поститься, тогда как мы знаем, что у них на горизонте новый месяц не появился!?» (Фатава аркан аль-Ислам)

Другая группа ученых ответила тем, что Пророк (мир ему и благословение) обратился ко всей мусульманской умме, сказав: «Начинайте поститься, когда увидите ее (новую Луну), и прекращайте поститься, когда увидите ее» (Муслим).

Также они отметили, что понятие территориальных границ является понятием относительным. То есть, если, к примеру, месяц был замечен в Алматы, то какой довод на то, что население города Актау должно начать поститься вместе с жителями Алматы, а не с жителями Баку? Ведь географически Актау намного ближе к Баку, чем к Алмате.

В действительности, нет никакого довода ни в Коране, ни в Сунне на то, что политические границы играют какую-то роль в определении нового месяца. Посему данное мнение кажется более достоверным, и оно является мнением большинства ученых (джумхур), как об этом сказали Ибн Таймия в «Фатава», Шаукани в «Нейль аль-Аутар» и Сыддык Хасан Хан в «Рауда ан-Надийа».

Из современных ученых этого мнения придерживались шейх Альбани, и к этому мнению также склонялся шейх Ибн Баз (да смилуется над ними Аллах). Что же касается хадиса Курайба, на который опирается первая группа ученых, то джумхур объяснил, что хадис относится к тому, кто начал поститься с населением своей местности, и только после нескольких дней узнал, что месяц был замечен на один день раньше в другой стране. Такому человеку следует продолжать поститься вместе с населением своей страны.

Важное примечание: Если кто-либо сегодня выберет мнение большинства ученых в этом вопросе, то это все равно не означает, что он может не поститься с населением своей страны!

К сожалению, многие мусульмане, не поняли другой важный вопрос, связанный с постом в месяц Рамадан, и поэтому по незнанию становятся причиной появления смуты среди мусульман. Речь идет о том, что пост в месяц Рамадан — это поклонение, которое совершается коллективно с той мусульманской общиной, в которой живет мусульманин.

Поэтому Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Пост начинается тогда, когда начинают поститься люди, и завершается тогда, когда прекращают поститься люди» (Тирмизи; шейх Альбани назвал хадис достоверным).

В толковании данного хадиса Ибн Таймия и другие ученые говорили, что человеку запрещено начинать и завершать пост одному, противореча своему народу, даже если он увидел месяц своими глазами!

Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) говорил:
«Человек не должен начинать и заканчивать поститься в одиночку, даже если он увидел новую луну своими глазами. Он должен начинать и заканчивать поститься вместе с людьми, как на это указывает хадис Пророка (мир ему и благословение Аллаха)». (См «Маджму аль-Фатаава»)

Также Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) писал: «Если человек увидел новую луну, но судья не принял его свидетельство, он не должен поститься в одиночку» (См. «Тахзиб ас-Сунан»).

Поэтому, несмотря на то, что шейх Альбани был ярым сторонником мнения, которого придерживается большинство ученых в этом вопросе, и говорил, что «оно является единственной истиной, а все остальное неверно», при всем этом он говорил: «Пока мусульманские страны не сойдутся на этом, я считаю, что каждый народ должен поститься с населением своей страны и не должен вступать в разногласия в этом вопросе» (Тамам аль-Минна).

Что делать если мусульманская страна опирается на астрономические вычисления при определении начала месяца Рамадан

Мы уже узнали, что несмотря на разногласия в вопросе приемлемости территориальных расхождений при определении начала месяца Рамадан, почти все ученые сошлись на том, что мусульманин должен поститься с населением своей страны, ибо Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Пост начинается тогда, когда начинают поститься люди, и завершается тогда, когда прекращают поститься люди» (Тирмизи. Шейх Альбани назвал хадис достоверным).

Однако, что же делать, если мусульманская страна вычисляет начало месяца Рамадан с помощью календаря, или, говоря научно, астрономических вычислений, а не путем зрительного наблюдения? Ведь мы узнали, что ранние богословы, можно сказать, сошлись на том, что астрономические вычисления не являются дозволенным методом для определения начала нового месяца.

Подобный вопрос задали шейху Альбани (да смилуется над ним Аллах), и мы предоставляем вам отрывок из его фетвы:

Шейх Альбани: «Поэтому мусульмане в любом случае должны начинать и завершать пост с населением своей страны, и не дозволено вступать в разногласия в этом вопросе».  

Спрашивающий: «Даже если государство опирается на астрономические вычисления?».

Шейх Альбани: «Астрономические вычисления не допускаются. Пророк (мир ему и благословение) сказал:«Начинайте поститься, когда увидите новый месяц».

Спрашивающий: «Но что делать если государство опирается на астрономические вычисления?».

Шейх Альбани: «Я уже ответил на этот вопрос. Поститься следует вместе с населением страны, даже если страна объявляет пост, прибегая к противоречащему шариату методу. Народ не может противостоять государству, т.к. это приведет к ещё большему злу. Это не означает, что дозволено ориентироваться на астрономические вычисления. Однако, смысл в том, что следует выбирать наименьшее зло. Именно к этому мы призываем, несмотря на то, что астрономические вычисления для выявления месяца недопустимы».

Сильсиля аль-Худа Ва ан-Нур, 403ая кассета

Подобную фетву дал также шейхуль-ислам Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах). Приводим отрывок этой фетвы из книги «аль-Фатава аль-Кубра»:

Спросили шейхуль-ислама Ибн Таймию (да смилуется над ним Аллах) относительно одного города, в котором некоторые жители увидели своими глазами новую луну месяца зуль-хиджи, однако правитель этого города объявил, что новый месяц не был замечен. Должно ли население этого города поститься 9-го зуль-хиджи в соответствии с календарем, который принял правитель, несмотря на то, что в действительности этот день приходится на 10-е зуль-хиджи? [речь идет о желательном посте в день Арафата. 10-е же зуль-хиджи приходится на Курбан айт, и известно, что Пророк (мир ему и благословение) запретил поститься в праздничный день].

Шейх ответил: «Да, они должны поститься 9-го зуль-хиджи в соответствии с мнением большинства, несмотря на то, что в действительности этот день приходится на 10-е зуль-хиджи. Даже если предположить, что новая луна была замечена раньше, то в хадисах достоверно передается от Абу Хурайры, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Начинайте пост тогда, когда начинают поститься люди, и завершайте пост тогда, когда прекращают поститься люди, и приносите жертвоприношение тогда, когда люди приносят жертвоприношение».

Затем Ибн Таймия говорит:

«А если скажут: Возможно, правитель, который ошибочно объявил о начале нового месяца, был виноват, т.к. не принял свидетельство благочестивых мусульман, которые заявили, что увидели новую луну. Он мог отвергнуть их свидетельство по причине их незнания, однако при этом не стал разузнавать о них и о том, что они являются благочестивыми мусульманами. Также он мог отвергнуть их свидетельство из-за вражды с ними. То есть он отвергнул их свидетельство незаконно. Также, он мог отвергнуть их свидетельство по причине высказывания астронома, который заявил, что новая луна не могла быть замечена в этот день.

ответ будет следующим: В тех вопросах, в которых мусульманам приказано безусловно подчиняться правителям, не имеет разницы, был правитель прав, ошибся, или же он проявил небрежность, в любом случае следует подчиняться. Так как люди все равно будут следовать всем известному и объявленному (правителем) календарю. Касательно этого существует хадис в «Сахихе» Бухари, в котором Пророк (мир ему и благословение) говорит относительно имамов и правителей: «Они совершают с вами намаз, будучи имамами. если они делают намаз правильно, то награда записывается как вам, так и им. Если же они совершают намаз неправильно, то вы все равно получаете награду, тогда как они награду не получают». Поэтому, если правитель ошибается или же проявляет халатность, то ответственность за это несет только он сам, а не мусульмане, которые не совершили ошибку и не проявили беспечность. И нет сомнений в том, что достоверная Сунна и единогласное мнение сподвижников указывает на то, что нельзя опираться на астрономические вычисления! В сборниках «Сахих» Бухари и Муслима передается хадис, в котором Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, мы являемся безграмотной общиной: мы не можем ни писать, ни считать. Начинайте поститься, когда увидите его (новый месяц), и прекращайте поститься, когда увидите его». А тот, кто опирается на астрономические вычисления в определении начала месяца, тот заблудший в шариате, приверженец нововведений в религии и ошибающийся в разуме и своем вычислении”. 

Последние слова Ибн Таймии указывают на то, что он, как и почти все имамы ахли-Сунны, не дозволял вести астрономические подсчеты для определения начала и конца месяца Рамадан. Однако, его слова и слова других ученых указывают на то, что в подобных случаях учитывается и отдается предпочтение единству и сплоченности мусульман.

Ведь следует помнить, что пост в месяц Рамадан, а затем празднование Ид аль-Фитр — это великие обряды поклонения, которые совершаются коллективно со всеми мусульманами.

Как сказал Пророк (мир ему и благословение): «Пост начинается тогда, когда начинают поститься люди, и завершается тогда, когда прекращают поститься люди» (Тирмизи. Шейх Альбани назвал хадис достоверным).

Поэтому, если мы скажем, что следует игнорировать решение государства в определении начала месяца рамадан, то станем тем самым причиной разделения мусульман в одном обществе, и эти великие обряды поклонения не будут совершаться коллективно.

Просим Всевышнего Аллаха объединить всех мусульман на истине и защитить их от разногласий и смуты.

Подготовил: Рамин Муталлим

Скачать документ в формате PDF

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь