Причины увеличения награды за благодеяния

519

С именем Аллаха, Милостивого и Милующего

Вопрос:

– Какие есть причины и действия, посредством которых увеличивается награда?

Ответ:

– Награда каждого благого дела увеличивается в десятикратном размере в обязательном порядке, как об этом сообщил Всевышний Аллах, сказав:

﴿مَن جَآءَ بِٱلۡحَسَنَةِ فَلَهُۥ عَشۡرُ أَمۡثَالِهَاۖ ﴾

«Совершившему благодеяние будет награ­да в десятикратном размере» (Коран 6:160).

А касательно увеличения награды больше этого – и я считаю, что спрашивающий имел в виду именно это, – тому есть определенные причины, связанные либо с человеком, совершающим благодеяние, либо с самим благодеянием, либо с местностью и временем, в которых оно совершается, либо с его последствиями.

Самая важная причина увеличения награды – когда человек претворяет в жизнь искренность в поклонении Богу и следовании пути Посланника ﷺ. Смысл в том, чтобы деяние, которое совершает человек, было узаконенным шариатом и чтобы он желал этим довольствие и награды Господа. Поэтому мотиви­рующим фактором и целью благодеяния должно быть стремление к довольству Всевышнего. Также благодеяние должно исходить из веры в Аллаха и Его Посланника ﷺ и из-за того, что Всевышний Аллах повелел совершать его. На это указывает большое количество священных текстов, например:

﴿إِنَّمَا يَتَقَبَّلُ ٱللَّهُ مِنَ ٱلۡمُتَّقِينَ﴾

«Воистину, Аллах принимает только от богобоязненных» (Коран 5:27).

Богобоязненные – это те, кто воплощают в жизнь искреннее обожествление Господа и следует по пути Пророка Мухаммада ﷺ.

Также на это указывают слова Пророка ﷺ: «Кто станет поститься в рамадан, веруя в Аллаха и надеясь на Его награду, тому простятся предыдущие грехи. Кто будет выстаивать ночные намазы в рамадан, веруя в Аллаха и надеясь на Его награду, тому простятся предыдущие грехи» (Бухари 38, Муслим 760) и другие священные тексты.

Поэтому малое количество благодеяний в присутствии совершенной искренности перевешивает много­численные благодеяния, в искренности которых был изъян. Из-за этого внешне одинаковые благодеяния могут быть разного уровня перед Всевышним Аллахом в зависимости от веры в сердце и искренности. Это также касается оставления грехов и прихотей: награда того, кто оставляет и не совершает их искренне ради Всевышнего, будет больше награды того, кто просто оставляет. И история трёх людей, которые были заточены в пещере, является явным доводом на это.

Также среди причин увеличения награды – правильное вероубеждение (акида). Это крепкая вера в Аллаха и Его атрибуты и сильное стремление и желание человека к совершению благих дел. Ведь награда приверженцев чистой Сунны, которые обладают совершенным знанием об именах и атрибутах Аллаха и сильно желают встречи с Ним, увеличивается многократно. Так многократно, что никто не может достигнуть – даже приблизиться – к этой награде. Поэтому праведные предшественники говорили: «Даже если приверженец Сунны отстаёт в благодеяниях, его вероубеждение подтягивает его вперёд. Даже если приверженец религиозных инноваций совершает много благих дел, его вероубеждение тянет его назад». Понимание этого заключается в том, что приверженцы Сунны следуют по правому пути, а приверженцы религиозных инноваций – блуждают. Каждому понятна разница между тем, кто идёт по прямому пути, и тем, кто свернул с него на путь Огня. Максимум, чего добьётся такой человек, – заблуждение из-за некорректной трактовки священных текстов.

Кроме того, в числе увеличения награды – чтобы само деяние было таким, которое приносит пользу Исламу и мусульманам, чтобы у его последствий была глобальная выгода. Например, усердие на пути Аллаха; телом, имуществом или словом разрушая аргументы оппонентов Сунны. Пример этого – то, что Аллах сообщил об увеличении награды в семьсот раз для того, кто обеспечит сражающегося на истинном пути.

Самым великим сражением (джихадом) является путь приобретения и обучения шариатским наукам. Ведь никакое дело не может сравниться с этим, если искатель знания был искреннем. Так как посредствам этого оживляются знания и религия. Также это содержит наставление невежественных, призыв к благу, удерживание от зла и множество других добрых деяний, в которых человек нуждается. Как пришло в хадисе: «Аллах облегчает путь рая ступающему по пути требования знания».

В это также входят благотворительные акции, которые содержат материальную и духовную помощь мусульманам, так как польза подобного рода акции продолжительна и постоянна. Как это пришло в хадисе: «Когда человек умирает, все его дела останавливаются, кроме трёх: продолжительная милостыня, полезные знания и праведное потомст­во, которое будет молиться за него».

Ещё в числе причин увеличения награды – когда человек совершает благодеяние так, что становится примером для других и люди начинают следовать его примеру. Награда такому человеку будет соответ­ствующей количеству людей, которые последовали за ним, и она, без сомнений, намного больше награды благодеяния, которое ограничи­вается совершающим человеком. Именно поэтому богословы отдают предпочтение такому благодеянию.

Также среди причин увеличения награды – если благодеяние было само по себе великим. Например, спасти человека от погибели, либо уберечь его от надвигающего вреда, либо развеять его печали. Человек даже не способен представить, какую награду он может получить за подобные благодеяния, и не может представить, как подобные действия становятся причиной спасения от адского наказания. Даже если спасти животное – в этом будет великая награда. Доводом на это является история блудницы, которая спасла собаку от жажды, и Аллах простил ей все грехи.

Среди причин увеличения награды – когда человек проявляет благой Ислам, придерживается правед­ности и оставляет грехи, не проявляя упрямство. Награда благодеяний такого человека увеличивается. Доводом на это является хадис, в котором говорится: «Аллах увеличивает награду в десятикратном размере тому из вас, кто проявляет благой Ислам. Его награду даже могут увеличить в семисот­кратном размере».

Из причин увеличения награды – высокая степень человека, совершающего благодеяния перед Аллахом. Аллах же является Благодарным, Кротким. Поэтому награда жён Пророков ﷺ была высокой. Всевышний Аллах говорит:

﴿وَمَن يَقۡنُتۡ مِنكُنَّ لِلَّهِ وَرَسُولِهِۦ وَتَعۡمَلۡ صَٰلِحٗا نُّؤۡتِهَآ أَجۡرَهَا مَرَّتَيۡنِ وَأَعۡتَدۡنَا لَهَا رِزۡقٗا كَرِيمٗا﴾

«[О, жены Пророка!] Той из вас, которая будет повиноваться Аллаху и Его Посланнику и совершать благодеяния, Мы даруем награду вдвойне больше, чем другим женщинам» (Коран 33:21).

Это также касается учителя-воспитателя: награда будет увеличиваться в зависимости от его положения перед Аллахом. Надо учитывать, что грех, исходящий от подобной категории людей, будет считаться более великим, нежели грех остальных, и будет увеличиваться, так как им является обязательным больше остерегаться греховности и благодарить Аллаха больше за то, что Он оказал им особую милость.

Также из этих причин – милостыня, которую человек раздаёт из чистого имущества, заработанного честным трудом, как на это указывают священные тексты.

Из причин увеличения награды – достоинство времени, в котором оно совершается. Например, месяц рамадан, десять дней месяца зуль-хиджа и другие. И место, в котором оно совершается. Например, поклонения в трёх мечетях (Кааба, мечеть Пророка и мечеть Акса). А также поклонения, совершающиеся в тех временах, в которых Аллах побудил совершать его. Например, намаз в последней части ночи, посты в благодатные дни и другие. Всё это возвращается к претворению в жизнь Сунны Пророка ﷺ, которое дополняет искренность, и все это в совокупности приводит к увеличению награды деяний.

Еще среди причин увеличения награды – совершать благодеяния, когда человеку мешают прихоти и внешние факторы. Чем сильнее отвлекающий фактор и нерадивость к благодеяниям, но человек справляется с этим, тем больше его награда. Примеров к этому правилу предостаточно.

Из наиважнейших причин увеличения награды – когда человек проявляет старание в достижении степени ихсана (когда он поклоняется Аллаху так, как будто он видит его), чувствуя, что Всевышний наблюдает за ним. Его сердце присутствует в каждом поклонении. И чем больше это чувство, тем значительнее увеличивается его награда. Поэтому пришло в хадисе: «Человеку нет ничего из его намаза, кроме той части, которую он совершал осознанно». Что значит: если человек выполнит все условия и обязательные действия намаза или любого другого поклонения, оно засчитывается. Но оно не засчитается в совершенном виде, не будет награда за него полной, не станут увеличиваться степени раба, не искупятся грехи и не прибавится светоч веры только с присутствием сердца в этом поклонении. Поэтому из причин увеличения награды – достижение плодов поклонения из прибавления веры, мягкости и успокоения сердца. Чем совершеннее благодеяние, тем сильнее оно повлияет на сердце человека. Пусть Аллах поможет нам в этом!

Из тонких причин увеличения награды – когда человек пытается скрывать от чужих людей свои благодеяния. Ведь из семи категории людей, которые будут под тенью, сотворенную Аллахом в Судный день, «человек, который давал милостыню так, что его левая рука не знала то, что даёт правая», и также «человек, из глаз которого стали литься слёзы, когда он вспомнил Аллаха наедине». Но иногда награда увеличивается, если совершать благодеяние публично: когда его совершают так, чтобы люди научились и последовали за совершающим. На это указывает известное правило, которое гласит, что иногда по определённым причинам менее важное деяние становиться лучше более важного.


Автор: Шейх Абдурахман Сади (да пимулует его Аллах)

Перевод: Алтай Беріш

Дата: 16/12/1443 х. — 15/07/2022 г.


Скачать документ в формате PDF