Зуль-Карнейн[1] был праведным царем[2]. Аллах удостоил его физической силой, могущественным царством и всеми средствами, необходимыми правителю для завоевания и расширения своего государства. Никому из правителей не были дарованы такие возможности. Всевышний поведал нам благой рассказ об этом праведном и могущественном правителе, чья власть распространилась на запад и восток земли[3]. Этот рассказ дает абсолютно ясное представление о нем и о его положении.
Всевышний сказал:
«Они спрашивают тебя о Зуль-Карнейне. Скажи: “Я прочту вам поучительный рассказ о нем”» (Коран, 18:83).
То есть расскажу вам некоторые эпизоды его жизни. Известно, что все поведанное нам Аллахом в Его Писании является самым лучшим и полезным из того, что может быть рассказано людям.
Читайте также: Шейх Саади: История о Хидре и Мусе ﷺ
Аллах поведал, что одарил Зуль-Карнейна разными возможностями, благодаря которым он добился зарождения могущественного царства, обучился политике, искусству руководства, владению оружием, с помощью которого он мог покорять народы. В его время в стране была налажена коммуникация, и, несмотря на огромные территории, его многочисленная армия могла преодолевать большие расстояния без особых трудностей. Одним словом, для построения могущественного государства ему были даны все возможности, которыми он смог всецело воспользоваться. Ведь не каждому даются подходящие возможности; как и не каждый, у которого они есть, может ими сполна воспользоваться. Что же касается Зуль-Карнейна, то ему не только были даны огромные возможности для построения могущественного государства, но и сам он смог максимально их реализовать.
Сначала он отправился со своей многочисленной армией покорять Африку. Он покорил весь африканский континент с востока до запада, пока не достиг берегов океана, где на горизонте мог наблюдать заход солнца. «Он продвигался, пока не достиг места, где заходит солнце. Там он обнаружил, что солнце заходит в темную воду» (Коран, 18:86). То есть он увидел своими глазами, что оно будто заходит в темное море, подобное болоту.
Под этим подразумевается, что он дошел до крайнего предела западной части материка. Дальше уже не могли пройти ни люди, ни верховые животные. В этом отдаленном и чуждом краю Зуль-Карнейн обнаружил народ, среди которого были как мусульмане и праведники, так и неверующие и грешники, как на это указывают слова Всевышнего:
«О Зуль-Карнейн! Либо ты накажешь их, либо сделаешь им добро» (Коран, 18:86).
Данную фразу праведному царю сказал либо один из Божьих посланников, либо один из ученых мужей. Также, возможно, под этими словами подразумевается, что он по причине своего могущества и абсолютной власти мог выбирать, кого ему наказывать, а кого нет. Ведь известно, что Божественная религия не может уравнивать два противоположных качества, как зло и добро, позволив Зуль-Карнейну поступать как ему вздумается. Поэтому праведный царь сказал: «Того, кто поступает несправедливо, мы накажем, а потом его возвратят к его Господу, и Он подвергнет его тяжким мучениям. Тому же, кто уверовал и поступает праведно, будет наилучшее воздаяние, и мы научим его облегченным поклонениям» (Коран, 18:87-88). Эти слова указывают на справедливость Зуль-Карнейна и на то, что он был праведным правителем, который умел принимать правильные решения.
«Потом он отправился в путь дальше» (Коран, 18:89).
То есть после того, как покорил территории на западе, он повернул в обратную сторону и начал завоевывать территории на востоке, пока не достиг границы материка, где он мог наблюдать на горизонте восход солнца. Это были территории Китая и берега, омываемые Тихим океаном, — крайняя точка, куда могли дойти завоеватели.
«Когда он прибыл туда, где восходит солнце, то обнаружил, что оно восходит над людьми, которым Мы не предопределили от него никакого прикрытия» (Коран, 18:90).
То есть ничто не укрывало их от солнца. Они не шили одежды, чтобы защититься от солнца, и не строили домов, в которых могли бы укрыться. Таким образом, дойдя до крайнего востока, он обнаружил изолированных от человечества людей, подобных диким животным, которые жили стадами и укрывались в зарослях и пещерах. Следует отметить, что Коран повествует нам о периоде Зуль-Карнейна. Именно в его время жизнь людей в тех краях была описана Всевышним. Однако основная цель этого повествования — указать на то, что Зуль-Карнейн достиг территории, куда не могли ступить другие люди.
Далее он продолжил путь, повернув назад, а затем отправился в северном направлении, проходя разные страны и покоряя различные народы.
«Пока он не достиг двух горных преград» (Коран, 18:93).
То есть дошел до пространства между двумя горными хребтами, которые существовали со времен сотворения Аллахом Земли. Речь идет об огромной и высоченной горной цепи, между хребтами которой существовал проход. Эта горная цепь, на территории которой жили тюркские племена, растягивалась и омывалась морями с запада и востока. Толкователи Корана и историки единогласны относительно этого. Однако они разошлись во мнениях, являются ли этой горной цепью Кавказские горы [Большой Кавказ], или это горная цепь, проходящая южнее, в Азербайджане [Малый Кавказ], или же это Алтайские горы, или же речь идет о горной цепи, примыкающей к Китайской стене на территории Монголии [Гималаи]. Последний вариант кажется наиболее близким к истине.
Как бы там ни было, Зуль-Карнейн обнаружил неподалеку от прохода между этими горными цепями народ, который (по причине того, что его язык сильно отличался от языка других народов) практически не мог понять их. Однако они смогли обратиться к Зуль-Карнейну с просьбой: «О Зуль-Карнейн! Воистину народы Яджудж и Маджудж (Гог и Магог) распространяют на земле нечестие. Можем ли мы заплатить тебе дань, чтобы ты установил между нами и ними стену?» (Коран, 18:94.)
Яджудж и Маджудж — это великие народы из числа потомков Яфиса сына Нуха (Ноя), которые состояли из тюркских и других племен. Жизнь и быт этих народов подробно описаны в многочисленных книгах. Зуль-Карнейн ответил на их просьбу: «То, чем наделил меня мой Господь (здесь имеются в виду сила, различные возможности и способности), лучше того, что вы мне предлагаете. Помогите мне своей силой, и я установлю между вами и ними преграду» (Коран, 18:95).
Примечателен ответ Зуль-Карнейна, что он установит между ними именно преграду, а не стену, ибо она будет подобно продолжению горной цепи между двумя горами со своими сгибами и подъемами. Он обдумал, какие инструменты и материалы понадобятся ему для строительства, а затем сказал: «Принесите мне куски железа» (Коран, 18:96). То есть соберите для меня столько кусков железа, сколько можете найти: от малого до большого, — и засыпайте все это в одну кучу между двумя горами. Они продолжали заполнять этот промежуток кусками железа, пока груда железа не превратилась в огромный холм, достигнув уровня по бокам стоящим горам. «Когда пространство между двумя горами заполнилось, он велел: “Раздувайте!” Когда же железо покрылось огнем и раскалилось, он сказал: “Принесите мне расплавленную медь, чтобы я вылил ее на железо”» (Коран, 18:96). То есть он приказал расплавить на огне медь и вылить ее на куски собравшегося железа, чтобы они соединились и слились между собой. Таким образом, между двумя горами была возведена огромная преграда, которая соединила две горные цепи.
В результате цель была достигнута — люди обезопасились от бесчинств и произвола племен Яджудж и Маджудж, которые «не могли ни забраться на эту преграду, ни пробить в ней отверстие». Тогда Зуль-Карнейн сказал: «Я смог построить эту преграду по милости моего Господа» (Коран, 18:97-98). То есть Господь облегчил для меня это великое дело и позволил мне оставить после себя этот значимый вклад. Он смилостивился над вами и защитил вас от зла Яджуджа и Маджуджа этой преградой, которую вы не смогли бы воздвигнуть сами. «Когда же исполнится обещание моего Господа, Он сравняет ее с землей» (Коран, 18:98). То есть эта преграда между вами и ними временная. Она будет защищать вас до определенного срока. Когда же настанет этот срок, Аллах даст людям различные возможности, благодаря которым они продвинутся в промышленности, сделают значительные открытия и изобретения, что позволит народам Яджудж и Маджудж преодолеть эту преграду и завоевать соседние территории. Более того, они распространятся повсюду и смогут захватить огромные территории на востоке и западе земли. Об этом поведал нам Всевышний, сказав:
«Судный час приблизится, когда Яджудж и Маджудж будут выпущены, после чего они устремятся вниз с каждой возвышенности» (Коран, 21:96).
То есть они будут расселяться и оккупировать все возможные территории земного шара, не обращая внимания на преграды или моря. Они будут перемещаться повсюду, в том числе и по воздуху.
«Устремятся» — то есть беспрепятственно поспешат завоевывать территории и покорять проживающие там народы.
«С каждой возвышенности» — это значит, что они будут завоевывать все территории и страны: трудно и легко достигаемые; находящиеся в низинах или на высотах. Аллах указал на то, что они доберутся до возвышенностей, и это подразумевает, что равнинные местности они тем более завоюют с легкостью.
В сборниках «Достоверные хадисы» аль-Бухари и Муслима приводятся хадисы, которые описывают качества этих двух народов. Эти описания полностью соответствуют их описанию в коранических аятах. Однако некоторые историки и биографы привели в своих трудах множество недостоверных преданий, описывающих необычный внешний вид и поведение этих двух народов. Данные неправдоподобные описания вызвали у многих людей скептицизм, из-за которого они уже не могли опираться на коранические аяты и достоверные хадисы в контексте реальности, когда речь шла об описании этих народов. Поэтому, чтобы правильно воспринять данный вопрос, следует придерживаться только описаний, данных в Коране и Сунне, ибо только они являются абсолютной истиной, прямым путем и верным руководством[4].
[1] Зуль-Карнейн буквально переводится с арабского языка как «обладатель двух рогов». Ученые разошлись во мнениях относительно причины получения им этого титула. Некоторые считали, что он имел две большие косы на голове и поэтому получил данный титул. Такого мнения, в частности, придерживался Хасан аль-Басри. Другие считали (как это передавали некоторые люди писания), что он был назван так, потому что смог завоевать территории Рима и Персии. Имам аз-Зухри же считал, что он был назван таким образом, потому что смог максимально расширить свое государство, достигнув пределов запада и востока на суше, где он мог наблюдать, как рог солнца выходит или заходит на горизонте океанов. Последнее мнение является наиболее правдоподобным, как на это указал Ибн Касир (см. Ибн Касир, «аль-Бидая Ва ан-Нихая» 2/308).
[2] Некоторые богословы считали, что он был не только царем, но и пророком. В частности, этого мнения придерживался Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах). В одном из хадисов Пророк i говорит: «Я не знаю, кто был Зуль-Карнейн: пророком или царем». Однако наиболее распространенным мнением является то, что он был праведным и могущественным царем (см. Ибн Касир, «аль-Бидая Ва ан-Нихая» 2/306-307).
[3] Следует отметить, что некоторые люди ошибочно полагали, будто Зуль-Канрейн — это Александр Македонский. Такая путаница возникла отчасти потому, что Александра Македонского некоторые также называли «обладателем двух рогов», а отчасти по причине некоторых преданий, где указывалось, что имя Зуль-Карнейна — Александр (хотя существуют разногласия относительно его точного имени). В частности, Катада (да помилует его Аллах) говорил: «Зуль-Карнейна звали Александр. Его отец был первым кесарем. Об был потомком Сама (Сима), сына Нуха, мир ему» (см. Ибн Касир, «аль-Бидая Ва ан-Нихая» 2/310).
Однако вышеупомянутый Александр, он же Зуль-Карнейн, не был тем самым Александром Македонским. Ибн Касир, указав на эту путаницу и подробно разъяснив разницу между этими двумя личностями, сказал: «Мы намеренно указали на разницу между двумя Зуль-Карнейнами, ибо многие люди ошибочно полагают, что речь идет об одном и том же человеке, и что упомянутый в Коране царь — это Александр Македонский, помощником которого был Аристотель. Подобное утверждение — грубейшая ошибка, ложное утверждение и очевидное заблуждение! Ведь первый был верующим, праведным и справедливым царем, помощником которого был Хадыр. Более того, не исключено, что он даже был пророком, как мы упоминали ранее.
Что же касается второго, то он был язычником, помощником которого был философ с еретическими взглядами. И к тому же между ними — примерно 2000 лет! Разве могут эти две абсолютно разные личности, живущие в разные исторические эпохи, быть одним и тем же человеком?! Только глупец, который не понимает сути вещей и не разбирается в истории, способен утверждать подобное! (Ибн Касир, «аль-Бидая Ва ан-Нихая» 2/310).
[4] Ибн Касир (да помилует его Аллах) писал: «Яджудж и Маджудж — люди из числа потомков Адама. Мне неизвестно, чтобы кто-то из богословов считал иначе. На это также указывает достоверный хадис, который передали аль-Бухари и Муслим… Более того, они являются потомками Нуха… Известно, что у него было три сына: Сам (Сим), Хам и Яфес (Иафет). Сам — это праотец арабов, Хам — праотец темнокожих, а Яфес — праотец тюрков. Яджудж и Маджудж, подобно монголам, относятся к тюркским народам, разве что они более жестоки и разрушительны, чем монголы» (Ибн Касир, «аль-Бидая Ва ан-Нихая» 2/316).
Также он говорил: «А если кто-то полагает, что эти два народа отличаются своим внешним видом и не похожи на род человеческий… то все это — голословное и безосновательное утверждение. Истина заключается в том, что они являются обычными потомками Адама и ничем не отличаются своим внешним видом и своей природой от других людей» (Ибн Касир, аль-Бидая Ва ан-Нихая 2/317).
Автор: Имам Абдур-Рахман ибн Насыр ас-Саади (да помилует его Аллах)
Источник: “Тайсир аль-Лятыф аль-Маннан фи Хуласати Тафсир аль-Куран”
Перевод: Рамин Муталлим
03/1446 г.х. — 09/2024 г.г.
Скачать документ в формате PDF
Все части историй о пророках:
- Шейх Саади: Вступление к историям о пророках Аллаха
- Шейх Саади: История о пророке Адаме ﷺ
- Шейх Саади: История о пророке Нухе (Ное) ﷺ
- Шейх Саади: История о пророке Худе ﷺ
- Шейх Саади: История о пророке Ибрахиме (Аврааме) ﷺ
- Шейх Саади: История о пророке Салихе ﷺ (+фото)
- Шейх Саади: История о пророке Луте ﷺ
- Шейх Саади: История о пророке Шуайбе ﷺ
- Шейх Саади: История о пророках Мусе и Харуне ﷺ
- Шейх Саади: История о пророке Юнусе ﷺ
- Шейх Саади: История пророков Давуда и Сулеймана (мир им)
- Шейх Саади: История о пророке Айюбе ﷺ
- Шейх Саади: История о Хидре и Мусе ﷺ