(ВИДЕО) Для чего мы созданы?

1692

С именем Аллаха Милостивого и Милующего!

Поразмыслим вместе…

Наверное, нет такого человека, который бы не задумывался о смысле своей жизни. Окружающий нас идеально построенный мир поневоле заставляет задаться вопросом: зачем я и весь этот окружающий меня мир были созданы?

Каждого из нас окружают многочисленные предметы и строения, которые человек создал своими руками. Дома, в которых мы живем, машины, на которых мы передвигаемся, мобильные телефоны, по которым мы общаемся, — все это было создано нами.

Читайте также:

Религия всех пророков — чему учили все пророки?

Наука о прекрасных именах и атрибутах Всевышнего Аллаха

Важные правила, связанные с именами Аллаха

Три основных имени Аллаха, вокруг которых вращается значение всех других Его имён

Многобожие – самый великий грех в Исламе

Многобожие в поклонении – самый опасный и распространенный вид ширка

Наверное, несложно догадаться, что у каждого производителя вышеназванных вещей обязательно была какая-то цель при их создании.

На самом деле, мы интуитивно понимаем, что все созданное человеком имеет своего производителя (разработчика) и цель, для которой оно было произведено.

Почему люди создают? Как правило, созидая, люди преследуют коммерческие цели, стремясь улучшить свое социально-экономическое положение, иными словами — свой комфорт. Эта не самая благородная цель заставляет людей создавать уникальные сооружения и технику, существенно облегчающие нашу повседневную жизнь.

Все это по милости Создателя, Который дал человеку в пользование интеллект, уникальные способности и созидательную энергию, а затем постоянно поддерживает человека, даже когда последний находится во сне. Двести лет назад человечество не могло и представить, что люди смогут добираться в любую точку мира в течение считанных часов на самолетах — одном из тех видов транспорта, о которых Всевышний Творец сообщил в кораническом аяте с широко охватывающим смыслом еще 1400 лет назад, сказав:

﴿وَالْخَيْلَ وَالْبِغَالَ وَالْحَمِيرَ لِتَرْكَبُوهَا وَزِينَةً ۚ وَيَخْلُقُ مَا لَا تَعْلَمُونَ﴾

 «[Аллах сотворил] коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них верхом и для украшения. Он творит также то, о чем вы еще не знаете [т. е. любые другие виды наземного, водного, воздушного, космического и т. п. транспорта (Тафсир Саади)]» (Коран, 16:8).

Люди также не могли представить, что их смогут видеть и слышать в любой точке планеты с помощью сотовой связи и интернета. Так стремление человека жить более комфортно двигало научным прогрессом на протяжении всей истории человечества.

Однако задумываемся ли мы, почему наш Создатель, Всевышний Творец, создал всю эту уникальную и совершенную систему под названием Вселенная? Отдалитесь от нашей планеты на минуту. Земля — лишь часть огромной неизведанной нами Вселенной. И все уникальные творения, которые наполняют ее, как звезды, Всевышний сделал украшением неба и средством навигации для людей на Земле.

﴿أَفَمَنْ يَخْلُقُ كَمَنْ لَا يَخْلُقُ ۗ أَفَلَا تَذَكَّرُونَ وَإِنْ تَعُدُّوا نِعْمَةَ اللَّهِ لَا تُحْصُوهَا ۗ إِنَّ اللَّهَ لَغَفُورٌ رَحِيمٌ﴾

«Разве Тот, Кто творит, подобен тому, кто не творит? Неужели вы не помянете назидание? Если вы станете считать милости Аллаха, то не пересчитаете их!» (Коран, 16:17-18).

Уникальные творения, до невозможности точный расчет, идеальный механизм (из-за точности которого люди называют его «законами физики») не оставляют ни малейшего сомнения, что у всего этого есть один-единственный Создатель, знания и возможности Которого не ограничены. Однако возможно ли, что такой Всезнающий и Наимудрейший Творец создал столь уникальные творения «просто так», не вкладывая в это никакого смысла для людей?

Ведь если человек, будучи весьма примитивным созданием по сравнению с возможностями Творца, даже спичечную коробку не создает «просто так», а делает это, преследуя определенную цель, то Всевышний Создатель тем более творит все, включая и нас, для конкретной цели. Всевышний Аллах так об этом говорит в Коране:

﴿وَمَا خَلَقْنَا السَّمَاءَ وَالْأَرْضَ وَمَا بَيْنَهُمَا لَاعِبِينَ﴾

«Мы не сотворили небеса, землю и то, что между ними, забавляясь [т. е. «просто так»]» (Коран, 44:38).

После осознания того, что все сущее создал Один Всевышний, невольно ощущается постоянная нужда в поддержке и помощи этого Создателя. Задумайтесь, сколько минут (не говоря уже о днях и часах) мы смогли бы прожить без кислорода? Человечество обнаружило другие планеты во Вселенной, однако ни на одной из этих планет еще не был найден кислород, в отличие от планеты Земля, на которой наш Творец все устроил для комфортабельной жизни и деятельности человека. Это один из нескончаемых примеров того, что каждый из нас нуждается в заботе Того, Кто наверху…

Пусть человек задумается, может ли он знать, сколько лет проживет? Уйдет ли он из этой жизни естественной смертью? После таких размышлений возникнет вполне естественный вопрос: ради чего он все делает? Какая высшая цель всех его деяний и устремлений? Зачем он рожает детей, воспитывает их, если они тоже в итоге умрут, как и все? Именно о верховной цели создания человека мы и поговорим в первой главе.

Для чего Владыка миров создал людей?

Много книг было написано на тему смысла жизни разными философами на протяжении веков, начиная с античного периода. К сожалению, сочиняя трактаты на столь важную тему, мыслители опирались лишь на ограниченные способности своего интеллекта. И кроме того, что они потратили море чернил и испортили тонны бумаг, больше ничего они так и не смогли добиться на этом поприще — чего и следовало ожидать, ибо выбранная методология для достижения успеха в данном вопросе была изначально неподходящей и, соответственно, обреченной на крах.

Так, многое было сказано догадками и предположениями. Но чего конкретно желает от нас Сам Творец и каким образом нам это можно узнать? Ставили ли вы когда-либо вопрос таким образом? То есть не «для чего я живу?», а «для чего я был создан и какая краеугольная функция возложена на меня моим Создателем?»

Ответ на поставленный выше вопрос можно легко найти, ознакомившись или изучив биографии всех Божьих посланников и пророков, т. к. именно их использовал Творец в качестве Своих послов к человечеству. Миссия такого посланничества заключалась в точной передаче людям ясного откровения Самого Творца и разъяснении этого откровения им словесно или же на своем живом примере. Божьим пророкам было запрещено добавлять в откровение или же в его разъяснение что-либо «от себя». Всевышний указал на это важное обстоятельство, сказав:

﴿وَلَوْ تَقَوَّلَ عَلَيْنَا بَعْضَ الْأَقَاوِيلِ. تَنْزِيلٌ مِنْ رَبِّ الْعَالَمِينَ لَأَخَذْنَا مِنْهُ بِالْيَمِينِ فَمَا مِنْكُمْ مِنْ أَحَدٍ عَنْهُ حَاجِزِينَ ثُمَّ لَقَطَعْنَا مِنْهُ الْوَتِينَ﴾

«Это — Ниспослание от Господа миров. Если бы он [Мухаммад] приписал Нам некоторые слова, то Мы схватили бы его за правую руку (или схватили бы его крепко), а потом перерезали бы ему аорту, и никто из вас не избавил бы его [т.е. не смог бы ему ничем помочь]» (Коран, 69:43-47).

Таким образом, Всевышний с самого начала создания человечества выводил среди людей огромное количество пророков, которые объясняли людям истинную причину нашего сотворения. Об этой причине Господь сообщил нам всего лишь одним коротким и четким аятом (вместо десятков томов, написанных философами):

﴿وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنْسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ﴾

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (Коран, 51:56).

Наверняка у читателя невольно возникает вопрос: «Только для поклонения?!» Но дело в том, что перевод смысла данного аята на русский язык не полностью охватывает тот широкий смысл, который он имеет в оригинале на арабском языке с его кораническим значением. Когда слышишь слово «поклонение», то, как правило, представляется какой-нибудь религиозный обряд богослужения где-нибудь в храме или мечети. Однако в подлинном исламском значении смысл слова «ибада (поклонение)» гораздо шире, нежели в русском, и не ограничивается лишь обрядностью. «Поклонение» на языке Корана — это не только пятикратный намаз, пост в месяц Рамадан, паломничество в Мекку и т. п., а в первую очередь — это мировоззрение человека (акида), смысл его жизни, система ценностей. Иными словами, «поклонение» и означает «Ислам», что переводится с арабского как полная «покорность» перед Единым Творцом — Всевышним Аллахом. Таким образом, поклонение — это все, что любит Всевышний и чем Он доволен, будь то деяние, слово или мировоззрение человека. Даже простая улыбка своему брату ради довольства Всевышнего становится поклонением Аллаху, за которое, соответственно, следует награда, ибо Он доволен этим деянием и любит его. Ведь религия побуждает к тому, чтобы мусульмане дарили друг другу тепло и заботу и несли благо, где бы они ни были. Далее, учеба в университетах (изучение полезных наук) также ради довольства Всевышнего (при соблюдении культурного исламского этикета), при желании принести пользу своему народу, становится поклонением Аллаху, т. к. Ислам побуждает и к тому, чтобы люди приобретали пригодные знания и становились общественно полезными, приносящими благо своей стране и своему народу — т. е. мусульманской земле и ее населению. Затем, дозволенная работа и труд ради довольства Всевышнего, с целью прокормить свою семью и маленьких детей, тоже становятся поклонением Аллаху, ведь Коран и Сунна (путь) Пророка Мухаммада ﷺ повелевают мужчине-мусульманину заботиться о своей семье, и это его долг в первую очередь перед Всевышним, за исполнение которого надлежащим образом он получает награду от Него как в этой жизни, так и в последующей.

Опираясь на исламское определение слова «поклонение», можно заключить, что поклонением, помимо религиозных обрядов и прямых обязанностей, являются абсолютно все благие поступки мусульманина в его повседневной жизни, если он покорился Всевышнему (принял Его религию Ислам) и совершает эти благие действия ради Него Одного (т. е. желая награды и благодарности только от Всевышнего, а не от людей). Ведь Аллах любит добро и награждает того, кто совершает его.

Задумайтесь над достоверным хадисом Пророка Мухаммада ﷺ: «Призыв к добру и удержание от плохого являются милостыней (т. е. садакой, за которое полагается награда у Аллаха). И близость с вашими женами тоже является милостыней (садакой)». Тогда сподвижники спросили: «О, посланник Аллаха, мы удовлетворяем свою страсть, как мы можем получать награду за это?» На что Пророк ﷺ ответил: «Разве вы не впали бы в грех, если бы имели незаконную близость (прелюбодеяние)? А так как (оставив ради Аллаха запретное) вы выбрали дозволенное, то по этой причине вы получаете награду» (Муслим).

В другом достоверном хадисе Пророк ﷺ сказал: «И поистине, ты обязательно получишь награду за все то, что потратишь ради Лика Аллаха, и даже за то, что накормишь свою жену из своей руки» (Бухари).

Таким образом, исполнение обязанностей перед семьей и хорошее отношение супругов друг к другу являются поклонением Аллаху с точки зрения Ислама. И вся жизнедеятельность мусульманина начиная от его исповедания единобожия (таухида), выстаивания намаза, поста в месяц Рамадан и заканчивая его учебой (постижением полезных наук), работой, какой-либо полезной общественной деятельностью или же просто улыбкой, благочестием к родителям, добрососедством — все это становится поклонением, если человек действительно совершил данные поступки с правильными помыслами (намерением), а именно — достижение посредством этого довольства Аллаха. И все это в совокупности именуется «жизнью на пути Аллаха» или «поклонением Аллаху (ибада)».

Почему смыслом жизни должна быть покорность Творцу?

Итак, из предыдущей главы мы делаем ясный вывод, что наш Творец создал нас только для воплощения в жизнь одной великой миссии — поклонения (служения) Ему Одному. Лишь ради этой главенствующей цели Всевышний непрерывно посылал к людям Своих пророков и посланников со времен сотворения человечества, дабы они доносили до народов эту простую и уникальную истину. Как сказал Всевышний Аллах своему пророку Мухаммаду ﷺ:

﴿وَمَا أَرْسَلْنَا مِنْ قَبْلِكَ مِنْ رَسُولٍ إِلَّا نُوحِي إِلَيْهِ أَنَّهُ لَا إِلَٰهَ إِلَّا أَنَا فَاعْبُدُونِ﴾

«Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было внушено: “Нет истинного божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же только Мне!”» (Коран, 21:25(.

Иными словами, «покоритесь и посвятите всю свою жизнь, веру и поклонение Одному Аллаху, не посвящая это кому-либо или чему-либо иному, и не вверяйте их всяческим ложным божествам, т. е. «святым угодникам», кумирам, идолам, моде, деньгам, власти, тщеславию или же суеверию, гороскопам, фен-шую и т. д.».

В вышеприведенном кораническом аяте также содержится явное указание на то, что у всех пророков была одна и та же миссия на протяжении всех эпох, начиная от пророков Адама, Нуха (Нойя), Ибрахима (Авраама) и заканчивая Мусой (Моисеем), Исой (Иисусом) и Мухаммадом — мир им всем и благословение Всевышнего. Все эти посланцы приходили в этот мир от Одного Создателя — имя Которого Аллах, как Он Сам это подтвердил в Своем последнем завете Коране, а на русском про Него говорят «Бог», на английском “God”, на иврите «Элоах» (однокоренное с арабским словом «Аллах») и с единым сообщением для всего человечества: «Поклоняйтесь одному Аллаху и избегайте поклонения кому-либо или чему-либо, помимо Него». Господь повелел своим пророкам, а затем нам, говорить:

﴿قُلْ إِنَّ صَلَاتِي وَنُسُكِي وَمَحْيَايَ وَمَمَاتِي لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ﴾

«Скажи: “Воистину, моя молитва и мое жертвоприношение, моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров”» (Коран, 6:162).

Это и есть истинная суть всех пророков Ислама — та самая максимальная независимость от всего и всех на этой Земле. Ведь мы понимаем собственным разумом, что существует только Один Творец, Который сотворил все сущее, зримое и незримое нами. Он Один позволил человеку пройти столь долгий путь к рождению, успешно преодолевая все уникальные и сложные этапы развития — от хромосом из мужского семени и женской яйцеклетки, а далее из эмбриона до полноценного младенца, выходящего из безопасной материнской утробы. Затем Творец наделил нас неисчисляемыми богатствами: совершенными пропорциями, идеальным организмом, стойким к окружающему миру иммунитетом, родителями, а затем силой, потомством, способностью созидать, расширять свои горизонты, размышлять и умением отстаивать свою точку зрения. Также Он встроил в нас чувства, эмоции и научил людей радоваться, радовать, веселиться, смеяться, печалиться, грустить, плакать и т. д. Всевышний Аллах сказал:

﴿وَأَنَّهُ هُوَ أَضْحَكَ وَأَبْكَىٰ﴾

«Он Тот, Кто заставляет смеяться и плакать» (Коран, 53:43).

То есть Аллах — Тот, Кто создает (по Своей совершенной мудрости) различные жизненные ситуации, из-за которых мы либо смеемся и радуемся, либо грустим и печалимся. Это обстоятельство вновь подчеркивает постоянную нужду человека в налаживании крепкой связи со своим Творцом, дабы человек мог уверенно противостоять любым жизненным трудностям с поддержкой Того, в чьих руках находится его судьба. Именно осознание этого укрепляет веру мусульманина и стойкость перед любыми жизненными испытаниями, делая его еще мудрее и крепче иманом (верой в Аллаха и в Его помощь). Ведь каждое пройденное испытание, настигшее мусульманина, в котором он сумел достойно проявить терпение (сабр) и надеялся при этом на награду от Всевышнего, существенно укрепляет веру (иман), делая в дальнейшем поведение такого человека прекраснее, а его убежденность — крепче.

Разве после того как мы познали бесчисленные милости и заботу нашего Творца и Кормителя, мы не должны быть благодарными Ему? Если какой-либо человек поступит по отношению к нам хорошо, не будем ли мы чувствовать себя в долгу перед ним, желая ответить признательностью и благодарностью при первой же возможности? Почему же тогда мы не благодарим нашего Создателя, Который устроил для нас неисчислимое количество добра, благ и удобств? Ведь одно то, что наши глаза расположены на лице, а не на затылке, вверху, а не внизу (чтобы мы могли наблюдать все сверху и вдаль), само по себе уже является большой милостью Всевышнего и удобством, о котором мы вряд ли когда-либо задумывались.

Подумайте о человеке, родители которого воспитывали его, помогали в трудностях, дали хорошее образование и т. д. Разве такой человек не должен слушаться и угождать таким родителям во всем, в чем может (в границах дозволенного Исламом)? Если он проявит неблагодарность, не станет слушать их, оставит в старости без присмотра и ухода, то мы, не колеблясь, посчитаем его неблагодарным моральным уродом.

Но почему тогда мы не благодарим нашего Создателя, стараясь максимально выполнять то, что Он нам повелел, и полностью сторонясь того, что Он запретил? Разве в подобном случае мы не будем считаться теми самыми неблагодарными «нравственными инвалидами», о которых упомянули выше? При том, что Творец есть Тот, Кто дал нам все, что мы имеем, включая и наших родителей. Так, самой большой неблагодарностью с точки зрения Ислама является неблагодарность по отношению к Всевышнему, а затем к родителям. Всевышний Аллах сказал об этом:

﴿وَاعْبُدُوا اللَّهَ وَلَا تُشْرِكُوا بِهِ شَيْئًا﴾

«Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей и делайте добро родителям» (Коран, 4:36).

Поэтому смысл всех видов поклонения в Исламе (намаза, поста, паломничества и т. д.) — это, в первую очередь, благодарность Создателю за все те милости и богатства, которыми Он одарил нас.

Однако Всевышний, в отличие от наших родителей, не нуждается в том, чтобы мы исполняли Его предписания и благодарили Его, т. к. Ему никогда не причинят вред наши тонны грехов, и также мы не сможем принести Ему какую-либо пользу своими благими делами, даже если их будет миллион. Напротив, наши грехи могут причинить вред только нам самим, и наши благие дела могут принести пользу только нам самим, т. к. Аллах — Тот, Кто наказывает за плохие дела и награждает за благие. Отсюда ясно, что поклонение Аллаху необходимо исключительно нам самим, а не Ему, ибо это мы нуждаемся в Его награде и прощении. Это нам нужны Его Рай и защита от Ада. Пользу от поклонения Одному Аллаху получает именно человек, так же, как вред от ослушания Его получает тоже только человек.

Более того, необходимо всегда помнить, что человек состоит не только из тела, но и из души. Соответственно, как каждый из нас ощущает острую необходимость в физической пище для своего тела, так же, без сомнения, он имеет острую необходимость и в духовной пище для своей души. Это и есть созданная в нас острая потребность в поклонении (ибада) кому-либо или чему-либо. Наимудрейший и Милостивый Господь, лучше зная нужды и потребности Своих творений, приказал нам поклоняться только Ему Одному, ибо лишь поклонение Ему сделает человека поистине сильным, полноценным и счастливым, а поклонение чему-либо другому, как, например, различным идолам, богам, могилам, камням, фен-шую, гороскопу, деньгам, моде, женщинам, непременно унизит человека и сделает его в итоге самым несчастным. Отсюда становится очевидным, что приказ о поклонении Одному Аллаху является по сути актом абсолютной милости и безграничной заботы, проявленной Всевышним по отношению к нам (Его рабам), с учетом совершенного знания о нашей сильной нужде и потребности в этом.

В свою очередь, Всевышний Аллах не подчинен никаким законам: ни законам физики, ни каким-либо другим мирским понятиям, которые были созданы Им для Своих творений. Сказал Всевышний Аллах:

﴿لَا يُسْأَلُ عَمَّا يَفْعَلُ وَهُمْ يُسْأَلُونَ﴾

«Не будет спрошен Он за то, что Он совершает, а они [все Его разумные творения] будут спрошены [за свои деяния]» (Коран, 21:23).

Возвращаясь к разговору о том, что если люди максимально прилагают все свои усилия для прогресса, чтобы найти истинное счастье в этой жизни, то разве нам не следует посвятить свою жизнь Тому, Кто создал само это чувство «счастья», а также причины и средства его приобретения? Сказал Всевышний Аллах:

﴿مَنْ عَمِلَ صَالِحًا مِنْ ذَكَرٍ أَوْ أُنْثَىٰ وَهُوَ مُؤْمِنٌ فَلَنُحْيِيَنَّهُ حَيَاةً طَيِّبَةً ۖ وَلَنَجْزِيَنَّهُمْ أَجْرَهُمْ بِأَحْسَنِ مَا كَانُوا يَعْمَلُونَ﴾

«Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно, Мы непременно одарим прекрасной жизнью и вознаградим за лучшее из того, что они совершали» (Коран, 16:97).

Обратите внимание, Всевышний Аллах не сказал: «Мы непременно одарим богатой, многодетной, здоровой жизнью». Ведь мы часто наблюдаем, что богатство и здоровье многих окружающих людей вовсе не делают их счастливыми. Именно поэтому Аллах подчеркнул «прекрасной жизнью», т. е. счастливой жизнью. Только тот человек, сердце которого переполнено трепетом и любовью к Всевышнему, сможет обрести постоянное и истинное счастье, вне зависимости от того, что его постигает на этом Пути.

А что такое счастливая жизнь и каковы ее плоды? Творец обещает счастье и блаженство праведным труженикам не только в этой жизни, но и в жизни после смерти, сказав:

﴿وَالَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ أُولَٰئِكَ أَصْحَابُ الْجَنَّةِ ۖ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ﴾

«А те, которые уверовали и совершали праведные деяния, окажутся обитателями Рая. Они пребудут там вечно» (Коран, 2:82).

Задумайтесь: каждый из нас живет в этом мире в среднем 60-80 лет. Из них около трети мы проводим во сне. В современном обществе примерно четверть всей своей жизни мы проводим, будучи маленькими детьми или же ведя неосознанную и беззаботную жизнь. Последние же несколько лет жизни проходят в старости и беспомощности, в постоянных болезнях и потребности в заботе близких. Таким образом, на самом деле мы живем полноценной и сознательной жизнью всего каких-то 20-25 лет. А теперь подумайте, сколько на эти годы приходится переживаний, выяснений отношений, утомительной работы? Сколько из этих считанных и золотых лет нашей жизни мы действительно делаем то, что нам нравится, приносит пользу, счастье и радость? Размышляя над этим, мы, конечно же, понимаем, что полноценное счастье не может быть только в этой кратковременной жизни, окутанной столькими испытаниями. Подсознательно мы понимаем, что истинное счастье и блаженство должны быть не тленными и мимолетными, а, напротив, подлинными и вечными.

Разве стремление обрести счастье не является главной задачей всей нашей жизни? Нет сомнения в том, что настоящее  счастье заложено в истинной религии всех пророков и посланников (Исламе), которая призывает к истинному единобожию (поклонению и обожествлению Одного Аллаха), совершению благих дел, сторонению грехов, а также соблюдению высоких нравственных качеств во взаимоотношениях с другими людьми.

В нашей следующей статье мы, с дозволением Аллаха, подробно рассмотрим единую суть послания всех пророков Всевышнего, начиная от Адама и Ибрахима и заканчивая Мусой, Исой и Мухаммадом (мир им всем и благословение). Всевышний поведал:

﴿وَمَنْ أَحْسَنُ دِينًا مِمَّنْ أَسْلَمَ وَجْهَهُ لِلَّهِ وَهُوَ مُحْسِنٌ وَاتَّبَعَ مِلَّةَ إِبْرَاهِيمَ حَنِيفًا ۗ وَاتَّخَذَ اللَّهُ إِبْرَاهِيمَ خَلِيلًا﴾

«Чья религия может быть прекраснее религии Того, Кто покорил свой лик Аллаху, будучи творящим добро, и последовал за верой Ибрахима (Авраама), исповедуя единобожие?» (Коран, 4:125).


Подготовил: Рамин Муталлим

Скачать документ в формате PDF

Читайте также:

Религия всех пророков — чему учили все пророки?

Наука о прекрасных именах и атрибутах Всевышнего Аллаха

Важные правила, связанные с именами Аллаха

Три основных имени Аллаха, вокруг которых вращается значение всех других Его имён

Многобожие – самый великий грех в Исламе

Многобожие в поклонении – самый опасный и распространенный вид ширка

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь