Долг – это тревога ночью и унижение днём (Мухаммад ибн Галиб)

969

Шейх Мухаммад ибн Галиб (да хранит его Аллах) сказал:

«Не подобает мусульманину небрежно относиться к имуществу людей. Когда хозяин имущества даёт тебе отсрочку, то это снисхождение с его стороны и проявление добра к тебе, поэтому не отвечай на это добро злом. Напротив, ответь на это добро уплатой своего долга.

Аллах разрешил занимать друг у друга деньги, т.к. в этом есть облегчение для людей и взаимопомощь в их жизни. Однако нельзя относиться с небрежностью к погашению долга. Поэтому тому, кто взял в долг с намерением вернуть его, Аллах поможет в погашении его долга. Если же человек взял в долг, не имея намерения вернуть его, либо он взял с намерением злоупотребления, то он безусловно совершает грех. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто берет в долг имущество людей с намерением вернуть его, тому Аллах поможет в этом. А кто берет в долг с намерением растратить его без возвращения и погубить это имущество, того погубит Аллах» (Бухари).

Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто взял в долг, не имея намерения вернуть его, тот встретит Аллаха как совершивший воровство» (Ибн Маджа, шейх Альбани назвал хадис хорошим (хасан).

То есть, если человек не имел намерения вернуть долг, а затем умер, не вернув его, то он встретится с Аллахом как совершивший грех воровства.

Также Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Оставивший после своей смерти долг размером в динар или дирхам, расплатится за него своими благими деяниями, ибо не будет там ни динаров, ни дирхамов» (Ибн Маджа).

Поэтому не разрешается человеку небрежно относиться к долгам, особенно в наше время, когда некоторых людей ослепили многочисленные компании, раздающие различные товары в рассрочку. Покупка этих товаров в рассрочку считается долгом, и поэтому мусульманин не должен покупать эти товары в рассрочку, кроме как при надобности и имея возможность погасить этот долг. Долг, как говорят люди, это «тревога ночью и унижение днём». Поэтому не подобает мусульманину проявлять небрежность в этом вопросе. Если у тебя имеются деньги, то старайся покупать необходимые для тебя вещи из этих денег, не влезая при этом в долги. Если же ты нуждаешься в том, чтобы взять в долг (к примеру, у тебя есть какая-то потребность или крайняя необходимость), то в этом случае тебе дозволено взять в долг, но при этом ты должен иметь намерение погасить его.

С другой стороны, Ислам побуждает тех, кто даёт в долг, облегчать должникам, если они находятся в затруднительном положении.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Кто желает, чтобы Аллах спас его от печали в день Суда, тот пусть облегчит [условия] должнику, находящемуся в затруднительном положении, или же простит его» (Муслим).

«Простит его» – т.е. либо полностью простит ему его долг, либо же спишет часть долга. Например, если он взял у тебя в долг 1000 дирхамов, то ты ему говоришь: «Я простил тебе 500 дирхамов», тем самым облегчая ему возврат долга.

Также Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Кто предоставит отсрочку должнику, находящемуся в трудном положении, или простит ему его долг (полностью или частично), того Аллах скроет в тени Своего трона в тот день, когда не будет никакой другой тени». (Тирмизи, Достоверность хадиса подтвердил шейх Альбани).»


Автор: Шейх Мухаммад ибн Галиб аль-Умари (да хранит его Аллах)

Перевел: Турар Абу Раяна

Источник: 35-ый урок — шарх «Манзума аль-адаби аль-шарийа»

Дата перевода: 28/1/1441 г.х. = 27/9/2019 г.г.


Скачать документ в формате PDF

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь