Права, к которым побуждает естество человека и признает Ислам

1348

Аннотация

Право Всевышнего Аллаха

Право Посланника Аллаха ﷺ

Права родителей

Право детей

Права родственников

Права супругов

Обязанности мужа перед женой

Обязанности жены перед мужем

Права правителей и народа

Права соседей

Права мусульман

Права немусульман


С именем Аллаха, Милостивого и Милующего

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем, молим о помощи и прощении! К Нему мы прибегаем от зла наших душ и от наших скверных деяний! Кого Аллах наставляет на прямой путь, того никто не введет в заблуждение, а кого Он сбивает с него, того никто не поведет верным путем.

Я свидетельствую, что никто не достоин поклонения, кроме Одного Аллаха, и что Мухаммад — раб и Посланник Аллаха. Мир и благословение ему, его семье, сподвижникам и всем, кто последовал за ними…

Одной из прекрасных сторон религии Аллаха является то, что она соблюдает справедливость и отдает каждому заслуженное право без чрезмерности и упущения. Аллах приказал соблюдать справедливость, делать добро и одаривать родственников. Со справедливостью были посланы посланники, ниспосланы книги и были устроены дела мирской и последней жизни.

Справедливость — это предоставление каждому должного права и заслуженного места. Она не будет полноценной, пока человек не изучит права других, для того чтобы соблюдать их.

Исходя из вышесказанного, я написал это послание, чтобы разъяснить самые важные права и чтобы раб Аллаха по мере возможности претворял их в жизнь.

В этом послании мы разберем следующие виды прав:

  1. Права Всевышнего Аллаха.
  2. Права Пророка ﷺ.
  3. Права родителей.
  4. Права детей.
  5. Права родственников.
  6. Права супругов.
  7. Права правителей и подчиненных.
  8. Права соседей.
  9. Права мусульман в общем.
  10. Права немусульман.

Право Всевышнего Аллаха

Это право — самое главное, обязательное и великое из прав. Потому что оно принадлежит Всевышнему Аллаху, Творцу, Великому, Властелину, Управляющему всеми делами, Владыке, Истинному, Ясному, Живому, Вечному, благодаря Которому воздвигнуты небеса и земля, Который сотворил всякую вещь и придал ей соразмерность с превеликой мудростью. Это право Аллаха, Который сотворил тебя из небытия в то время, когда ты был безвестен, Который вырастил тебя и одарил своей милостью, когда ты был в утробе матери в трёх мраках; когда никто из созданий не мог принести тебе пропитание для твоего развития и жизни. Он наполнил молоком грудь матери для тебя и указал на две тропы: зло и добро. Он приставил к тебе родителей, поддержал тебя, приспособил, одарил тебя милостями, разумом, пониманием и подготовил тебя к принятию и пользованию всем этим.

﴿وَٱللَّهُ أَخۡرَجَكُم مِّنۢ بُطُونِ أُمَّهَٰتِكُمۡ لَا تَعۡلَمُونَ شَيۡ‍ٔٗا وَجَعَلَ لَكُمُ ٱلسَّمۡعَ وَٱلۡأَبۡصَٰرَ وَٱلۡأَفۡ‍ِٔدَةَ لَعَلَّكُمۡ تَشۡكُرُونَ

«Аллах вывел вас из чрева ваших матерей, когда вы ничего не знали. Он наделил вас слухом, зрением и сердцами — для того, чтобы вы благодарили Его за это» (Коран 16:78).

Если Его милости прекратятся хотя бы на мгновение, то ты погибнешь и не сможешь жить.

Если все это является милостью и дарами Аллаха тебе, то Его право, возложенное на тебя, является наивеличайшим правом, так как оно принадлежит Тому, Кто сотворил тебя, подготовил и поддерживает тебя. Он не требует от тебя удела или пропитания.

﴿لَا نَسۡ‍َٔلُكَ رِزۡقٗاۖ نَّحۡنُ نَرۡزُقُكَۗ وَٱلۡعَٰقِبَةُ لِلتَّقۡوَىٰ

«Мы не просим у тебя удела. Мы Сами наделяем тебя уделом. А добрый исход — за богобоязненностью» (Коран 20:132).

Аллах хочет от тебя только одной вещи, и только ты получаешь выгоду от этого: Он хочет, чтобы ты поклонялся Ему одному, не придавая Ему сотоварищей.

﴿وَمَا خَلَقۡتُ ٱلۡجِنَّ وَٱلۡإِنسَ إِلَّا لِيَعۡبُدُونِ۞ مَآ أُرِيدُ مِنۡهُم مِّن رِّزۡقٖ وَمَآ أُرِيدُ أَن يُطۡعِمُونِ۞ إِنَّ ٱللَّهَ هُوَ ٱلرَّزَّاقُ ذُو ٱلۡقُوَّةِ ٱلۡمَتِينُ

«Я сотворил джиннов и людей только для служения Мне. Я не хочу от них никакого удела и не хочу, чтобы они кормили Меня. Воистину, Аллах является Наделяющим уделом, Обладающим могуществом, Крепким» (Коран 51:56-58).

Он хочет, чтобы ты был Его рабом во всех смыслах служения, так как Он твой Господь во всех смыслах господства; хочет, чтобы ты был перед Ним смиренным рабом, который выполняет приказы, остерегается запретов и верит Его Слову. Ведь ты ощущаешь, как Он щедро одаряет тебя милостями. Неужели не будет стыдно тебе променять эти милости на неблагодарность?!

Если бы ты был в долгу перед одним человеком, то ты бы постеснялся противиться, ослушаться его и не стал бы в открытую препираться с ним. Что сказать про Господа, Которому принадлежат все милости, все блага, которыми ты обладаешь, и Он по Своей милости оберегает тебя от каждого зла?!

﴿وَمَا بِكُم مِّن نِّعۡمَةٖ فَمِنَ ٱللَّهِۖ ثُمَّ إِذَا مَسَّكُمُ ٱلضُّرُّ فَإِلَيۡهِ تَجۡ‍َٔرُونَ

«Все блага, которые вы имеете, — от Аллаха. А если вас касается беда, то вы громко зовете Его на помощь» (Коран 16:53).

Действительно, право Аллаха, которым Он обременил нас, легко для того, кому Он облегчил выполнять его, потому что Аллах не сделал это затруднительным, стесняющим или утомляющим.

﴿وَجَٰهِدُواْ فِي ٱللَّهِ حَقَّ جِهَادِهِۦۚ هُوَ ٱجۡتَبَىٰكُمۡ وَمَا جَعَلَ عَلَيۡكُمۡ فِي ٱلدِّينِ مِنۡ حَرَجٖۚ مِّلَّةَ أَبِيكُمۡ إِبۡرَٰهِيمَۚ هُوَ سَمَّىٰكُمُ ٱلۡمُسۡلِمِينَ مِن قَبۡلُ وَفِي هَٰذَا لِيَكُونَ ٱلرَّسُولُ شَهِيدًا عَلَيۡكُمۡ وَتَكُونُواْ شُهَدَآءَ عَلَى ٱلنَّاسِۚ فَأَقِيمُواْ ٱلصَّلَوٰةَ وَءَاتُواْ ٱلزَّكَوٰةَ وَٱعۡتَصِمُواْ بِٱللَّهِ هُوَ مَوۡلَىٰكُمۡۖ فَنِعۡمَ ٱلۡمَوۡلَىٰ وَنِعۡمَ ٱلنَّصِيرُ

«Усердствуйте на пути Аллаха надлежащим образом. Он избрал вас и не сделал для вас никакого затруднения в религии. Такова вера отца вашего Ибрахима (Авраама). Аллах нарек вас мусульманами до этого и здесь (в Коране), чтобы Посланник был свидетелем о вас, а вы были свидетелями о людях. Совершайте намаз, выплачивайте закят и крепко держитесь за [религию] Аллаха. Он — ваш Покровитель. Как же прекрасен этот Покровитель! Как же прекрасен этот Помощник!» (Коран 22:78).

Это право — в идеале не что иное, как образцовое вероубеждение, истинная вера, праведное плодоносное дело; убеждение, построенное на любви и возвеличивании, а ее плодами являются искреннее и настойчивое поклонение.

К этому праву относится ежедневный пятикратный намаз, который нужно выстаивать по мере возможности и за который Аллах прощает грехи, поднимает степени в Раю, исправляет сердца и положение людей.

﴿فَٱتَّقُواْ ٱللَّهَ مَا ٱسۡتَطَعۡتُمۡ

«Бойтесь Аллаха по мере возможностей» (Коран 64:16).

Пророк ﷺ говорил Имрану ибн Хусейну во время его болезни: «Совершай намаз стоя, если не можешь стоя — то сидя, не можешь сидя — то лежа на боку»([1]).

Также к этому праву относится закят (обязательная милостыня). Это маленькая часть имущества богатого, которое он расходует для нужд бедных, малоимущих, путников, должников и других, кто заслуживает это.

Право Аллаха также включает в себя пост в месяц рамадан. Всего один месяц поста в год:

﴿وَمَن كَانَ مَرِيضًا أَوۡ عَلَىٰ سَفَرٖ فَعِدَّةٞ مِّنۡ أَيَّامٍ أُخَرَۗ

«А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» (Коран 2:185).

А кто не может поститься из-за неизлечимой болезни, тому надлежит кормить за каждый день одного бедняка.

Также из права Аллаха — совершение хаджа к Заповедному дому один раз в жизни для тех, кто имеет возможность.

Все, что предшествовало, является основными правами Аллаха. А что касается других видов служения, то некоторые становятся обязательными в экстренных ситуациях, например, противостояние на пути Аллаха([2]), а другая часть становится обязательной по другим причинам, например, оказание помощи притесненному.

О мой брат, поразмышляй, как легко соблюсти это право и какая большая награда содержится в нем. Если ты будешь выполнять его, то обретешь счастье в мирской и последней жизнях, спасешься от Огня и зайдешь в Рай.

﴿فَمَن زُحۡزِحَ عَنِ ٱلنَّارِ وَأُدۡخِلَ ٱلۡجَنَّةَ فَقَدۡ فَازَۗ وَمَا ٱلۡحَيَوٰةُ ٱلدُّنۡيَآ إِلَّا مَتَٰعُ ٱلۡغُرُورِ

«Кто будет удален от Огня и введен в Рай, тот обретет успех, а земная жизнь — всего лишь обольщающее наслаждение» (Коран 3:185).

Право Посланника Аллаха ﷺ

Это самое великое право из прав творений. Ни у кого из людей нет более великого права, чем у Посланника ﷺ.

﴿إِنَّآ أَرۡسَلۡنَٰكَ شَٰهِدٗا وَمُبَشِّرٗا وَنَذِيرٗا٨ لِّتُؤۡمِنُواْ بِٱللَّهِ وَرَسُولِهِۦ وَتُعَزِّرُوهُ وَتُوَقِّرُوهُۚ وَتُسَبِّحُوهُ بُكۡرَةٗ وَأَصِيلًا

«Воистину, Мы отправили тебя [, О Мухаммад,] свиде­телем, добрым вестником и предостерегающим увеще­вателем, чтобы вы уверовали в Аллаха, Его Посланника, почитали и уважали Посланника и прославляли Аллаха утром и перед закатом» (Коран 48:8-9).

Поэтому является обязательным отдавать предпочтение любви к Пророку ﷺ перед любовью ко всем остальным людям. Его надо любить даже больше самого себя, больше родителей и детей.

Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Не уверует никто из вас всецело, пока я не стану для него любимее, чем его родители, дети и все остальные люди»([3]).

Из прав Пророка ﷺ: чтобы человек оказывал ему почет, уважение и возвеличивание, которых он заслуживает, без утрирования и без уменьшения. Почитание его при жизни — это почитание его Сунны и его самого, а почитание его после смерти – это почитание Сунны и шариата, с которым он явился.

Кто изучит, как уважаемые сподвижники почитали и возвеличивали Посланника Аллаха ﷺ, тот узнает, как они воплощали в жизнь это обязательное право.

Когда курайшиты отправили Урву ибн Масуда на переговоры с Пророком ﷺ при худайбийском перемирии, возвратившись к курайшитам, он сказал: «Я бывал не переговорах с такими царями, как Хосров, Цезарь, Негус, и не видел, чтобы кто-то из их сподвижников возвеличивал  своего царя так, как это делали сподвижники Мухаммада; когда он приказывал им, они спешили выполнить его приказ, а когда совершал омовение, они чуть ли не дрались за остаток воды после его омовения, а когда он говорил, они принижали свои голоса перед ним и не смотрели прямо на него из уважения к нему»([4]).

Несмотря на такой почет, проявляемый к Пророку ﷺ, Аллах сделал его обладателем высоких моральных качеств. Он был мягким, легкого характера. Если бы он был грубым, жестким, то они бы непременно отвернулись от него.

Из прав Пророка ﷺ:

— уверовать во все то, что он сообщил из минувшего и будущего;

— выполнять его приказы и сторониться его запретов;

— уверовать в то, что его путь и законодательство являются самыми совершенными, не отдавая предпочтение другому, каким бы ни был этот источник.

﴿فَلَا وَرَبِّكَ لَا يُؤۡمِنُونَ حَتَّىٰ يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيۡنَهُمۡ ثُمَّ لَا يَجِدُواْ فِيٓ أَنفُسِهِمۡ حَرَجٗا مِّمَّا قَضَيۡتَ وَيُسَلِّمُواْ تَسۡلِيمٗا

«Но нет, клянусь твоим Господом! Они не уверуют, пока не изберут тебя [, О Мухаммад,] судьей во всех спорных вопросах; не перестанут испытывать в душе смущение от твоего решения и не подчинятся полностью» (Коран 4:65).

﴿قُلۡ إِن كُنتُمۡ تُحِبُّونَ ٱللَّهَ فَٱتَّبِعُونِي يُحۡبِبۡكُمُ ٱللَّهُ وَيَغۡفِرۡ لَكُمۡ ذُنُوبَكُمۡۚ وَٱللَّهُ غَفُورٞ رَّحِيمٞ

«Скажи [, о Мухаммад]: если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит ваши грехи, ведь Аллах — Прощающий, Милующий» (Коран 3: 31).

Из прав Пророка ﷺ — защита его шариата и Сунны по мере сил и возможностей. Эта защита производится подходящими средствами в зависимости от ситуации. Например, если враждебно настроенный к Сунне человек нападает на нее сомнительными доводами, то защищаться следует при помощи знаний, разъясняя несостоятельность аргументов оппонента. А если он нападает, применяя оружие, то и защищаться нужно соответствующим образом([5]). Верующий, у которого есть возможность защитить Сунну Пророка ﷺ, не может молчать, когда слышит, что кто-то нападает на нее либо порочит самого Пророка ﷺ.

Права родителей

Никто не отрицает заслуги родителей перед детьми. Родители — «причина» возникновения ребенка, и у него есть обязательства перед ними. Ведь они воспитывали его с малых лет, уставали ради его спокойствия и не спали ночами ради его сна. Мать носила тебя, и ты жил за счет ее пищи и здоровья на протяжении девяти месяцев. Аллах указал на это, сказав:

﴿حَمَلَتۡهُ أُمُّهُۥ وَهۡنًا عَلَىٰ وَهۡنٖ

«Мать носила его, испытывая изнеможение за изнеможением» (Коран 31:14).

После этого она кормила тебя грудью в течение двух лет, а затем опекала тебя, перенося всю тяжесть, усталость и сложности.

Также и отец приложил усилия для твоего благополучия и здоровья с самого младенчества, пока ты не стал самос­тоятельным. Он старался воспитывать тебя, давал тебе жизненные советы в то время, когда ты не мог ни отвратить от себя зло, ни приобрести благо. Поэтому Аллах приказал детям хорошо относиться, проявлять добро и благодарить родителей. Всевышний говорит:

﴿وَوَصَّيۡنَا ٱلۡإِنسَٰنَ بِوَٰلِدَيۡهِ حَمَلَتۡهُ أُمُّهُۥ وَهۡنًا عَلَىٰ وَهۡنٖ وَفِصَٰلُهُۥ فِي عَامَيۡنِ أَنِ ٱشۡكُرۡ لِي وَلِوَٰلِدَيۡكَ إِلَيَّ ٱلۡمَصِيرُ

«Мы заповедали человеку делать добро родителям. Мать носила его, испытывая изнеможение за изнемо­жением, и отняла от груди в два года. Благодари Меня и своих родителей, ибо ко Мне предстоит прибытие» (Коран 31:14).

﴿وَقَضَىٰ رَبُّكَ أَلَّا تَعۡبُدُوٓاْ إِلَّآ إِيَّاهُ وَبِٱلۡوَٰلِدَيۡنِ إِحۡسَٰنًاۚ إِمَّا يَبۡلُغَنَّ عِندَكَ ٱلۡكِبَرَ أَحَدُهُمَآ أَوۡ كِلَاهُمَا فَلَا تَقُل لَّهُمَآ أُفّٖ وَلَا تَنۡهَرۡهُمَا وَقُل لَّهُمَا قَوۡلٗا كَرِيمٗا۞ وَٱخۡفِضۡ لَهُمَا جَنَاحَ ٱلذُّلِّ مِنَ ٱلرَّحۡمَةِ وَقُل رَّبِّ ٱرۡحَمۡهُمَا كَمَا رَبَّيَانِي صَغِيرٗا

«Твой Господь предписал вам поклоняться только Ему, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Тьфу!» – не кричи на них и обращайся к ним почтительно. Склони пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком«» (17:23-24).

Право родителей заключается в том, чтобы дети благочестиво относились к ним, проявляли добро словами, делами, имуществом и телом, подчинялись их приказам, если они не содержат ослушания Аллаха и если это не вредит им. Тебе стоит проявлять мягкость и показывать им приветливое лицо, когда говоришь с ними, а когда они достигнут преклонного возраста, или заболеют, или будут слабы — тебе надлежит служить им подходящим образом, не выражая досаду или раздражение. Пусть это не тяготит тебя, ведь скоро ты и сам станешь таким, как они; скоро ты и сам станешь отцом и достигнешь преклонного возраста, если тебе это суждено. Ты будешь сам нуждаться в благочестии детей, как нуждаются в твоем благочестии твои родители. Если ты проявлял благочестие к родителям, то возрадуйся тому, что к тебе будут относиться так же. Ведь кто проявлял благочестие к родителям, его дети будут благочестивы с ним, а кто ослушался родителей — дети ослушаются его, как гласит об этом правило: «Воздаяние будет по заслугам», — или, как говорится: «Что посеешь, то и пожнешь».

Аллах возвысил право родителей, сделав его последова­тельность после Своего права и права Его Посланника ﷺ.

﴿وَٱعۡبُدُواْ ٱللَّهَ وَلَا تُشۡرِكُواْ بِهِۦ شَيۡ‍ٔٗاۖ وَبِٱلۡوَٰلِدَيۡنِ إِحۡسَٰنٗا

«Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей и делайте добро родителям» (Коран 4:36).

﴿أَنِ ٱشۡكُرۡ لِي وَلِوَٰلِدَيۡكَ

«Благодари Меня и своих родителей» (Коран 31:14).

Пророк ﷺ сделал благочестивое отношение к родителям лучше сражения на пути Аллаха, как это передается в хадисе Ибн Масуда (да будет доволен им Аллах), когда он спросил Посланника Аллаха ﷺ:

— Какое деяние более всего любимо Аллаху?

Своевременный намаз.

— А затем какое?

Проявление благочестия к родителям.

— А затем какое?

Сражение на пути Аллаха([6]).

Все предшествующее указывает на важность соблюдения прав родителей, которыми многие люди пренебрегают. Они даже стали ослушаться их и порывают связи с ними. К сожалению, мы наблюдаем, как люди не придают значения праву родителей, ни отца, ни матери, даже, может, некоторые презирают их и возвышаются над ними. Рано или поздно такие люди получат то же самое воздаяние за содеянное.

Право детей

Дети — сыновья и дочери. Права детей многочисленны, и самым важным из них является правильное воспитание. Воспитание — это духовное и нравственное развитие ребенка, пока они не впитают львиную долю праведности и благонравия.

﴿يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ قُوٓاْ أَنفُسَكُمۡ وَأَهۡلِيكُمۡ نَارٗا وَقُودُهَا ٱلنَّاسُ وَٱلۡحِجَارَةُ

«О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни» (Коран 66:6).

Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Каждый из вас — пастырь, и каждый из вас несет ответственность за свою паству, мужчина — пастырь для своей семьи и несет ответственность за свою паству»([7]).

Дети — ответственность на плечах родителей, и родители будут спрошены за них в Судный День. Эта ответственность будет выполнена, только если родители дадут правильное духовное и моральное воспитание, исправляя своих детей. Только после этого дети станут усладой очей родителей в мирской и последней жизни.

﴿وَٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ وَٱتَّبَعَتۡهُمۡ ذُرِّيَّتُهُم بِإِيمَٰنٍ أَلۡحَقۡنَا بِهِمۡ ذُرِّيَّتَهُمۡ وَمَآ أَلَتۡنَٰهُم مِّنۡ عَمَلِهِم مِّن شَيۡءٖۚ كُلُّ ٱمۡرِيِٕۢ بِمَا كَسَبَ رَهِينٞ

«Мы воссоединим верующих с их потомками, которые последовали за ними в вере, и нисколько не умалим их деяний. Каждый человек является заложником того, что он приобрел» (Коран 52:21).

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Когда человек умирает, все его дела прекращаются, за исключением трех: непрерывной милостыни, знания, которым будут пользоваться другие люди, и праведного ребенка, который станет обращаться к Аллаху с мольбами за него»([8]).

Как пришло в этом хадисе из плодов воспитания и правильной дисциплины ребенка то, что он будет приносить пользу родителям даже после их кончины.

Многие родители пренебрегают этим правом, потеряв своих детей и предав их забвению, как будто на них не лежит ответственность за них. Не спрашивают, куда они пошли, когда они придут; не спрашивают об их друзьях, приятелях; не советуют им совершать благое и не запрещают им злодеяния. Удивительно, что такие родители сильно переживают за свое имущество, оберегая и стремясь приумножить его, даже не спят ночами для того, чтобы исправить свое материальное положение, и если задуматься, то в основном выгода от этой заботы возвращается к другим людям. А когда доходит до детей, то нет им никакого дела до них, в то время как забота о детях имеет первостепенную важность и приносит больше пользы как для мирской, так и для последней жизни. Поэтому так же, как на родителях лежит обязанность обеспечить свое чадо едой, питьем и одеждой, на них лежит обязанность насытить сердце ребенка знанием, верой и обеспечение его одеждой души — одеждой богобоязненности. Это и есть настоящее добро по отношению к детям.

Также из прав детей — расходование на них имущества, по справедливости и на разумных условиях, без расточительности и без упущения. А еще в этом содержится благодарность Аллаху за оказанные Им милости, потому что именно Он даровал им имущество. Как человек при своей жизни может скупиться и лишать своих детей имущества, при том, что, в конечном счете, собранное им имущество дети заберут после его смерти?!

Стоит знать, что детям позволяется, в разумных границах, брать из имущества родителя, если тот не выполняет материальные обязанности перед детьми из-за скупости. На это указывает хадис, где Посланник Аллаха ﷺ разрешил Хинд бинт Утбе такой поступок([9]).

Также из прав детей: не выделять одного из них, оказывая ему больше внимания и одаряя его больше других. Нельзя давать одним в то время, когда лишаешь других. Это не что иное, как произвол и несправедливость, а Аллах не любит несправедливых. Подобное действие приводит к тому, что лишенные внимания дети отдаляются от родителей и начинают враждовать с ними и со своими братьями.

Некоторые дети выделяются среди других тем, что они проявляют благочестие к родителям и обращаются с ними мягко; по причине этого некоторые родители покупают им подарки, проявляя благодарность. Однако это не является оправдательной причиной. Ведь нельзя уделять такому ребенку особое внимание в обмен за его благочестие; за это его наградит Аллах. Также подобное отношение может привести к тому, что он станет самодовольным, тщеславным и начнет хвастаться своим превосходством над братьями. Добавь к этому то, что подобное отношение отдаляет другого ребенка и может привести к тому, что он будет упорствовать в своем ослушании. И ведь мы же не знаем: ситуация может измениться; благочести­вый станет непокорным, а непокорный — благочестивым, потому что сердца людей находятся в руках Аллаха, и Он переворачи­вает их, как пожелает.

В двух достоверных сборниках имамов Бухари и Муслима([10]) передается от Нумана ибн Башира, что его отец Башир ибн Саад подарил ему раба, и он сообщил об этом Посланнику Аллаха ﷺ. Тогда Пророк ﷺ сказал:

Подарил ли ты подобный дар каждому ребенку?

— Нет.

Тогда забери назад этого раба.

В другой версии хадиса он сказал: «Бойтесь Аллаха и поступайте справедливо со своими детьми». В другой версии: «Пускай кто-то другой станет свидетелем этого. Ибо я не стану свидетельствовать о несправедливости».

Посланник Аллаха ﷺ назвал то, когда некоторых детей обделяют вниманием, притеснением, а это считается неспра­ведливостью и запретным действием. Однако стоит учитывать, что если у одного ребенка будет определенная нужда, а у другого ее нет, то шариат не запрещает родителям давать ему то, что покроет эту нужду. Например, если один ребенок нуждается в канцелярских принадлежностях, либо лечении, либо женитьбе, а другие – нет, то нет проблем выделить ему то, что покроет эту нужду.

Если родители будут выполнять свои обязанности перед детьми, правильно воспитав и обеспечив их, Аллах непременно наставит их детей к благочестивому отношению к ним, и они станут соблюдать свои обязанности перед родителями, а если родители халатно относились к своим обязанностям, то будут наказаны тем, что дети также не станут соблюдать свои обязанности, как говорится: «Что посеешь, то и пожнешь».

Права родственников

Это право любого человека, связанного с тобой родствен­ными узами, например, братьев, дяди со стороны отца или со стороны матери и их детей (двоюродные братья и сестра).

﴿وَءَاتِ ذَا ٱلۡقُرۡبَىٰ حَقَّهُ

«Выполняй должным образом права родственников» (Коран 17:26).

﴿وَٱعۡبُدُواْ ٱللَّهَ وَلَا تُشۡرِكُواْ بِهِۦ شَيۡ‍ٔٗاۖ وَبِٱلۡوَٰلِدَيۡنِ إِحۡسَٰنٗا وَبِذِي ٱلۡقُرۡبَىٰ

«Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей. Делайте добро родителям и родственникам» (Коран 4:36).

Человек обязан поддерживать родственные связи, как от него требуют обычаи его народа, помогая своим статусом, оказывая физическую и материальную поддержку в зависимости от близости и нужды родственника. Этому обязывают религия, рациональное мышление и естественная предрасположенность к принятию истины (фитра).

Священные тексты, мотивирующие и побуждающие поддерживать родственные связи, многочисленны. Например, пришло в двух достоверных сборниках Бухари и Муслима от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Воистину, Всемогущий и Великий Аллах создал все творения, а когда Он завершил создание, родственная связь пришла и сказала:

Это место того, кто прибегает к Твоей защите от разрыва родственных уз?

— Да. Разве ты недовольна тем, что Я буду поддерживать тех, кто поддерживает тебя, и порывать с теми, кто будет порывать тебя?!

Да.

— Я даровал тебе это, — а затем Посланник Аллаха сказал: — Если желаете, то прочитайте слова Всевышнего:

﴿فَهَلۡ عَسَيۡتُمۡ إِن تَوَلَّيۡتُمۡ أَن تُفۡسِدُواْ فِي ٱلۡأَرۡضِ وَتُقَطِّعُوٓاْ أَرۡحَامَكُمۡ۞ أُوْلَٰٓئِكَ ٱلَّذِينَ لَعَنَهُمُ ٱللَّهُ فَأَصَمَّهُمۡ وَأَعۡمَىٰٓ أَبۡصَٰرَهُمۡ

«Может ли случиться так, что если власть будет принадлежать вам, то станете вы распространять нечестие по земле и порывать родственные связи?! Таковы те, которых проклял Аллах, лишив их слуха и зрения« (Коран 47:22-23)»([11]).

Также Пророк ﷺ говорил: «Кто верит в Аллаха и Судный День, пусть поддерживает родственные связи»([12]).

Многие люди небрежно относятся к этому праву и проявляют нерадивость к нему. Некоторые из них вообще, не признают право родственников и поэтому не поддерживают их материально, не помогают им своим статусом и не проявляют к ним благочестие своими нравами. Проходят дни и месяцы, а он даже не видел свою родню, не посещает ее, не проявляет к ней свою симпатию, делая подарки, и не обеспечивает ее необходимости и нужды. Дело доходит до того, что некоторые плохо относятся к родственникам своими злыми языками, либо злодеяниями, либо и тем и другим. Такие люди переворачивают все и начинают поддерживать связь с далекими им людьми, порывая с близкими.

Среди людей есть такие, которые поддерживают родствен­ные отношения, только если его родственники поддерживают их, и порывают связи с теми, кто порывает с ним. В действительности в глазах Ислама такой не является поддержи­вающим родственные узы. Он всего лишь отвечает за добро тем же. Поступать так легко даже с чужим для тебя человеком, ведь отвечать добром на добро совсем не сложно.

Действительно поддерживающим родственные узы являет­ся тот, кто делает это ради Аллаха, не обращая внимания на то, поступают ли с ним хорошо в ответ или нет.

Абдулла ибн Амр ибн Ас передает, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Отвечающий добром на добро не является настоящим, кто поддерживает родственные узы, однако таким является тот, кто поддерживает их с порывающим»([13]).

Однажды один человек спросил Пророка ﷺ: «О, Послан­ник Аллаха! У меня есть родственники, с которыми я поддерживаю родственные связи, тогда как они порывают их; я делаю им добро, а они причиняют мне зло; я кроток с ними, когда они бранят меня!» — на что Пророк ﷺ сказал: «Если дело обстоит так, как ты сказал, то ты словно наполняешь их рты горячей золой [т. е. за это они получают великий грех]; ангел Аллаха, помогающий тебе против них, будет пребывать с тобой, пока ты будешь продолжать так делать»([14]).

Одного того, что Аллах будет поддерживать в этой жизни и в вечной того, кто поддерживает родственные связи, достаточно, чтобы осознать важность этого права. Ведь поддержка Аллаха заключается в том, что Он станет одаривать человека Своими милостями, облегчать его дела и развеивать его печаль. Добавь к этому то, что по причине поддержки родственных уз сближаются семьи, между ними растет любовь, сочувствие, взаимопомощь в радости и в горе, что, как известно на практике, приводит к гармонии семейного очага. Противоположность всего перечисленного станет происходить в том случае, если порывать родственные узы.

Права супругов

У брачных уз есть особое значение и следствия, так как это союз между мужем и женой, который обязывает каждого из них соблюдать физические, социальные и материальные права друг друга. Поэтому для супругов необходимо соблюдать хорошие отношения и беспрекословно выполнять свои обязанности. Они не должны чувствовать при этом нерадивость или попрекать друг друга, однако должны делать это с легкостью и снисходительностью. Всевышний Аллах сказал:

﴿وَعَاشِرُوهُنَّ بِٱلۡمَعۡرُوفِۚ

«Живите с ними (женами) достойно» (Коран 4:19).

Также Он сказал:

﴿وَلَهُنَّ مِثۡلُ ٱلَّذِي عَلَيۡهِنَّ بِٱلۡمَعۡرُوفِۚ وَلِلرِّجَالِ عَلَيۡهِنَّ دَرَجَةٞۗ

«Жены имеют такие же достойные права, как и обязанности, однако мужья выше по положению» (Коран 2:228).

Женщина, как и мужчина, обязана соблюдать права своего мужа. Они смогут прожить долгую и счастливую жизнь только тогда, когда каждый из них будет выполнять свои обязанности. Если же будет иначе, то между ними начнут происходить раздоры и конфликты, и гармония их совместной жизни нарушится.

В Исламе пришло множество священных текстов, завещающих по-доброму относиться к женщине, в которых говорится, что надо учитывать: не бывает совершенных людей. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Проявляйте добрые отношения к вашим женщинам, ведь женщина [т. е. первая женщина — Ева] была создана из ребра, а самое кривое место в ребре — его верхушка: если ты попытаешься его выпрямить, то оно сломается, а если оставишь все как есть, то оно так и останется кривым. Посему проявляйте добрые отношения к женщинам!»([15])

В другой версии хадиса говорится: «Поистине, женщина была создана из ребра, и оно никогда не выпрямится. Поэтому если ты желаешь наслаждаться ею, то наслаждайся, невзирая на ее кривизну, а если будешь пытаться выпрямить ее – сломаешь, т. е. разведешься с ней»([16]).

Пророк ﷺ также говорил: «Пусть не презирает верующий верующую. Если ему не нравится одна черта ее характера – ему понравится другая»([17]).

В этих хадисах Посланник Аллаха ﷺ советует своей общине, как должен относиться мужчина к женщине; что ему необходимо принимать от нее то, что ей по силам, поскольку она создана так, что не может быть совершенной. Мужчина не сможет наслаждаться ею, кроме как приняв ее природу.

Эти хадисы также указывают на то, что человеку необходимо сопоставлять хорошие качества и недостатки женщины. Если ему не понравится какая-то черта ее характера, то пусть сравнит ее с другой чертой, которой он доволен, [ведь будет несправедливо оценивать ее только] через призму ненавистных черт ее характера.

Многие мужчины хотят совершенства от своих жен, в то время как это невозможно. По этой причине мужчины попадают в сложные ситуации и лишаются наслаждения своими женами. Такое отношение может даже привести к разводу. Поэтому Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если будешь пытаться выпрямить ее — сломаешь, т. е. разведешься с ней». Из-за этого мужчине надлежит идти на уступки и не обращать внимание на проступки своей жены, если только это не вредит религии или чести.

Обязанности мужа перед женой

Обязанности мужа перед женой заключаются в следующем: содержать ее, обеспечивать едой, питьем, одеждой, жильем и т. д. Всевышний Аллах говорит:

﴿وَعَلَى ٱلۡمَوۡلُودِ لَهُۥ رِزۡقُهُنَّ وَكِسۡوَتُهُنَّ بِٱلۡمَعۡرُوفِۚ

«А тот, у кого родился ребенок, должен обеспечивать питание и одежду матери на разумных условиях» (Коран 2:233).

Посланник Аллаха ﷺ говорил:

«Перед женами на вас лежит обязанность обеспечивать их питанием и одеждой на разумных условиях»([18]).

Также его однажды спросили: «Какие права имеют наши жены?» — на что он ответил: «Ты обязан кормить ее, если ешь сам; одевать ее, если одеваешься сам; пусть не бьет ее по лицу; не говорить ей мерзкие слова; и не оставляет ее ложе, только как дома»([19]).

В обязанности мужа также входит соблюдение справед­ливости между женами, если у него их больше одной. Он должен справедливо расходовать на них; справедливо предоставлять им жилье; проявлять справедливость в ночевке; и проявлять справедливость во всем, где она необходима. Воистину, отдавать предпочтение одной из них над другой во всем перечисленном является большим грехом, как об этом сообщил Посланник Аллаха ﷺ: «У кого было две жены, а он склонился только к одной из них, тот предстанет в День Воскрешения искривленным»([20]).

Что касается того, в чем невозможно проявлять справедли­вость, например любовь или успокоение души, то в этом нет греха, так как это неподвластно мужу. Всевышний Аллах сказал:

﴿وَلَن تَسۡتَطِيعُوٓاْ أَن تَعۡدِلُواْ بَيۡنَ ٱلنِّسَآءِ وَلَوۡ حَرَصۡتُمۡۖ

«Вы не сможете относиться к женам одинаково справедливо даже при сильном желании» (Коран 4:129).

Посланник Аллаха ﷺ делил ночлег между своими женами справедливо и говорил: «О Аллах, это — мое деление в том, что в моей власти, так не упрекай же меня за то, что в Твоей власти, но не в моей!»([21]).

Также не является нарушением справедливости, если одна из жен сама разрешит мужу переночевать у другой, как это сделала Сауда, которая подарила свою ночь Аише, и Пророк ﷺ ночевал у Аиши две ночи: ночь Аиши и ночь Сауды([22]).

Еще одним доводом на это является хадис, где говорится, что когда Посланник Аллаха ﷺ был болен и вследствие этой болезни скончался, он спрашивал: «У кого я должен ночевать завтра? У кого я должен ночевать завтра?» — тогда его жены разрешили ему самому выбрать, где ночевать, и он остался в доме Аиши, пока не скончался([23]).

Обязанности жены перед мужем

Право мужа выше по положению, чем право жены, на что указывают следующие слова Всевышнего Аллаха:

﴿وَلَهُنَّ مِثۡلُ ٱلَّذِي عَلَيۡهِنَّ بِٱلۡمَعۡرُوفِۚ وَلِلرِّجَالِ عَلَيۡهِنَّ دَرَجَةٞۗ

«Жены имеют такие же достойные права, как и обязанности, однако мужья выше по положению» (Коран 2:228).

Это из-за того, что мужчина является попечителем женщины, который ответственен за ее благополучие, воспитание и который должен направлять ее на праведность.

Всевышний сказал:

﴿ٱلرِّجَالُ قَوَّٰمُونَ عَلَى ٱلنِّسَآءِ بِمَا فَضَّلَ ٱللَّهُ بَعۡضَهُمۡ عَلَىٰ بَعۡضٖ وَبِمَآ أَنفَقُواْ مِنۡ أَمۡوَٰلِهِمۡۚ

«Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним преимущество перед другими, и потому что они расходуют на них из своего имущества» (Коран 4:34).

Из обязательств жены перед мужем: чтобы она подчинялась ему, если только он не велит ослушаться Аллаха; чтобы она хранила его секреты и имущество. Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Если бы я мог приказать совершить земной поклон для кого-либо [помимо Аллаха], то приказал бы женщине совершить его своему мужу»([24]).

Также Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Если муж зовет жену в постель, а она отказывается, вследствие чего он проводит ночь рассерженным, то ангелы проклинают ее до самого утра»([25]).

Из ее обязательств: чтобы она не лишала мужа наслаждения, даже совершая желательные виды поклонения. Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Если муж находится в городе, то женщине не разрешается поститься, только с его позволения. Ей не дозволено впускать в дом кого-либо, только с его позволения»([26]).

Посланник Аллаха ﷺ сделал довольство мужа причиной того, что женщина зайдет в Рай. Имам Тирмизи привел хадис Уммы Салама (да будет доволен ею Аллах), что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если женщина покинет этот мир, а ее муж доволен ею, то она войдет в Рай»([27]).

Права правителей и народа

Правители — это те, кто берется за управление делами мусульман, будь то общее правление (например, президент страны) или какая-то должность в правительстве (например, глава администрации или ответственный за определенные дела правительства). У каждого из них есть свои обязанности перед населением, а у населения — обязанности перед ними.

В обязательства правителей перед народом входит исполнение ответственности, которую Аллах возложил на них. Например, они должны чистосердечно относиться к своему народу; вести их к истинному пути, который гарантирует им благополучие мирской и последней жизней. Всего этого можно добиться, только следуя пути верующих, на котором был Посланник Аллаха ﷺ. В таком случае все общество — и правители, и население — будет счастливым. Также это наилучший способ, которым можно добиться довольства народа и наладить связь с ним, в результате чего он станет подчиняться приказам своих правителей и выполнять свои обязательства. Ведь сердца в Руках Аллаха, и Он переворачивает их, как пожелает: если правитель будет бояться Аллаха, люди станут уважать его; если он будет искать довольства Аллаха, Аллах избавит его от тягот, связанных с людьми, и сделает их довольными им.

В свою очередь, у народа есть свои обязательства перед правителем, и в них входят: честное выполнение ответствен­ности, которую ему вверил правитель; народ должен напоминать правителям, если те что-то предали забвению([28]); молить Аллаха исправить их, если они отклонились от истины; подчиняться их приказам, если в этом нет греховного. Только так можно построить стойкое общество и установить порядок. И, наоборот, если ослушаться и нарушать приказы правителей, то это приведет к распространению хаоса и беспорядка в стране. Именно поэтому Аллах приказал людям подчиняться Ему, Его Посланнику и представителям власти, сказав:

﴿يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُوٓاْ أَطِيعُواْ ٱللَّهَ وَأَطِيعُواْ ٱلرَّسُولَ وَأُوْلِي ٱلۡأَمۡرِ مِنكُمۡۖ

«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладателям власти среди вас» (Коран 4:59).

Пророк ﷺ говорил: «Мусульманин обязан слушаться и повиноваться правителям независимо от того, нравится это ему или нет. Исключением будет, если они станут приказывать греховное. В таком случае он не должен слушаться и повиноваться им в этом приказе»([29]).

Абдулла ибн Амр сказал: «Как-то раз, находясь с Посланником Аллаха в пути, мы остановились в одном месте, как вдруг глашатай Посланника Аллаха возвестил: «Собирайтесь на намаз!« — и мы собрались у Посланника Аллаха , который сказал: «Поистине, Аллах не отправил пророка, который не был бы обязан указать своей общине на всякое благо, что известно ему, и удержать их от всякого зла, что известно ему. Аллах сделал благополучие вашей общины в ее начале, а ее конец постигнет бедствия и то, что вы будете порицать. Наступят смуты, предыдущая из которых будет казаться слабее следующей. Придет смута, и верующий будет говорить о ней: «Она точно погубит меня!» Затем придет другая, и он скажет: «Эта [точно погубит меня]!» Кто желает спастись от Огня и войти в Рай, пусть уверует в Аллаха и Судный День и обращается с людьми так, как он желает, чтобы они обращались с ним, прежде чем его постигнет смерть. Кто присягнул правителю и поклялся верно служить ему, тот пусть повинуется ему, если сможет. Если же другой станет бороться с ним за власть, то отрубите голову([30]) этому другому«»([31]).

Однажды один человек обратился к Посланнику Аллаха ﷺ с вопросом: «О пророк Аллаха, скажи, что ты повелишь нам делать, если власть над нами получат такие правители, которые будут требовать от нас полагающееся им, но станут отказывать нам в том, что причитается нам?» — Пророк ﷺ отвернулся от него, когда же он снова спросил его об этом, Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Слушайте и повинуйтесь, ибо они понесут ответственность за то, что возложено на них, а вы — за то, что возложено на вас»([32]).

Другим обязательством народа перед правителем является оказание им помощи в выполнении задач, возложенных на них. Каждый должен знать свои цели и задачи в обществе, чтобы оно функционировало должным образом.

Права соседей

Сосед — это тот, кто живет близко к твоему дому, и у тебя есть важные обязательства перед ним.

Если он приходится тебе родственником и является мусульманином, то обладает тремя правами по отношению к тебе:

  • Право соседа.
  • Право родственника.
  • Право мусульманина.

Если же он не приходится тебе родственником, но является мусульманином, то обладает двумя правами:

  • Право соседа.
  • Право мусульманина.

Если он приходится тебе родственником, но не является мусульманином, то обладает двумя правами:

  • Право соседа.
  • Право родственника.

Если же он не приходится тебе родственником и не является мусульманином, то обладает только правом соседа.

Всевышний Аллах сказал:

﴿وَبِٱلۡوَٰلِدَيۡنِ إِحۡسَٰنٗا وَبِذِي ٱلۡقُرۡبَىٰ وَٱلۡيَتَٰمَىٰ وَٱلۡمَسَٰكِينِ وَٱلۡجَارِ ذِي ٱلۡقُرۡبَىٰ وَٱلۡجَارِ ٱلۡجُنُبِ

«Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям из числа ваших родственников и соседям, которые не являются вашими родственни­ками» (Коран 4:36).

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Джибриль продолжал давать мне наставления о необходимости хорошего отношения к соседу, так что я даже подумал, будто он включит его в число наследников»([33]).

Одним из прав соседа является хорошее отношение к нему и оказание ему материальной и моральной помощи. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Лучший сосед перед Аллахом — тот, который лучше всех относится к своему соседу»([34]).

Он также сказал: «Кто верует в Аллаха и Судный День, пусть хорошо относится к своему соседу»([35]).

Также он говорил: «Если ты готовишь бульон, то добавь побольше воды и угости своих соседей»([36]).

Другое проявление хорошего отношения к соседу: дарить ему подарки по праздникам, так как это вызывает симпатию и устраняет вражду.

Еще одно обязательство перед соседом: не вредить ему словами и делами. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Клянусь Аллахом, не уверует! Клянусь Аллахом, не уверует! Клянусь Аллахом, не уверует!» Его спросили: «Кто, о посланник Аллаха?» Он сказал: «Тот человек, сосед которого не находится в безопасности от его зла». В другой версии говорится: «Не войдет в рай тот человек, сосед которого не находится в безопасности от его зла»([37]). Тот, чей сосед не находится в безопасности от его зла, не является [полноценным] верующим и не войдет в Рай. На сегодняшний день многие люди не придают значения правам соседей. Их соседи не находятся в безопасности от их зла, и они постоянно ругаются, спорят, посягают на права друг друга и вредят им словами и делами. Все это идёт вразрез с приказами Аллаха и Его Посланника ﷺ и приводит к разобщенности мусульман, взаимной отдаленности и неуважительному отношению друг к другу.

Права мусульман

Этих прав очень много. Об одном из таких прав говорится в достоверном хадисе, в котором Пророк ﷺ сказал: «Шесть вещей входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу:

  • если ты встретишь его, то приветствуй его;
  • если он пригласит тебя, ответь на приглашение;
  • если он попросит у тебя совета, дай ему совет;
  • если он чихнет и воздаст хвалу Аллаху, пожелай ему милости;
  • если он заболеет, навести его;
  • если он умрет, то проводи его [т. е. прими участие в похоронах]»([38]).

Это хадис разъяснил некоторые права мусульман.

Во-первых, приветствие (салям). Это является крайне желательным действием в шариате, которое Пророк ﷺ не оставлял (сунна муаккада), и одной из причин дружбы и любви между мусульманами, что очевидно.

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Клянусь Аллахом, вы не войдете в Рай, пока не уверуете, а не уверуете вы до тех пор, пока не станете любить друг друга. Не указать ли мне вам на то, что приведет вас к взаимной любви, если вы будете делать это? Распространяйте салям между собой»([39]).

Также сам Посланник Аллаха ﷺ первым приветствовал того, с кем он встречался, и поступал так даже с детьми, мимо которых он проходил.

При приветствии сунной является, чтобы младший первым здоровался со старшим; малое количество людей — с большим, всадник — с пешим. Если тот, кому следует поздороваться первым, не сделает этого, то пусть это сделает другой, чтобы получить награду за приветствие: пусть приветствие начнет старший, если младший этого не сделает, и пусть большая группа приветствует малую, если последние не сделают этого первыми.

Аммар ибн Ясир (да будет доволен им Аллах) сказал: «В полной мере обладает верой тот, кому присущи три качества: справедливость, обыкновение приветствовать всех людей и расходовать свои средства, невзирая на бедность»([40]).

Приветствовать первым, как было сказано раньше, желательно, а отвечать на приветствие является коллективной обязанностью (фард кифая): если один человек выполнит его, то грех спадает от остальных.

Всевышний Аллах сказал:

﴿وَإِذَا حُيِّيتُم بِتَحِيَّةٖ فَحَيُّواْ بِأَحۡسَنَ مِنۡهَآ أَوۡ رُدُّوهَآۗ

«Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым» (Коран 4:86).

Поэтому отвечать на приветствие (салям) такими словами, как «добро пожаловать», недостаточно, так как этот ответ не лучше и не равен саляму. Если кто-то скажет: «Ассаляму аляйкум!» — то стоит отвечать: «Уа аляйкум ассалям!» — а если скажут: «Добро пожаловать!» — то пусть он ответит так же, но лучше будет добавить приветствие.

Во-вторых, если мусульманин позвал тебя к себе в гости, то прими его приглашение. Принятие приглашения является крайне желательным поступком (сунна муаккада), так как это утешит пригласившего и укрепит дружбу и любовь. Исключением является приглашение на свадьбу: принять приглашение на нее обязательно [при наличии соответствующих условий]. Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Кто не принял приглашения, тот ослушался Аллаха и Его Посланника»([41]).

Я полагаю, что слова Посланника Аллаха ﷺ «если он пригласит тебя, ответь на его приглашение» применимы даже к просьбе о помощи. Например, если он позвал тебя помочь перенести или выбросить что-либо, то тебе приказано помочь ему. Пророк ﷺ сказал: «Верующие друг для друга подобны строению, части которого поддерживают друг друга»([42]).

В-третьих, в хадисе говорится «если он попросит у тебя совета, дай ему совет», так как это является частью религии. Пророк ﷺ сказал: «Религия заключается в проявлении чистосердечия по отношению к Аллаху, Его Книге, Его Посланнику, правителям мусульман и ко всем мусульманам вообще»([43]).

Тебе не обязательно давать совет тому, кто не просил у тебя его, если только ты не знаешь, что он собирается сделать что-то греховное или вредное. В таком случае ты обязан дать ему совет, так как это относится к устранению греховного и вредного.

В-четвёртых, в хадисе говорится: «Если он чихнет и воздаст хвалу Аллаху, пожелай ему милости», — то есть скажи ему: «Да помилует тебя Аллах» (ярхамука Аллаху), — в качестве благодар­ности за восхваление Аллаха после чихания. Если же он чихнул и не воздал хвалу Аллаху, то лишается этого права, и не следует делать за него предыдущие дуа.

Если чихнувший воздал хвалу Аллаху, то сказать ему «да помилует тебя Аллах» является обязательным, а ему, в свою очередь, является обязательным ответить фразой «да поведет вас Аллах прямым путем и исправит ваши дела» (яхдикумуЛлах уа юслиху балякум). Если он чихнет несколько раз, то предыдущее дуа следует повторять до трех раз, а на четвертый сказать «да исцелит тебя Аллах» (афака Аллах).

В-пятых, в хадисе говорится: «Если он заболеет, навести его». Навестить больного является правом мусульманина. Мусульманин обязан выполнять его, а если больной является его родственником, другом или соседом, то это право становится сильнее. Нанесение визита больному зависит от ситуации и состояния болеющего: иногда стоит посещать его чаще, а иногда — реже. Тому, кто навещает больного, желательно спросить о его состоянии, сделать за него дуа, обнадежить и успокоить его, так как это самая значимая причина дальнейшего выздоровления. Также следует мягко напомнить больному о раскаянии, чтобы не напугать его. Например, сказать ему: «Эта болезнь может быть благом для тебя, ведь Аллах по ее причине прощает прегрешения, злодеяния… Возможно, по причине того, что ты проводишь свое время, ты получишь большую награду, так как ты можешь проводить его, поминая Аллаха, прося Его о прощении и обращаясь к Нему».

В-шестых, в хадисе говорится: «Если он умрет, то проводи его [т. е. прими участие в похоронах]». Провести похоронную процессию — одно из обязательств мусульман перед своим братом, и за его выполнение полагается большая награда. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто примет участие в похоронах до совершения заупокойной молитвы, тот получит в награду «кират«, а кто примет участие в похоронах до погребения, тот получит в награду два «кирата«. Его спросили: «А что такое два кирата»? Он ответил: «Они подобны двум огромным горам«»([44]).

В-седьмых, мусульманин не должен вредить другому мусульманину, так как причинять вред мусульманам является большим грехом. Всевышний Аллах говорит:

﴿وَٱلَّذِينَ يُؤۡذُونَ ٱلۡمُؤۡمِنِينَ وَٱلۡمُؤۡمِنَٰتِ بِغَيۡرِ مَا ٱكۡتَسَبُواْ فَقَدِ ٱحۡتَمَلُواْ بُهۡتَٰنٗا وَإِثۡمٗا مُّبِينٗا

«А те, которые незаслуженно поносят верующих мужчин и верующих женщин, взваливают на себя бремя клеветы и явного греха» (Коран 33:58).

Чаще всего тому, кто причиняет вред мусульманину, Аллах отомстит уже в мирской жизни. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Откажитесь от ненависти по отношению друг к другу, не перебивайте торговли друг другу и будьте братьями, о рабы Аллаха, ведь мусульманин мусульманину брат, и поэтому не должен никто из мусульман ни притеснять другого, ни относиться к нему с презрением, ни оставлять его без помощи. Для того, чтобы заслуживать порицания, мусульманину достаточно презирать своего брата по вере. Для каждого мусульманина неприкосновенны жизнь, имущество и честь другого мусульманина!»([45]).

Таких обязательств множество, но все они лаконично выражены в словах Пророка ﷺ: «Мусульманин — брат мусульманина». Если человек воплотит это братство, то он постарается добиться для него всего самого лучшего и уберечь его от всего дурного.

Права немусульман

Немусульмане делятся на четыре вида:

  • Те, кто находится в состоянии войны с мусульманским государством (харби).
  • Те, кто получил гарантию о безопасности от мусульман (мустамин).
  • Те, со страной которых мусульмане заключили договор о перемирии (муахад).
  • Те, кто живет под покровительством мусульманской страны (зимми).

Что касается первых, то мусульмане не обязаны защищать их или покровительствовать им.

Что касается вторых, то мусульмане обязаны предоставлять им защиту в оговоренных времени и месте. Всевышний сказал:

﴿وَإِنۡ أَحَدٞ مِّنَ ٱلۡمُشۡرِكِينَ ٱسۡتَجَارَكَ فَأَجِرۡهُ حَتَّىٰ يَسۡمَعَ كَلَٰمَ ٱللَّهِ ثُمَّ أَبۡلِغۡهُ مَأۡمَنَهُ

«Если же какой-либо многобожник попросит у тебя убежища, то предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать Слово Аллаха. Затем доставь его в безопасное место» (Коран 9:6).

Что касается третьих, то мусульмане должны соблюдать условия договора в течение срока его действия при условии, что они сами соблюдают его в полной мере, не поддерживают никого против мусульман и не оскорбляют их религию. Всевышний Аллах говорит:

﴿إِلَّا ٱلَّذِينَ عَٰهَدتُّم مِّنَ ٱلۡمُشۡرِكِينَ ثُمَّ لَمۡ يَنقُصُوكُمۡ شَيۡ‍ٔٗا وَلَمۡ يُظَٰهِرُواْ عَلَيۡكُمۡ أَحَدٗا فَأَتِمُّوٓاْ إِلَيۡهِمۡ عَهۡدَهُمۡ إِلَىٰ مُدَّتِهِمۡۚ إِنَّ ٱللَّهَ يُحِبُّ ٱلۡمُتَّقِينَ

«Это не относится к тем многобожникам, с которыми вы заключили договор, а они его не нарушили и никому не помогали против вас. Соблюдайте же договор с ними до истечения его срока. Воистину, Аллах любит богобоязненных» (Коран 9:4).

Также Он сказал:

﴿وَإِن نَّكَثُوٓاْ أَيۡمَٰنَهُم مِّنۢ بَعۡدِ عَهۡدِهِمۡ وَطَعَنُواْ فِي دِينِكُمۡ فَقَٰتِلُوٓاْ أَئِمَّةَ ٱلۡكُفۡرِ إِنَّهُمۡ لَآ أَيۡمَٰنَ لَهُمۡ لَعَلَّهُمۡ يَنتَهُونَ

«Если же они нарушат клятвы после заключения [мир­ного] договора и станут дискредитировать вашу рели­гию, то ведите борьбу с предводителями неверия, ибо они сами не соблюдают договорённости» (Коран 9:12).

Что касается четвертых, то по сравнению с предыдущими группами между ними и мусульманами есть больше прав и обязанностей, так как они живут в мусульманских странах, под их покровительством и протекцией в обмен на налог (джизью), которую они выплачивают. Правитель мусульман обязан применять к ним постановления Ислама относительно неприкосновенности жизни, имущества и чести и должен наказывать за то, что они считают запретным в их религии. Также он обязан защищать их и оберегать от вреда.

Они, в свою очередь, должны носить свою [традиционную] отличительную одежду; публично не совершать предосудитель­ного по канонам Ислама и не демонстрировать [провокационно] символику своей религиозности (например, колокол, крест и т. п.). Более подробно эта тема освещена в соответствующих книгах [мазхабов].

Хвала Аллаху, Господу миров! Да благословит Аллах нашего Пророка Мухаммада, его семью и сподвижников!


[1] Ахмад (4/426), Бухари (1117), Абу Дауд (1/217), Тирмизи (1/231), ибн Маджа (1223) и др.

[2] Например, когда правитель мусульман в лице президента страны, верховного главнокомандующего мобилизует войска для защиты родины и т. д. – Прим. пер.

[3] Бухари (14), Муслим (1/49), Насаи (8/114-115), Ибн Маджа (168).

[4] Бухари (2731), Мусаннаф Абдураззак (9720), Ахмад (4/324-325) и др.

[5] Подобные решения — исключительная прерогатива правителей мусульман в лице главы государства и компетентных силовых структур. — Прим. пер.

[6] Бухари (527), Муслим (1/62-63). Прим. пер.: в шариате все военные действия являются исключительной прерогативой верховного главнокомандующего в лице правителя страны.

[7] Бухари (893), Муслим (6/7-9).

[8] Бухари (37), Муслим (5/73).

[9] Бухари (2211), Муслим (5/129-130).

[10] Бухари (2586), Муслим (5/65-67).

[11] Бухари (4830), Муслим (7/8).

[12] Бухари (6138).

[13] Бухари (5991).

[14] Муслим (2558).

[15] Бухари (5186), Муслим (4/178).

[16] Бухари (5184), Муслим (4/178).

[17] Муслим (4/178).

[18] Муслим (4/38).

[19] Абу Дауд (1/494), Насаи (289), Ибн Маджа (1850).

[20] Абу Дауд (1/492), Тирмизи (2/304), Насаи (7/63).

[21] Тафсир Ибн Джарира (5/203).

[22] Бухари (5212), Муслим (4/174).

[23] Бухари (5217), Муслим (4/174).

[24] Тирмизи (2/414), Ибн Хиббан (1291) и др.

[25] Бухари (5193), Муслим (4/157).

[26] Бухари (5195), Муслим (3/192).

[27] Тирмизи (2/314) и др.

[28] Напоминание правителям должно быть тайным образом, как на это указал Пророк ﷺ в достоверном хадисе (Ахмад, 15333). — Прим. пер.

[29] Бухари (2955), Муслим (6/15).

[30] Высшая мера наказания, спецоперации и т. д. — это исключительная прерога­тива правителей мусульман в лице главы государства и компетентных силовых структур. — Прим. пер.

[31] Муслим (1844).

[32] Муслим (1846).

[33] Бухари (6014), Муслим (2625).

[34] Ахмад (6566), Тирмизи (1944).

[35] Муслим (47).

[36] Муслим (2625).

[37] Бухари (6016).

[38] Муслим (2162).

[39] Муслим (54).

[40] Сахих Бухари/Раздел веры/Глава о том, что распространение приветствия является частью Ислама.

[41] Бухари (5177), Муслим (1432).

[42] Бухари (481), Муслим (2585).

[43] Муслим (55).

[44] Бухари (47), Муслим (945).

[45] Муслим (2564).


Автор: шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин (ум. 1421 х. / 2001 г., да помилует его Аллах)

Перевод: Алтай Беріш

24/6/1444 х. — 17/1/2023 г.


Скачать документ в формате PDF