Вопрос #27: “Каждый год происходит путаница вокруг даты начала и окончания благословенного месяца Рамадан — где-то дата раньше, а где-то позже. Каково решение данной проблемы?”.
Ответ: “В этом вопросе нет строгости, по милости Аллаха. Каждой стране следует самой наблюдать [1] за появлением молодого месяца [2], как это подтверждается хадисом Ибн Аббаса (да будет доволен Аллах им и его отцом). Когда к Ибн Аббасу в Медину приехал Курайб из Шама (Леванта), Ибн Аббас спросил его: «Как постился Муавия (да будет доволен им Аллах) и жители Шама?»
Курайб ответил ему: «Люди увидели новый полумесяц в пятницу, после чего стал поститься Муавия и стали поститься люди».
Ибн Аббас сказал: «Мы увидели молодой полумесяц в субботу и будем поститься, пока не пройдёт срок [3] или пока не увидим [следующий] молодой полумесяц [свидетельствующий о начале Шавваля — следующего месяца после Рамадана]»».
Читайте также:
Определение начала и конца месяца Рамадан и как избежать разногласий в этом вопросе?
Поскольку Шам находится далеко, Ибн Аббас считал, что обнаружение молодого полумесяца в Шаме не обязывает жителей Медины начинать пост. Данное мнение принадлежит многим ученым, которые считают, что каждая страна сама наблюдает за появлением молодого полумесяца.
Поэтому, если, например, в Саудовской Аравии подтвердилось начало Рамадана, и люди Шама, Египта и других стран будут поститься по видению месяца в Саудовской Аравии, то это хорошо, опираясь на общий смысл хадисов. Если же они не начнут поститься с Саудовской Аравией и будут самостоятельно наблюдать за появлением молодого полумесяца и начнут пост вместе с его обнаружением, то и в этом нет проблем.
Совет Больших учёных Саудовской Аравии постановил, что каждая страна сама наблюдает за появлением молодого полумесяца по причине упомянутого хадиса от Ибн Аббаса”.
Автор: Абдуль-Азиз ибн Баз (да помилует его Аллах)
Источник: Маджму Фатава (15/85)
Подготовил: Рамин Муталлим
[1] В данной фетве речь идет о физическом наблюдении за новым полумесяцем, что является шариатским (узаконенным) вычислением начала и конца Рамадана, а что касается вычисления Рамадана посредством широко распространенных сегодня астрономических расчётов, то более подробно с этой темой можете ознакомиться в нашей предыдущей статье.
[2] Появление молодого полумесяца после месяца Шабана свидетельствует о начале месяца Рамадан, а, следовательно, и поста.
[3] Если по каким-либо причинам новый полумесяц, свидетельствующий о начале Шавваля (следующего месяца после Рамадана), не был замечен ночью после окончания 29-го Рамадана, то пост продолжается еще один день и тем самым месяц Рамадан будет состоять из 30 дней, но не больше т.к. длина лунного месяца не может превышать 30 дней.
السؤال رقم 27 : ﻳﺤﺼﻞ ﻛﻞ ﻋﺎﻡ ﺑﻠﺒﻠﺔ ﺣﻮﻝ ﺷﻬﺮ ﺭﻣﻀﺎﻥ اﻟﻤﺒﺎﺭﻙ ﺩﺧﻮﻻ ﻭﺧﺮﻭﺟﺎ، ﻓﺘﺨﺘﻠﻒ ﺑﻼﺩ اﻟﻤﺴﻠﻤﻴﻦ ﻣﺎ ﺑﻴﻦ ﻣﺘﻘﺪﻡ ﻭﺑﻴﻦ ﻣﺘﺄﺧﺮ، ﻣﺎ اﻟﺤﻞ ﻟﻬﺬﻩ اﻟﻤﺸﻜﻠﺔ؟
الجواب : اﻷﻣﺮ ﻭاﺳﻊ ﺑﺤﻤﺪ اﻟﻠﻪ، ﻓﻠﻜﻞ ﺃﻫﻞ ﺑﻠﺪ ﺭﺅﻳﺘﻬﻢ ﻛﻤﺎ ﺛﺒﺖ ﺫﻟﻚ ﻋﻦ اﺑﻦ ﻋﺒﺎﺱ ﺭﺿﻲ اﻟﻠﻪ ﻋﻨﻬﻤﺎ ﻟﻤﺎ ﻗﺪﻡ ﻋﻠﻴﻪ ﻛﺮﻳﺐ ﻣﻦ اﻟﺸﺎﻡ ﻓﻲ اﻟﻤﺪﻳﻨﺔ ﺳﺄﻟﻪ اﺑﻦ ﻋﺒﺎﺱ: ﺑﻢ ﺻﺎﻡ ﻣﻌﺎﻭﻳﺔ ﺭﺿﻲ اﻟﻠﻪ ﻋﻨﻪ ﻭﺃﻫﻞ اﻟﺸﺎﻡ
ﻓﻘﺎﻝ ﻟﻪ ﻛﺮﻳﺐ: ﻗﺪ ﺭﺁﻩ اﻟﻨﺎﺱ ﺑﺎﻟﺠﻤﻌﺔ ﻭﺻﺎﻡ ﻣﻌﺎﻭﻳﺔ ﻭﺻﺎﻡ اﻟﻨﺎﺱ، ﻓﻘﺎﻝ اﺑﻦ ﻋﺒﺎﺱ: «ﻧﺤﻦ ﺭﺃﻳﻨﺎﻩ ﻳﻮﻡ اﻟﺴﺒﺖ، ﻓﻼ ﻧﺰاﻝ ﻧﺼﻮﻡ ﺣﺘﻰ ﻧﻜﻤﻞ اﻟﻌﺪﺓ ﺃﻭ ﻧﺮاﻩ «.
ﻓﺮﺃﻯ ﺃﻥ اﻟﺸﺎﻡ ﺑﻌﻴﺪ، ﻭﺃﻧﻪ ﻻ ﺗﻠﺰﻡ ﺃﻫﻞ اﻟﻤﺪﻳﻨﺔ ﺭﺅﻳﺔ اﻟﺸﺎﻡ، ﻭﺑﻬﺬا ﻗﺎﻝ ﺟﻤﺎﻋﺔ ﻣﻦ ﺃﻫﻞ اﻟﻌﻠﻢ ﻭﺭﺃﻭا ﺃﻥ ﻟﻜﻞ ﺃﻫﻞ ﺑﻠﺪ ﺭﺅﻳﺘﻬﻢ،
ﻓﺈﺫا ﺛﺒﺘﺖ ﻓﻲ اﻟﻤﻤﻠﻜﺔ اﻟﻌﺮﺑﻴﺔ اﻟﺴﻌﻮﺩﻳﺔ ﻣﺜﻼ ﻭﺻﺎﻡ ﺑﺮﺅﻳﺘﻪ ﺃﻫﻞ اﻟﺸﺎﻡ ﻭﻣﺼﺮ ﻭﻏﻴﺮﻫﻢ ﻓﺤﺴﻦ؛ ﻟﻌﻤﻮﻡ اﻷﺣﺎﺩﻳﺚ، ﻭﺇﻥ ﻟﻢ ﻳﺼﻮﻣﻮا ﻭﺗﺮاءﻭا اﻟﻬﻼﻝ ﻭﺻﺎﻣﻮا ﺑﺮﺅﻳﺘﻬﻢ ﻓﻼ ﺑﺄﺱ،
ﻭﻗﺪ ﺻﺪﺭ ﻗﺮاﺭ ﻣﻦ ﻣﺠﻠﺲ ﻫﻴﺌﺔ ﻛﺒﺎﺭ اﻟﻌﻠﻤﺎء ﻓﻲ اﻟﻤﻤﻠﻜﺔ اﻟﻌﺮﺑﻴﺔ اﻟﺴﻌﻮﺩﻳﺔ ﺑﺄﻥ ﻟﻜﻞ ﺃﻫﻞ ﺑﻠﺪ ﺭﺅﻳﺘﻬﻢ؛ ﻟﺤﺪﻳﺚ اﺑﻦ ﻋﺒﺎﺱ اﻟﻤﺬﻛﻮﺭ ﻭﻣﺎ ﺟﺎء ﻓﻲ ﻣﻌﻨﺎﻩ.
15/85 المصدر : مجموع فتاوى