Вопрос: «Когда я был в собрании вошел один мужчина, и сидящие встали перед ним, а я не встал. Должен ли я был встать, и есть ли на вставших грех?»
Ответ: «На тебе не было обязанности вставать перед вошедшим. Однако, это из благих нравов. Вставание перед ним, чтобы поздороваться и пожать руку, тем более, когда это хозяин дома или почтенный человек, то это проявление хорошего нрава.
Пророк (мир ему и благословение) вставал перед Фатимой, и она вставала перед ним, да будет доволен ею Аллах (Абу Дауд, 5217). Сподвижники, да будет доволен ими Аллах, встали по его повелению перед Садом ибн Муазом, да будет доволен им Аллах, когда он прибыл, чтобы судить Бану Курейза (Бухари, 3043). В том числе встал Тальха ибн Убайдуллах, да будет доволен им Аллах, пожал ему руку, поздравил его, а затем сел (Бухари, 4418). Это из проявления хорошего нрава, и в этом деле есть простор.
Порицается то, чтобы вставали и стояли для возвеличивания. Что касается вставания для проявления уважения гостю, или пожатия руки, или чтобы поприветствовать его — то это дозволено. А что касается стояния для возвеличивания, в то время, когда люди сидят, или вставания, когда кто-то входит, без объятия и рукопожатия, то это не подобает делать. Хуже этого — стояние для возвеличивания тогда, когда люди сидят, не с целью охраны, а только из-за возвеличивания.
Вставание, как сказали ученые, делится на три вида.
Первый вид: вставание для возвеличивания в то время, как перед ним сидят. Как это делают иностранцы, возвеличивая своих королей и предводителей. Как это разъяснил Пророк (мир ему и благословение), этого нельзя делать. И поэтому Пророк (мир ему и благословение) повелел сподвижникам, чтобы они сидели, когда он совершал намаз сидя, повелел им, чтобы они сели и совершили намаз вместе с ним сидя (Бухари, 689). Когда они встали, он сказал: «Только что вы чуть было не совершили поступок персов и римлян. Они встают перед своими правителями в то время, как те сидят» (Муслим, 418).
Второй вид: когда человек встает перед другим и стоит при его входе или выходе, не встречая его, и не для пожатия руки, только для возвеличивания. Наименьшее, что в этом есть — это нежелательность (макрух). Сподвижники, да будет доволен ими Аллах, не вставали перед Пророком (мир ему и благословение), когда он входил к ним, потому что знали, что ему это неприятно (мир ему и благословение).
Третий вид: когда человек встает для того, чтобы встретить входящего и пожать ему руку, или взять его за руку и посадить его где-нибудь, или посадить на свое место, или для чего-то подобного. В этом нет ничего предосудительного, более того, это из Сунны, как это было упомянуто ранее».
Шейх Абдуль-Азиз ибн Баз (да помилует его Аллах)
Источник: Маджму фатава ибн Баз, 4/394