История о Хадыре и Мусе ﷺ

4681

Читайте также:
История о пророках Мусе и Харуне ﷺ

История о Хадыре[1] и Мусе

Со временем Муса ﷺ стал занимать почетное место среди народа сынов Исраиля. Он обучил свой народ многому и продолжал поражать его полнотой своих знаний. Однажды кто-то из людей спросил его: «О пророк Аллаха, есть ли на земле хоть кто-то, или знаешь ли ты кого-либо, кто был бы более знающим, чем ты?» Муса, основываясь на том, что ему известно, а также из желания побудить людей продолжать получать у него знания, ответил: «Нет». Тогда Аллах сообщил ему о Своем рабе, который владеет неизвестными Мусе знаниями и обладает не существующими в свитках Торы откровениями. Также Аллах поведал, что этот знающий раб находится в месте пересечения двух морей.

Муса всем сердцем захотел встретиться с ним, чтобы пополнить свои знания. Он попросил Аллаха разрешить ему это, и тогда Всевышний сообщил ему о месте их встречи. Муса и его слуга[2] взяли с собой рыбу в качестве провизии. Ему было внушено Всевышним: «Ты найдешь Моего праведного раба там, где потеряешь рыбу». Последовав Божественному внушению, Муса нашел и познакомился с Хадыром. Всевышний Аллах поведал нам их историю в суре «Пещера», начиная с 60-го аята:

﴿وَإِذْ قَالَ مُوسَىٰ لِفَتَاهُ لَا أَبْرَحُ حَتَّىٰ أَبْلُغَ مَجْمَعَ الْبَحْرَيْنِ أَوْ أَمْضِيَ حُقُبًا ﴿٦٠﴾ فَلَمَّا بَلَغَا مَجْمَعَ بَيْنِهِمَا نَسِيَا حُوتَهُمَا فَاتَّخَذَ سَبِيلَهُ فِي الْبَحْرِ سَرَبًا ﴿٦١﴾ فَلَمَّا جَاوَزَا قَالَ لِفَتَاهُ آتِنَا غَدَاءَنَا لَقَدْ لَقِينَا مِن سَفَرِنَا هَٰذَا نَصَبًا ﴿٦٢﴾قَالَ أَرَأَيْتَ إِذْ أَوَيْنَا إِلَى الصَّخْرَةِ فَإِنِّي نَسِيتُ الْحُوتَ وَمَا أَنسَانِيهُ إِلَّا الشَّيْطَانُ أَنْ أَذْكُرَهُ ۚ وَاتَّخَذَ سَبِيلَهُ فِي الْبَحْرِ عَجَبًا ﴿٦٣﴾قَالَ ذَٰلِكَ مَا كُنَّا نَبْغِ ۚ فَارْتَدَّا عَلَىٰ آثَارِهِمَا قَصَصًا﴿٦٤﴾ فَوَجَدَا عَبْدًا مِّنْ عِبَادِنَا آتَيْنَاهُ رَحْمَةً مِّنْ عِندِنَا وَعَلَّمْنَاهُ مِن لَّدُنَّا عِلْمًا﴿٦٥﴾ قَالَ لَهُ مُوسَىٰ هَلْ أَتَّبِعُكَ عَلَىٰ أَن تُعَلِّمَنِ مِمَّا عُلِّمْتَ رُشْدًا﴿٦٦﴾ قَالَ إِنَّكَ لَن تَسْتَطِيعَ مَعِيَ صَبْرًا﴿٦٧﴾ وَكَيْفَ تَصْبِرُ عَلَىٰ مَا لَمْ تُحِطْ بِهِ خُبْرًا﴿٦٨﴾ قَالَ سَتَجِدُنِي إِن شَاءَ اللَّهُ صَابِرًا وَلَا أَعْصِي لَكَ أَمْرًا﴿٦٩﴾ قَالَ فَإِنِ اتَّبَعْتَنِي فَلَا تَسْأَلْنِي عَن شَيْءٍ حَتَّىٰ أُحْدِثَ لَكَ مِنْهُ ذِكْرًا﴿٧٠﴾ فَانطَلَقَا حَتَّىٰ إِذَا رَكِبَا فِي السَّفِينَةِ خَرَقَهَا ۖ قَالَ أَخَرَقْتَهَا لِتُغْرِقَ أَهْلَهَا لَقَدْ جِئْتَ شَيْئًا إِمْرًا﴿٧١﴾ قَالَ أَلَمْ أَقُلْ إِنَّكَ لَن تَسْتَطِيعَ مَعِيَ صَبْرًا﴿٧٢﴾ قَالَ لَا تُؤَاخِذْنِي بِمَا نَسِيتُ وَلَا تُرْهِقْنِي مِنْ أَمْرِي عُسْرًا﴿٧٣﴾ فَانطَلَقَا حَتَّىٰ إِذَا لَقِيَا غُلَامًا فَقَتَلَهُ قَالَ أَقَتَلْتَ نَفْسًا زَكِيَّةً بِغَيْرِ نَفْسٍ لَّقَدْ جِئْتَ شَيْئًا نُّكْرًا﴿٧٤﴾۞ قَالَ أَلَمْ أَقُل لَّكَ إِنَّكَ لَن تَسْتَطِيعَ مَعِيَ صَبْرًا﴿٧٥﴾ قَالَ إِن سَأَلْتُكَ عَن شَيْءٍ بَعْدَهَا فَلَا تُصَاحِبْنِي ۖ قَدْ بَلَغْتَ مِن لَّدُنِّي عُذْرًا﴿٧٦﴾ فَانطَلَقَا حَتَّىٰ إِذَا أَتَيَا أَهْلَ قَرْيَةٍ اسْتَطْعَمَا أَهْلَهَا فَأَبَوْا أَن يُضَيِّفُوهُمَا فَوَجَدَا فِيهَا جِدَارًا يُرِيدُ أَن يَنقَضَّ فَأَقَامَهُ ۖ قَالَ لَوْ شِئْتَ لَاتَّخَذْتَ عَلَيْهِ أَجْرًا﴿٧٧﴾ قَالَ هَٰذَا فِرَاقُ بَيْنِي وَبَيْنِكَ ۚ سَأُنَبِّئُكَ بِتَأْوِيلِ مَا لَمْ تَسْتَطِع عَّلَيْهِ صَبْرًا﴿٧٨﴾ أَمَّا السَّفِينَةُ فَكَانَتْ لِمَسَاكِينَ يَعْمَلُونَ فِي الْبَحْرِ فَأَرَدتُّ أَنْ أَعِيبَهَا وَكَانَ وَرَاءَهُم مَّلِكٌ يَأْخُذُ كُلَّ سَفِينَةٍ غَصْبًا﴿٧٩﴾ وَأَمَّا الْغُلَامُ فَكَانَ أَبَوَاهُ مُؤْمِنَيْنِ فَخَشِينَا أَن يُرْهِقَهُمَا طُغْيَانًا وَكُفْرًا﴿٨٠﴾ فَأَرَدْنَا أَن يُبْدِلَهُمَا رَبُّهُمَا خَيْرًا مِّنْهُ زَكَاةً وَأَقْرَبَ رُحْمًا﴿٨١﴾ وَأَمَّا الْجِدَارُ فَكَانَ لِغُلَامَيْنِ يَتِيمَيْنِ فِي الْمَدِينَةِ وَكَانَ تَحْتَهُ كَنزٌ لَّهُمَا وَكَانَ أَبُوهُمَا صَالِحًا فَأَرَادَ رَبُّكَ أَن يَبْلُغَا أَشُدَّهُمَا وَيَسْتَخْرِجَا كَنزَهُمَا رَحْمَةً مِّن رَّبِّكَ ۚ وَمَا فَعَلْتُهُ عَنْ أَمْرِي ۚ ذَٰلِكَ تَأْوِيلُ مَا لَمْ تَسْطِع عَّلَيْهِ صَبْرًا﴿٨٢﴾﴾

«Вспомни (о Мухаммад), как Муса сказал своему слуге: «Я не остановлюсь, пока не дойду до места слияния двух морей, даже если  мне придется потратить на это долгие годы».

Когда они дошли до места их слияния, они забыли свою рыбу (которая выпала из корзины) и двинулась в путь по морю, словно по подземному ходу.

Когда же они прошли некоторое расстояние, Муса сказал своему слуге: «Неси наш обед, ведь мы устали и проголодались в пути». Слуга ответил: «Помнишь, как мы укрылись под скалой? Когда мы были там, рыба (вдруг ожила, выпала из корзины и) чудесным образом пустилась в путь по морю, и только дьявол заставил меня забыть сказать тебе об этом».

Муса сказал: «Это как раз то, что мы хотели!» — и они вернулись по своим следам обратно. Там они встретили одного из Наших рабов (Хадыра), которого Мы одарили милостью и обучили сокровенным знаниям. Муса сказал ему: «Могу ли я последовать за тобой, чтобы ты научил меня полезным знаниям, которым ты сам был обучен?» Наш раб ответил: «У тебя не хватит терпения находиться рядом со мной. Да и как тебе внимать терпеливо тому, о чем не имеешь ты знания?!»

Муса сказал: «Если на то будет воля Аллаха, ты найдешь меня терпеливым, и я не ослушаюсь ни одного твоего приказания». Тогда Хадыр произнес: «Если ты последуешь за мной, то не спрашивай меня ни о чем, пока я сам не поведаю тебе об этом». И они вдвоем двинулись в путь, пока не сели на корабль. (Когда же корабль отплыл от берега) Хадыр сделал в нем пробоину. Увидев это, Муса сказал: «Ты сделал пробоину, чтобы потопить тех, кто на корабле?! Воистину ты совершил предосу­дительный поступок!» Хадыр ответил: «Разве я не говорил, что у тебя не хватит терпения находиться рядом со мной?» Муса сказал: «Не укоряй меня за то, что я позабыл, и не будь слишком строг со мной».

Они продолжили путь, пока не встретили мальчика. Когда Хадыр убил его, Муса в негодовании воскликнул: «Как ты мог убить невин­ного ребенка, который никому не причинил вреда?! Воистину ты совершил возмутительный поступок!»

Хадыр сказал: «Разве я не говорил, что у тебя не хватит терпения находиться рядом со мной?» Тогда Муса произнес: «Если после этого я еще раз спрошу тебя о чем-либо, то не продолжай путь со мной, ибо впредь у меня не будет оправдания перед тобой».

Они продолжили путь, пока не пришли к жителям одного селения. Они попросили его жителей накор­мить их, но те отказались оказать им гостеприимст­во. Затем они увидели там стену, которая хотела обрушиться, однако Хадыр выпрямил ее. Тогда Муса сказал: «Эти люди отказали нам в гостепри­имстве и не накормили нас. При желании ты мог бы потребовать у них вознаграждение за то, что ты выпрямил им стену».

Хадыр ответил: «Настала пора нам расстаться, и теперь я растолкую тебе мои поступки, к которым ты не смог отнестись с терпением. Что касается корабля, то он принадлежал беднякам, которые трудились в море. Я хотел испортить его, поскольку им угрожал царь, силой отбиравший все неповреж­денные суда. Что касается мальчика, то его родители были верующими, и мы опасались, что в будущем он ввергнет их в беззаконие и неверие. Мы хотели, чтобы Господь даровал им вместо него того, кто будет праведнее и милосерднее к своим родителям. Что же касается стены, то она принадлежит двум осиротевшим мальчикам из города. Под ней находится предназначенный для них клад. Их отец был праведником, и твой Господь пожелал, чтобы они достигли зрелого возраста и извлекли свой клад по милости твоего Господа. Я не поступал по своему усмотрению (ибо это было веление моего Господа). Вот толкование того, к чему ты не смог отнестись с терпением» (Коран, 18:60-82)[3].

Извлекаемые уроки из истории Мусы и Хадыра

История Мусы у Хадыра содержит в себе большое количество полезных выводов, шариатских положений и универсальных правил. С помощью Аллаха обратим внимание на некоторые наиболее важные из них.

  1. Эта история указывает на достоинство и высокое положение религиозных познаний, а также на побуждение к путешествию с целью религиозного образования. Другими словами — получение и распространение религиозных знаний важнее всего. Поэтому Муса в поисках знаний отправился в далекое путешествие, на протяжении которого он столкнулся с различными трудностями и сложнос­тями. Чтобы увеличить свои религиозные познания, ему даже пришлось временно оставить пребывание со своим народом и его увещевание.
  2. Правильное распределение приоритетов. Верующе­му в первую очередь следует пополнять багаж собственных знаний, прежде чем обучать других. Не благоразумно занимать себя лишь обучением других, пренебрегая собственным образованием. Напротив, следует всегда учиться самому, чтобы затем обучать других.
  3. Дозволенность иметь слугу, который бы помогал в подготовке еды или в достижении других удобств. Его помощью можно пользоваться как находясь в путешествии, так и дома, подобно тому, как это делал Муса ﷺ.
  4. Если человек отправляется в путешествие для богоугодного дела, то ему лучше сообщить сопровождающим о цели своей поезди, при условии, что это не повлечет за собой негативные последствия. Сюда относятся путешествие с целью получения знаний, военные экспедиции и т. д. Узнав о цели путешествия, сопроводители не только помогут тебе правильно подготовиться к нему, но и сами должным образом приготовятся к отъезду. Более того, они подбодрятся и будут с нетерпением ждать награды Всевышнего, если узнают о богоугодным деле, с целью которого они должны отправиться в путешествие. Поэтому Муса объявил своему слуге: «Я не остановлюсь, пока не дойду до места слияния двух морей, если даже мне придется потратить на это долгие годы» (Коран, 18:60).

Таким же образом поступил пророк Мухаммад ﷺ, когда сообщил людям о военной экспедиции на Табук, хотя обычно он скрывал цель военного похода, дабы враги не опередили его. Естественно, что в обоих случаях он руководствовался интересами и безопас­ностью мусульман.

  1. Верующий может причислять зло и недостатки, имеющие место в его жизни, к козням сатаны. Именно так поступил слуга Мусы, сказав: «Помнишь, как мы укрылись под скалой? Когда мы были там, рыба (вдруг ожила, выпала из корзины и) чудесным образом пустилась в путь по морю, и только дьявол заставил меня забыть сказать тебе об этом» (Коран, 18:63).
  2. Мусульманину дозволено говорить о сложнос­тях, связанных с естественными потребностями челове­ка, таких как усталость, голод и жажда. Однако, делая это, не дозволено притворяться, жаловаться или проявлять негодование. Доводом в пользу вышесказан­ного являются слова Мусы своему слуге: «Неси наш обед, ведь мы устали и проголодались в пути» (Коран, 18:62).
  3. Слугу следует выбирать сообразительного, понимающего и находчивого, чтобы он мог выполнять поручения должным образом.
  4. Желательно разделять трапезу со своим слугой и кормить его тем, что ешь сам. Слова Мусы «Неси наш обед» (Коран, 18:62) ясно указывают на то, что он разделил трапезу со своим слугой.
  5. В зависимости от того, насколько человек претворяет в жизнь приказы Аллаха, Всевышний помогает ему в большей или меньшей степени. Аллах помогает в богоугодном деле так, как не помогает ни в каком ином. Муса и его слуга без особых усилий проделали долгий путь, пока не дошли до места слияния морей и почувствовали усталость, лишь дойдя до назначенного места. Только тогда Муса сказал: «Неси наш обед, ведь мы устали» (Коран, 18:62). При этом, несмотря на длинное путешествие, они ни разу не проявили недовольство и не пожаловались на долгую дорогу.
  6. Человек, которого встретили Муса и его слуга, не был пророком, а был только праведным богословом, которому внушалось Божественное повеления. Аллах описал Хадыра прекрасными качествами и поведал, что он был знающим и приближенным к Господу рабом. Однако Всевышний не сообщил, что он был пророком или посланником. Что же касается слов Хадыра в конце истории: «Я не поступал по своему усмотрению (ибо это было веления моего Господа)» (Коран, 18:82), — то они не указывают на его пророчество, а лишь на то, что ему делались Божественные внушения, которые внушаются не только пророкам. К примеру, Всевышний говорит:

﴿وَأَوْحَىٰ رَبُّكَ إِلَى النَّحْلِ أَنِ اتَّخِذِي مِنَ الْجِبَالِ بُيُوتًا وَمِنَ الشَّجَرِ وَمِمَّا يَعْرِشُونَ ﴾

«Твой Господь внушил пчеле: «Воздвигай жилища в горах, на деревьях и в строениях»» (Коран, 16:68).

﴿وَأَوْحَيْنَا إِلَىٰ أُمِّ مُوسَىٰ أَنْ أَرْضِعِيهِ ۖ فَإِذَا خِفْتِ عَلَيْهِ فَأَلْقِيهِ فِي الْيَمِّ وَلَا تَخَافِي وَلَا تَحْزَنِي ۖ إِنَّا رَادُّوهُ إِلَيْكِ وَجَاعِلُوهُ مِنَ الْمُرْسَلِينَ ﴾

«Мы внушили матери Мусы: “Корми его грудью. Когда же станешь опасаться за него, то брось его в реку. Не бойся и не печалься, ибо Мы вернем его тебе и сделаем одним из посланников”» (Коран, 28:7)[4].

  1. Существует два вида знания, которые Аллах дарует человеку: 1)знание, полученное путем старания и изучения богословия; 2) знание, полученное посредст­вом Божественных внушений, которые Аллах дарует своим любимым рабам. Хадыр был одним из тех, кому была дарована большая доля из этого вида знаний. Всевышний сказал:

﴿فَوَجَدَا عَبْدًا مِّنْ عِبَادِنَا آتَيْنَاهُ رَحْمَةً مِّنْ عِندِنَا وَعَلَّمْنَاهُ مِن لَّدُنَّا عِلْمًا ﴾

«Там они встретили одного из Наших рабов (Хадыра), которого Мы одарили милостью и обучили сокровенным знаниям» (Коран, 18:65).

  1. Уважение к учителю и вежливость при обращении к нему. Муса сказал Хaдыру: «Могу ли я последовать за тобой, чтобы ты научил меня полезным знаниям, которым ты сам был обучен?» (Коран, 18:66) Мы видим, что Муса обратился к учителю в вежливой форме, как бы советуясь с ним и спрашивая его разрешения: может ли он сопутствовать Хадыру и обучаться у него. Этими словами Муса показал, что нуждается в знаниях учителя и желает обучиться у него. Противоположностью этому являются высокомерные и горделивые люди, которые показывают, будто они не нуждаются в том, чтобы кто-то их обучал. В взаимоотношениях с учителем для ученика нет ничего полезнее, чем проявление нужды в нем и благодарность ему за обучение.
  2. Проявление скромности ради получения знаний, даже если ученик превосходит своего учителя в чем-либо. Ведь нет сомнения, что Муса превосходил Хадыра и был более приближенным к Господу рабом.
  3. Каким бы высокообразованным ни был ученый, он должен всегда стараться приобрести отсутствующие у него знания у обладающих ими, даже если обладатель этих знаний в совокупности ниже по своей научной степени. Муса относится к числу величайших пророков, которых Аллах выделил, назвав их «улюль-азм», т. е. решительными духом. Аллах даровал им особенные знания, которыми не наделил других пророков[5]. Однако Хадыр обладал определенными знаниями, которых не было у Мусы, и поэтому Муса с нетерпением устремился обучаться у него.
  4. Знания и другие достижения следует рассматривать как дары и милости Аллаха, и благодарить Его за них. Это подтверждают слова Мусы Хадыру: «Могу ли я последовать за тобой, чтобы ты научил меня полезным знаниям, которыми ты сам был обучен?» (Коран, 18:66). То есть, ты был обучен этими знаниями Аллахом, и это Он даровал их тебе.
  5. Полезное знание — это только то знание, которое учит и указывает на благо. Любое знание, заключающее в себе верное руководство и указывающее на благо, а также предостерегающее от зла или того, что может к нему привести, является полезным знанием. Все остальные знания могут либо навредить человеку, либо, в лучшем случае, не принесут пользу. На это указывает высказывание Всевышнего:

﴿قَالَ لَهُ مُوسَىٰ هَلْ أَتَّبِعُكَ عَلَىٰ أَن تُعَلِّمَنِ مِمَّا عُلِّمْتَ رُشْدًا ﴾

«Могу ли я последовать за тобой, чтобы ты научил меня полезным знаниям, которым ты сам был обучен?» (Коран, 18:66)

  1. Не способен получать знания тот, кто не имеет терпения сопровождать ученого и не обладает достаточной силой воли для постоянного изучения. Нет терпения — не будет и знания. А кто проявит терпение и будет настойчиво идти к своей цели, тот достигнет желаемых результатов. Хадыр отказался продолжать обучать Мусу особым знаниям потому, что Муса не смог проявить достаточного терпения.
  2. Человеку легче проявлять терпение в изучении знакомой ему науки. Если, к примеру, он знает, какая может быть польза от изученного и к каким благим последствием они приведут. Если же человек находится в неведении об этом, то ему бывает сложно проявлять терпение. Поэтому Хадыр сказал Мусе: «Да и как тебе внимать терпеливо тому, о чем не имеешь ты знания?!» (Коран, 18:68)
  3. Не благоразумно спешить с выводами относительно того или иного вопроса. Сначала следует тщательно проанализировать ситуацию и удостове­риться в имеющих предположениях и только потом делать основанные на фактах выводы.
  4. Действия, которые человек хочет совершить в будущем, следует связывать с волей и желанием Аллаха. Поэтому Муса сказал: «Если на то будет воля Аллаха, ты найдешь меня терпеливым, и я не ослушаюсь ни одного твоего приказания» (Коран, 18:69). Ведь как бы человек ни был решительно настроен сделать что-то, это еще не значит, что он сможет добиться желаемого. Муса был решительно настроен проявлять терпение и обучиться всем сокровенным знаниям Хадыра, однако он не смог этого сделать.
  5. Следует подчиниться учителю, если он считает, что в процессе обучения ученику лучше не задавать вопросы и дождаться, когда учитель сам разъяснит неясные моменты. Ведь зная возможности и характер своего ученика, учитель может посчитать, что его ученик сейчас не сможет понять какой-то вопрос или может посоветовать ему не проявлять чрезмерную щепетильность и не задавать много вопросов или не задавать вопросы, не связанные с темой.
  6. Дозволено отправляться в морские путешествия, если в этом нет опасности.
  7. Человек не заслуживает наказания или порицания, если по забывчивости он допускает ошибку по отношению к Аллаху или по отношению к людям. Поэтому Муса сказал: «Не укоряй меня за то, что я позабыл» (Коран, 18:73). Исключением является слу­чай, когда по причине забывчивости губится чужое имущество. В таком случае забывший должен понести ответственность и возвратить нанесенный ущерб.
  8. Человеку надлежит по-доброму относиться к людям и проявлять к ним снисходительность. Нельзя требовать от людей непосильного или трудно выполни­мого труда, ибо это отталкивает и утомляет их. Напротив, следует всячески облегчать людям задания, чтобы они могли без затруднения выполнять их.
  9. Поступки воспринимаются так, как они выглядят внешне, и от этого зависит их правовая оценка в этой жизни. Муса (мир ему) стал порицать Хадыра, когда тот продырявил лодку бедняков и убил мальчика, руководствуясь общими принципами и пренебрегая своей договоренностью с Хадыром ни о чем не спрашивать и не возражать ему, пока тот сам не поведает о содеянном.
  10. В этой истории есть указание на известное и важное шариатское правило «Из двух зол следует выбрать наименьшее, а из двух польз — наибольшую». Убийство мальчика было злом, однако было бы намного большее зло, если бы он вырос и отвратил своих родителей от религии. Чисто внешне может показаться, будто благо в том, чтобы мальчик остался в живых. Однако нахождение его родителей на прямом пути и на верной религии важнее этого. Поэтому Хадыр убил мальчика после того, как Аллах открыл ему действи­тельное положение вещей. Внушения, которые делались Хадыру, были подобны ясным доводам, которыми руководствуется обычный человек в своей повседневной жизни.
  11. Указание на другое важное шариатское правило: «Человек может без разрешения воспользоваться чужим имуществом в интересах владельца имущест­ва, даже если это повлечет за собой некоторые убытки». Хадыр продырявил лодку, дабы привести ее в негодное состояние, чтобы деспотичный правитель, который отнимал все невредимые судна, не отобрал ее у бедняков. Можно еще очень долго говорить о пользе этих двух вышеприведенных правил.
  12. Работа на море дозволена, так же как и она дозволена на суше: «Что касается корабля, то он принадлежал беднякам, которые трудились в море (Коран, 18:79).
  13. Убийство — это один из самых больших грехов.
  14. Аллах оберегает праведника, его потомство и все то, что связано с ними. Хадыр сказал об отце двух сирот: «Их отец был праведником» (Коран, 18:82). По повелению Аллаха, он укрепил стену, под которой был предназначенный для них клад, дабы они выросли и воспользовались им. Это указывает на то, что помогать праведникам и делать им добро предпочтительнее, чем делать это другим. Поэтому, когда Хадыр поднял стену, под которой был клад сирот, он объяснил свое действие тем, что «их отец был праведником» (Коран, 18:82).
  15. Необходимо вежливо и корректно выражаться, когда речь идет об Аллахе. Когда Хадыр испортил корабль, он причислил это деяние к себе: «Я хотел испортить его, поскольку им угрожал царь, силой отбиравший все неповрежденные суда» (Коран, 18:79). Когда же речь пошла о добре, то он приписал его Аллаху: «Их отец был праведником, и твой Господь пожелал, чтобы они достигли зрелого возраста и извлекли свой клад по милости твоего Господа» (Коран, 18:82). Подобное благонравие и корректность наблюдаются и в высказываниях других праведников. Пророк Ибрахим говорил: «Когда я заболеваю, Он исцеляет меня» (Коран, 26:80)[6].

Так же поступили и джинны, которые сказали: «Мы не знаем, зло ли задумано для тех, кто на земле, или Господь пожелал направить их на прямой путь» (Коран, 72:10). Все они знали, что все совершается по воле и предопределению Аллаха[7].

  1. Верующий ни в коем случае не должен порывать отношения и расставаться со своим товарищем. Напротив, он должен относиться к нему наилучшем образом, даже если чувствует, что терпение его на исходе. Взаимопонимание товарищей, если, конечно, это не касается порицаемых дел, является причиной для продолжения дружбы и ее укрепления. В то же время, отсутствие понимания является причиной разлада между ними.

[1] Хадыр (الخَضِر) на арабском означает «зеленый» или «зеленею­щий». В достоверном хадисе Пророк ﷺ говорит: «Хадыр был назван так, потому что, когда однажды он сел в пустынной засохшей местности, земля вдруг за его спиной стала обрастать травой» (Бухари, 3402).

Некоторые мусульмане ошибочно полагают, что Хадыру была дана бессмертная жизнь и что он будет жить до самого пришествия антихриста и пророка Исы. Существуют некоторые предания от Пророка и от его сподвижников, подтверждающие данное утверж­дение. Однако все эти предания либо выдуманы, либо же, в лучшем случае, не достоверны. Более того, эти предания противоречат многим прямым текстам Корана и Сунны. Приведем только некоторые из них. Всевышний Аллах говорит:

﴿وَمَا جَعَلْنَا لِبَشَرٍ مِّن قَبْلِكَ الْخُلْدَ﴾

«Никому из людей до тебя Мы не даровали бессмертия»  (Коран 21:34).

Ибн Кясир (да помилует его Аллах) писал: «Смысл этого общезначимого аята охватывает  всех людей, в том числе и Хадыра, если мы считаем его человеком. Этот аят указывает на то, что ему не было дано бессмертие. Чтобы утверждать обратное, мы должны иметь достоверный довод от Пророка , указывающий на исключения из вышеуказанного общезначимого аята, однако такого довода мы не имеем» (Ибн Кясир, аль-Бидая Ва ан-Нихая 2/144).

Также Пророк ﷺ совершил однажды ночной намаз, а затем сказал: «Знаете ли вы, что ровно через сто лет из тех, кто застал эту ночь, никого в живых на земле не останется!» (Бухари 1882, Муслим 2938).

То есть если и допустить, что Хадыр дожил до времени пророка Мухаммада ﷺ, то он давно уже умер, ибо он не мог прожить более ста лет после этих слов Пророка ﷺ.

Поэтому многие авторитетные богословы, которые подробно изучили данный вопрос, утверждали, что Хадыр смертен, ибо не существует ни одного достоверного довода, указывающего на его бессмертие. К числу этих богословов относятся такие имамы, как Бухари, Ибрахим Харби, Ибн Мунади, Ибн Джаузи, Ибн Кясир и многие другие. Ибн Джаузи даже написал отдельную книгу под названием «Долгожданный подарок, разъясняющий положения Хадыра» (عجالة المنتظر في شرح الحال الخضر), где он, основываясь на достоверных доводах, подробно опровергает утверждение бессмертия Хадыра (см. Ибн Кясир, аль-Бидая Ва ан-Нихая 2/144-147).

[2] Речь идет о приближенном сподвижнике Мусы и муже его сестры — Юша ибн Нун (Иисус Навин), как на это прямо указывают некоторые достоверные хадисы (см. Бухари, 122; Муслим, 2380). В дальнейшим, после смерти Мусы, он станет пророком и предводителем сынов Исраиля (см. Ибн Кясир, аль-Бидая Ва ан-Нихая 2/120-129).

[3] Данная история более развернуто рассказывается в различных достоверных хасидах. В одном из них, который передал имам Бухари (4725), Пророк ﷺ поведал:

— Однажды Муса дал проповедь сынам Исраиля, после чего его спросили: «Кто самый знающий человек на земле?» — на что Муса ответил: «Я самый знающий». Всевышний сделал порицание Мусе за то, что он не сказал «Аллах знает лучше». Поэтому Господь внушил ему:

— Есть у меня раб, знания у которого больше, чем у тебя. Он живет на пересечении двух морей.

— Господь мой! Как мне его найти? — спросил Муса.

— Вступай в путь и возьми с собой в корзине рыбу. Ты найдешь Моего раба там, где ты потеряешь рыбу, — ответил ему Аллах.

Муса взял рыбу, положил ее в корзину и отправился в путь. С ним также отправился в путь его слуга Юша ибн Нун. Когда они встретили по пути скалу, они почувствовали усталость и решили передохнуть и поспать немного. Когда они заснули, рыба вдруг чудесном образом ожила, выскочила из корзины и упала в море. «Она двинулась в путь по морю, словно по подземному ходу» (Коран 18:61). Т. е. в море остановилось движения воды и образовался проход в глубь в виде арки. Рыба упала в этот проход и поплыла по нему в глубь моря.

Когда Муса и его слуга проснулись, последний забыл сообщить о случившемся, и они продолжили свой путь, пока не наступила ночь. На следующий день Муса сказал своему слуге: «Неси наш обед, ведь мы устали и проголодались в пути» (Коран 18:62). Муса не почувствовал усталости, пока не прошел назначенного Аллахом места. Слуга ответил ему: «Помнишь, как мы укрылись под скалой? Когда мы были там, рыба (вдруг ожила, выпала из корзины и) чудесным образом пустилась в путь по морю, и только дьявол заставил меня забыть сказать тебе об этом» (Коран 18:63). Это было удивительным явлением для Мусы и его слуги, а для рыбы это был словно подземный проход, по которому он поплыла в глубь моря. Тогда Муса сказал: «Это как раз то, что мы хотели!» — и они вернулись по своим следам обратно» (Коран 18:64).

Они шли обратно по тому же пути, пока не достигли той самой скалы. Когда они подошли к скале, то вдруг увидели около нее окутывавшегося в одежду мужчину. Муса поприветствовал его, сказав: «Мир тебе!»

— Откуда ты? Где ты научился этому приветствию? — спросил Хадыр.

— Я Муса.

— Муса — пророк сынов Исраиля?

— Да. Я пришел к тебе, чтобы обучиться у тебя. «Чтобы ты научил меня полезным знаниям, которым ты сам был обучен» (Коран 18:66).

— О Муса, у тебя не хватит терпения находиться рядом со мной. Ведь  Аллах  наделил  меня  такими  знаниями, которыми он тебя не наделил. Так же, как и тебе Аллах даровал некоторые знания, которыми Он не наделил меня.

— Если на то будет воля Аллаха, ты найдешь меня терпеливым, и я не ослушаюсь ни одного твоего приказания, — сказал Муса.

 Если ты последуешь за мной, то не спрашивай меня ни о чем, пока я сам не поведаю тебе об этом, — поставил условия Хадыр.

Так они отправились вместе в путь и стали идти пешком по берегу моря, пока не увидели корабль. Муса и Хадыр попросили экипаж корабля переправить их на другой берег за определенную плату, однако, узнав Хадыра, владельцы корабля отказались брать у них плату за проезд. Как только Муса и Хадыр сели на корабль, Хадыр сделал пробоину в корабле, вырвав топором одну из досок. Увидев это, Муса с удивлением сказал: «Люди сделали нам добро и согласились переправить нас бесплатно, а ты «сделал пробоину, чтобы потопить их?! Воистину ты совершил предосудительный поступок!»

Хадыр сказал: «Разве я не говорил, что у тебя не хватит терпения находиться рядом со мной?» Муса ответил: «Не укоряй меня за то, что я позабыл, и не будь слишком строг со мной» (Коран 18:71-73). Посланник Аллаха сказал: «Первый раз Муса нарушил договор по забывчивости».

Вскоре прилетел воробей, сел на борт корабля и зачерпнул клювом воды из моря. Увидев это, Хадыр сказал Мусе: «Если сравнивать наши знания и знания Аллаха, то знания Аллаха — это море, а наши знания — это капля, которую отпил воробей».

Спустившись с корабля, они продолжили свой путь пешком по берегу  моря.  Вскоре  они  заметили  играющих  на  берегу  детей. Хадыр подошел к одному из мальчиков, схватил, а затем убил его, вырвав рукой ему голову. Увидев это, Муса в негодовании воскликнул: «Как ты мог убить невинного ребенка, который никому не причинил вреда?! Воистину ты совершил возмутительный поступок!»

Хадыр сказал: «Разве я не говорил, что у тебя не хватит терпения находиться рядом со мной?» Тогда Муса произнес: «Если после этого я еще раз спрошу тебя о чем-либо, то не продолжай путь со мной, ибо впредь у меня не будет оправдания перед тобой».

Они продолжили путь, пока не пришли к жителям одного селения и попросили его жителей накормить их, но те отказались оказать им гостеприимство. Затем они увидели там стену, которая хотела обрушиться, однако Хадыр выпрямил ее. Тогда Муса сказал: «Эти люди отказали нам в гостеприимстве и не накормили нас. При желании ты мог бы потребовать у них вознаграждение за то, что ты выпрямил им стену».

Хадыр сказал: «Настала пора нам расстаться, и теперь я растолкую тебе мои поступки, к которым ты не смог отнестись с терпением (Коран 18:74-78). В заключение посланник Аллаха сказал: «Мы бы хотели, чтобы Муса проявил терпение, дабы Аллах поведал нам больше об их истории».

[4] Следует отметить, что многие авторитетные богословы считали Хадыра пророком. Среди них Ибн Джаузи, Ибн Кясир и другие. Некоторые же богословы считали, что он был ангелом, посланным для обучения Мусы (см. Ибн Кясир, аль-Бидая Ва ан-Нихая 2/132).

[5] Согласно наиболее распространенному мнению пророки с решительным духом это — Нух, Ибрахим, Муса, Иса и Мухаммад ﷺ. Они упоминаются вместе в Коране в следующих двух аятах:

﴿شَرَعَ لَكُم مِّنَ الدِّينِ مَا وَصَّىٰ بِهِ نُوحًا وَالَّذِي أَوْحَيْنَا إِلَيْكَ وَمَا وَصَّيْنَا بِهِ إِبْرَاهِيمَ وَمُوسَىٰ وَعِيسَىٰ ۖ أَنْ أَقِيمُوا الدِّينَ وَلَا تَتَفَرَّقُوا فِيهِ﴾

«Аллах предписал вам в религии то, что заповедал Нуху, и то, что Мы внушили тебе в откровении, а также то, что Мы заповедали Ибрахиму, Мусе и Исе: «Исповедуйте религию и не расходитесь во мнениях относительно нее» (Коран 42:13)

﴿ ٰ وَإِذْ أَخَذْنَا مِنَ النَّبِيِّينَ مِيثَاقَهُمْ وَمِنكَ وَمِن نُّوحٍ وَإِبْرَاهِيمَ وَمُوسَىٰ وَعِيسَى ابْنِ مَرْيَمَ ۖ وَأَخَذْنَا مِنْهُم مِّيثَاقًا غَلِيظًا ﴾

«Вспомни, как мы заключили завет с пророками: с тобой, Нухом, Ибрахимом, Мусой и Исой, сыном Марьям (Марии). Мы заключили с ними суровый завет» (Коран 33:7)

Всевышний Аллах велел нашему пророку Мухаммаду проявлять терпение и следовать примеру решительным духом посланников Господа:

﴿ فَاصْبِرْ كَمَا صَبَرَ أُولُو الْعَزْمِ مِنَ الرُّسُلِ وَلَا تَسْتَعْجِل لَّهُمْ﴾

«Проявляй терпение, как это делали твердые духом посланники, и не торопи Меня с наказанием для неверующих» (Коран 46:35) (см. Ибн Усаймин, Тафсир аль-Куран аль-Карим, Али Имран).

[6] Когда речь пошла о неприятном — заболевании, — то пророк Ибрахим ﷺ не сказал, что Аллах посылает ему болезнь, а сказал: «Когда я заболеваю». Когда же речь пошла о благом — исцелении от болезни, — то он приписал это Аллаху, сказав: «Он исцеляет меня». Хотя посылает болезни и дает им излечение только один Аллах.

[7] Однако в своих словах они не приписывали плохие происшествия к повелению Аллаха, проявляя тем самым благонравие и корректность в высказываниях по отношению к Господу миров.


Имам Абдуррахман ибн Насыр Саади (да помилует его Аллах)

Источник: “Тайсир аль-Лятыф аль-Маннан фи Хуласати Тафсир аль-Куран”

Перевод: Рамин Муталлим

09/08/1444 г.х. = 01/03/2023 г.г.


Скачать документ в формате PDF


Все части историй о пророках:

  1. Шейх Саади: Вступление к историям о пророках Аллаха
  2. Шейх Саади: История о пророке Адаме ﷺ
  3. Шейх Саади: История о пророке Нухе (Ное) ﷺ
  4. Шейх Саади: История о пророке Худе ﷺ
  5. Шейх Саади: История о пророке Ибрахиме (Аврааме) ﷺ
  6. Шейх Саади: История о пророке Салихе ﷺ (+фото)
  7. Шейх Саади: История о пророке Луте ﷺ
  8. Шейх Саади: История о пророке Шуайбе ﷺ
  9. Шейх Саади: История о пророках Мусе и Харуне ﷺ
  10. Шейх Саади: История о пророке Юнусе ﷺ
  11. Шейх Саади: История пророков Давуда и Сулеймана (мир им)
  12. Шейх Саади: История о пророке Айюбе ﷺ
  13. Шейх Саади: История о Хидре и Мусе ﷺ
  14. Шейх Саади: История о Зуль-Карнайне

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь