История пророков Давуда и Сулеймана (мир им)

5346

Давуд и Сулейман (мир им и благословение) были одними из самых выдающихся пророков сынов Исраиля[1]. Аллах выделил их тем, что даро­вал им одновременно пророчество и великое могущественное царство.

Давуд был воином в армии Талута (Саула), который был избран царем сынов Исраиля. Талута назначил царем один из пророков[2] сынов Исраиля за его храбрость, силу, знания в области политики и военного дела. Как об этом сообщил Всевышний:

﴿قَالَ إِنَّ اللَّهَ اصْطَفَاهُ عَلَيْكُمْ وَزَادَهُ بَسْطَةً فِي الْعِلْمِ وَالْجِسْمِ﴾

«Пророк сказал сынам Исраиля: «Аллах предпочел Талута вам и щедро одарил его знаниями и физической силой»» (Коран, 2:247).

Встретившись со своим врагом Джалутом (Голиафом) и его войском, армия Талута проявила стойкость и обратилась за помощью к Аллаху. В этом сражении Давуд отличился среди всех безупречной храбростью: он единолично бросился в схватку с царем их врагов — Джалутом — и убил его. Когда же войско Джалута увидело, как их царь пал от рук Давуда, их мораль тоже пала, и они потерпели поражение. Так Аллах помог сынам Исраиля и даровал им победу над врагами. Давуда же Всевышний избрал пророком и даровал ему мудрость и могущественное царство. Господь поведал:

﴿وَشَدَدْنَا مُلْكَهُ وَآتَيْنَاهُ الْحِكْمَةَ وَفَصْلَ الْخِطَابِ﴾

«Мы укрепили его (Давуда) власть и даровали ему мудрость и решающее слово (умение принимать правильные и справедливые решения при судебных разбирательствах)» (Коран, 38:20).

Аллах сделал Давуда усердным в поклонении и даровал ему мудрость. Всевышний описал его этими двумя качествами, которые говорят о его совершенстве как человека и раба Божьего:

﴿اصْبِرْ عَلَىٰ مَا يَقُولُونَ وَاذْكُرْ عَبْدَنَا دَاوُودَ ذَا الْأَيْدِ ۖ إِنَّهُ أَوَّابٌ﴾

«Терпи (О Мухаммад) то, что они говорят, и помяни Нашего решительного в поклонении раба Давуда. Он всегда обращался с покаяниями к Аллаху и искал Его довольства» (Коран, 38:17).

Аллах описал его как обладателя могучей силы в поклонении и выполнении Божих приказов. Также Всевышний поведал, что он постоянно каялся и обращался к Нему благодаря своим безупречным знаниям об Аллахе.

Всевышний подчинил Давуду птиц и горы, дабы они прославляли Аллаха вместе с ним[3]. Господь наделил его исключительным прекрасным мело­дичным голосом, с помощью которого он восхвалял и поминал Всевышнего[4].

Он спал половину ночи, затем треть ее он выстаивал в ночной молитве и досыпал оставшуюся шестую часть ночи. Также он постился через день, а если встречался в бою с врагом, то проявлял такую храбрость, которая поражала всех присутствующих[5].

Аллах облегчил для него работу с железом и обучил его изготовлению кольчуги, которая защищала тело от ранений во время сражений. Давуд был первым, кто сделал кольчугу, сшитую из железных колец и тщательно оберегающую тело от ранений, несмотря на относительную легкость[6].

Однажды, когда Давуд совершал намаз в своей молельне, к нему пришли два ангела в образе препиравшихся друг с другом мужчин. Этим Аллах хотел упрекнуть его за совершенное прегрешение. Увидев этих мужчин в своей молельне, Давуд испугался, ибо они перелезли через стену и зашли к нему в неположенное время, когда никто не навещал его. Они сказали: «Не бойся, мы — двое спорящих. Один из нас поступил несправед­ливо по отношению к другому. Рассуди же между нами честно, не будь несправедлив и укажи нам на верный путь» (Коран, 38:22).

Далее один из них рассказал Давуду их историю: «Это мой брат. У него есть девяносто девять овец, — имея в виду жен, — а у меня — всего одна овца. Он сказал: «Уступи мне ее!» — и одолел меня в пререканиях» (Коран, 38:23), — т. е. он был более красноречив и поэтому, переспорив меня, добился желаемого.

Тогда Давуд (мир ему) сказал: «Он поступил по отношению к тебе несправедливо, когда попросил присоединить твою овцу к своим. Воистину, многие партнеры поступают несправедливо по отношению друг к другу, кроме тех, которые уверовали и совершают праведные деяния. Но таких мало» (Коран, 38:24).

Затем Давуд понял, что этой историей они имели в виду его, и это стало для него уроком: «Давуд понял, что Мы подвергли его искушению, попросил прощения у своего Господа, пал ниц и раскаялся. Мы простили ему этот грех. Воистину, он был Нашим приближен­ным рабом, и ему уготовано прекрасное место возвращения» (Коран, 38:24-25).

Аллах простил Давуда, и он стал еще праведнее после своего покаяния. Он стал одним из самых приближенных и любимых рабов Аллаха, кому было уготовано прекрасное место в вечной жизни. Всевышний сказал:

﴿يَا دَاوُودُ إِنَّا جَعَلْنَاكَ خَلِيفَةً فِي الْأَرْضِ فَاحْكُم بَيْنَ النَّاسِ بِالْحَقِّ وَلَا تَتَّبِعِ الْهَوَىٰ فَيُضِلَّكَ عَن سَبِيلِ اللَّهِ ۚ إِنَّ الَّذِينَ يَضِلُّونَ عَن سَبِيلِ اللَّهِ لَهُمْ عَذَابٌ شَدِيدٌ بِمَا نَسُوا يَوْمَ الْحِسَابِ﴾

«О Давуд! Воистину, Мы сделали тебя наместником на земле. Суди же людей по справедливости и не потакай по­рочным желаниям, а не то они собьют тебя с пути Аллаха. Воистину, тем, кто сбивается с пути Аллаха, уготованы тяжкие мучения за то, что они предали забвению День расчета» (Коран, 38:26).

Что же касается Сулеймана, сына Давуда (мир им обоим и благословение), то Аллах также избрал его пророком. Сулейман унаследовал у своего отца знания, пророчество и власть. Аллах подчинил ему могущественное царство и одарил его великой властью. Никто из предыдущих, а также будущих правителей не был и не будет наделен подобной мощью и могуществом[7]. Так, например, Всевышний подчинил ему ветер, который с легкостью дул по его приказу, куда бы он ни пожелал. Этот ветер по приказу Сулеймана мог с утра до полудня и с после полудня до вечера пройти расстояние, которое бегущий всадник преодолевает лишь за месяц[8]. Также Аллах подчинил ему джиннов (демонов)[9] и дьяволов, которые выполняли для него тяжелую работу по его желанию. Они строили для Сулеймана великолепные архитектурные сооруже­ния, делали изваяния, огромные блюда и котлы, которые невозможно было сдвинуть с места из-за их величины[10]. Он отправлял их с различными заданиями куда хотел, а они беспрекословно выполняли его поручения. Таким образом, Всевышний Аллах позволил Сулейману создать крайне дисциплинированную армию из числа людей, джиннов и птиц, которые удивительно организованно взаимодействовали друг с другом[11]. Аллах обучил Сулеймана языку птиц и других животных, благодаря чему он мог управлять ими и общаться с ними[12].

В Коране описывается история о том, как он общался с удодом и как он поручил ему выполнить определенное задание. Также в Коране рассказывается о том, как Сулейман услышал матку муравьев, когда она позвала муравьев сбежаться в муравейник, чтобы не быть растоптанными войском Сулеймана: «Когда Сулейман со своим войском прибыл в долину муравьев, муравьиха сказала: “О муравьи! Войдите в свои жилища, чтобы Сулейман и его воины не погубили вас, даже не почувствовав этого”» (Коран, 27:18).

Она предупредила муравьев о грозившей опасности и приказала им спрятаться, дабы спастись от погибели. При этом она не стала винить Сулеймана и его войско, а, наоборот, нашла им оправдание по причине их неосведомленности. Поэтому, когда Сулейман услышал ее речь, он, вначале рассмеялся, а затем воззвал к своему Господу: «Господи! Внуши мне быть благодар­ным за Твою милость, которую Ты оказал мне и моим родителям, и совершать праведные деяния, которыми Ты будешь доволен. Введи меня по Своей милости в число Своих праведных рабов» (Коран, 27:19).

Сулейман также был выдающимся полко­водцем, который мог грамотно управлять и распределять свое огромное войско на многочис­ленные подразделения и отряды, над каждым из которых назначал ответственных военачальников. «У Сулеймана была собрана армия из числа джиннов, людей и птиц, которые были разделены на боевые порядки» (Коран, 27:17). При этом, будучи высоко организованным и предусмотрительным полководцем, Сулейман регулярно лично производил тщательный обход всех войсковых подразделений. Он подвергал каждый отряд своего войска такой тщательно проверке, что даже отсутсвие одной птицы не проходило мимо его внимания. «Осматривая птиц, он сказал: «Почему я не вижу удода? Или же он отсутствует?»» (Коран, 27:20).

Здесь стоит отметить ошибочность толкования данного аята многими толкователями Корана, которые утверждали, что Сулейман искал удода для того, чтобы последний воспарил над землей и проверил наличие ближайшего водоема. Только тогда, якобы, Сулейман узнал об отсутствии удода в его войске. Данное толкование противоречит прямому кораническому тексту, в котором ясно указано, что Сулейман проводил обход отряда птиц: «Осматривая птиц, он сказал: «Почему я не вижу удода?»» (Коран, 27:20), — и не было сказано, что он искал удода, а затем обнаружил его отсутствие.

Далее рассказывается, что, не найдя удода, Сулейман пригрозил наказать его за ослушание. Однако ввиду того, что правление пророка основывалось полностью на справедливости, он уточнил, что не накажет птицу, если у нее будет уважительная причина: «Я подвергну удода суровым мучениям или же зарежу его, если он не сможет привести ясную уважительную причину. Удод отсутствовал не долго. Вскоре он прилетел и сказал: “Я узнал то, чего ты не знаешь. Я прибыл к тебе из Сабы с достоверным известием. Я обнаружил там женщину, которая царствует над ними. Ей было даровано все, в чем может нуждаться могущественный правитель, и еще у нее есть великий трон. Я увидел, что она вместе со своим народом поклоняется солнцу вместо Аллаха. Дьявол представил им их деяния прекрасными, сбил их с пути, и они впали в заблуждения. Дьявол сделал это для того, чтобы они не поклонялись Аллаху, Который выявляет все сокрытое на небесах и на земле и знает все, что вы скрываете и обнаруживаете. Ни одно божество не достойно поклонения, кроме Аллаха, Господа великого Трона!”» (Коран, 27:21-26).

Таким образом, после короткого промежутка времени удод вернулся с великим известием. Он сообщил Сулейману о королевстве, находящемся на йеменских землях, и о том, что царствует над ними женщина, которой дано все, в чем может нуждаться царица. Также удод известил Сулеймана, что у нее есть великий трон. Удод не только узнал о существовании могущественного царства, но и понял сущность их религии и то, что они являются поклоняющимся солнцу многобожни­ками. Птица стала осуждать и рьяно порицать этот народ за многобожие, в которое они впали. Это указывает на то, что животные знают своего Господа, восхваляют Его и не придают Ему сотоварищей. Они поклоняются Аллаху, проявляя любовь к верующим и ненависть к неверующим.

Далее Сулейман сказал удоду: «Посмотрим, сказал ли ты правду или же ты являешься одним из лжецов. Отправляйся с этим посланием от меня и доставь его им. Затем встань поодаль и погляди, какой будет их ответ» (Коран, 27:27-28).

Удод отправился с письмом, а затем бросил его в покоях царицы Савской. Прочитав письмо, она сильно встревожилась, сразу же собрала совет из своих сановников и сказала: «О сановники! Мне было послано благородное письмо. Оно — от Сулеймана, и в нем сказано: “Во имя Аллаха, Милостивого, Милующего! Не превозноситесь предо мною и явитесь ко мне покорно”» (Коран, 27:29-31).

Послание Сулеймана было маленьким по размеру, но объемным по содержанию. Царица Савская и ее сановники сразу поняли суть послания, и теперь им следовало принять нужное решение, дабы избежать надлежащей угрозы. Она сказала: «О сановники! Посоветуйте, как мне поступить», —то есть укажите мне. То, что она не приняла единоличное решение, а обратилась за советом к влиятельным людям своего народа, указывает на ее рассудительность и умение управлять страной. Далее она сказала: «Я никогда не принимала решений самостоятельно, не посоветовавшись с вами. Сановники сказали: “Мы обладаем силой и великой мощью, но решение остается за тобой. Подумай, что ты прикажешь делать”» (Коран, 27:32-33). То есть мы готовы ко всему, что ты прикажешь: и к войне, и к миру. Решение — за тобой.

Тогда царица Савская, будучи благоразумным, дальновидном и решительным правителем, отказалась от войны и выбрала мирное решение проблемы. В решительной форме она сказала: «Я отправлю им роскошные дары и посмотрю, с чем вернутся мои послы» (Коран, 27:35). То есть если Сулейман из тех людей, которых не интересует ничего, кроме прелестей этой жизни, то, возможно, этот дар усмирит его пыл, и мы придем к согласию и избежим войны. В таком случае, не вступая с ним в вооруженный конфликт, мы сможем защититься от зла могущественного царя и продолжим пребывать в мире и безопасности. Если же дела обернутся иначе, то нам надлежит обдумать, как поступить дальше.

Царица Савская отправила к Сулейману своих представителей из числа умных, благородных, мудрых и знатных людей. Когда они прибыли к нему с даром, он сказал: «Неужели вы думаете, что можете подкупить меня?! То, что даровал мне Аллах, лучше того, что Он даровал вам. Это вы радуетесь, когда вам преподносят дары» (Коран, 27:36).

Таким образом он дал им знать, что не заинтересован в прелестях этой жизни, и что его цель — это призыв к религии Аллаха, дабы Его рабы обратились в Ислам. Далее Сулейман ограничился устным ответом на предложенный подарок и сказал посланцу: «Возвращайся к своему народу. Мы обязательно прибудем к ним с войском, перед которым они не устоят, а затем изгоним их из их поселений униженными и ничтожными» (Коран, 27:37).

Сулейман знал, что они покорятся его воле и придут к нему на встречу, поэтому он сказал своим сановникам: «О сановники! Кто из вас принесет мне ее трон до того, как они предстанут предо мною покорными?» Силач из числа джиннов ответил: «Я принесу его тебе прежде, чем ты встанешь со своего места (т. е. до окончания совещания). Я достаточно силен и заслуживаю доверия для этого» (Коран, 27:38-39), — и это при том, что Сулейман находился в Леванте, а значит, между ним и ее царством было расстояние в два месяца пути туда и два обратно.

Затем «выступил тот, кто обладал знанием из Писания: «Я принесу его тебе в мгновение ока»» (Коран, 27:40).

Как пояснили большинство толкователей Корана, сказавший это был праведным человеком, знающим самое великое имя Аллаха, с которым если обратиться с мольбой к Аллаху, то Он непременно ответит на эту мольбу. Поэтому когда этот человек воззвал к Аллаху Его великим именем, трон предстал перед Сулейманом в мгновение ока. В соответствии же с другим толкованием этот знающий Писание человек обладал некоторыми возможностями и средствами, которые Всевышний сделал доступными для Сулеймана. Например, имел возможность и средства для быстрого перемещения и транспортировки отдаленных объектов. Как бы там ни было, великому царю Сулейману в мгновение ока был доставлен величественный трон. Увидев его стоящим перед собой, он восхвалил Аллаха, сказав: «Мой Господь оказал мне эту милость для того, чтобы испытать меня, буду ли я благодарен или нет. Кто благодарит Всевышнего, тот благо­дарит во благо себе. А если кто проявляет неблагодарность, то ведь мой Господь — Богатый, Щедрый» (Коран, 27:40).

Затем он обратился к своему окружению: «Сделайте так, чтобы она не узнала свой трон» (Коран 27:41), — т. е. видоизмените его, добавив либо уменьшив в нем что-либо, «и мы посмотрим, сможет ли она его узнать или нет» (Коран 27:41). Сулейман прежде слышал о ее особенной рассудительности и глубокой проницательности, и теперь он сам захотел убедиться в этом.

Когда царица Савская прибыла на аудиенцию к Сулейману, ей показали видоизмененный трон, а затем спросили: «Твой ли это трон?» (Коран, 27:42). Увидев свой престол, она узнала его, несмотря на то, что заметила в нем изменения. Поэтому, во избежание ошибки, она ответила не утвердительно: «Похоже, что мой» (Коран, 27:42). Она не сказала уверенно: «Да, это мой трон», — потому что в нем были изменения, но в то же время и не стала отрицать, что это ее трон, ибо узнала его. Получив от нее неоднозначный ответ, который подразумевал обе вероятности, Сулейман убедился в ее рассудительности и глубокой проницательности.

Далее было сказано: «Знание было даровано нам раньше нее, и мы — покорившиеся» (Коран, 27:42), — если эти слова принадлежат Сулейману, то они означают: «Нам было известно о ее рассудительности и проницательности еще до этого случая с троном, и мы лишь убедились в этом, подвергнув ее испытанию». Если же слова «знание было даровано нам раньше» принадлежат царице Савской, то под ними подразумевается знание о могущественном царстве Сулеймана и о его пророчестве. То есть «мы узнали об этом еще до этого случая с троном и мы покорились Сулейману, после того, как убедились в его пророчестве».

Тут напрашивается вопрос: «Как получилось, что царица Савская, несмотря на свою рассудительность и благоразумность, поклонялась чему-то, помимо Аллаха? Как в человеке могут сочетаться рассудительность и поклонение тому, что не может принести пользу или причинить вред, тогда как многобожие только вредит многобож­нику?» Ответ на этот вопрос в последующем аяте: «Ей мешали стать монотеистом ложные божества, которым она поклонялась вместо Аллаха, ведь она принадлежала к неверующему народу» (Коран, 27:43), — т. е. ей мешали встать на правильный путь заблудшие религиозные воззрения, которые она впитала с детства и в соответствии с которыми она выросла. Религиоз­ное заблуждение и еретические воззрения овладе­вают разумом рассудительного и благоразумного человека и лишают его способности ясно мыслить. Такой человек будет пребывать в заблуждении, пока Всевышний Аллах не разрушит эти представления посредством благих обстоятельств, которые укажут человеку на истину и позволят ему встать на правильный путь.

У Сулеймана также был хрустальный дворец, под которым текли реки. Стеклянный пол дворца был настолько прозрачным, что создавалось ощущение отсутствия какого-либо настила над водой. Поэтому когда царице Савской было сказано: «»Войди во дворец». Посмотрев под ноги, она приняла поверхность за водную пучину и посему обнажила свои голени. Сулейман сказал: «Это отшлифованный дворец из хрусталя». Тогда она сказала: «Господи! Я была несправедлива к самой себе и сейчас я покоряюсь вместе с Сулейманом Аллаху, Господу миров»» (Коран, 27:44). Так она приняла Ислам и стала мусульманкой (покорной Аллаху). Ее народ также последовал за своей царицей и принял Ислам. Говорят, что после этого Сулейман женился на ней, однако Аллаху об этом ведомо лучше.

Как было сказано выше, Аллах подчинил дьяволов и демонов Сулейману. Однажды до него дошла весть, что дьяволы встречаются с людьми и учат их колдовству. Тогда пророк Сулейман собрал их всех и пригрозил наказанием. Он отобрал у них книги магии и колдовства и закопал их. Когда же Сулейман умер, дьяволы стали говорить людям: «Поистине царство Сулеймана управлялось с помощью колдовства». В доказательство они выкопали книги, которые закопал Сулейман, и распространили среди людей слухи о том, что царь-пророк был всего лишь колдуном и что он управлял могущественным государством с помощью колдовства, знания о котором хранил в этих книгах. Позже данную ложь и клевету стали распространять некоторые иудеи. Однако Всевыш­ний Аллах защитил Сулеймана и разъяснил, что Его пророк не был причастен к колдовству, ибо наука о магии является абсолютном злом:

﴿وَاتَّبَعُوا مَا تَتْلُو الشَّيَاطِينُ عَلَىٰ مُلْكِ سُلَيْمَانَ ۖ وَمَا كَفَرَ سُلَيْمَانُ وَلَٰكِنَّ الشَّيَاطِينَ كَفَرُوا يُعَلِّمُونَ النَّاسَ السِّحْرَ وَمَا أُنزِلَ عَلَى الْمَلَكَيْنِ بِبَابِلَ هَارُوتَ وَمَارُوتَ ۚ وَمَا يُعَلِّمَانِ مِنْ أَحَدٍ حَتَّىٰ يَقُولَا إِنَّمَا نَحْنُ فِتْنَةٌ فَلَا تَكْفُرْ ۖ فَيَتَعَلَّمُونَ مِنْهُمَا مَا يُفَرِّقُونَ بِهِ بَيْنَ الْمَرْءِ وَزَوْجِهِ ۚ وَمَا هُم بِضَارِّينَ بِهِ مِنْ أَحَدٍ إِلَّا بِإِذْنِ اللَّهِ ۚ وَيَتَعَلَّمُونَ مَا يَضُرُّهُمْ وَلَا يَنفَعُهُمْ ۚ وَلَقَدْ عَلِمُوا لَمَنِ اشْتَرَاهُ مَا لَهُ فِي الْآخِرَةِ مِنْ خَلَاقٍ ۚ وَلَبِئْسَ مَا شَرَوْا بِهِ أَنفُسَهُمْ ۚ لَوْ كَانُوا يَعْلَمُونَ﴾

«Они последовали за колдовством, которое учили дьяволы в царстве Сулеймана. И не был Сулейман неверу­ющим», т. к. колдуны являются неверу­ющими, а он таковым не был. Он не занимался колдовством, не позволял другим заниматься этим и ненавидел это дело. «Однако неверующими были дьяволы, которые обучали людей колдовству, а также тому, что было ниспослано двум ангелам в Вавилоне — Харуту и Маруту. Но эти ангелы никого не обучали, не предупредив: «Воистину, мы являемся искушением, не становись же неверующим». Люди обучались у них тому, как разлучать мужа с женой, однако они никому не могли причинить вред без соизволения Аллаха. Они обучались лишь тому, что причиняло им вред и не приносило им никакой пользы. Они знали, что тому, кто отдал предпочтение колдовству над Божест­венным откровением, нет доли в Последней жизни. Скверно то, что они купили за свои души! Если бы они только знали!» (Коран, 2:102).

Здесь можно заметить превосходность Корана, который велит людям веровать во всех пророков и говорит о них обо всех наилучшим образом. Мы также видим, как Коран защищает всех Божественных посланников от ложных слухов и принижений, которые распространяют лжецы и невежественные люди.

Также в Коране рассказывается история о том, как Аллах однажды испытал Сулеймана, поставив на его трон дьявола, и временно лишил его власти: «Мы подвергли Сулеймана искушению, поставив на его трон дьявола, после чего он раскаялся». Всевышний сделал это в качестве порицания за некоторые его упущения, после чего Сулейман раскаялся и полностью подчинился воле Аллаха. Поэтому сказано «после чего он раскаялся». То есть покаялся перед Аллахом своим сердцем, языком, телом, внешне и внутренне, сказав: «Господи! Прости меня и даруй мне такую власть, которая не будет подобать никому после меня. Воистину, Ты — Дарующий» (Коран, 38:35). Всевышний ответил на его мольбу, простил его и даровал ему все то, что он просил.

В другой истории рассказывается, как Аллах похвалил Давуда и Сулеймана за их знания и мудрость, особо выделив Сулеймана за его более глубокую рассудительность: «Помяни также Давуда и Сулеймана, которые судили о ниве, потравленной ночью чужими овцами» (Коран, 21:78). То есть овцы вошли в чужой сад и потоптали имеющиеся там посевы и растения. Давуд, руководствуясь своим пониманием, постановил, что овцы должны достаться хозяину растоптанного сада, посчитав, что стоимость этих овец равна потерям владельца сада.

Затем за судом обратились к Сулейману, который постановил следующее: владелец овец должен восстановить разрушенный сад и привести его в прежний вид. Пока же сад будет восстанавливаться, овцы должны находиться у владельца сада, чтобы тот смог извлекать пользу от них: от их молока, масла, шерсти, прироста, взамен прибыли сада, которую он потерял. Постановление Сулеймана было более справедли­вым и максимально учитывающим интересы обеих сторон. Поэтому Всевышний сказал:

﴿فَفَهَّمْنَاهَا سُلَيْمَانَ ۚ وَكُلًّا آتَيْنَا حُكْمًا وَعِلْمًا﴾

«Мы помогли Сулейману разобраться в этом деле. При этом им обоим — Давуда и Сулейману — мы даровали власть и знания” (Коран, 21:79).

Другим примером проницательности Сулейма­на являются несходные постановления Давуда и Сулеймана относительно тяжбы двух женщин. Однажды обе женщины со своими малышами вышли из дома. Случилось так, что на них напал волк и забрал сына взрослой женщины. После случившегося последняя стала утверждать, что волк съел малыша ее молодой знакомой, а оставшийся в живых — ее сын. Молодая же женщина отрицала это, утверждая обратное: волк съел малыша взрослой женщины. Когда они обратились на суд к Давуду, ни одна из них не смогла привести ему никакого довода в свою пользу, кроме голословных утверждений. Тогда он решил отдать малыша взрослой женщине, учитывая ее возраст, ибо у молодой еще была вероятность в будущем иметь детей.

Затем они обратились к суду Сулеймана, который, увидев тяжбу женщин, внезапно  постановил: «Дайте мне нож, и я поделю его пополам между вами». Взрослая женщина согласилась с этим решением, тогда как молодая сразу возразила: «Не убивай его. Это ее сын, о пророк Аллаха!» Ведь перед ней встал выбор — либо ее малыш должен был погибнуть, либо она должна была отдать его другой женщине. Конечно же, она выбрала то, что легче перенести подлинному материнскому сердцу.

Таким образом, Сулейман понял, увидев в молодой женщине проявление естественных материнских чувств (которые являются самым большим доказательством), что малыш не был сыном взрослой женщины, ведь она согласилась с тем, чтобы его разрезали пополам. Также он понял, что только лишь зависть подтолкнула взрослую женщину утверждать, что малыш ее, и что в действительности он принадлежал молодой женщине, которая испугалась за него и поэтому отказалась от своих притязаний на материнство. В результате Сулейман принял постановление в пользу молодой женщины и отдал ей малыша.

Нет сомнения, что способность судьи делать логические выводы, опираясь на  вещественные доказательства, связующие обстоятельства и наблюдения, является мудростью, которой Аллах наделяет, кого пожелает.

Извлекаемые уроки из истории Давуда и Сулеймана.

  1. Аллах сообщил Пророку Мухаммаду ﷺ истории о предыдущих пророках, чтобы укрепить его сердце и вселить в него уверенность. Аллах поведал ему об их усердном поклонении, невероятном терпении и искреннем покаянии, воодушевляя и побуждая его к соперничеству с другими пророками в богобоязненности и проявления терпения к тирании своего народа. Поэтому после того, как Всевышний упомянул в начале суры «Сад» притеснения и обвинения неверующих в адрес Мухаммада ﷺ, Он сказал:

﴿اصْبِرْ عَلَىٰ مَا يَقُولُونَ وَاذْكُرْ عَبْدَنَا دَاوُودَ ذَا الْأَيْدِ ۖ إِنَّهُ أَوَّابٌ﴾

«Терпи то, что они говорят, и помяни Нашего могучего раба Давуда. Он всегда обращался к Аллаху с покаянием» (Коран, 38:17).

  1. Два описания, заключенные в словах Всевышнего:

﴿عَبْدَنَا دَاوُودَ ذَا الْأَيْدِ ۖ إِنَّهُ أَوَّابٌ﴾

«…могучего раба Давуда. Он всегда обращался к Аллаху с покаянием», — являются великой похвалой Аллаха. Они указывают на духовную и физическую силу Давуда во всех видах поклонения, а также на его частое покаяние перед Всевышним. Данные качества пророка Давуда указывают на его совершенные знания об Аллахе и на его искреннюю любовь к нему. Таким образом присущие пророкам эти два качества (усердное поклонение и частое покаяние) указывают на совершенство их веры, а также веры тех, кто последовал за ними, в зависимости от того, насколько они придерживались этих пророческих качеств. Похвала Аллаха этим двум качествам должна побуждать верующего прилагать все усилия, чтобы стать усердным в поклонении и всегда кающимся и обращающимся к Аллаху рабом. Истинный верующий всегда должен помнить об Аллахе в любом положении — как в радости, так и в горе.

  1. Аллах одарил Своего пророка Давуда прекрасным мелодичным голосом. Горы и птицы прославляли Аллаха вместе с ним, откликаясь на его прославления. Это указывает на достоинство Давуда и его высокое положение.
  2. Подлинные религиозные познания — это одна из самых больших милостей Аллаха человеку. Благодаря им верующий способен правильно оценить и определить различные религиозные воззрения и убеждения. Также с помощью правильной религиозной эрудированности верую­щий может верно рассудить разнообразные споры и препирательства людей религиозных знаний. Всевышний сказал о Давуде:

﴿وَشَدَدْنَا مُلْكَهُ وَآتَيْنَاهُ الْحِكْمَةَ وَفَصْلَ الْخِطَابِ﴾

«Мы укрепили его власть и даровали ему мудрость и решающее слово (умение принимать правильные и справедливые решения при судебных разбирательствах)» (Коран, 38:20).

  1. Всесторонняя забота Аллаха о Его пророках и праведных рабах при совершении ими некоторых ошибок. Она проявляется в том, что Аллах испытывает их искушениями, после чего они понимают свою ошибку, каются и становятся более богобоязненными и совершенными. Именно это произошло с Давудом и Сулейманом.
  2. Пророки защищены от ошибок в донесении откровений Аллаха, и поэтому Всевышний приказал людям безоговорочно подчиняться им. Без этого ниспослание божественного откровения утратило бы какой-либо смысл. При этом иногда по причине несовершенства человеческой натуры как таковой со стороны пророков могут допускаться некоторые ошибки, не относящиеся к донесению откровения. Однако Аллах, по своей Милости, предупреждает их об этих упущениях и дает им возможность понять свои ошибки, в результате чего они каются и исправляются.
  3. Большую часть времени Давуд проводил в молельне, поклоняясь своему Господу. Также у него было определенное время, которое он выделял для решения проблем своего народа. Таким образом, он наилучшем образом исполнял свой долг как перед своим Господом, так и перед людьми.
  4. При посещении людей следует придержи­ваться соответствующего этикета. В особенности, если человек приходит на встречу к правителям или начальникам. Поэтому, когда двое спорящих людей зашли без разрешения к Давуду в неположенное время, он испугался, и ему стало жутко. Ведь они застали его врасплох и увидели в неподготовленном для встречи состоянии.
  5. Даже если подсудимый ведет себя неподо­бающим образом, судья все равно должен судить по справедливости.
  6. Удивительная мягкость и терпение Давуда. Ведь когда они ворвались к нему без разрешения, он даже не разозлился и не обрушился на них с криками и упреками.
  7. Потерпевший может сказать своему обид­чику: «Ты поступил несправедливо со мной» или же «О притеснитель» и т. д. Довод на это — слова Всевышнего:

﴿خَصْمَانِ بَغَىٰ بَعْضُنَا عَلَىٰ بَعْضٍ﴾

«Один из нас поступил несправедливо по отношению к другому» (Коран, 38:22).

  1. Человек, которому делается наставление, не должен злиться или возмущаться, даже если он является обладателем власти и знания. Наоборот, он должен поспешить принять наставление и быть благодарным тому, кто его сделал, а также восхвалить Аллаха за то, что Он направил к нему человека, который сделал ему наставление. Поэтому Давуд не рассердился, когда один из препиравшихся сказал ему: «Рассуди же между нами по справедливости, не будь несправедлив и укажи нам на верный путь» (Коран, 38:22), — а, напротив, рассудил между ними по справедли­вости.
  2. Как правило, человек, поддерживающий отношения с разными людьми, будь то родственники, друзья или коллеги, имеет большую вероятность впасть в те или иные конфликты, которые могут даже вызвать неприязнь и взаимную вражду. Этот трудноизлечимый недуг могут излечить только богобоязненность, терпение с верой и праведные деяния. Однако очень мало людей обладают этими качествами.
  3. Аллах щедро одарил Давуда и Сулеймана Своими милостями и уготовил им прекрасное место возвращения (высокая степень в Раю). Поэтому никто не должен предполагать, что совершенные этими пророками оплошности уменьшают их степень перед Аллахом. Ведь указанием на совершенную милость Аллаха к Его искренним рабам является то, что Он, прощая их, устраняет оставшиеся на них следы грехов. Когда же следы этих грехов исчезают, в сердцах людей начинает увеличиваться любовь к этому человеку. Такова безграничная милость Аллаха к Своим рабам.
  4. Судопроизводство является религиозной обязанностью, которую исполняли Божии посланники и обладающие обширными религиоз­ными знаниями исключительные люди. Судья должен всегда судить по справедливости, а не в соответсвии с собственными страстями. При этом справедливое судопроизводство может осу­ществляться только при наличии следующих составляющих:

а) судья должен обладать религиозными (ша­риатскими) знаниями,

б) судья должен иметь ясное представление о деле, относительно которого он будет выносить решение,

в) судья должен уметь дать делу правильную шариатскую оценку.

Если у человека нет одного из этих качеств, то ему не дозволено заниматься судопроизводством.

  1. Одно из достоинств Давуда в том, что у него был такой прекрасный сын, как Сулейман. Он являлся милостью Аллаха для него. Поэтому Всевышний сказал:

﴿وَوَهَبْنَا لِدَاوُودَ سُلَيْمَانَ ۚ نِعْمَ الْعَبْدُ ۖ إِنَّهُ أَوَّابٌ﴾

«Мы даровали Давуду Сулеймана. Как прекрасен был этот раб! Воистину, он часто каялся и обращался к Аллаху» (Коран, 38:30).

Подобная похвала Всевышнего в адрес Сулеймана являются большой милостью и гордостью для Давуда.

  1. Множество благ, которыми Аллах наделяет своих праведных рабов. Он одаряет их прекрасным нравом, подталкивает их на совершение благо­деяний, затем хвалит и щедро награждает их за эти деяния. Таким образом, Аллах создает для них благие причины и одаряет их прекрасными плодами за их старания.
  2. Сулейман поставил любовь к Аллаху превы­ше всего остального. Поэтому он умертвил коней, которые отвлекли его от поминания своего Господа, ибо когда он вспомнил о молитве, солнце уже закатилось и время молитвы закончилось[13].
  3. Все, что отвлекает верующего от поклоне­ния своему Господу, является источником зла. Он должен оставить его и занять себя полезными занятиями.
  4. Кто оставит что-либо ради Аллаха, Аллах возместит ему оставленное еще лучшим[14]. После того, как Сулейман умертвил породистых скакунов, которые отвлекли его от поколения, Всевышний подчинил ему ветер и дьяволов.
  5. Шайтаны и ветер не были подчинены никому другому после Сулеймана в той форме, в которой они подчинялись ему. По этой причине, когда в одну из ночей пророк Мухаммад ﷺ хотел привязать дьявола к одному из столбов мечети, он сказал: «Когда я вспомнил мольбу своего брата Сулеймана, я отпустил его прочь»[15].
  6. Сулейман был царем-пророком и мог себе позволить делать многое, однако, по причине совершенства своей веры, он не желал ничего, кроме блага и справедливости. В этом разница между пророком-правителем и пророком-рабом. У последнего нет права делать то, что он пожелает. Его желания подчинены исключительно воле Всевышнего Аллаха. Он не делает и не оставляет ничего, кроме как по приказу Аллаха. Именно таково было положение пророка Мухаммада ﷺ[16].
  7. Аллах даровал Сулейману великую власть, в которой описываются необъяснимые с точки зрения причинно-следственной связи явления. К примеру, подчинение ветра его воле или подчинение ему дьяволов, а также то, что его армия состояла из людей, джиннов и птиц. Птицы же, в свою очередь, служили ему хорошую службу: передавали от него послания в разные стороны света и доносили ему известия отовсюду. Аллах наделил их способностью понимать положение людей, как об этом рассказывается в истории с удодом. Или же история о том, у кого были знания Писания, когда он был готов принести трон царицы Савской в мгновение ока. Все это относится к чудесам и знамениям пророков. Дарующий Господь наделяет кого пожелает властью и делает эту власть такой, какой пожелает. Поэтому, как бы человечество ни продвинулось в изучении естественных наук и в своих изобретательских способностях, они не смогут достигнуть того, что было даровано Сулейману.
  8. Правителям и начальникам следует тщательно интересоваться положением своих наместников и подчиненных. Недостаточно только наводить справки, интересуясь их положением. Помимо этого, следует постоянно испытывать и проверять их умственные способности и осведомленность о текущий ситуации. Поэтому Сулейман не удовлетворился наведенными справками, а решил сам испытать царицу Савскую, чтобы убедиться в полноценности ее знаний и умении принимать верные решения. Подобный метод управления государством имеет множество плюсов и достоинств. Все благоразумные правители нуждаются в нем. Главы государств должны на регулярной основе проводить подобные проверки, дабы рычаги правления в их государствах всегда были у компетентных людей.

[1] Имам Табари, рассказывая о пророках сынов Исраиля после Мусы, писал: «Нет разногласия среди мусульманских и немусульманских историков, что после смерти Юша ибн Нун (Иисуса Навина) предводителям сынов Исраиля стал Калеб ибн Юфана — один из сподвижников Мусы и муж его сестры Марьям. Примечательно, что именно Калеб и Юша являлись теми самыми двумя  богобоязненными мужчинами, о которых было сказано в Коране: «Двое богобоязненных мужчин, которым Аллах оказал милость, сказали: «(Послушайтесь Мусу) и войдите к ним (врагам) через врата города. Если вы войдете от туда, вы непременно одержите победу. И уповайте только на Аллаха, если вы являетесь верующими»» (Коран, 5:23).

Затем, после Калеба, предводителем сынов Исраиля стал пророк Иезекииль ибн Бузи. Он являлся тем самым человеком, который воззвал к Всевышнему, чтобы он оживил тех, «которые покинули свои жилища, опасаясь смерти, хотя их были тысячи. Аллах сказал им: «Умрите!». Затем Он оживил их. Воистину, Аллах милостив к людям, однако большинство людей неблагодарны!» (Коран, 2:243) (см. Тарих ат-Табари 1/457).

[2] Речь идет о пророке Самуэле, которого сыны Исраиля попросили назначать им царя, чтобы под его руководством они сражались на пути Аллаха и освободились от гнета захватчиков. Всевышний поведал:

﴿أَلَمْ تَرَ إِلَى الْمَلَإِ مِن بَنِي إِسْرَائِيلَ مِن بَعْدِ مُوسَىٰ إِذْ قَالُوا لِنَبِيٍّ لَّهُمُ ابْعَثْ لَنَا مَلِكًا نُّقَاتِلْ فِي سَبِيلِ اللَّهِ ۖ قَالَ هَلْ عَسَيْتُمْ إِن كُتِبَ عَلَيْكُمُ الْقِتَالُ أَلَّا تُقَاتِلُوا ۖ قَالُوا وَمَا لَنَا أَلَّا نُقَاتِلَ فِي سَبِيلِ اللَّهِ وَقَدْ أُخْرِجْنَا مِن دِيَارِنَا وَأَبْنَائِنَا ۖ فَلَمَّا كُتِبَ عَلَيْهِمُ الْقِتَالُ تَوَلَّوْا إِلَّا قَلِيلًا مِّنْهُمْ ۗ وَاللَّهُ عَلِيمٌ بِالظَّالِمِينَ﴾

«Разве ты не знаешь о знати сынов Исраиля, живших после Мусы? Они сказали своему пророку: «Назначь для нас царя, чтобы мы сражались на пути Аллаха». Пророк сказал: «Может ли быть, что если вам будет предписано сражаться, вы не станете этого делать Они ответили: «Отчего же нам не сражаться на пути Аллаха, если мы были изгнаны из наших жилищ и разлучены с нашими детьми Когда же им было предписано сражаться, они отвернулись, за исключением немногих. Аллах ведает о беззаконниках» (Коран 2:246).

Имам Табари говорил: «Между смертью Юша ибн Нун (Иисус Навин) и становлением Самуэля ибн Бяли пророком было 460 лет» (см. Ибн Касир, аль-Бидая Ва ан-Нихая 2/156; Тарих ат-Табари 1/465).

[3] Всевышний Аллах сказал:

﴿وَسَخَّرْنَا مَعَ دَاوُودَ الْجِبَالَ يُسَبِّحْنَ وَالطَّيْرَ﴾

«Мы подчинили горы и птиц для того, чтобы они славили Нас вместе с Давудом» (Коран 21:79).

[4] Речь идет в основном о чтении Забура (Псалтыря) — Божественного откровения, которое было ниспослано Давуду. Пророк Давуд очень любил читать Забур нараспев повсеместно, за что Всевышний упростил ему чтение. Пророк Мухаммад ﷺ говорил: «Давуду было настолько облегчено читать Забур, что он мог вычитать его до того, как слуги успевали, по его велению, оседлать его верховое животное» (Бухари, 3417).

Что же касается утверждений о том, что пророк Давуд, якобы, восхвалял Всевышнего, играя на музыкальных инструментах, то эти утверждения абсолютно безосновательны и полностью ошибочны. Достоверные священные тексты указывают на то, что Давуд читал Забур нараспев красивым мелодичным голосом, подобно тому, как читается Коран. Поэтому, услышав однажды, как сподвижник Абу Муса Ашари читает красиво Коран нараспев, Пророк ﷺ сказал: «Абу Мусе был дарован прекрасный голос, подобный прекрасному голосу Давуда» (Насаи, 1019).

[5] См. Бухари 3420, Муслим 1159.

[6] Всевышний сказал:

﴿وَعَلَّمْنَاهُ صَنْعَةَ لَبُوسٍ لَّكُمْ لِتُحْصِنَكُم مِّن بَأْسِكُمْ ۖ فَهَلْ أَنتُمْ شَاكِرُونَ﴾

«Мы научили его (Давуда) изготовлять для вас кольчуги, чтобы они защищали вас в сражениях. Но разве вы благодарны?» (Коран 21:80).

[7] Всевышний Аллах сделал Сулеймана самым могущественным правителем и дал ему власть над джиннами и животными, ответив на его следующую мольбу: «Господи! Прости меня и даруй мне такую власть, которая не будет подобать никому после меня. Воистину, Ты — Дарующий» (Коран, 38:35).

[8] Всевышний сказал:

﴿وَلِسُلَيْمَانَ الرِّيحَ غُدُوُّهَا شَهْرٌ وَرَوَاحُهَا شَهْرٌ﴾

«Мы подчинили Сулейману ветер, который утром пролетал месячный путь и после полудня пролетал месячный путь» (Коран, 34:12).

[9] Джинны — это разумные, невидимые человеческому глазу существа, которых Аллах создал из чистого огня. Как и люди, они имеют право выбора и, в зависимости от своего выбора, становятся либо верующими, либо неверующими. Джинны обладают некоторыми сверхъестествен­ными способностями и могут нанести ограниченный вред или принести пользу человеку, если этого пожелает Аллах. Иблис — сатана, который ослушался Аллаха и отказался поклониться Адаму, а затем вывел его и его жену из райских садов, также был джинном. Всевышний Аллах говорит:

﴿وَإِذْ قُلْنَا لِلْمَلَائِكَةِ اسْجُدُوا لِآدَمَ فَسَجَدُوا إِلَّا إِبْلِيسَ كَانَ مِنَ الْجِنِّ فَفَسَقَ عَنْ أَمْرِ رَبِّهِ﴾

«Вот сказали Мы ангелам: «Падите ниц перед Адамом!». Все они поклонились, кроме Иблиса. Он был одним из джиннов и ослушался воли своего Господа» (Коран, 18:50).

﴿قَالَ مَا مَنَعَكَ أَلَّا تَسْجُدَ إِذْ أَمَرْتُكَ ۖ قَالَ أَنَا خَيْرٌ مِّنْهُ خَلَقْتَنِي مِن نَّارٍ وَخَلَقْتَهُ مِن طِينٍ﴾

«Аллах сказал: «Что помешало тебе пасть ниц, когда Я приказал тебе?”. Иблис ответил: «Я лучше него. Ведь Ты сотворил меня из огня, а его — из глины»» (Коран, 7:12).

[10] Всевышний Аллах сказал:

﴿يَعْمَلُونَ لَهُ مَا يَشَاءُ مِن مَّحَارِيبَ وَتَمَاثِيلَ وَجِفَانٍ كَالْجَوَابِ وَقُدُورٍ رَّاسِيَاتٍ﴾

«Джинны строили для Сулеймана прекрасные строения, изваяния, огромные миски, подобные водоемам, и неподвижные котлы» (Коран, 34:13).

[11] Всевышний сказал:

﴿وَحُشِرَ لِسُلَيْمَانَ جُنُودُهُ مِنَ الْجِنِّ وَالْإِنسِ وَالطَّيْرِ فَهُمْ يُوزَعُونَ﴾

«У Сулеймана была собрана армия из числа джиннов, людей и птиц, которые были разделены на боевые порядки» (Коран, 27:17).

[12] Всевышний сказал:

﴿وَوَرِثَ سُلَيْمَانُ دَاوُودَ ۖ وَقَالَ يَا أَيُّهَا النَّاسُ عُلِّمْنَا مَنطِقَ الطَّيْرِ وَأُوتِينَا مِن كُلِّ شَيْءٍ ۖ إِنَّ هَٰذَا لَهُوَ الْفَضْلُ الْمُبِينُ ﴾

«Сулейман, унаследовав от Давуда пророчество, знание и власть, сказал своему народу: «О люди! Мы обучены языку птиц, и нам даровано все, в чем мы нуждаемся. Воистину это — милость Всевышнего и явное превосходство»» (Коран, 27:16).

[13] Всевышний Аллах поведал:

﴿إِذْ عُرِضَ عَلَيْهِ بِالْعَشِيِّ الصَّافِنَاتُ الْجِيَادُ   ﴿٣١﴾   فَقَالَ إِنِّي أَحْبَبْتُ حُبَّ الْخَيْرِ عَن ذِكْرِ رَبِّي حَتَّىٰ تَوَارَتْ بِالْحِجَابِ   ﴿٣٢﴾   رُدُّوهَا عَلَيَّ ۖ فَطَفِقَ مَسْحًا بِالسُّوقِ وَالْأَعْنَاقِ﴾

«Однажды после полудня Сулейману показали коней, бьющих копытами, быстроногих. Затем он воскликнул: «Воистину, я отдал предпочтение земным радостям перед молитвою к Господу моему и не заметил, как солнце скрылось за завесою. Верните коней ко мне!”. Когда же их пригнали, он стал подрезать им поджилки и рубить головы» (Коран, 38:31-33).

[14] Пророк ﷺ сказал: «Если ты оставишь что-то ради Аллаха, то Аллах возместит тебе оставленное еще лучшим» (Ахмад, 20739).

[15] Полная версия данного хадиса следующая: «Вчера ночью неистовый джинн попытался нарушишь мой намаз, пройдя передо мной во время молитвы. Однако Аллах дал мне власть над ним, и, схватив его, я хотел привязать этого джинна к одному из столбов мечети, чтобы вы все смогли посмотреть на него. Но когда я вспомнил мольбу своего брата Сулеймана: «Господи! Прости меня и даруй мне такую власть, которая не будет подобать никому после меня», — я отпустил его прочь» (Бухари, 3423).

[16] Абу Хурайра рассказывал, что однажды ангел Джибриль сел рядом с Пророком ﷺ. Подняв голову и посмотрев на небо, посланник Аллаха вдруг увидел, как один из ангелов спускается вниз. Джибриль сказал: «Этот ангел никогда прежде не спускался на землю». Когда же ангел спустился на землю, он подошел к Пророку и сказал: «О Мухаммад! Мне послал к тебе твой Господь, чтобы ты выбрал, кем ты хочешь быть: царем-пророком или рабом-посланником?» В этот момент Джибриль сказал: «О Мухаммад! Прояви скромность к своему Господу». Тогда Пророк ответил: «Я хочу быть рабом-посланником» (Ахмад 7160, ас-Сахиха 3/1002).

Ибн Касир, рассказывая об истории пророка Сулеймана, писал: «Всевышний Аллах облагодетельствовал пророка Сулеймана многочисленными безупречными  милостями и богатствами, после чего сказал ему:

﴿هَٰذَا عَطَاؤُنَا فَامْنُنْ أَوْ أَمْسِكْ بِغَيْرِ حِسَابٍ﴾

«Это — Наш дар тебе; а ты оказывай благодеяния или отказывай в них без отчета [ты полностью свободен в распределении дарованного тебе]» (Коран, 38:39).

То есть: даруй кому пожелаешь и лишай кого пожелаешь; за это ты не будешь спрошен. У тебя есть полное право на свободу действия, и Аллах не будет тебя отчитывать за это. Таким правом может быть наделен только царь-пророк, в отличие от раба-посланника. Что же касается последнего, то он не имеет права давать кому-либо что-то или лишать кого-то чего-либо, кроме как с позволения своего Господа. Нашему же пророку Мухаммаду Всевышний Аллах дал право выбора между этими двумя степенями, и он выбрал быть рабом-посланником» (Ибн Касир, аль-Бидая Ва ан-Нихая 2/193).

 


Автор: Шейх Абдуррахман ибн Насыр Саади (да помилует его Аллах)

Источник: “Тайсир аль-Лятыф аль-Маннан фи Хуласати Тафсир аль-Куран”

Подготовил: Рамин Муталлим

Дата: 12/03/1444 г.х. — 08/10/2022 г.г.


Скачать документ в формате PDF


Все части историй о пророках:

  1. Шейх Саади: Вступление к историям о пророках Аллаха
  2. Шейх Саади: История о пророке Адаме ﷺ
  3. Шейх Саади: История о пророке Нухе (Ное) ﷺ
  4. Шейх Саади: История о пророке Худе ﷺ
  5. Шейх Саади: История о пророке Ибрахиме (Аврааме) ﷺ
  6. Шейх Саади: История о пророке Салихе ﷺ (+фото)
  7. Шейх Саади: История о пророке Луте ﷺ
  8. Шейх Саади: История о пророке Шуайбе ﷺ
  9. Шейх Саади: История о пророках Мусе и Харуне ﷺ
  10. Шейх Саади: История о пророке Юнусе ﷺ
  11. Шейх Саади: История пророков Давуда и Сулеймана (мир им)
  12. Шейх Саади: История о пророке Айюбе ﷺ
  13. Шейх Саади: История о Хидре и Мусе ﷺ
  14. Шейх Саади: История о Зуль-Карнайне

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь