(ОБНОВЛЕНО) Шейх Саади: История о пророке Адаме ﷺ

4105

Рассказ про Адама — отца всего человечества

Аллах всегда был, и не было ничего прежде Него. Он всегда совершает, что пожелает. Нет такого времени, когда бы дела или слова происходили без воли и желания Аллаха, согласно Его Мудрости.

Аллах Справедлив во всех Своих предопределениях, а также в том, что узаконил для Своих рабов. Когда всеобъемлющая мудрость, знание и нескончаемая милость Аллаха потребовали создания Адама, отца всего человечества, которому Аллах отдал предпочтение перед другими творениями, Он сказал ангелам:

إِنِّي جَاعِلٌ فِي الْأَرْضِ خَلِيفَةً

«Я установлю на земле наместника»,

(Коран, 2:30)

который станет преемником творений, о которых известно лишь Аллаху.

قَالُوا أَتَجْعَلُ فِيهَا مَن يُفْسِدُ فِيهَا وَيَسْفِكُ الدِّمَاءَ

 «Они (ангелы) сказали: “Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь…”»

(Коран, 2:30)

Ангелы задали этот вопрос, восхваляя и прославляя своего Господа, полагая, что, быть может, Он сотворит творение, нрав которого будет схож с предшествующими творениями, которые также распространяли нечестия и проливали кровь на земле; или же, быть может, Всевышний Аллах сообщил им об Адаме и его грешных потомках, и поэтому ангелы задали подобный вопрос. Тогда Аллах ответил ангелам:

إِنِّي أَعْلَمُ مَا لَا تَعْلَمُونَ

«Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете».

(Коран, 2:30)

Воистину, Его знание объемлет всякую вещь, и Он знал о том несчетном благе, которое повлечет за собой создание рода человеческого. Всевышний сообщил им о том, что Он обладает полным знанием и что обязательным является признание этого всеобъемлющего знания и мудрости, которые подразумевают, что Он не создает ничего попусту без какой-либо мудрости. Потом Он разъяснил им подробнее сотворение Адама — что Он сотворил его Своей Рукой, почтив его тем самым перед всеми остальными творениями. Он взял горсть с каждой земли, от мягкой-ровной, неровной-твердой, с хорошей-плодотворной и плохой-неплодородной, чтобы затем его потомство имело те же качества.

Сначала Адам был землей, затем Он добавил к ней воды, и она превратилась в глину. За то долгое время, пока грязь оставалась в воде, она стала гладкой, темной глиной. После того, как Всевышний придал ему нужный облик, Он высушил его, и Адам стал подобен гончарному изделию, которое издает звук, если постучать по нему. На всех этих стадиях Адам был плотью без души. После того, как завершилось сотворение его плоти, Аллах вдохнул в него дух. Тогда мертвая плоть из глины превратилась в живое существо, состоящее из костей, мяса, нервных окончаний и жил. Таким образом, душа является истинной сущностью человека. Аллах создал и подготовил человека для приобретения всех видов знания и всевозможных благ. Затем Он завершил свою милость по отношению к человеку и научил его именам всякой вещи.

Полноценные и подлинные знания приводят к совершенству нрава. Поэтому Аллах пожелал показать ангелам совершенство этого нового творения, представив им некоторые вещи с определенными названиями и сказав:

أَنبِئُونِي بِأَسْمَاءِ هَٰؤُلَاءِ إِن كُنتُمْ صَادِقِينَ

«Назовите мне их имена, если вы говорите правду».

(Коран, 2:31)

Это идет в противовес вашим первым словам (о ангелы), которыми вы хотели выразить, что лучше было бы не создавать это творение. Однако, им лишь показалось это тогда, когда они еще не знали, какими достоинствами будет обладать человек. Ангелы (мир им) не смогли назвать имена этих вещей и поэтому сказали:

سُبْحَانَكَ لَا عِلْمَ لَنَا إِلَّا مَا عَلَّمْتَنَا ۖ إِنَّكَ أَنتَ الْعَلِيمُ الْحَكِيمُ

«Пречист Ты! Мы знаем только то, чему Ты научил нас. Воистину, Ты – Знающий, Мудрый».

(Коран, 2:32)

Тогда Аллах сказал:

يَا آدَمُ أَنبِئْهُم بِأَسْمَائِهِمْ ۖ فَلَمَّا أَنبَأَهُم بِأَسْمَائِهِمْ

«“О Адам! Поведай им об именах (этих вещей)”. Когда Адам поведал ангелам об именах этих вещей»,

(Коран, 2:33)

Ангелы засвидетельствовали совершенство этого творения и его знаний, о которых они даже не догадывались. Теперь же они узнали об этом в подробностях, засвидетельствовали абсолютную мудрость Аллаха и стали проявлять к Адаму большое уважение. Однако, Аллах захотел, чтобы ангелы показали это уважение к Адаму как внешне, так и внутренне, и поэтому Он сказал ангелам:

اسْجُدُوا لِآدَمَ

«Падите ниц перед Адамом»,

(Коран, 2:34).

показав тем самым свой почет и уважение Адаму, а также поклоняясь тем самым своему Господу, подчиняясь, любя и унижаясь перед Ним, выполняя Его повеления. Все ангелы поспешили исполнить приказ Аллаха и все вместе пали ниц. Иблис находился среди них, поэтому приказ был также обращен и к нему. Его происхождение отличалось от происхождения ангелов, ведь он был джинном, созданным из пламени без дыма, и не был никогда ангелом.

Он скрывал в себе неверие по отношению к Аллаху и зависть к новому творению — человеку, которого Аллах почтил и возвысил. Высокомерие и неверие Иблиса подтолкнули его к тому, что он отказался совершить земной поклон Адаму, проявив тем самым неверие Аллаху и возгордившись. Но он не ограничился простым отказом, вдобавок он выразил протест своему Господу, умалив Его мудрость. Он сказал:

أَنَا خَيْرٌ مِّنْهُ خَلَقْتَنِي مِن نَّارٍ وَخَلَقْتَهُ مِن طِينٍ

«Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его — из глины».

(Коран, 7:12)

Аллах сказал ему:

يَا إِبْلِيسُ مَا مَنَعَكَ أَن تَسْجُدَ لِمَا خَلَقْتُ بِيَدَيَّ ۖ أَسْتَكْبَرْتَ أَمْ كُنتَ مِنَ الْعَالِينَ

«О Иблис! Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворил Своими обеими Руками? Ты возгордился или же принадлежишь к числу превозносящихся?»

(Коран, 38:75)

Неверие, гордыня, отказ от подчинения и сильная ненависть стали причинами, по которым он был изгнан из рая и проклят. Аллах сказал ему:

فَاهْبِطْ مِنْهَا فَمَا يَكُونُ لَكَ أَن تَتَكَبَّرَ فِيهَا فَاخْرُجْ إِنَّكَ مِنَ الصَّاغِرِينَ

«Низвергнись отсюда! Негоже тебе превозноситься здесь. Изыди, ибо ты — один из униженных».

(Коран, 7:13)

Ничтожный сатана не подчинился своему Господу и не покаялся за свой грех. Напротив, он выступил против Аллаха, препираясь и категорично настроившись на вражду с Адамом и его потомством. Когда он узнал, что ему предписаны вечные мучения, то поспешил призвать потомство Адама своими словами, делами и войском, чтобы они тоже стали принадлежать к числу его сборища, которое будет вечно гореть в Аду. Он сказал:

رَبِّ فَأَنظِرْنِي إِلَىٰ يَوْمِ يُبْعَثُونَ

«Господи! Предоставь мне отсрочку до того дня, когда они будут воскрешены»,

(Коран, 15:36)

Всевышний Аллах, в соответствии со Своей мудростью, создал людей разными: как с хорошими нравственными качествами, так и с плохими. По этой причине люди должны были быть подвергнуты испытанию и проверке, дабы была проведена четкая грань между добродетелями и благонравными, между скверными и последовавшими своим страстям людьми.

Одним же из главных испытаний для людей является то, что Аллах дал возможность этому врагу человека, сатане, призывать людей ко всевозможному злу.

Поэтому Всевышний ответил ему:

فَإِنَّكَ مِنَ الْمُنظَرِينَ ، إِلَىٰ يَوْمِ الْوَقْتِ الْمَعْلُومِ

«Воистину, ты — один из тех, кому предоставлена отсрочка до дня, срок которого определен».

(Коран, 15:37-38)

Он сказал своему Господу, открыто заявив о своем ослушании и вражде к Адаму и его потомству:

فَبِمَا أَغْوَيْتَنِي لَأَقْعُدَنَّ لَهُمْ صِرَاطَكَ الْمُسْتَقِيمَ ، ثُمَّ لَآتِيَنَّهُم مِّن بَيْنِ أَيْدِيهِمْ وَمِنْ خَلْفِهِمْ وَعَنْ أَيْمَانِهِمْ وَعَن شَمَائِلِهِمْ ۖ وَلَا تَجِدُ أَكْثَرَهُمْ شَاكِرِينَ

«За то, что Ты совратил меня, я непременно засяду против них на Твоем прямом пути. А затем я буду подходить к ним спереди и сзади, справа и слева, и Ты не найдешь большинство из них благодарными».

(Коран, 7:16-17)

Иблис сказал это, основываясь на своем предположении, т. к. он знал сущность человека.

وَلَقَدْ صَدَّقَ عَلَيْهِمْ إِبْلِيسُ ظَنَّهُ فَاتَّبَعُوهُ إِلَّا فَرِيقًا مِّنَ الْمُؤْمِنِينَ

«Предположение Иблиса относительно них оказалось правдивым, и они последовали за ним, за исключением группы верующих».

(Коран, 34:20)

Аллах предоставил Иблису возможность плести козни против Адама и его потомства, чего тот так желал. Аллах сказал ему:

اذْهَبْ فَمَن تَبِعَكَ مِنْهُمْ فَإِنَّ جَهَنَّمَ جَزَاؤُكُمْ جَزَاءً مَّوْفُورًا ، وَاسْتَفْزِزْ مَنِ اسْتَطَعْتَ مِنْهُم بِصَوْتِكَ وَأَجْلِبْ عَلَيْهِم بِخَيْلِكَ وَرَجِلِكَ وَشَارِكْهُمْ فِي الْأَمْوَالِ وَالْأَوْلَادِ وَعِدْهُمْ ۚ وَمَا يَعِدُهُمُ الشَّيْطَانُ إِلَّا غُرُورًا

«Ступай! И если кто последует за тобой, то Геенна будет для вас воздаянием, полным воздаянием. Одурачивай своим голосом, кого сможешь, пусти в ход против них свою конницу и пехоту, дели с ними их богатства и детей и давай им обещания. Воистину, обещания сатаны — всего лишь обольщение».

(Коран, 17:63-64)

То есть, если сможешь, то сбивай их с пути, чтобы они давали своим детям неправильное воспитание, чтобы расходовали и зарабатывали свое имущество нечестивым путем.

Будь их соучастником, когда они едят, пьют или же имеют интимные отношения, не поминая при этом имени Аллаха. Давай им обещания, т. е. науськивай их, чтобы они посчитали ложным День воскресенья и воздаяния и не совершали никаких благих дел. Запугивай их своими приближенными и отдаляй их от богоугодных расходований, внушая им скупость и разврат. О явный враг, ты сам не сможешь сбить никого с истинного пути, если Аллах не пожелает этого.

Аллах дал эту ограниченную власть сатане в соответствии с великой мудростью и знанием сокровенного. Посредством этой власти и козней сатаны зло нечестивцев и их скверный нрав проявятся и станут очевидными для всех. Аллах выразит безразличие по отношению к ним, ибо они сами последовали по пути сатаны и предпочли истине заблуждение.

Что же касается избранных потомков Адама, к которым относятся пророки и их последователи из числа правдивых, искренних праведников и верующих, то Всевышний Аллах не дал этому врагу власти над ними. Напротив, Он защитил их неприступной оградой, а именно — Своим покровительством. Он снабдил их оружием, которому не может противостоять их враг, — это полная вера в Аллаха и сильное упование на Него.

إِنَّهُ لَيْسَ لَهُ سُلْطَانٌ عَلَى الَّذِينَ آمَنُوا وَعَلَىٰ رَبِّهِمْ يَتَوَكَّلُونَ

«Воистину, он (сатана) не властен над теми, которые уверовали и уповают только на своего Господа».

(Коран, 16:99)

Вместе с тем Он помог им противостоять этому явному врагу многими способами — ниспослал им Свои писания, которые содержат в себе полезные знания, устрашающие предостережения, побуждающие к совершению благих дел и предостерегающие от совершения дурных. Он отправил к ним посланников добрыми вестниками о близкой награде для тех, кто уверовал в Аллаха и повиновался Ему, а также увещевателями, предостерегающими от различных наказаний для тех, кто не уверовал, счел ложью религию и отвернулся. Кроме того, Всевышний обещал, что тот, кто последует по Его истинному пути, с которым Он низвел Свои Писания и отправил Своих посланников, тот не заблудится в мирской жизни и не окажется в числе несчастных в Вечной обители, его не охватят страх и печаль. Аллах указал рабам в Своих Писаниях и через уста Своих посланников, на что им следует обращать внимание, чтобы защититься от этого явного врага. Аллах разъяснил рабам, к чему призывает сатана, и методы, к которым он прибегает, чтобы сбить людей с прямого пути.

Подобно тому, как Он разъяснил это своим рабам, Он также указал им на то, как они могут уберечься от зла сатаны и его искушений. Всевышний помог им Своим предопределением, без которого бы они не справились. Ведь когда люди прилагают все усилия и просят помощи у Своего Господа, для них упрощаются пути, ведущие к желаемой цели.

Затем Всевышний Аллах завершил Свою милость по отношению к Адаму и создал для него супругу Хаву (Еву), подобную ему, чтобы он мог найти в ней успокоение, а также для претворения в жизнь многих других задач, подобно женитьбе, взаимной любви и размножению потомства. Всевышний Аллах сказал ему и его супруге: «Воистину, сатана ваш враг, остерегайтесь же его, как можете, чтобы он не вывел вас из Рая, в котором Аллах поселил вас. Аллах дозволил вам наслаждаться всеми плодами Рая и всем, что в нем есть, за исключением одного дерева, с которого Он не дозволил вам вкушать».

Аллах сказал им:

فَكُلَا مِنْ حَيْثُ شِئْتُمَا وَلَا تَقْرَبَا هَٰذِهِ الشَّجَرَةَ فَتَكُونَا مِنَ الظَّالِمِينَ

«Ешьте, где пожелаете, но не приближайтесь к этому дереву, а не то окажетесь беззаконниками».

(Коран, 7:19)

Аллах сказал Адаму о наслаждениях, уготованных для него в этом Рае:

إِنَّ لَكَ أَلَّا تَجُوعَ فِيهَا وَلَا تَعْرَىٰ ، وَأَنَّكَ لَا تَظْمَأُ فِيهَا وَلَا تَضْحَىٰ

«В нем ты не будешь голодным и нагим. В нем ты не будешь страдать от жажды и зноя».

(Коран, 20:118-119)

Они прожили в Раю, наслаждаясь его прелестями, столько, сколько пожелал Аллах, а в это время их враг наблюдал за ними и выжидал возможность, чтобы искусить их. Когда он увидел радость Адама от пребывания в этом Раю и его великое желание, чтобы все это продолжалось и дальше, он подошел к нему в образе доброго, искреннего друга и сказал: «О Адам, не указать ли тебе на дерево, вкусив от которого ты навсегда останешься в этом Раю и вечно сможешь пользоваться его благами, которые не иссякают?»

Он продолжал наущать, приукрашивать, соблазнять, обещать и искушать их, выдавая великий обман за искренние советы. Он продолжал свои наущения, пока он соблазнил их, и они вкусили от этого дерева, плоды которого Аллах сделал запретными для них. После того, как они вкусили от этого дерева, их срамные места, которые были скрыты от них прежде, обнаружились и стали видны им. Тогда они начали прикрывать свои срамные места листьями Рая, стараясь налепить их на свои обнаженные тела вместо одежды. Их охватило чувство растерянности и сожаления. Они поняли, что их постигло наказание за ослушание повеления Аллаха. Тогда их Господь воззвал к ним:

أَلَمْ أَنْهَكُمَا عَن تِلْكُمَا الشَّجَرَةِ وَأَقُل لَّكُمَا إِنَّ الشَّيْطَانَ لَكُمَا عَدُوٌّ مُّبِينٌ 

«Разве Я не запретил вам это дерево и не сказал вам, что сатана для вас — явный враг?»

(Коран, 7:22)

Аллах внушил их сердцам полное покаяние и искреннее раскаяние в содеянном, и

فَتَلَقَّىٰ آدَمُ مِن رَّبِّهِ كَلِمَاتٍ

«Адам принял слова (покаяния, внушенные ему) от своего Господа»,

(Коран, 2:37)

и тогда Адам с Евой воззвали:

رَبَّنَا ظَلَمْنَا أَنفُسَنَا وَإِن لَّمْ تَغْفِرْ لَنَا وَتَرْحَمْنَا لَنَكُونَنَّ مِنَ الْخَاسِرِينَ

«Господь наш! Мы поступили несправедливо по отношению к себе, и если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, то мы непременно окажемся одними из потерпевших урон».

(Коран, 7:23)

Аллах принял их покаяние и простил грех, в который они впали. Однако, последствие за этот грех, от которого предостерегал Аллах — а именно выход из Рая в том случае, если они вкусят от этого дерева, — должно было непременно произойти. Поэтому они вышли оттуда и поселились на Земле, где добру будет всегда противостоять зло, а радости — печаль.

Затем Аллах сообщил Адаму и Еве, что Он непременно испытает их и их потомство, а также пообещал благой исход, который окажется лучше прежнего для тех, кто уверует и будет творить благие дела. Для того же, кто сочтет Божие послание ложью и отвернется, уготованы вечное горе и мучения. Аллах предостерег человеческое потомство от сатаны, сказав:

يَا بَنِي آدَمَ لَا يَفْتِنَنَّكُمُ الشَّيْطَانُ كَمَا أَخْرَجَ أَبَوَيْكُم مِّنَ الْجَنَّةِ يَنزِعُ عَنْهُمَا لِبَاسَهُمَا لِيُرِيَهُمَا سَوْآتِهِمَا ۗ إِنَّهُ يَرَاكُمْ هُوَ وَقَبِيلُهُ مِنْ حَيْثُ لَا تَرَوْنَهُمْ 

«О сыны Адама! Не позволяйте сатане совратить вас, подобно тому, как он вывел из Рая ваших прародителей. Он сорвал с них одежды, чтобы показать им их срамные места. Воистину, он и его сородичи видят вас оттуда, где вы их не видите».

(Коран, 7:27)

Аллах заменил для людей покрывало, которое сатана сорвал с их прародителей, на одежду, скрывающую их срамные места и украшающую их в этой жизни. Однако, есть одеяние прекраснее этого, а именно — это одеяние богобоязненности, которое является одеянием для сердца и души, облачающим их верой и искренностью, покаянием, а также всеми прекрасными нравами, и очищающим их от всякой скверны.

Затем Аллах создал от Адама и Евы множество мужчин и женщин, которых Он поселил на Земле и сделал их наместниками на ней, чтобы проверить, какими будут их деяния.

Извлекаемые из этого рассказа полезные сведения, связанные с основами религии и с ее ответвлениями. Нравственные и воспитательные поучения этого рассказа.

    1. Аллах упомянул эту великую историю во многих ясных аятах Своего Писания, в которых нет ни малейшего сомнения или недопонимания. Это одна из величайших историй, о которой рассказывали все посланники и которая была описана во всех небесных писаниях. В нее уверовали все последователи пророков из ранних и поздних поколений. И только относительно недавно появилось скверное движение безбожников-атеистов, отрицающих все небесные послания, с которым пришли божественные пророки. Они также стали отрицать существование самого Творца и все религиозные учения, веря только в естественные науки, которые способны осознать их ограниченные умы.

Опираясь на свою атеистическую идеологию, которая является самой отдаленной от истины, как с точки зрения шариата, так и с точки зрения разума, они отрицают Адама, Хаву (Еву) и все то, что поведали о них Аллах и Его посланник. Они считают, что человек ранее был животным, обезьяной или подобным обезьяне, до тех пор, пока он не эволюционировал до своего настоящего состояния. Они ослеплены этой ошибочной идеологией, построенной на предположениях разума, который является порочным в своей основе. По этой причине они оставили все достоверные науки, и в особенности то, с чем пришли посланники. Правдивы слова Всевышнего о них:

فَلَمَّا جَاءَتْهُمْ رُسُلُهُم بِالْبَيِّنَاتِ فَرِحُوا بِمَا عِندَهُم مِّنَ الْعِلْمِ وَحَاقَ بِهِم مَّا كَانُوا بِهِ يَسْتَهْزِئُونَ

«Когда их посланники приходили к ним с ясными знамениями, они радовались тому знанию, которое было у них, и тогда их поразило наказание, над которым они прежде издевались».

(Коран, 40:83)

Положение этих людей является очевидным для всех мусульман и всех тех, кто убежден в существовании Создателя. Они знают, что атеисты являются самыми заблудшими из всех людей. Однако, эта атеистическая идеология смогла частично распространиться среди части мусульман, которые под ее влиянием и основываясь на ее принципах стали искажать смысл божественных писаний. Так, некоторые из них растолковали земной поклон ангелов Адаму как подчинение этого мира человечеству. Данные люди стали утверждать, что Аллах подчинил все земные богатства, полезные ископаемые и другие природные ресурсы человечеству и что именно в этом заключается смысл земного поклона ангелов.

Для человека, верующего в Аллаха и в Судный День, понятно, что подобное толкование, основанное на этой абсурдной теории эволюции, откровенно искажает очевидный смысл писания Аллаха. В действительности, нет разницы между подобным искажением смыслов писания Аллаха и искажением сект батынитов и карамитов[1]. Если истолковать этот рассказ таким образом, то точно так же можно будет исказить и истолковать все другие рассказы Корана. Тогда Коран, являющийся разъяснением всякой вещи, руководством и милостью, превратится в книгу символов, которую сможет расшифровывать по своему желанию любой враг Ислама. Таким образом, Коран исказится, прямой путь, изложенный в нем, обернется заблуждением, а милость — наказанием. Пречист ты, о Аллах, все это является великой клеветой!

Верующему достаточно просто прочитать то, что Аллах поведал нам об Адаме и поклоне ангелов ему, для того, чтобы осознать ложность этих скверных толкований. Прочитав эти аяты, верующий поймет: это абсолютно противоречит тому, что подразумевали Аллах и Его посланник. Даже если его товарищи начнут приукрашивать для него эти заблудшие мысли, приводить разные высказывания по этому поводу и склонять его к следованию за теми, о ком он хорошего мнения, то верующий все равно не оставит свою веру и книгу своего Господа из-за подобной вводящей в заблуждение пропаганды или из-за обманутых ею последователей.

    1. Достоинство знания. Когда ангелам стало очевидно, что Адам превосходит их в знаниях, они поняли его совершенство и то, что он заслуживает почитания и уважения.
    2. Тот, кого Аллах одарил знанием, должен признать эту великую милость и всегда помнить о ней. Он должен говорить то, что говорили ангелы и посланники:

سُبْحَانَكَ لَا عِلْمَ لَنَا إِلَّا مَا عَلَّمْتَنَا

«Пречист Ты! Мы знаем только то, чему Ты научил нас» (Коран, 2:32), — и должен остерегаться того, чтобы говорить без знания. Ведь, поистине, знание — это самый великий дар, и благодарностью за этот дар является признательность Аллаху за то, что Он одарил этой милостью, восхваление Его за это и обучение других незнающих людей. Человек должен говорить только о том, что он знает, и молчать о том, что ему неизвестно.

    1. Аллах сделал этот рассказ уроком для нас, дав нам понять, что зависть, гордыня и ненасытность являются одними из самых опасных нравов человека. Ведь ты увидел, к чему привели Иблиса его высокомерие и зависть по отношению к Адаму. В то же время, ненасытность Адама и его жены привело их к тому, что они вкусили от плодов дерева, и если бы не милость Аллаха к ним, то это привело бы их к погибели. Однако, милость Аллаха делает полноценным того, у кого есть недостаток, поддерживает поникшего, спасает обреченного на погибель и поднимает падшего.
    2. Если раб согрешил, то ему надлежит поспешить с покаянием и признанием своего греха. Он должен сказать от чистого сердца и с искренним раскаянием то, что сказали наши прародители Адам и Ева. Аллах описал нам то, каким образом они покаялись, только лишь для того, чтобы, если мы совершили грехи, мы последовали их примеру. В этом случае мы сможем обрести счастье и спастись от погибели.
    3. Всевышний Аллах сообщил нам об угрозах сатаны по отношению к нам и его твердом намерении сбить нас с прямого пути всеми возможными способами только лишь для того, чтобы мы были готовы дать отпор этому врагу, который проявляет столь огромную, глубокую вражду по отношению к нам.

Аллах желает, чтобы мы боролись с ним всеми возможными способами, сторонясь путей, шагов и дел, которые могут привести в его сети, чтобы совершали дела, которые укрепят нашу веру, основываясь при этом на достоверных источниках, а также чтобы поминали Аллаха сердцем и прибегали к Нему от сатаны в различных ситуациях.

Губительными орудиями против сатаны являются искренняя вера, сильное упование на Аллаха, принуждение себя к совершению благих дел ради Аллаха, борьба с наущениями сатаны и очищение сердца от скверных мыслей, посредством того, что противоречит им, а именно — это изучение полезных знаний и непреложной истины.

    1. Данный рассказ указывает на подлинность вероубеждения ахлисунны[2], которые веруют и подтверждают все прекрасные имена и качества Аллаха, о которые Он нам сообщил. Это относится как к всегда присущим ему качествам (сыфат аз-Зат), так и к качествам, связанным с Его желанием (сыфат аль-Аф’аль)[3].
    2. В рассказе об Адаме имеется ясное подтверждение тому, что у Аллаха действительно имеются две руки:

يَا إِبْلِيسُ مَا مَنَعَكَ أَن تَسْجُدَ لِمَا خَلَقْتُ بِيَدَيَّ

«О Иблис! Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворил Своими обеими Руками?»[4] (Коран, 38:75).

Однако, как сам Аллах не подобен никому из Его творений, так и Его атрибуты не подобны атрибутам творений.


[1] Эти секты являются приверженцами религиозно-философского учения, утверждающего, что в коранических аятах имеются скрытые смыслы, противоречащие ясному смыслу аятов, постичь которые могут только избранные люди (см. аш-Шахристани, «аль-Миляль ва ан-Нихаль», 1/292) (здесь и далее – прим. переводчика).

[2] Известно, что мусульмане после смерти пророка Мухаммада ﷺ разделились на множество сект и течений, каждая из которых исповедует свое вероубеждение — т. е. понимание религии. Однако только следуя вероубеждению, ниспосланному Пророку, можно достигнуть довольства Всевышнего Аллаха и преуспеть в обоих мирах. Поэтому Всевышний Аллах приказал нам строго следовать истинному вероубеждению и предостерег нас от следования иным, ложным и выдуманным людьми вероубеждениям. Всевышний Аллах сказал:

وَأَنَّ هَٰذَا صِرَاطِي مُسْتَقِيمًا فَاتَّبِعُوهُ ۖ وَلَا تَتَّبِعُوا السُّبُلَ فَتَفَرَّقَ بِكُمْ عَن سَبِيلِهِ

«Таков Мой прямой путь, так следуйте по нему и не следуйте по другим путям, поскольку они собьют вас с Его пути» (Коран, 6:153).

Также Всевышний сказал:

اتَّبِعُوا مَا أُنزِلَ إِلَيْكُم مِّن رَّبِّكُمْ وَلَا تَتَّبِعُوا مِن دُونِهِ أَوْلِيَاءَ

«Следуйте за тем, что ниспослано вам от вашего Господа, и не следуйте за иными покровителями, помимо Него» (Коран, 7:3).

Отклонение же от пророческого пути и понимание священных текстов не в соответствии с пониманием Пророка ﷺ и его сподвижников ведет к появлению новых вероубеждений и, соответственно, к возникновению заблудших сект и течений среди мусульман. Пророк ﷺ сообщил нам, что по причине отклонения в вопросах вероубеждения мусульмане разделятся на заблудшие секты и течения, наказанием которых будет адский огонь. Он также сообщил нам, что только последователи пророческого вероубеждения (ахлисунна) спасутся от наказания и удостоятся довольства Аллаха.

Пророк ﷺ говорил: «Моя община разделится на 73 течения, все они окажутся в аду, кроме одной». Тогда сподвижники спросили: «Кто они, о посланник Аллаха?» — на что он ответил: «Это те, кто последовал за мной и за моими сподвижниками».

В другой версии этого хадиса: «…и только одно течение окажется в раю: сплоченная община (джамаат)». То есть последователи истинного вероубеждения «ахлю ас-сунна ва аль-джамаа», или просто «ахлисунна».

[3] К всегда присущим качествам Всевышнего Аллаха (сыфат аз-Зат) относятся знание, величие, слух, зрение и т. д. Таким образом, Всевышний Аллах всегда был, есть и будет Всезнающим, Всеслышащим, Всевидящим и Великим Господом.

Что же касается (сыфат аль-Аф’аль) — качества, связанные с Его желанием, — то сюда относится вознесение на Трон (после создания небес и земли), гнев в отношении грешников, радость при покаянии верующего и т. д. Таким образом, не дозволено полагать, что Всевышний Аллах всегда возносится на Свой трон, или всегда гневается, или радуется. Напротив, Аллах возносится, гневается и радуется только тогда, когда Он этого желает. При этом все качества Всевышнего Аллаха совершенны и не подобны качествам творений, ибо

لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ ۖ وَهُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ

«Нет никого подобного Ему, и Он Слышащий, Видящий»

(Коран, 42:11)

(см. Ибн Усаймин, «аль-Каваид аль-Мусля», 63; и Мухаммад Аман аль-Джами, «ас-Сыфат аль-Иляхия», 203-206).

[4] Выдающийся богослов имам Музани (ум. 264 г. х.) писал в своей книге по разъяснению вероубеждения ахлисунны «Шарх ас-Сунна»: «Затем Всевышний Аллах создал Адама Своими руками и поселил его в Своём Раю». Данные слова имама Музани, наряду с вышеупомянутым аятом, а также многочисленные другие доводы из Корана и Сунны указывают на наличие у Всевышнего Аллаха Рук. При этом последователи ахлисунны считают, как в отношении всех атрибутов Аллаха, так же и в отношении Руки Аллаха, что все Его атрибуты являются истинными, уверовать в которые обязательно, и что человек не может постигнуть образ (кейфия) этих атрибутов своим разумом. Поэтому, когда однажды к имаму Малику (ум. 179 г. х.) пришел человек и спросил: «Всевышний Аллах говорит в Коране:

الرَّحْمَٰنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَىٰ

«Милостивый вознесся на Трон» (Коран, 20:5).

Каким образом Он это сделал?»

Имам Малик (да помилует его Аллах) ответил ему: «То, что Аллах вознесся на трон, известно. Как Он это сделал неизвестно. Уверовать в это обязательно. Спрашивать об этом нововведение» (См. Аль-Лялякаи, «Шарх Усуль Итикад Ахли ас-Сунна ва аль-Джамаа» 3/398).

Также в достоверном сборнике хадисов имама Муслима передается, что однажды пророк Адам (мир ему) сказал пророку Мусе (мир ему): «О Муса! Аллах выделил тебя тем, что говорил с тобой без посредников и написал тебе Тору Своей Рукой» (Муслим 2652).

Ибн Умар (да будет доволен Аллах им) сказал: «Аллах создал четыре творения Своими Руками: Трон, Трость, Адама и райские сады Эдема»

(ат-Табари в своем тафсире (2/145), ад-Да́рими в «Опровержении Мирри́си» стр. 261, аль-Бейхаки в «аль-Асма ва ас-Сыфат 2/126», Хаким в «аль-Мустадрак 2/349», сказав: «Этот хадис является достоверным [от Ибн Умара], несмотря на то, что имамы Бухари и Муслим не привели его в своих сборниках достоверных хадисов»).


Шейх Абдуррахман ибн Насыр ас-Саади (да помилует его Аллах)

Источник: «Тайсир аль-лятыф аль-маннан фи хуласати тафсир аль-Кур’ан», стр. 172

Подготовил: Рамин Муталлим

Дата: 13/1/1442 г. х. — 1/9/2020 г. г.


Скачать «История о пророке Адаме ﷺ» в формате PDF

 

Все части историй о пророках:

  1. Шейх Саади: Вступление к историям о пророках Аллаха
  2. Шейх Саади: История о пророке Адаме ﷺ
  3. Шейх Саади: История о пророке Нухе (Ное) ﷺ
  4. Шейх Саади: История о пророке Худе ﷺ
  5. Шейх Саади: История о пророке Ибрахиме (Аврааме) ﷺ
  6. Шейх Саади: История о пророке Салихе ﷺ (+фото)
  7. Шейх Саади: История о пророке Луте ﷺ
  8. Шейх Саади: История о пророке Шуайбе ﷺ
  9. Шейх Саади: История о пророках Мусе и Харуне ﷺ
  10. Шейх Саади: История о пророке Юнусе ﷺ
  11. Шейх Саади: История пророков Давуда и Сулеймана (мир им)
  12. Шейх Саади: История о пророке Айюбе ﷺ
  13. Шейх Саади: История о Хидре и Мусе ﷺ
  14. Шейх Саади: История о Зуль-Карнайне
  15. Шейх Саади: История об Исе, его матери, Закарие и Яхъе (мир им)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь