﷽
Всевышний Аллах поведал нам длинную историю о Мусе, сыне Имрана, и его брате Харуне (мир им). Их история приводится в различных местах Корана как вкратце, так и развернуто, в соответствии с контекстом.
История пророка Мусы является самой величественной из всех описанных в Коране историй, ибо именно он бросил вызов фараону и его войску и, призвав их к Исламу, попытался исправить порочное общество, в котором они жили. Муса также приложил огромные усилия для того, чтобы исправить духовное и материальное положение своего народа [сынов Исраиля], и столкнулся на этом пути со многими сложностями и проблемами.
Пророк Муса считается самым великим из всех пророков сынов Исраиля[1]. В качестве шариата [свода религиозных законов] и Божественного откровения ему была ниспослана Тора. К этой книге, как к источнику Божественного закона, обращались все пророки сынов Исраиля и их богословы. Более того, у Мусы больше последователей, чем у всех остальных пророков, за исключением общины Мухаммада ﷺ. Пророк Муса приложил колоссальные усилия на пути призыва к религии Аллаха, и он, как никто другой, проявлял огромный пыл и рвение в этом деле.
Муса появился на свет во времена деспотизма фараона над сынами Исраиля, когда каждого новорожденного мальчика убивали, а девочек оставляли для последующей унизительной эксплуатации в качестве прислуг и уборщиц[2]. Когда мать Мусы родила его, ее охватил ужасный страх за своего новорожденного малыша, ибо она знала, что фараон назначил надзирателей над сынами Исраиля, которые следили за их рождаемостью и забирали каждого родившегося мальчика для последующей казни. Мать Мусы жила на берегу реки Нил, и Аллах внушил ей, что в случае опасности ей следует положить сына в ящик и отпустить его в реку. При этом она должна привязать один конец ящика к берегу, чтобы течение не унесло младенца, пока опасность не миновала. Проявляя Свою милость и заботу к матери Мусы, Аллах внушил ей:
«Не бойся и не печалься, ибо Мы вернем его тебе и сделаем его одним из посланников» (Коран, 28:7).
Однажды, когда из-за надвигающейся опасности она в очередной раз пустила ящик с младенцем в реку, веревка развязалась, и ящик с маленьким Мусой вольно поплыл по течению реки. По предопределению Аллаха, ящик заметили и подобрали слуги фараона. Обнаружив в ящике младенца, они доставили маленького Мусу жене Фараона Асие[3].
Увидев малыша, она сразу же влюбилась в него, ибо Аллах вселил в сердца людей любовь к Мусе. Когда же новость о малыше распространилась и дошла до фараона, последний немедленно потребовал убить Мусу. Тогда Асия сказала мужу: «Этот ребенок — услада очей для меня и тебя. Не убивайте его! Ведь, быть может, он принесет нам пользу или мы усыновим его в дальнейшим» (Коран, 28:9).
Так новорожденный Муса был спасен от смерти, а стремление жены фараона сохранить жизнь будущему пророку было в дальнейшем вознаграждено Всевышним Аллахом. Именно этот праведный поступок Асии стал в ее жизни благим преддверием и одной из главных причин, по которой она встала на прямой путь и уверовала впоследствии в пророка Мусу.
Что же касается матери Мусы, то после того как течение унесло ее сына ужасный страх и отчаяние охватили ее, сердце опустело, а терпение было на исходе. «Сердце матери Мусы опустело. Она готова была раскрыть свою тайну и начать публичные поиски своего малыша. Однако Мы укрепили ее сердце и внушили ей терпение, дабы она достигла степени верующих. Тогда она сказала (своей дочери) сестре Мусы: «Пойди-ка и разузнай о нем»…» (Коран, 28:10-11).
В это время жена фараона пыталась найти для малыша кормилицу. К ней привели многих кормящих женщин, однако младенец напрочь отказывался пить чье-либо молоко. Через какое-то время малыша стала мучить жажда, и он начал корчиться от голода. Тогда его вытащили на дорогу, в надежде, что Аллах облегчит и пошлет кого-либо, кто смог бы его вскормить. В этот момент сестра Мусы проходила рядом, и ее взор случайно пал на него. «Увидев его, она стала незаметно наблюдать за ним издалека» (Коран, 28:10-11). Затем, осознав, что они ищут кормилицу для Мусы, она подошла к ним и сказала: «“Показать ли вам семью, которая станет заботиться о нем для вас и будет желать ему добра?”. Так Мы вернули Мусу его матери, чтобы утешились ее глаза и чтобы она не печалилась…» (Коран, 28:12-13).
Далее Аллах детально поведал в суре (главе) «Рассказ» историю о Мусе. В этой суре подробно рассказывается о различных происшествиях и случаях, с которыми столкнулся в своей жизни пророк Муса. Его история настолько подробно и понятно изложена в этой суре, что нет даже нужды в ее разъяснении. Достаточно просто внимательно прочесть ее. При этом следует помнить, что Всевышний Аллах поведал нам различные истории прежних народов и пророков как назидания и чтобы мы извлекли из этих историй уроки. Поэтому в истории Мусы можно извлечь очень много уроков и поучений, однако мы ограничимся упоминанием только некоторых из них.
Уроки и назидания, которые можно проследить и извлечь из истории Мусы ﷺ
- Повсеместная милость, которую Аллах оказывал матери Мусы. Сначала Всевышний внушил ей путь спасения ее малыша от гибели. Затем Он обрадовал ее благой вестью о скором воссоединении с малышом. Ведь если бы не эта благая весть и обещание Всевышнего, горе и тоска по ребенку погубили бы ее. Далее Аллах исполнил свое обещание и, запретив маленькому Мусе пить не материнское молоко, воссоединил его со своей любящей матерью. Размышляя над этими и иными событиями в жизни праведных людей, мы убеждаемся, что человек даже не может представить, насколько Всевышний Аллах милостив и заботлив к Своим любимым рабам. Задумайся над тем, как прекрасно все обернулось для матери Мусы. Ведь к ней привели на вскармливание ее же новорожденного малыша, за что она еще стала брать денежное вознаграждение. Все начали называть ее матерью Мусы, и она принялась беспрепятственно кормить и заботиться о своем малыше. Таким образом, ее сердце нашло успокоение, а вера укрепилась. Данная история является иным подтверждением слов Всевышнего:
«Быть может, вам что-то неприятно, однако в этом есть благо для вас» (Коран, 2:216).
Ведь мать Мусы больше всего не хотела, чтобы ее малыш попал в руки приближенных людей фараона. Однако исход этого происшествия неожиданно оказался успешным и радостным для нее.
- Верующие извлекают пользу, и их сердца наполняются светом, когда они узнают о знамениях, которые Аллах посылал прежним народам. Именно поэтому Всевышний Аллах поведал нам о прежних пророках и их народах. Однако пользу от этих правдивых рассказов могут извлечь только верующие. Поэтому, рассказывая об истории Мусы, Всевышний сказал:
«Мы читаем тебе правдивую историю о Мусе и фараоне как назидание для верующих людей» (Коран, 28:3).
- Если Аллах желает свершения чего-либо, то это не происходит внезапно. Напротив, Аллах создает для этого причины, а затем поэтапно и последовательно подводит все к желаемому исходу.
- Насколько бы ни был угнетенным народ, им не должна овладевать лень, мешающая усердствовать в приобретении прав. Более того, они должны всегда стремиться к лучшему и не должны отчаиваться и падать духом. Если какой-либо народ постоянно притесняют и угнетают, то он в особенности должен всегда помнить о помощи Аллаха и не падать духом и отчаиваться. Ведь Всевышний Аллах спас сынов Исраиля в то время, когда они были слабыми и угнетенными, защитил их от зла фараона и его знати и даровал им власть и могущество на земле.
- До тех пор, пока порабощенный народ не будет требовать своих прав, он не сможет свободно исповедовать свою религию и жить в безопасности и спокойствии.
- Появление естественного страха у человека не указывает на отсутствие веры или на ее недостаточность. Ведь подобный страх овладел как Мусой, так и его матерью[4].
- Вера (иман) человека может увеличиваться и уменьшаться. Доводом на это является высказывание Всевышнего:
«Сердце матери Мусы опустело. Она готова была раскрыть свою тайну и начать публичные поиски малыша. Однако Мы укрепили ее сердце и внушили ей терпение, дабы она достигла степени верующих» (Коран, 28:10).
Т. е. дабы ее вера увеличилась и она достигла душевного спокойствия и блаженства.
- Одной из наибольших милостей Аллаха к Своему рабу является укрепление его веры и духа в момент тревог и переживаний. Во время испытаний его вера увеличивается, и он получает вознаграждение за проявляемое терпение. Будучи стойким на своей религии, он бывает в состоянии принимать правильные решения, ясно мыслить и высказываться рассудительно и благоразумно. В противном же случае, если Всевышний не оказывает человеку Свою милость и не поддерживает его в тяжелый момент, то из-за овладевших им переживаний и страха человек бывает не в состоянии здраво мыслить, принимать верные решения и высказываться благоразумно.
- Даже если верующий знает, что все происходящее заранее предопределено Всевышним и что обещанное Им непременно сбудется, он все равно не должен оставлять причины и усердие для достижения своей цели. Ведь причины и усердие также являются частью предопределения Аллаха, ибо Всевышний предопределяет как причины, так и следствия. Поэтому, когда Господь пообещал матери Мусы его возвращение, она не стала просто ждать обещанного, опустив руки. Напротив, мать Мусы проявила усердие и прибегла ко всем возможным способам и средствам, чтобы вернуть себе сына. Сначала она сразу же послала свою дочь, чтобы та разузнала о потерянном младенце. Когда же выяснилось, что семья фараона приютила маленького Мусу, она велела дочери выследить его и сделать все возможное, чтобы ребенок был в итоге возвращен ей.
- Женщине дозволено выходить из дома и разговаривать с посторонними мужчинами при надобности, если это не ведет к запретному. Подобно тому, как это сделали сестра Мусы и две дочери жителя Мадьяна[5].
- Дозволено брать вознаграждение за опекунство и грудное вскармливание, как это сделала мать Мусы. Ведь мы должны следовать также шариатам (законоположениям) прежних пророков, за исключением тех положений, которые были отменены нашим шариатом.
- Не дозволено покушаться на жизнь неверующего, который не враждует с мусульманами или же который получил гарантию безопасности. Поэтому Муса был опечален из-за ненамеренного убийства копта, за что он раскаялся и попросил у Аллаха прощения[6].
- Убивающий людей не по праву является преступником, сеющим нечестие на земле. Даже если он намеревался просто устрашить преступников, считая, что он делает это во имя справедливости и наведения порядка, в любом случае не дозволено покушаться на жизнь людей. Дозволено лишать человека жизни только в тех случаях, на которые четко указал шариат [например, как возмездие за намеренное убийство, которое может быть осуществлено только правителем и подведомственными ему государственными органами].
- Сообщить человеку распространившиеся о нем слухи с целью предостережения его от надвигающего зла не считается сплетнями (намима). Напротив, иногда это может быть даже обязательным. Всевышний Аллах поведал нам об этом, рассказав о мужчине, который второпях пришел с окраины города, чтобы предупредить Мусу об ожидавшей его опасности[7].
- Человек, которому угрожает смерть не по праву в случае его пребывания в том или ином месте, не должен собственноручно подвергать себя опасности и обрекать на погибель. Напротив, при первой же возможности ему надлежит скрыться и покинуть это место, подобно тому, как сделал Муса.
- Если человек находится в безвыходном положении, не имея иного выбора, кроме как совершить одно из двух зол, то ему следует выбрать наименьшее, не прибегая к тому злу, которое может повлечь больше вреда. Так, у Мусы было два выбора: либо остаться в Египте и быть убитым людьми фараона, либо же, не зная дороги и не имея путеводителя, уповая только на своего Господа, эмигрировать за границу. Ясно, что второй выбор был благоразумнее, и, не удивительно, что Муса без колебания выбрал именно его.
- Косвенное указание на то, что человеку, изучающему какой-либо шариатский вопрос, следует просить своего Господа о помощи в принятии правильного решения, если он не может определить, какое из двух мнений в спорных вопросах является достоверным. Он должен всегда искренне искать истину и просить Всевышнего помочь ему сделать правильный выбор. В таком случае Аллах непременно оправдает его надежды и укажет ему на верный путь. Именно это произошло с Мусой, когда он, не зная дороги и не имея проводника, отправился один в страну мадьянитов. Начав путь, он воззвал к Всевышнему: «Быть может, мой Господь поведет меня по верному пути!» (Коран, 28:22).
Аллах ответил на его мольбу, указав дорогу и осуществив его надежды и желания.
- Милосердие и доброе отношение ко всем творениям, невзирая на то, знаком ли с ними человек или нет, является прекрасным нравом всех пророков. К подобным добрым деяниям относится помощь людям, в особенности слабым и беспомощным, например, чтобы напоить их скот. Именно так поступил Муса, оказав помощь двум дочерям жителя Мадьяна, которые не могли напоить свой скот из-за большого количества пастухов возле колодца.
- Подобно тому, как Аллах любит, когда к Нему взывают посредством Его прекрасных имен и атрибутов, упоминая о Его бесчисленные милостях, Он также любит, когда человек в своих мольбах упоминает о своей слабости, беспомощности и постоянной нужде в Аллахе. Признавая неспособность в достижении желаемого, кроме как с Божьей помощью и поддержкой, человек начинает искренне взывать и молить Аллаха. Поэтому Муса в своей мольбе к Всевышнему сказал: «Господи! Воистину, я нуждаюсь во всех благах, который Ты посылаешь мне» (Коран, 28:24).
В этой мольбе можно проследить покорность, смирение и признание постоянной нужды в помощи и защите Всевышнего Аллаха. Верующий должен постоянно испытывать данную нужду в своем Господе, ибо в этом и проявляется истинная сущность Божьего раба.
- Стыдливость и вознаграждение за сделанное добро всегда были и будут оставаться качествами праведных людей.
- Если верующий совершит благодеяние искренне только ради Аллаха, а затем получит за него вознаграждение в этой жизни, то он не порицается за это приобретение. Оно никак не скажется на его искренности и ничуть не уменьшит его награды перед Всевышним. Ведь мы увидели, как Муса принял вознаграждение жителя Мадьяна за то, что помог его дочерям. При этом Муса совершил данное благодеяние искренне ради Аллаха и поэтому не надеялся и не просил за это вознаграждение.
- Дозволенность найма человека на работу на заранее оговорённый срок, объем и вид работы, которые часто определяются в соответствии с обычаями людей. Также дозволен наем человека на работу и оплата ему женитьбой, как это предложил житель Мадьяна пророку Мусе: «Воистину, я хочу сочетать тебя браком с одной из моих этих дочерей при условии, что ты наймешься ко мне на восемь лет» (Коран, 28:27).
Также в этой истории мы видим, что мусульманину дозволено предлагать свою дочь в жены другому мужчине. С таким предложением может выступить любой опекун девочки, и это не считается умалением его достоинства. Напротив, иногда ему даже желательно поступить так, если он видит в этом благо и пользу[8]. Ведь именно так поступил житель Мадьяна, когда он засватал свою дочь для Мусы.
- В истории Мусы Всевышний сказал:
«Ведь лучший, кого ты можешь нанять на работу, — это сильный и доверенный» (Коран, 28:26).
Наличие этих двух качеств у работника способствует наилучшему выполнению любой работы. Это правило охватывает любой род деятельности, будь то опекунство, сфера услуг, производство или любая иная работа, задачей которой являются хранение и надзор за работниками. Таким образом, если в человеке объединяются эти два качества — сила [т. е. профессионализм в своей сфере деятельности] и преданность, — то работа будет выполнена наилучшим образом. Причиной же всех проблем и недочетов в любой деятельности является недостаток одного или обоих этих качеств.
- К наиболее благородным нравам относится хорошее отношение к окружающим тебя людям, будь то прислуга, работник, жена, ребенок, сотрудник и т. д. К хорошему отношению к людям также относится облегчение для них работы. Работодатель не должен требовать от своего работника тяжкого и обременительного труда. Напротив, он призван стараться облегчить работу своему работнику. Именно так поступил житель Мадьяна, когда он, нанимая Мусу, сказал: «Я не собираюсь обременять тебя, и ты увидишь, если пожелает Аллах, что я являюсь одним из праведников» (Коран, 28:27).
Также, как видно из этого аята, нет ничего плохого в том, чтобы мусульманин, предлагая какой-либо род деятельности в сфере торговли или наемной работы, описывал себя наилучшим образом. Однако это разрешено делать лишь в том случае, если он действительно говорит правду и не описывает себя не существующими у него качествами.
- Дозволенность заключения торговых соглашений или других договоров без свидетелей. На это указывает ответ Мусы на предложенную работу, в которой он ограничился свидетельством Всевышнего Аллаха: «Договорились. Какой бы из этих двух сроков я ни отработал, пусть со мной не поступают несправедливо. Аллах является Попечителем и Хранителем того, что мы говорим» (Коран, 28:28).
Однако, как мы уже говорили, наличие свидетелей лучше, ибо оно оберегает права сторон и уменьшает вероятность возникновения споров и разногласий. При заключении договоров и соглашений следует учитывать, что люди относятся к своим обещаниям и договорам по-разному, и исходя из этого надобность в свидетелях может увеличиваться или уменьшаться.
- Ясные знамения, посредством которых Аллах помогал Мусе, превратив, к примеру, его посох в «змею, которая быстро двигалась» (Коран, 20:20), а затем вновь приобретала прежний вид. Или же его рука, которая становилась не болезненно-белого цвета для смотрящих на нее, когда он клал ее за пазуху. Также Аллах оберегал и защитил Мусу и Харуна от фараона и его людей. Когда Муса (спасаясь от войска фараона) ударил по морю своим посохом, Всевышний раскрыл в воде двенадцать путей. Народ Мусы пошел по этим путям и был спасен, а народ фараона погублен. И многие другие ясные знамения, которые являлись доводами для тех, кто увидел и засвидетельствовал их, а также для тех, кто в последующем слышал о них. Эти события описываются во многих достоверных источниках, небесных писаниях, и их передавали все последующие поколения человечества. Только невежественный и высокомерный еретик может отрицать эти и другие знамения, явившиеся ко всем пророкам.
- Знамения пророков, чудеса, происходящие с любимыми рабами Аллаха по Его велению, а также необычные явления, меняющие причинно-следственную связь, или происходящие без причины, или по иной, не соответствующей итогу причине, или же затрудняющие осуществление того, что вроде бы должно было произойти, — все это является великими знамениями и бесспорными доказательствами единства Аллаха, а также того, что Он на все способен и что все, без исключения, происходит только в соответствии с Его предопределением. Все эти знамения, чудеса и необычные явления не противоречат созданному Аллахом для Его творений порядку мироздания, который подразумевает наличие известных и ощутимых причин. Всевышний Аллах установил в этом порядке неизменную и незаменимую причинно-следственную связь. Однако порядок, установленный Аллахом для свершения всех событий, которые уже произошли или еще произойдут, делится на два вида:
1) Причинно-следственная связь большинства событий и происшествий, постановлений шариата и норм бытия, а также вопросов наказания и вознаграждения неизменна и не находится в противоречии с тем, к чему привыкли люди и что им известно из причин и следствий. Другими словами, все причины и следствия происходят только по предопределению Аллаха и Его предписанию. Это указывает на совершенство Мудрости Аллаха в Его создании и законодательстве. Таким образом, если человек правильно и полностью берется за причины, то они приведут его к желаемым последствиям. Тот же, кто не берется за причины или берется, но не должным образом, не сможет добиться желаемых результатов. При этом все будет происходить в соответствии с законами и предопределением Аллаха, ибо это Он создал все творения и установил в них причинно-следственную связь. Осознавая это, верующий должен серьезно и со старанием браться за правильные причины — как бытовые, так и религиозные, — уповая только на Аллаха и всегда прося у Него помощи, дабы Господь облегчил для него причины и средства, которые приводят к желаемым результатам.
2) Чудеса и необычные явления, происходящие с пророками и праведниками, дошедшие до нас посредством многочисленных достоверных источников и передающиеся людьми от поколения к поколению. К этому виду явлений также относятся:
- Ответ Всевышнего на мольбу праведников.
- Устранение печали и достижение желаний.
- Отражение неприятностей, которые бы верующий не смог устранить сам.
- Божественные внушения и знаки, указывающие человеку верный путь.
- Свет, которым Аллах наполняет сердца своих приближенных рабов, благодаря чему они приобретают различные знания и достигают состояния убежденности и умиротворения, которые они не смогли бы приобрести только получая знания и прибегая к нужным причинам.
Также сюда относится помощь Аллаха, оказываемая Его посланникам и их последователям, а также унижение и поражение, которые Всевышний насылает на их врагов.
Эти перечисленные явления можно проследить во все времена существования человечества. При этом человечество лишено возможности понять причины, приводящие к появлению данного вида событий. Люди не могут осознать сущность, причинность и мудрость этих явлений, ибо появление данных событий предопределил Великий Господь, Который способен на всякую вещь. Эти явления не могут быть осознаны и объяснимы никоим образом: ни с помощью чувств, ни посредством опытов. Все посланники и их последователи, от первого до последнего, уверовали в подобного рода происшествия. Такие необъяснимые чудесные явления указывают на величие Создателя, на то, что судьба всех людей находится в Его власти: что Он пожелает, свершится, а чего не пожелает, не произойдет. Также эти необычные явления указывают на правдивость учений всех Божьих посланников. При этом на правдивость учений всех пророков указывает также первый вид событий, причинно-следственная связь которых ясна.
Человечество, пребывая в этом мире, не способно до конца осознать, что произойдет в Судный день. Также люди не способны представить себе полностью описания Рая и Ада, ибо они могут узнать только то, чему их обучили посланники и Божественные откровения. Земные обитатели не способны постигнуть сущность жизни на небесах, оживить мертвого или вселить жизнь в неживые предметы. Так же, как они не способны на все вышеперечисленное, они не способны осознать и этот второй вид чудесных происшествий, которые непостижимы человеческому разуму.
Мы не слишком подробно затронули данную тему, хотя она, в действительности, заслуживает более обширного разъяснения, по двум причинам.
Во-первых, потому что современные безбожники отрицают существование Творца, а также все сокровенное, о котором поведывали Божии посланники и небесные писания. Эти люди отрицают все познания, за исключением некоторых естественных наук, которые они способны понять только своими человеческим чувствами или ограниченными экспериментами. Они полагают, что этот мир, а также установленный в нем порядок и причинно-следственная связь не могут быть никем изменены, ибо мир этот, не имеющий своего Создателя и Руководителя, появился абсолютно случайно. Вся идеальная вселенная в их представлении подобна полностью автономно функционирующей машине, в работу которой не может кто-либо вмешаться. Представители всех религий знают о высокомерии и неверии этих безбожников. Полностью отвергнув все религии, они лишились благоразумия и здравого смысла и, следовательно, стали отрицать явную истину, ясные знамения и величайшие доводы. Таким образом, безбожники впали в заблуждение по причине ограниченности их разума и скверности воззрений. Заблуждение атеистов и их неверие очевидны каждому разумеющему. Однако существует еще один вид неверия, в которое впали отрицающие и опровергающие атеизм люди. Именно о них пойдет речь далее.
Во-вторых, некоторые современные обладатели знания, выдающие себя за защитников Ислама, не основываясь на подлинных религиозных знаниях, стали вступать в споры с атеистами. Руководствуясь своим пониманием вещей и занимаясь самообманом, они попытались растолковать Божественные чудесные явления и события Вечной жизни посредством своих разумов и экспериментов. В результате они впали в отрицание чудесных явлений и ясных знамений, исказив их истинный смысл. В конечном итоге они не добились ничего, кроме вреда, который нанесли как себе, так и тем, кто читал их труды на эти темы, ибо при искажении смысла чудесных явлений их вера в Аллаха ослабла. Это искажение привело к тому, что они начали открыто отрицать чудеса пророков и Божественное предопределение этих событий. Также из-за отсутствия правильного понимания вещей и религиозных знаний, которые бы помогли понять ложность данных воззрений, ослабла и вера тех людей, которые попали под влияние этих рационалистов. В то же время они не добились желаемого привлечения материалистов в ряды мусульман под знаменем истинного руководства. Наоборот, они еще более посодействовали укреплению безбожников в своей идеологии, т. к. последние увидели, как некоторые мусульмане пытаются подогнать понимание священных текстов, чудес пророков и сокровенные знания под их толкования, которые основываются только на наблюдении и чувствительном осознании.
Какое же это великое несчастье и преступление, когда ложь выдается за истину! И все же именно слабость религиозных знаний и преклонение перед современными безбожниками заставили некоторых мусульман покориться их словам. Нет силы и мощи ни у кого, кроме Аллаха!
- Распространение и предводительство в злодеяниях — это одно из самых величайших наказаний для человека. И наоборот: предводительство в добрых деяниях и призыв к добру являются одной из величайших милостей Аллаха, которую он оказывает Своим ведомым по прямом пути рабам. Поэтому Всевышний сказал о фараоне и его знати:
«Мы сделали их призывающими к огню предводителями» (Коран, 28:41).
Также Аллах поведывал:
«Мы сделали их (Ибрахима, Исхака и Якуба) примером для подражания и предводителями, которые, по Нашему велению, указывали на прямой путь» (Коран, 21:73).
- История Мусы также указывает на истинность пророчества Мухаммада ﷺ, который не только подробно передал нам историю Мусы и других пророков, но и также пролил свет на многие неизвестные ранее детали в этих историях. Таким образом, пророк Мухаммад ﷺ подтвердил правдивость рассказов прежних пророков и призвал людей к истинной религии всех Божьих посланников. При этом он не присутствовал ни при одном из этих событий и не обучался у ученых мужей, чтобы иметь возможность подробно изучить эти истории. Все это указывает на истинность откровения Милостивого Милующего, которое было внушено пророку Мухаммаду его Щедрым и Дарующим Господом, дабы он предостерегал и увещевал этим откровением всех Божьих рабов. Поэтому Всевышний говорит в конце повествования истории Мусы:
«Тебя не было на склоне горы, когда мы воззвали (Мусу)» (Коран, 28:46).
«Тебя не было на западном склоне, когда Мы возложили на Мусу наши повеления» (Коран, 28:44).
«Тебя не было среди жителей Мадьяна, и ты не читал им Наши аяты, однако Мы внушили тебе историю о них» (Коран, 28:45).
Таким образом повествование о прежних пророках и древних народах является одним из очевидных доказательств истинности пророчества Мухаммада ﷺ.
- Многие богословы отмечают желательность наличия при себе трости, потому что в ее использовании имеется многочисленная польза. Такой вывод они делают исходя из ответа Мусы на вопрос Господа о его посохе:
«»Что это у тебя в правой руке, о Муса?» Муса ответил: «Это — мой посох. Я опираюсь на него и сбиваю им листья для моих овец, а также я нахожу ему и другое применение»» (Коран, 20:17-18).
Т. е. «Я использую его в различных целях, и он помогает мне в моих делах». Также в этом аяте мы видим побуждение к заботе и бережному отношению к скотине.
- Обращение Всевышнего к Мусе:
«Совершай намаз, чтобы помнить обо Мне» (Коран, 20:14)
указывает на то, что человек был создан в этой жизни для поминания своего Господа, ибо с помощью поминания Всевышнего он обретает счастье и успех. Для достижения этой великой цели человеку был предписан намаз, который также является поминанием Всевышнего. Поэтому, если бы не пятикратный намаз, который верующие ежедневно совершают в течение дня и ночи, поминая в нем Аллаха, читая Коран, восхваляя Всевышнего и взывая к Нему с мольбами со смирением (которое является основой поклонения), если бы не эта милость для верующих, то они бы были беспечными и ведущими бессмысленный образ жизни людьми.
Другими словами — цель создания человека заключается в поминании Всевышнего, и все поклонения являются поминанием Аллаха.
В поминании Всевышнего существует очень много блага для человека. С его помощью верующему удается претворить в жизнь все веления своего Господа, даже если они даются ему с трудом. Также поминание Аллаха устраняет страх перед тиранами и облегчает призыв к религии Аллаха. Поэтому Всевышний сказал пророку Мусе:
«Ступай с Моими знамениями вместе с твоим братом (к фараону) и не уставайте поминать Меня» (Коран, 20:42).
Муса же в своих мольбах к Всевышнему просил: «Дабы мы славили Тебя часто и поминали Тебя многократно» (Коран, 20:33-34).
- Добро, которое сделал Муса ﷺ своему брату Харуну, попросив у своего Господа избрать его пророком вместе с Мусой, дабы его брат помогал ему в благом деле. Муса воззвал к Всевышнему: «Назначь мне помощника из моей семьи — брата моего Харуна. Умножь благодаря ему силу мою и позволь ему разделить со мной мою миссию» (Коран, 20:29-32).
- Красноречие и ясность изложения речи помогают в обучении и проповедовании. Поэтому Муса попросил у своего Господа избавить его от косноязычия [связанного с шепелявостью], чтобы люди понимали то, что он говорит[9]. При этом в шепелявости нет ничего плохого, если возможно разобрать речь говорящего. Поэтому Муса попросил у своего Господа не полностью избавить его от шепелявости, а лишь от косноязычия, дабы люди могли разуметь его проповедование и увещевание. Эта учтивость указывает на совершенство нрава Мусы по отношению к его Господу.
- Призыв и увещевание правителей и руководителей, чтобы добиться желаемого результата, должны осуществляться с уважением и мягкостью, а не с назойливостью и грубостью. Мягкости и хорошего нрава следует придерживаться в призыве и увещевании всегда. Однако данного нрава в особенности следует придерживаться при обращении к облеченным властью людям, ибо в увещевании к ним можно добиться желаемой цели только таким образом. Поэтому Всевышний сказал:
«(О Муса и Харун!) Говорите с ним (с фараоном) мягко, быть может, он прислушается к назиданию или устрашится» (Коран, 20:44).
- Аллах с теми, кто повинуется Ему, уповает на Него, верит в Его обещание и надеется на Его награду. А с кем Аллах, тому нечего бояться. Как сказал Всевышний:
«Не бойтесь (о Муса и Харун), ибо Я с вами. Я все слышу и вижу» (Коран, 20:46).
Также Всевышний сказал:
«Он (Мухаммад) сказал своему спутнику (Абу Бакру): «Не скорби, ибо Аллах — с нами». Тогда Аллах ниспослал ему спокойствие и поддержал его воинами (ангелами), которых вы не могли увидеть» (Коран 9:40).
- Божия кара постигнет только тех, кто описан этими двумя качествами: «Нам (Мусе и Харуну) было внушено (от нашего Господа), что Его кара постигнет каждого, кто счел истину ложью и отвернулся» (Коран 20:48), т. е. счел ложью слова Аллаха и его посланников и отвернулся от подчинения Аллаху и Его посланникам. Тот же самый смысл несут слова Всевышнего:
«Войдет в него (Огонь) только самый несчастный, который счел истину ложью и отвернулся» (Коран, 92:15-16).
- В словах Всевышнего:
«Воистину, Я обязательно прощу тех, кто раскаялся, уверовал, творил добро, а потом последовал прямым путем» (Коран, 20:82).
указание на четыре причины для достижения прощения и милости Аллаха:
- Покаяние — возвращение человека к Всевышнему, когда он оставляет сердцем и деяниями все то, чем недоволен Аллах. Посредством покаяния верующему прощаются как малые, так и большие грехи.
- Вера (иман) — убежденное верование во все, что сообщил Аллах и Его посланник, подразумевающее праведные деяния сердцем и поступками. Ведь, безусловно, вера сердцем в Аллаха, Его Писания, посланников, Судный день является основой всех праведных деяний и самым великим поклонением. Также нет сомнения и в том, что в зависимости от силы веры человек сторонится греховного больше или меньше. Вера помогает человеку не впасть в грех, а если же он все-таки в него впал, то она помогает ему покаяться и не настаивать на греховном. Таким образом, вера и ее свет в сердце верующего защищают его от мрака грехов и преступлений.
- Праведные деяния, включающие в себя деяния сердца, тела (поступками) и языком. Все праведные деяния стирают совершенные грехи.
- Беспрестанность и непоколебимость в приверженности прямому пути, вместе с постоянным стремлением еще больше придерживаться религии Аллаха.
Претворяющий в жизнь эти четыре причины обязательно возрадуется достижению милости Аллаха и Его полному прощению. Ведь Всевышний сделал особое ударение, сказав: «Воистину, Я обязательно прощу…» (Коран, 20:82).
На этом мы завершим упоминание уроков и назиданий, извлекаемых из истории Мусы. При этом следует отметить, что мы затронули лишь некоторые извлекаемые уроки из его истории, ибо в действительности их гораздо больше для людей размышляющих.
[1] Исраиль (Израиль) — одно из имен пророка Якуба (Якова), сына Исаака ибн Ибрахима (Авраама). Таким образом, сынами Исраиля принято называть всех евреев, ибо их праотцом являлся пророк Якуб. (Здесь и далее — прим. перевод.)
[2] Фараон приказал убивать всех новорожденных мальчиков сынов Исраиля, когда до него дошло пророчество пророка Ибрахима, о котором часто говорили сыны Исраиля. В этом пророчестве было сказано, что руками одного из потомков пророка Ибрахима падет Египетское царство. Возможно, фараон и не придал бы большого значения сказаниям, которые передавали друг другу сыны Исраиля, сочтя это за мечты порабощенного народа сбросить с себя оковы рабства и унижения, если бы не произошло другое важное событие. Однажды фараону приснился страшный сон, в котором он увидел, как огонь надвигается на Египет со стороны Иерусалима. Когда же огонь достиг Египта, он уничтожил все местное население коптов, однако не коснулся сынов Исраиля. Фараон проснулся от подобного сна в поту и ужасе. Он немедленно приказал собрать известных колдунов и предсказателей и стал с ними совещаться относительно своего сновидения. В результате колдуны и предсказатели тоже растолковали его сон как пророчество о падении Египетского царства руками одного из сынов Исраиля. Все эти причины побудили фараона принять решение отдать приказ убивать каждого новорожденного мальчика сынов Исраиля (см. Ибн Касир, аль-Бидая Ва ан-Нихая 2/5-6).
[3] Жена фараона Асия, дочь Музахима считается одной из самых праведных женщин в Исламе. Она уверовала в Мусу, за что была подвергнута многочисленным страданиям и мучениям со стороны фараона. Всевышний Аллах сказал о ней в Коране:
«А в качестве примера о верующих Аллах привел жену фараона. Вот она сказала: «Господи! Спаси меня от фараона и его деяний! Возведи для меня дом в Раю возле Тебя и спаси меня от несправедливых людей!»» (Коран, 66:11).
Также Пророк ﷺ сказал: «Лучшими женщинами в раю будут Хадиджа дочь Хувайлида, Фатыма дочь Мухаммада, Марьям (Мария) дочь Имрана и жена фараона Асия дочь Музахима». (Достоверный хадис передали Ахмад (2901), Табарани (11928) и др. См. «Сильсиля аль-Ахадис ас-Сахиха 4/13.)
[4] Имеется в виду страх матери Мусы за своего ребенка:
«Мы внушили матери Мусы: «Корми его грудью. Когда же станешь опасаться за него, то брось его в реку. Не бойся и не печалься, ибо Мы вернем его тебе и сделаем одним из посланников»» (Коран, 28:7).
Что касается Мусы, то его также охватывал естественный человеческий страх перед деспотизмом фараона и его армии. Взывая к своему Господу, он говорил: «Господи! Я убил одного из них и боюсь, что они убьют меня!» (Коран, 28:33).
[5] Речь идет об истории у колодца, где, убегая от армии фараона, Муса встретил двух дочерей старого жителя города Мадьян. «Когда он (Муса) прибыл к колодцу в Мадьяне, то обнаружил возле него людей, которые поили скотину. Неподалеку от них он увидел двух женщин, которые отгоняли от колодца свое стадо. Тогда Муса спросил: «Что вы здесь делаете?» На что они ответили: «Мы не можем напоить скотину, пока пастухи не уведут свои стада. (Нам приходиться заниматься этой работой, так как) отец наш очень стар»» (Коран, 28:23).
[6] Речь идет об истории случайного убийстве копта, которое совершил Муса, защищая своего одноплеменника. «Однажды вошел Муса в город, когда его жители отдыхали, и встретил двух мужчин, которые дрались друг с другом. Один был из его народа, другой — из врагов (коптов). Тот, который был из его народа, воззвал к Мусе о помощи против того, кто был из врагов. Муса ударил копта кулаком (и ненамеренно) убил его. Тогда он сказал:
— Это — деяние сатаны. Воистину он является явным врагом, вводящим в заблуждение.
Далее Муса сказал:
— Господи! Я поступил несправедливо по отношению к себе. Прости же меня!
Тогда Аллах простил его, ибо Он — Прощающий, Милосердный» (Коран 28:15-16).
[7] Всевышний Аллах сказал:
«С окраины города второпях пришел мужчина и сказал: «О Муса! Знать договаривается о том, чтобы убить тебя. Поэтому уходи немедленно! Воистину, я даю тебе добрый совет»» (Коран 28:20).
[8] Например, если он приметил для своей дочери или сестры праведного и благочестивого кандидата в мужья.
[9] Речь идет о следующей мольбе Мусы ﷺ: «Господи! Раскрой для меня грудь мою! Облегчи мою миссию! Развяжи узел на моем языке, дабы они могли понять речь мою!» (Коран, 20:25-28).
Автор: Шейх Абдур-Рахман ибн Насыр ас-Саади (да помилует его Аллах)
Источник: “Тайсир аль-Лятыф аль-Маннан фи Хуласати Тафсир аль-Куран”
Перевод: Рамин Муталлим
Дата: 25/10/1443 г.х. — 26/05/2022 г.г.
Скачать документ в формате PDF
Все части историй о пророках:
- Шейх Саади: Вступление к историям о пророках Аллаха
- Шейх Саади: История о пророке Адаме ﷺ
- Шейх Саади: История о пророке Нухе (Ное) ﷺ
- Шейх Саади: История о пророке Худе ﷺ
- Шейх Саади: История о пророке Ибрахиме (Аврааме) ﷺ
- Шейх Саади: История о пророке Салихе ﷺ (+фото)
- Шейх Саади: История о пророке Луте ﷺ
- Шейх Саади: История о пророке Шуайбе ﷺ
- Шейх Саади: История о пророках Мусе и Харуне ﷺ
- Шейх Саади: История о пророке Юнусе ﷺ
- Шейх Саади: История пророков Давуда и Сулеймана (мир им)
- Шейх Саади: История о пророке Айюбе ﷺ
- Шейх Саади: История о Хидре и Мусе ﷺ
- Шейх Саади: История о Зуль-Карнайне