بِسْم الله الرحمن الرحيم
Глава 1.
Аллах поведал в Своей Книге многое из жизни Ибрахима. В этих рассказах мы прослеживаем примеры для подражания как во всех пророках в целом, так и в пророке Ибрахиме в частности. Ведь Аллах приказал нашему Пророку и нам последовать за религией Ибрахима, т. е. взять себе образцом его приверженность истинному вероубеждению, нрав, а также другие его праведные деяния.
Аллах одарил Ибрахима глубоким осознанием вещей и мудростью еще в юношеском возрасте. Господь показал ему царство небес и земли — великие знамения, свидетельствующие о могуществе Всевышнего Аллаха. По этой причине Ибрахим обладал самыми глубокими убежденностью и знаниями среди всех людей. Он также был наиболее богобоязненным человеком и самым милостивым к рабам Всевышнего.
Аллах послал пророка Ибрахима к народу, исповедующему многобожие. Они поклонялись солнцу, луне, звездам и относились к числу философов-сабиитов (поклоняющихся звездам), которые являются одними из самых скверных и вредоносных для человечества групп людей.
Ибрахим призывал свой народ к истинной религии различными путями. С самого начала он призвал свой народ, использовав настолько убедительные доводы, что каждый обладатель разума должен был признать искренность религии Ибрахима. Его народ поклонялся семи планетам (Солнечной системы), из числа которых были Солнце и Луна, и для каждой планеты они воздвигли отдельный храм, каждому из которых дали особое наименование. Тогда Ибрахим, дискутируя со своим народом и призывая их к размышлению, сказал: «Поспешите сюда, о люди, посмотрим, насколько могущественны ваши божества и достойны ли они обожествления». «Когда ночь покрыла его своим мраком, он (Ибрахим) увидел звезду и сказал: “Вот мой Господь!”» (Коран, 6:76).
Диспут во многом отличается от других способов донесения своей точки зрения. К его отличительным характеристикам относится то, что дискутирующая сторона может говорить то, во что в действительности не верит, для того чтобы в последующем выстроить на этом свои аргументы и донести их до противоположной стороны. Как это было в случае с идолами, которых он разрушил, а когда у него спросили: «О Ибрахим! Ты ли поступил таким образом с нашими богами?» (Коран, 21:62), – он указал на идола, которого оставил целым, и сказал: «Нет! Это содеял их старший, вот этот…» (Коран, 21:63). Ясно, что целью этого ответа было показать своему народу заблуждение в обожествлении идолов, и эта цель была достигнута.
Таким образом, нам становится понятно, что он имел в виду, когда показал на звезду и сказал: «Вот мой Господь!» – т. е. если это небесное тело обладает божественными качествами и достойно именоваться божеством, то пусть тогда оно будет моим Господом. В то же время Ибрахим обладал абсолютной уверенностью, что ни звезда, ни Солнце, ни Луна, ни что-либо иное из творений Аллаха ни на мгновение не достойны того, чтобы именоваться божествами и чтобы им поклонялись. Однако подобным диспутом Ибрахим желал донести до сознания своего народа решительный довод и указать ему на его заблуждение. «Когда же она (звезда) закатилась (т.е. исчезла по наступлению утра), Ибрахим сказал: “Я не люблю тех, кто закатывается”» (Коран, 6:76).
Ведь каждый разумный человек понимает, что непостоянно существующий предмет, который то появляется, то исчезает, является несовершенным и не может быть совершенным божеством.
Затем он обратил свое внимание на восходящую Луну и сказал: «Вот же мой Господь!» Когда же и она закатилась, он сказал: «Если мой Господь не наставит меня на прямой путь, то я непременно стану одним из заблудших» (Коран, 6:77).
Он поставил себя на их место, но не с целью подражания, а для того, чтобы показать им ложность их воззрений и доказать, что ни звезды, ни луна не могут быть божествами. Ведь они сейчас только исчезли. Таким образом, разум и слух засвидетельствовали ложность этих божеств, и до сих пор для меня осталось скрытым, кто же действительно является Великим Господом и Создателем.
«Когда он увидел восходящее солнце, то сказал: “Оно больше других”», – т. е. солнце больше по своим размерам, чем звезды и луны. Но если и с ним произойдет то же, что и с предыдущими небесными телами, то, значит, и оно подобно этим творениям, которые не заслуживают поклонения. Таким образом Ибрахим уже предварительно подготовил всех присутствующих к тому, что поклонение непостоянному, исчезающему предмету является одним из самых больших заблуждений. После же того, как он вынудил свой народ согласиться с этим, предъявив подтверждающие доводы, и «когда же и солнце зашло», он объявил своему народу: «О мой народ! Я непричастен к божествам, которым вы поклоняетесь наряду с Аллахом. Я искренне обратил свой лик», – т. е. всецело, телом и душой, обратился «к Тому, Кто сотворил небеса и землю, и Я не являюсь многобожником!» (Коран, 6:78-79).
Это является ясным и разумным доводом в подтверждение того, что лишь Один Создатель всех миров достоин искреннего поклонения и что все небесные тела и другие творения были сотворены Одним Творцом и находятся полностью под Его властью. Все эти объекты поклонения не обладают божественными качествами и посему не могут быть объектами поколения.
Однако народ Ибрахима стал в ответ запугивать его своими божествами, которые якобы могут навредить ему. Это указывает на больное воображение многобожников, на их скверное представление о том, что их ложные божества могут принести пользу тем, кто поклоняется им, и навредить тем, кто не делает этого или порочит их. Однако Ибрахим ответил им, что абсолютно не боится их божеств и что в действительности бояться должны многобожники: «Почему я должен бояться тех, кому вы поклоняетесь наряду с Аллахом, а вы, при этом, не боитесь, что совершаете многобожие, и поклоняетесь наряду с Аллахом своим божествам, в отношении которых Он не ниспослал вам никакого доказательства?! Какая же из двух групп имеет больше оснований чувствовать себя в безопасности?! Ответьте мне, если вы только знаете!» (Коран, 6:81).
Всевышний Аллах ответил сам на данный вопрос, поведав об общем положении, которое действует во все времена:
«Те, которые уверовали и не облекли свою веру в несправедливость [т. е. многобожие], они пребы—вают в безопасности, и они следуют прямым путем» (Коран, 6:82).
Аллах возвысил своего возлюбленного пророка Ибрахима, одарив его знанием и способностью доносить несокрушимые доводы. Многобожники никак не могли оправдать свою ересь, однако это не помешало им продолжать упорствовать в своем заблуждении. На них никак не подействовали ни увещевание, ни поучение, ни донесение доводов. Однако Ибрахим продолжал призывать их к Аллаху и предостерегать от поклонения иным божествам. Он увещевал их как публично, так и ведя с некоторыми из них разговор наедине. Особенное внимание в своем призыве Ибрахим уделял своему отцу ‘Азару. Он призывал его множеством способов, из которых тот мог извлечь пользу, однако: «Воистину, те, которые навлекли на себя гнев Аллаха, не уверуют, пока их не постигнут мучительные страдания, даже если им явятся любые знамения» (Коран, 10:96-97).
Пророк Ибрахим, обратившись к своему отцу, сказал: «Отец мой! Почему ты поклоняешься тому, что не слышит и не видит и не приносит тебе никакой пользы? Отец мой! Мне открылось знание, которое не было открыто тебе. Последуй же за мной…» (Коран, 19:42-43).
Обратите внимание, каким прекрасным образом Ибрахим обращается к своему отцу, чтобы склонить его сердце к истине. Он не назвал своего отца невеждой, дабы не оттолкнуть его грубым словом. Напротив, он сказал ему: «Последуй же за мной, и я поведу тебя верным путем. Отец мой! Не поклоняйся дьяволу, поскольку он ослушался Милостивого. Отец мой! Я боюсь, что тебя постигнет наказание от Милостивого и что ты станешь помощником дьявола» (Коран, 19:43-45).
Ибрахим старался использовать различные методы в своем призыве, надеясь, что хоть что-то из этого принесет пользу и подействует на его отца.
Однако несмотря на все старания Ибрахима его отец дал ему следующей ответ: «Неужели ты проявляешь неприязнь к моим богам, Ибрахим?! Если ты не перестанешь, то я непременно закидаю тебя камнями. Оставь же меня надолго!» (Коран 19:46).
Услышав эти обидные слова, Ибрахим не разгневался, а напротив, на зло и грубость, которую он услышал от своего отца, он ответил добром, сказав: «Мир тебе». Т. е. я буду разговаривать с тобой, о отец, только по-доброму, мягко, не примешивая к своей речи грубость или неуважение к тебе. В то же время я не отчаиваюсь и надеюсь, что ты все-таки последуешь по прямому пути: «Я буду просить моего Господа простить тебя. Воистину Он – милостив ко мне» (Коран 19:47).
Т. е. мой Господь милостив и добр ко мне, ибо Он одарил меня своею неограниченной милостью и никогда не оставлял мои мольбы без ответа.
Таким образом, Ибрахим продолжал призывать своего отца и свой народ. Он также не прекращал оспаривать их заблуждения, сокрушая все их сомнения неоспоримыми доводами. Вступая в публичную полемику, Ибрахим нисколько не испытывал страх и не боялся беззакония своего народа.
Однако Ибрахим не желал ограничиваться только постоянной полемикой и общими увещеваниями. Он задумывал предъявить своему народу такой сокрушительный довод, который явно выявил бы их бессилие и невежество и полностью сломил бы их надменность и высокомерие. Для этого он выжидал подходящий случай, который вскоре ему представился.
Однажды, когда народ Ибрахима отправился за пределы города, чтобы отметить один из своих праздников, он сначала оправился с ними. Однако по дороге «он бросил взгляд на звезды и сказал: «“Воистину я болен”» (Коран, 37:88-89).
Народ Ибрахима хорошо помнил о его враждебном отношении к их идолам, поклонение которым он всячески запрещал и порицал. Поэтому если бы Ибрахим назвал другую причину своего отказа в участии в торжестве, то его народ мог бы заподозрить его в выстраивании козней против их истуканов.
Когда же они полностью покинули город и отправились в пустыню, Ибрахим поспешно отправился к храму, в котором находились их идолы, и разбил всех их на куски, за исключением самого большого истукана. Его он не тронул, дабы заставить их принять неоспоримый довод о ложности идолопоклонства в грядущей дискуссии. Вернувшись со своего празднования, народ Ибрахима сразу же поспешил к своим почитаемым идолам. Однако зайдя в храм, они стали свидетелями прежде ими не виданной ужасной картины. Они воскликнули: «Кто поступил так с нашими богами?! Воистину, он является беззаконником! (Некоторые из них) ответили: “Мы слышали, как юноша, которого зовут Ибрахим, порицал и плохо отзывался о них”» (Коран, 21:59-60).
Когда же они удостоверились, что это Ибрахим разрушил их идолов, они сказали: «Приведите же его пред людские очи, чтобы они могли принести свидетельство» (Коран, 21:61), т. е. соберите всех людей и приведите его, чтобы осыпать его самой ужасной бранью, а затем подвергнуть его публичному наказанию. Это было именно тем, чего желал Ибрахим, – собрать всех людей, чтобы они увидели и услышали, как он обнародует истину.
Когда же все люди собрались и привели Ибрахима, они обратились к нему: «О Ибрахим! Ты ли поступил таким образом с нашими богами?» Ибрахим, указывая на идола, которого он оставил целым, сказал: «Нет! Это содеял их старший, вот этот…» (Коран, 21:62-63).
Услышав этот неожиданный ответ от Ибрахима, его народ оказался в очень сложной ситуации. У них было два выхода: либо они должны были признать истину и ложность идолопоклонничества, ибо никому не может прийти на ум, что неживая структура, изготовленная из известного материала, может содеять подобное; либо они должны были сказать: «Да, это сделал старший идол, а ты, Ибрахим, не виноват в содеянном и поэтому можешь чувствовать себя в безопасности, ибо никто не будет преследовать тебя из-за этого». Однако Ибрахим знал, что второе маловероятно, и поэтому сказал: «Спросите же их самих, если они способны разговаривать» (Коран, 21:63).
Попросив их заговорить с идолами, Ибрахим окончательно разбил вдребезги идолопоклонничество своего народа. Теперь уже истина стала ясна и очевидна всем без исключения, и народ Ибрахима вынужден был признать свое заблуждение. «Они обратились друг к другу и сказали: “Воистину, вы сами являетесь беззаконниками!”» Затем же они вновь принялись за свое» (Коран, 21:64-65).
Т. е. они осознали ложность своих богов на мгновение, когда им был предъявлен довод, который они были не в состоянии оспорить. Однако очень скоро заблудшее вероубеждение, укрепившееся в их сердцах, вернулось к ним. Они не отступили от него, несмотря на то, что им было доказано обратное, и свет истины проник в их сознание, однако вскоре вновь потух во мраке заблуждения. «Затем же они вновь принялись за свое и сказали: “Ты же знаешь, что они не способны разговаривать!”» (Коран, 21:65).
После же того, как Ибрахим прилюдно предъявил своему народу неоспоримый довод, который они вынуждены были признать, он обратился к ним с укором: «Неужели вы поклоняетесь вместо Аллаха тому, что ничем не способно помочь или навредить вам?! Тьфу на вас и на то, чему вы поклоняетесь вместо Аллаха! Неужели же вы не образумитесь?!» (Коран, 21:66-67).
Если бы у вас был здоровый разум, вы бы не поклонялись тому, что не приносит ни пользы, ни вреда, и не может даже защитить себя от зла.
После предъявления Ибрахимом его народу неоспоримых доводов и доказательств, которые разрушили их идеологию, они решили расправиться с ним, прибегнув к своей силе и могуществу. Они сказали: «Сожгите его и помогите вашим богам, если вы в действительности хотите им помочь!» (Коран, 21:68).
Они разожгли огромный костер и бросили в него Ибрахима. В этот момент он произнес: «Мне достаточно Аллаха, и как прекрасен этот Попечитель и Хранитель!» (Хасби-Яллаху, ва ни’маль вакиль). Тогда Аллах приказал огню:
«О огонь! Стань для Ибрахима прохладным и безопасным!» (Коран 21:69),
и он никак не навредил ему.
Таким образом, народ Ибрахима хотел подвергнуть его жестокой публичной казни, желая тем самым поддержать свои божества и внушить сердцам их последователей страх и величие перед ними. Однако их козни обернулись против них самих. Победа Ибрахима над их божествами стала великим событием как для всех присутствующих, так и для всех его современников и будущих поколений.
Возлюбленный Аллаха[1] одержал триумф над всем своим многобожным народом: над знатными и простонародьем, главарями и подчиненными. Даже царь[2], которому Всевыш-ний Аллах дал власть, по причине которой он надменно и высокомерно препирался с Ибрахимом, не смог устоять перед неоспоримыми доводами Божьего посланника. Ибрахим сказал ему: «Мой Господь – Тот, Кто дарует жизнь и умерщвляет». Он [царь] же сказал: «Это я – тот, кто дарует жизнь и умерщвляет», [давая жить тому, кому пожелаю, и лишаю жизни того, кого пожелаю] (Коран, 2:258).
Однако Ибрахим сокрушил его аргумент, предъявив неоспоримый довод и сказав: «Аллах заставляет солнце восходить на востоке. Заставь же его взойти на западе», – и тогда неверующий пришел в замешательство. Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей» (Коран, 2:258).
Глава 2.
Затем Ибрахим, его жена и племянник Лут[3] (Лот) покинули свое селение и переселись в Левант. Однажды во время их пребывания в Леванте Ибрахим отправился в Египет со своей женой Сарой, которая была самой лучшей и красивой женщиной среди современниц. Когда ее увидел царь Египта, являвшийся деспотичной и упрямой натурой, он не совладал с собой от охватившего его желания к ней. Тогда она воззвала к Аллаху, чтобы Он защитил ее от зла этого деспота. Аллах принял ее мольбу, и он чуть было не умер от поразившей его боли. Однако когда боль отошла, он попытался подойти к Саре во второй раз. Так он трижды пытался приблизиться к ней, однако каждый раз она взывала к Аллаху, и его поражала неимоверная боль, от которой он терял сознание. (В результате здоровье царя сильно ухудшилось, и он попросил Сару воззвать к ее Господу, чтобы Он исцелил его, и тогда он отпустит ее на свободу и не причинит ей никакого вреда)[4]. Сара воззвала к Аллаху, и Всевышний ответил на ее мольбу и исцелил царя от его болезни. Царь, в свою очередь, сдержал слово и отпустил Сару на свободу. Так Всевышний Аллах защитил Сару от зла этого тирана.
В качестве вознаграждения царь подарил Саре коптскую наложницу по имени Хаджар (Агарь). Сара же, будучи бесплодной с самого девичества, подарила Хаджар Ибрахиму, чтобы она стала его наложницей, в надежде, что Аллах дарует ему ребенка от нее. Хаджар родила Ибрахиму, когда он уже был в престарелом возрасте, сына Исмаила, чему он очень обрадовался. Однако Сарой, да будет доволен ею Аллах, овладела сильная ревность, и она поклялась, что не будет сожительствовать с Хаджар в одном доме. Всего этого пожелал Аллах, ибо случившееся послужило одной из причин, по которой Ибрахим ушел с Хаджар к месту Священного Дома, хотя Ибрахим намеревался отправиться туда.
Так Ибрахим отправился со своим сыном Исмаилом и Хаджар в Мекку. В то время ее не населяли люди, и там не было ни домов, ни воды, ни растительности. Ибрахим снабдил Хаджар и Исмаила бурдюком воды, мешочком фиников и оставил их под большим деревом неподалеку от места будущего колодца Замзам, а затем удалился. Когда он поднялся на склон горы, с которой он мог наблюдать за Хаджар и ее сыном, то посмотрел на них, а затем воззвал к Всевышнему Аллаху: «Господь наш! Я поселил часть моего потомства в безрастительной долине у Твоего Заповедного дома. Господь наш! Я оставил их там по Твоему велению, дабы они совершали намаз Тебе. Наполни сердца людей любовью к ним и надели их различными плодами, чтобы они были благодарны Тебе.
– Господь наш! Тебе ведомо то, что мы утаиваем, и то, что мы обнародуем. Ничто не скроется от Аллаха ни на земле, ни на небесах.
– Хвала Аллаху, который даровал мне на старости лет Исмаила (Измаила) и Исхака (Исаака). Воистину, мой Господь внимает мольбе.
– Господи! Сделай меня и мое потомство из числа тех, кто совершает намаз. Господь наш! Прими мою мольбу.
– Господь наш! Прости меня, моих родителей и верующих в День Расплаты» (Коран, 14:37-41).
Хаджар покорно приняла повеление Аллаха и покорилась Его воле. Она стала есть и пить из того, что им оставил Ибрахим, но вскоре все припасы были исчерпаны. Сначала ее, а затем и малыша стала мучить жажда. Через какое-то время чувство жажды усилилось, и от жажды у грудного ребенка больше не осталось сил громко плакать. Малыш стал издавать тихие стоны, которые предвещали его скорую смерть от жажды. Увидев это страшное зрелище, Хаджар оставила ребенка и помчалась искать помощь в пустынной долине. Сначала она поднялась на ближайший к ней холм Сафа и стала смотреть по сторонам в надежде увидеть кого-либо. Однако, не увидев никого, она поспешила к противоположному холму Марва, взобралась на него, осмотрела территорию вокруг, но вновь никого не обнаружила. Она была вынуждена вновь и вновь подниматься то на холм Сафа, то на холм Марва, в надежде найти кого-либо. Хаджар торопливо перемещалась между холмами, находясь в состоянии глубокой удрученности и моля Аллаха о помощи для себя и своего грудного сына. Перемещаясь, она постоянно оборачивалась на малыша, опасаясь, что какой-нибудь зверь причинит ему вред. Чтобы не терять малыша из виду, когда она спускалась в лощину между двумя холмами, то начинала стремительно бежать, пока не поднималась на противоположный холм.
Поистине, после горечи всегда наступает радость, а после трудностей – облегчение[5]. По окончанию седьмого раза передвижения между двумя холмами, будучи на холме Марва, она вдруг услышала какой-то звук. Прислушавшись, она вдруг увидела ангела, который находился на месте будущего колодца Замзам. Ангел вскопал немного землю, и вдруг вода забилась оттуда ключом. Увидев это, мать Исмаила сильно обрадовалась и сразу же поспешила к источнику. Сначала она выпила воду сама, а затем накормила своим молоком малыша. Она восхвалила Аллаха за эту великую милость и обложила воду песком, чтобы она не растеклась. Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Да смилуется Аллах над матерью Исмаила. Если бы она оставила Замзам течь, как он тек, то он стал бы бьющим источником, текущим по поверхности земли»[6].
Затем ее случайно заметили проходившие мимо люди из арабского племени «джурхум». Узнав о наличии обильного колодца воды около Хаджар, они попросили ее разрешения поселиться рядом с ней. [Хаджар дала им разрешение при условии, что они будут лишены права владеть колодцем Замзам. Они согласились на это условие][7] и поселились вокруг колодца. Так Всевышний Аллах завершил Свою милость к Хаджар, не оставив ее одной.
Исмаил вырос хорошим и благонравным юношей. Жители племени джурхум полюбили его нрав, усердие и прекрасный характер. По достижению половой зрелости он женился на одной из женщин из этого племени. В этот промежуток времени его мать, да будет доволен ею Аллах, скончалась.
Однажды, когда Исмаила не было дома, к нему пришел Ибрахим. Дома была только жена Исмаила. Ибрахим зашел домой и спросил ее о муже и о том, как они живут. Она ответила, что муж ушел на охоту, а живут они в бедности и нужде. Тогда Ибрахим сказал ей: «Передай своему мужу салям (мир) от меня и скажи, чтобы он поменял порог своего дома».
Затем, в соответствии с мудростью и предопределением Аллаха, Ибрахим тотчас же удалился и оправился обратно. По возвращению домой Исмаил почувствовал что-то и спросил у своей жены, не случилось ли чего. Она рассказала, что приходил старец, описала его и сказала, что он спрашивал об Исмаиле и о том, как они живут, она же ответила, что они живут очень бедно. Тогда он просил передать «салям» и сказал, чтобы Исмаил поменял порог своего дома. Выслушав жену, Исмаил сказал: «Это был мой отец, а под “порогом” он имел в виду тебя. Ступай же к своей семье». После этого Исмаил женился на другой женщине.
Вскоре Ибрахим вновь прибыл посетить Исмаила, который опять был в это время на охоте. Ибрахим зашел к ним и спросил хозяйку о муже и том, как они живут. Она ответила, что у них все хорошо, и живут они в достатке. Она была благонравной и благодарной Аллаху и своему мужу женщиной. Тогда Ибрахим сказал ей: «Передай своему мужу “салям” от меня и скажи, чтобы он закрепил порог своего дома». Затем Ибрахим тотчас же удалился, вновь не встретившись со своим сыном, в соответствии с мудростью Всевышнего Аллаха.
Когда Исмаил вернулся с охоты, он спросил свою жену: «Приходил ли к вам кто-то?»
– К нам приходил один старец, – ответила она, а затем описала его.
– Сказал ли он вам что-нибудь? – спросил Исмаил.
– Он спросил меня о тебе, и я ответила ему. Затем он спросил о том, как мы живем, и я ответила, что у нас, по милости Аллаха, все хорошо.
– А что еще он сказал? – поинтересовался Исмаил.
– Он попросил меня передать тебе салям и велел закрепить порог дома.
– Это был мой отец, а под “порогом” он имел в виду тебя. Следовательно, он велел мне продолжать жить с тобой и хорошо относиться к тебе, – сказал Исмаил.
Когда же Ибрахим пришел к сыну в третий раз, он наконец застал его натачивающим стрелы возле колодца Замзам. Увидев отца, Исмаил встал к нему навстречу, и они поприветствовали друг друга, как истосковавшиеся отец с сыном.
Затем Ибрахим сказал сыну: «О Исмаил! Воистину, Аллах приказал мне построить здесь Дом, который будет местом поклонения Аллаху для всех людей вплоть до Судного дня». Исмаил сказал: «Я помогу тебе в этом деле».
Так они начали выстраивать основание Дома (Каабы). Ибрахим строил, а Исмаил подавал ему камни. В процессе строительства они говорили: «Господь наш! Прими от нас! Воистину, Ты – Слышащий, Знающий. Господь наш! Сделай нас покорившимися Тебе, а из нашего потомства – общину, покорившуюся Тебе. Покажи нам обряды поклонения и прими наше покаяние. Воистину, Ты – Принимающий покаяние, Милостивый. Господь наш! Пошли к ним посланника из них самих, который будет читать им Твои аяты, научит их Писанию и мудрости и очистит их. Воистину, Ты — Могущественный, Мудрый» (Коран, 2:127-129).
Когда возлюбленный Аллаха – Ибрахим – завершил строительство Дома, оставив после себя великое наследие, Аллах приказал ему возвестить людям о совершении хаджа [большого паломничества] к этому Дому. Ибрахим начал призывать людей, как ему было велено, и люди отовсюду стали прибывать к Дому Аллаха (Каабе), дабы засвидетельствовать то, что принесет им пользу в этой и Вечной жизни, приобрести счастье и избавиться от печали.
К этому времени сердце Ибрахима наполнилось любовью и привязалось к сыну. Тогда Аллах пожелал испытать его, дабы он смог продемонстрировать свою исключительную любовь к Аллаху, которая превосходит любую иную любовь и привязанность к кому-либо. Аллах приказал Ибрахиму во сне принести Исмаила в жертву, а как известно, сон пророков является откровением от Аллаха[8]. Ибрахим сказал сыну:
«Сынок, я увидел во сне, что зарезаю тебя. Что ты думаешь?» Исмаил ответил: «Отец мой! Сделай то, что тебе велено. Если Аллах пожелает, ты найдешь меня терпеливым». Когда же они оба покорились…» (Коран, 37:102 — 103), т. е. когда они подчинились полностью велению Аллаха, подготовив себя к этому тревожному и непосильному для многих испытанию, «…и Ибрахим уложил своего сына на бок…» (Коран, 37:103), – в этот момент Всемилостивый и Милующий Аллах ниспослал им радостную весть и облегчение. «Тогда Мы воззвали к нему: “О Ибрахим! Ты выполнил то, что тебе было приказано во сне”» (Коран, 37:104-105).
Ибрахим и Исмаил полностью подготовили себя морально к этому испытанию и были уже готовы послушно выполнить повеление Аллаха. Они подготовили для этого все необходимое и были решительны в своих действиях [из-за сильного упования на Аллаха и уверенности в том, что все веления Аллаха являются благом для людей]. За это они были удостоены величайшей награды и воздаяния. Этим поступком они еще больше приблизились к Аллаху и заслужили Его Милость. Воистину, Всевышний Аллах награждает своих рабов наилучшими наградами, ибо милость Аллаха безгранична и не имеет предела. Говорит Всевышний Аллах:
«Воистину, так Мы воздаем творящим добро. Это было очевидным испытанием. Мы выкупили его (Исмаила) великой жертвой» (Коран, 37:105-107).
Какая еще жертва может быть более величественной, кроме той, посредством которой было установлено великое поклонение в Исламе, не подобное ни одному иному. В результате жертвоприношение (животного) стало поклонением для будущих поколений, посредством которого верующие будут приближаться к Аллаху и стремиться к Его вознаграждению и довольству вплоть до Судного Дня. «Мы оставили о нем (Ибрахиме) в последующих поколениях добрую молву. Мир Ибрахиму!» (Коран, 37:108-109).
Глава 3.
Вскоре Всевышний Аллах обрадовал Ибрахима еще одной благой вестью, обещав ему и его бесплодной жене Саре, отчаявшейся когда-либо иметь ребенка, славного сына Исхака (Исаака) и внука от Исхака Якуба (Иакова).
Ибрахим был обрадован доброй вестью о рождении Исхака, когда народ Лута отвергнул своего пророка и восстал против него, навлекая на себя неизбежное наказание Аллаха.
Лут ﷺ был учеником Ибрахима, и последний всегда интересовался положением своего воспитанника и сопереживал ему.
Случилось так, что ангелы, посланные Аллахом для того, чтобы свершить наказание, уготованное народу Лута, пришли прежде к Ибрахиму в образе людей. Когда они зашли и поприветствовали его миром, Ибрахим ответил им: «Ва алейкум ас-салям» (и вам мир), – и поспешил угостить их, проявляя свое гостеприимство. Аллах одарил его обильным уделом и великой щедростью, и посему его дом всегда был приютом для гостей. Усадив гостей, Ибрахим тотчас же скрылся с их глаз и поспешил к своей семье за едой. Вскоре он вернулся к гостям уже с приготовленным на раскаленных углях жареным жирным теленком и положил его перед ними, сказав: «Не отведаете ли вы (угощение)?» (Коран, 51:27). Однако «увидев, что они не притрагиваются к еде, он усомнился в них и почувствовал страх перед ними», ибо счел их разбойниками[9]. Заметив испуг Ибрахима, они сказали: «Не бойся! Воистину, мы посланы к народу Лута»[10].
Сара обслуживала гостей, когда они обрадовали Ибрахима вестью о том, что у них родится сын, который будет обладать обширными знаниями. Услышав это, она вскрикнула от неожиданно охватившей ее радости и хлопнула ладонями по лицу от удивления, радости и недоумения. Затем она сказала: «Неужели я рожу?! Ведь я уже старуха (а прежде я была бесплодной), и мой муж – старик. Воистину, это – нечто удивительное!” Они (ангелы) сказали: «Неужели ты удивляешься предопределению Аллаха? Да пребудут над вами милость и благословение Аллаха, о обитатели этого дома! Воистину, Он — Достохвальный, Славный»[11].
Ангелы порадовали их тем, что у них родится Исхак, а затем у него будет сын Якуб, которого они также застанут. Услышав об этом, Ибрахим восхвалил своего Господа за Его всеобъемлющую милость и сказал: «Хвала Аллаху, который даровал мне на старости лет Исмаила и Исхака. Воистину, мой Господь внимает мольбе»[12].
Глава 4.
Уроки, извлекаемые из истории Возлюбленного Аллаха
- Следует знать, что нам приказано следовать всему тому, о чем нам поведал Всевышний Аллах из жизнеописания Его возлюбленного пророка Ибрахима ﷺ. Всевышний Аллах сказал:
«Придерживайтесь религии отца вашего Ибрахима» (Коран, 22:78).
«Затем Мы внушили тебе: «Последуй за религией Ибрахима, который был единобожником» (Коран, 16:123).
«Прекрасным примером для вас были Ибрахим (Авраам) и те, кто был с ним» (Коран, 60:4).
Таким образом, все, что сообщено нам о единобожии, основах веры, вероубеждении и нравах, которые он проповедовал, является также и учениями нашей религии, которым мы должны следовать. Всевышний Аллах запретил нам следовать за Ибрахимом только в одном случае:
«Лишь за исключением слов Ибрахима, обращенных к его отцу: “Я обязательно буду просить для тебя прощения”» (Коран, 4:60), – т. е. следуйте за Ибрахимом во всем, за исключением этого случая, и посему не просите прощения для многобожников. Ведь мольба Ибрахима о прощении его отца была всего лишь «исполнением обещания, которое он ему дал. Когда же ему стало ясно, что его отец является врагом Аллаха, он сразу же отрекся от него» (Коран, 9:114).
- Аллах назвал Ибрахима своим возлюбленным. Это указывает на большую любовь Аллаха к нему и его высокое положение перед своим Господом. Данного почетного положения не достиг никто иной, кроме двух возлюбленных рабов Аллаха – Ибрахима и Мухаммада (мир им и благословение).
- Аллах удостоил Ибрахима множеством благ, одарив его потомство пророчеством и небесными писаниями. Также Он вывел из его чресл две великие общины – арабов [потомки Исмаила] и евреев [сыны Исраиля – потомки Якуба]. Аллах избрал именно Ибрахима для строительства Своего Дома [Каабы в Мекке], являющегося самым почитаемым и первым домом, воздвигнутым человеком для поклонения Аллаху. Всевышний Аллах также даровал ему сыновей в престарелом возрасте, когда он уже не надеялся их иметь, и наполнил мир благой вестью о нем, а сердца людей – любовью к нему.
- Аллах возвысил Ибрахима, даровав ему знания, сильную убежденность и способность доносить до людей неоспоримые доводы. Всевышний Аллах сказал:
«Так Мы показали Ибрахиму царство небес и земли, дабы он стал одним из убежденных» (Коран, 6:75).
«Таковы Наши доводы, которые Мы предоставили Ибрахиму против его народа. Мы возвышаем по степеням, кого пожелаем. Воистину, твой Господь – Мудрый, Знающий» (Коран, 6:83).
Подталкиваемый сильным желанием приобрести предельные и окончательные знания, он попросил своего Господа:
«…“Покажи мне, как Ты оживляешь покойников”. Аллах сказал: “Разве ты не веришь в это?” Ибрахим ответил: “Конечно, верю! Но я хочу, чтобы мое сердце нашло еще большее успокоение”. Тогда Аллах велел: “Возьми четырех птиц, зарежь их, прижав к себе, и разложи их куски на каждой (окружающей тебя) горе. А потом позови их, и они (воскреснув перед твоими глазами) помчатся к тебе. И знай, что Аллах – Могущественный, Мудрый”» (Коран, 2:260).
- Если человек вознамерился совершить благодеяние, приложив для этого все силы, однако что-то помешало ему довести задуманное до конца, то Аллах обязательно полностью вознаградит его. Всевышний поведал об этом, сообщив о награде, обещанной переселенцу, (мухаджиру)[13], который вышел в путь, однако умер в дороге, так и не достигнув назначенного места переселения[14]. Также Всевышний указал на полную награду за намерение в рассказе Ибрахима, которому было приказано заколоть своего сына Исмаила. Когда отец с сыном полностью покорились велению Господа, Всевышний облегчил им, велев не исполнять прежнее повеление. Однако Аллах полностью вознаградил их в обоих мирах за твердое намерение беспрекословно исполнить повеление Всевышнего.
- В рассказах об Ибрахиме описывается манера его дискутирования с многобожниками и полезные приемы, которые он использовал при этом. В этих рассказах мы учимся донесению противоположной стороне неоспоримых и ясных доводов, которые не может отвергнуть разумный человек. Поэтому даже самых заядлых спорщиков Ибрахим заставлял признать ложность их взглядов и согласиться с его доводами. Таким образом, предоставляя неоспоримые доводы и дискутируя с людьми наилучшем образом, Ибрахим смог опровергнуть всякого высокомерного упрямца и разъяснить религию каждому ищущему праведный путь.
- Праведный ребенок является милостью Аллаха, которую Он дарует Своим рабам. За этот дар человек должен восхвалять своего Господа и обращаться к Нему с мольбой за свое потомство. Именно таким образом поступал возлюбленный Аллаха ﷺ, обращаясь к Всевышнему:
– Хвала Аллаху, который даровал мне на старости лет Исмаила (Измаила) и Исхака (Исаака). Воистину, мой Господь внимает мольбе.
– Господи! Сделай меня и мое потомство из числа тех, кто совершает намаз. Господь наш! Прими мою мольбу.
– Господь наш! Прости меня, моих родителей и верующих в День Расплаты» (Коран, 14:37-41).
Всевышний Аллах также похвалил в общем всех, кто молит Его о праведности своего потомства, сказав:
«…Когда же он достигает зрелого возраста и достигает сорока лет, то говорит: “Господи! Внуши мне благодарность за милость, которой Ты облагодетельствовал меня и моих родителей, и помоги мне совершать праведные деяния, которыми Ты доволен. Сделай для меня моих потомков праведниками. Воистину я раскаиваюсь перед Тобой и полностью покоряюсь тебе» (Коран, 46:15).
Пророк Мухаммад ﷺ говорил: «Воистину, когда человек умирает, ему перестают записываться благодеяния, кроме как за три деяния:
- текучая милостыня[15],
- знание, которое человек оставил после себя, и люди продолжают получать от него пользу,
- праведный ребенок, который молит Аллаха за своего умершего родителя».[16]
- В священных обрядовых и местах малого и большого паломничества (хадж и умра) имеется для нас напоминание об Ибрахиме и его семье, о том, как они поклонялись Аллаху, веровали в Него и Его посланников, а также побуждение верующих к подражанию им и всем посланникам в том, как они исповедовали религию. Ведь Всевышний Аллах сказал:
«(Совершая паломничество), поклоняйтесь Аллаху так, как это делал Ибрахим» (Коран, 2:125)[17].
- Следует очищать и защищать Заповедную мечеть (Масджид аль-Харам) от любой скверны и от всех грехов, как словесных, так и связанных с деяниями. Делая это, верующий прославляет Аллаха, помогает поклоняющимся там людям и поднимает их дух. То же самое относится ко всем другим мечетям, к которым также следует проявлять заботу и которые следует оберегать от всякой скверны. Всевышний Аллах сказал:
«И очищай Мой Дом (Каабу) для тех, кто совершает обход вокруг Каабы, выстаивает намазы, кланяется и падает ниц» (Коран, 22:26).
«В домах (Аллаха), которые Аллах велел воздвигать, оберегать и заботиться о них, а также в которых он заповедовал поминать Его имя…» (Коран, 24:36).
- Наилучшим завещанием является то, которое сделали Ибрахим и Якуб своим сыновьям. Они завещали им придерживаться истинной религии, быть богобоязнен-ными и быть сплоченными на божественной религии. Всевышний Аллах завещал данной завещание посредством Своих пророков всему человечеству: как ранним, так и поздним поколениям. Ведь в нем заключается вечное счастье и спасение от зла этой и Вечной жизни.
- Какое бы поклонение ни совершал человек, он должен стараться делать это наилучшим образом. При этом он должен, с одной стороны: всегда испытывать страх, что Аллах может не принять его поклонение по причине его грехов; а с другой стороны: он должен всегда надеяться на милость и прощение Аллаха и должен поклоняться Аллаху с надеждой, что Милостивый Господь примет его поклонение. Поэтому верующий должен всегда молить Аллаха, чтобы Он принял его поклонение, помог завершить его наилучшим образом и простил его за возможные ошибки и недостатки. Именно так поступали Ибрахим и Исмаил, строя основания Каабы[18], несмотря на то, что они были самыми праведными и набожными людьми.
- Просить всегда Аллаха, чтобы Он даровал человеку блага этой жизни и наилучшего для своей религии, является путем всех пророков. При этом верующий должен также приложить усилия для приобретения того и другого и не должен бездействовать, ограничившись одной мольбой. Именно для этого Всевышний Аллах создал человека – чтобы он поклонялся Одному Аллаху и стремился к Его довольству, используя мирскую жизнь лишь как средство для достижения данной цели. Мы можем проследить стремление к этой цели в мольбе Возлюбленного Аллаха, который попросил своего Господа для жителей Заповедной мечети блага этой жизни и наилучшее для их религии. Более того, прося у Аллаха блага этой жизни, он отметил в своей мольбе, что наличие мирских благ приводит к благодарности Аллаху: «Наполни сердца людей любовью к ним и надели их различными плодами, чтобы они были благодарны Тебе» (Коран, 14:37)[19].
- В истории об Ибрахиме повествуется о гостеприимстве и прекрасном этикете, с которыми человек должен встречать своих гостей. Аллах описал его гостей как тех, кому были оказаны почести:
«Дошел ли до тебя рассказ о почтенных гостях Ибрахима?» (Коран 51:24)
Смысл этих слов двояк:
1) гости Ибрахима являются почитаемыми Аллахом [ибо они были ангелами в человеческом образе],
2) Ибрахим почтил их своим гостеприимством – словом и делом. Таким образом, почтительное обращение с гостями является проявлением веры человека[20]. Также следует обратить внимание на то, что Ибрахим сам обслуживал своих гостей. Он поспешил проявить гостеприимство, отложив все остальные дела, и угостил их самым лучшим из того, что у него было, – поджаренным жирным теленком, которого он подал им. Он не вынудил их идти в другое место, а преподнес им еду там, где они сидели, а затем любезно сказал им: «Не отведаете ли?» (Коран, 51:27).
- Важность соблюдения этикета приветствия, которое должен начинать входящий в помещение, а присутствующим следует ответить на него. Также следует познакомиться с тем, кто пришел к тебе, будь то товарищ, сотрудник или просто гость. Мы извлекаем данную пользу из обращения Ибрахима к своим гостям:«И вам мир, люди незнакомые!» (Коран, 51:25). Этими словами он дал им понять, что не знает их и желал бы, чтобы они представились. Подобное обращение Ибрахима любезнее, чем если бы он сказал им: «Я не знаю вас», – и т. д.
- Побуждение к тому, чтобы семья человека и те, кто занимается домашними делами, всегда были готовы помочь в том, что может от них потребоваться. Мы видим, как Ибрахим, увидев, что к нему пришли гости, тотчас же поспешил к своей семье и обнаружил, что еда для его гостей уже была готова. Ему же оставалось только подать ее гостям.
- Благая весть о ребенке, которую Сара восприняла с большой радостью, потому что она была уже старой и бесплодной, является чудом в случае Ибрахима и знамением (караматом) в случае Сары. Таким образом в одном происшествии мы прослеживаем чудо, которое случилось с пророком, и карамат, который произошел с любимцем Аллаха (вали)[21]. Говоря о чудесном рождении человека, можно также вспомнить о благой вести, которую ангелы сообщили Марьям (Марии) о рождении Исы (Иисуса) и Закарие (Захарии) и его жене о рождении Яхъи (Иоанна). В качестве знамения о скором чудесном рождении Яхъи Аллах лишил Закарию дара речи три последовательных дня, в течение которых он мог изъясняться только знаками, будучи при этом в полном здравии. Все эти и подобные им чудеса, которые случались с любимыми рабами Аллаха, являются ясными божественными знамениями всему человечеству. Еще более удивительным знамением и чудотворением Всевышнего является создание Адама из праха. Преславен Тот, Кто способен на всякую вещь!
- Аллах похвалил Ибрахима, сообщив, что он предстал перед своим Господом с непорочным сердцем. Обращаясь к своему Господу с мольбой, Ибрахим прежде просил: «Не опечаль меня в День воскресения! В тот день, когда ни богатство, ни сыновья не принесут пользы никому, кроме тех, которые предстанут перед Аллахом с непорочным сердцем»(Коран, 26:88-89).
Непорочное сердце – это очищенное от всякого зла и порока сердце. Оно переполнено добром, праведностью, великодушием, знанием, убежденностью и очищено от скверных сомнений и порочных страстей, которые мешают человеку добиться совершенства. Непорочное сердце не содержит в себе такие пороки, как высокомерие, показуха, ненависть, лицемерие, скверный нрав, злоба и презрение к другим. Напротив, непрочное сердце переполнено единобожием, верой, смирением перед истиной, скромностью к другим созданиям, искренним отношением к мусульманам, большим желанием поклоняться Аллаху и стремлением приносить людям пользу.
- Повествуя о пророках Нухе, Ибрахиме, Мусе, Харуне и Ильясе, Аллах поминает их миром, говоря:
«Мир Нуху (Ною) среди миров!» (Коран, 37:79),
«Мир Ибрахиму (Аврааму)!» (Коран, 37:109),
а в продолжение этого Всевышний говорит:
«Воистину, так Мы воздаем творящим добро» (Коран, 37:80).
Таким образом, Всевышний Создатель обещал наградить каждого праведного благодетеля наилучшим благим поминанием и мольбой, которую будут делать за него обитатели всех миров по мере его благодеяний. Поминание добром является наградой для праведных рабов Аллаха как в этой, так и Вечной жизни. Оно является для праведников благой вестью, которая свидетельствует о довольстве Аллаха ими и о счастье в обоих мирах.
[1] Всевышний Аллах любит всех своих пророков, однако возлюбленными Его пророками являются только Ибрахим и Мухаммад (мир им и благословение Аллаха). Всевышний Аллах сказал:
«Ведь Аллах сделал Ибрахима Своим возлюбленным» (Коран, 4:125).
Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Аллах избрал и сделал меня Своим возлюбленным, подобно тому, как Он сделал Ибрахима Своим возлюбленным» (Муслим, 542). (Прим. пер.).
[2] Речь идет о деспотичном вавилонском царе Нимроде, который правил Вавилонским царством во время пророка Ибрахима (см. Ибн Касир, аль-Бидая Ва ан-Нихая 1/219). (Прим. пер.)
[3] Пророк Лут (Лот) был сыном брата Ибрахима ‘Арана ибн ‘Азара (см. Ибн Касир, аль-Бидая Ва ан-Нихая 1/221). (Прим. пер.)
[4] Ибн Касир, аль-Бидая Ва ан-Нихая 1/222-223. (Прим. пер.)
[5] Пророк ﷺ сказал: «Воистину после горечи всегда наступает радость, а после трудностей – облегчение» (Ахмад, 2849). (Прим. пер.)
[6] Хадис передали имамы Бухари (2368) и Ахмад (3250).
[7] См. Бухари, 3363.
[8] Об этом свидетельствует предание от Убейда бин Амира, которое передал в своем сборнике имам Бухари (138,859). (Прим. пер.)
[9] В соответствии с бытующими тогда обычаями, если гость отказывал-ся есть, то это указывала на то, что он прибыл причинить зло (См. Тафсир аль-Багави). (Прим. пер.)
[10] Коран, 11:70.
[11] Коран, 11:72-73.
[12] Коран, 14:39.
[13] Хиджра – оставление того, что запретил Аллах. Переселение из страны неверия в мусульманскую также называется хиджрой, ибо Аллах запретил мусульманам жить среди многобожников. Переселившийся ради Аллаха мусульманин считается мухаджиром (переселенцем). Первоначально мусульманам было обязательно переселиться в Медину к пророку Мухаммаду ﷺ. Впоследствии, после освобождения Мекки от многобожников, переселение из немусульманской страны в мусульманскую стало обязательным для каждого мусульманина, не способного свободно претворять в жизнь заповеди своей религии. (Прим. пер.)
[14] Автор ссылается на высказывания Всевышнего Аллаха:
Если же кто-либо покидает свой дом, переселяясь к Аллаху и Его Посланнику, после чего его настигает смерть, то Аллах воздаст ему награду за переселение полностью. Аллах – Прощающий, Милостивый [Коран 4:100). (Прим. пер.)
[15] Текучая милостыня (садика джария) – это та милостыня, награда за которую продолжается даже после смерти человека, как, например, строительство мечетей, дорог и т. д. (Прим. пер.)
[16] Муслим 1631.
[17] См. толкование этого аята автором в его книге «Облегчение от Великодушного и Милостивого». (Прим. пер.)
[18] В процессе строительства Каабы они обращались к Аллаху со следующей мольбой: «Господь наш! Прими от нас! Воистину, Ты – Слышащий, Знающий. Господь наш! Сделай нас покорившимися Тебе, а из нашего потомства – общину, покорившуюся Тебе. Покажи нам обряды поклонения и прими наше покаяние. Воистину, Ты – Принимающий покаяние, Милостивый» (Коран, 2:127-128). (Прим. пер.)
[19] Что касается благ, которые Ибрахим просил для религии обитателей Заповедной мечети, то они перечисляются в его мольбе в суре 14 (37-41 аяты), которые автор уже упомянул в начале второй главы. (Прим. пер.)
[20] Пророк ﷺ говорил: «Кто верует в Аллаха и в Судный день, то пусть почтительно относится к гостям» (Бухари 6018, Муслим 47). (Прим. пер.)
[21] Чудеса (му’джиза) и караматы являются сверхъестественными явлениями, которые происходят по воле Аллаха с Его любимыми рабами. Однако между этими двумя явлениями существуют различия, которые разъяснили подробно богословы в своих трудах. Одним из основных различий является то, что чудеса случаются только с пророками, тогда как караматы случаются с праведными любимыми рабами Аллаха (аулия). (Прим. пер.)
Шейх Абдур-Рахман ибн Насыр ас-Саади (да помилует его Аллах)
Источник: “Тайсир аль-Лятыф аль-Маннан фи Хуласати Тафсир аль-Кур`ан” стр. 195-210
Перевод: Рамин Муталлим
Дата: 28/1/1443 г.х. = 5/9/2021 г.г.
Скачать «История пророка Ибрахима ﷺ» в формате PDF
Все части историй о пророках:
- Шейх Саади: Вступление к историям о пророках Аллаха
- Шейх Саади: История о пророке Адаме ﷺ
- Шейх Саади: История о пророке Нухе (Ное) ﷺ
- Шейх Саади: История о пророке Худе ﷺ
- Шейх Саади: История о пророке Ибрахиме (Аврааме) ﷺ
- Шейх Саади: История о пророке Салихе ﷺ (+фото)
- Шейх Саади: История о пророке Луте ﷺ
- Шейх Саади: История о пророке Шуайбе ﷺ
- Шейх Саади: История о пророках Мусе и Харуне ﷺ
- Шейх Саади: История о пророке Юнусе ﷺ
- Шейх Саади: История пророков Давуда и Сулеймана (мир им)
- Шейх Саади: История о пророке Айюбе ﷺ
- Шейх Саади: История о Хидре и Мусе ﷺ
- Шейх Саади: История о Зуль-Карнайне