Аллах послал Пророка Худа (мир ему) к его народу адитам, которые проживали на песчаных холмах среди песков Хадрамаута[1], когда они погрязли в грехах и стали превозноситься над другими людьми, говоря: «Кто может превзойти нас силой?» (Коран 41:15). Они не верили в правдивость Божьих посланников и поклонялись, наряду с Аллахом, другим божествам. Тогда Аллах послал к ним Пророка Худа (мир ему), чтобы он призвал их к поклонению Одному Аллаху и предостерег от многобожия и превознесения над людьми.
Местоположение региона Хадрамаут на карте:
Фотографии региона Хадрамаут:
Пророк Худ увещевал свой народ и призывал его всеми доступными способами. Он напоминал о благах и богатствах, которыми Аллах наделил их, о силе и могуществе[2], которые Он даровал им. Однако народ проявил высокомерие и отверг его призыв, сказав: «О Худ! Ты не показал нам ясного знамения…» (Коран 11:53).
Однако они лгали, утверждая подобное. Ибо не было ни одного Божьего посланника, которому бы Аллах не даровал знамений, чтобы люди уверовали в их послание. Даже если допустить, что у Божьих посланников не имелось никаких знамений, кроме посланной с ними истинной религии, то это было бы самым большим знамением и доказательством их правдивости. Ведь истинная религия, с которой приходили все пророки, является идеальным сводом законов, служащих во благо всего человечества и являющихся практичными на любом историческом этапе и в любой географической местности. Более того, откровение, с которым приходят Божие посланники, содержит правдивые сообщения о прошлых и будущих событиях, призывает ко всякому благу и запрещает все дурное. При этом каждый новопосланный пророк подтверждал и свидетельствовал о правдивости всех прежних Божьих посланников. Это, без сомнений, указывает на истинность всех Божьих посланников и является великим знамением Аллаха.
Отличительным знамением пророка Худа являлось то, что, несмотря на могущество и деспотизм его народа, он в одиночку и бесстрашно стал увещевать людей, публично порицая их божества и указывая на их заблуждения. В ответ они стали запугивать его своими божествами, обещая, что если он не прекратит, то они нашлют на него сумасшествие или беду. Он же открыто и публично заявлял: «Воистину я призываю Аллаха в свидетели и прошу вас засвидетельствовать, что я не причастен к тем, кому вы поклоняетесь помимо Него. Стройте свои козни против меня все вместе и не предоставляйте мне отсрочки. Воистину я уповаю на Аллаха, моего и вашего Господа. Нет ни одного живого существа, которое не было бы подвластно Ему. Воистину мой Господь — на прямом пути» (Коран, 11:54-56).
Разве может быть знамение больше этого бесстрашного вызова, который он бросил своим врагам, жаждущим сокрушить его призыв всеми возможными способами?! Когда же их произвол достиг пика и они наотрез отказались уверовать в Худа, он отвернулся от них и предостерег о скором наказании. Наказание это появилось вдали в виде огромного темного облака, которое покрыло тьмой весь горизонт. На тот момент они переживали сложные времена из-за продолжительный засухи и посему сильно нуждались в дожде. Поэтому, когда адиты увидели темные тучи на горизонте, они обрадовались и сказали: «Это тучи, которые прольют на нас дождь!» (Коран 46:24).
Однако Всевышний Аллах ответил им:
«О нет! Это то, что вы торопили…» (Коран 46:24) — говоря: «…Яви же нам то, чем ты нам угрожаешь, если ты правдив» (Коран 46:22).
Сейчас вас постигнет «ураган, несущий с собой мучительные страдания. Он уничтожает все, что встретит на своем пути» (Коран 46:24-25). «Аллах заставил его бушевать над ними в течение семи ночей и восьми дней без перерыва, и ты мог бы увидеть людей, которые были повержены, словно рухнувшие сгнившие пальмовые стволы» (Коран 69:7). А после того как ураган прекратился, от адитов «остались видны только их жилища. Так Мы воздаем грешникам!» (Коран 46:25).
Эта жизнь была для них сплошным увеселением, им были дарованы мощь и изобилие, им покорились близлежащие территории и племена, однако из-за их неверия и высокомерия Аллах ниспослал на них пронизывающий и завывающий ураган, смертельно и разрушительно бушевавший непрерывно над ними несколько дней, «дабы дать им вкусить муки позора в мирской жизни. Мучения же в Последней жизни окажутся еще более позорными, и им не будет оказана помощь» (Коран 41:16). «Проклятие станет преследовать их как в этом мире, так и в День воскресения. Воистину, адиты не уверовали в своего Господа. Да сгинут адиты, народ Худа!» (Коран 11:60).
В то же время Аллах спас Худа и тех верующих, которые были вместе с ним. Воистину это является знамением, указывающим на то, что Аллах на все способен и что Он почитает своих посланников и их последователей, помогая им как в этой жизни, так и в Судный День, когда предстанут свидетели. В этом рассказе содержится указание на истинность воскрешения после смерти, а также на то, что многобожие является заблуждением, влекущим за собой ужасное и постыдное наказание.
Уроки, извлекаемые из этой истории:
- Уроки, которые уже упоминались в рассказе о Нухе, относящиеся ко всем посланникам.
- Аллах по Своей мудрости поведал нам (арабам) о народах, проживающих по соседству с нами на Аравийском полуострове и близлежащих территориях, чтобы мы извлекли полезный урок от этих повествований. Ведь известно, что Коран повествует и увещевает, используя при этом наиболее доходчивые методы. Всем известно, что Аллах также посылал своих посланников к народам, проживающим в отдаленных от нас регионах, и эти народы либо принимали их призыв и удостаивались за это награды от Аллаха, либо отвергали их и заслуживали Его наказание. Ведь не было такого народа, к кому бы Всевышний Аллах не отправил своего посланника[3]. Однако когда Аллах увещевает нас рассказами о народах, проживающих рядом с нами, истории которых передаются нам из поколения в поколение, язык которых мы понимаем, с обычаями и традициями которых мы знакомы, следы и памятники которых мы наблюдаем, заброшенные строения и города, мимо которых мы постоянно проезжаем; когда Аллах увещевает нас и напоминает о судьбе такого народа, то воздействие увещевания бывает намного эффективнее, нежели нас увещевали бы рассказом о народе, о котором мы ничего не знали. Таким образом, из вышесказанного мы извлекаем следующий урок: увещевать людей следует тем, что им понятнее, близко их обычаям и традициям и может принести большую пользу. Подобному увещеванию следует отдать предпочтение над иным, менее понятным и действенным увещеванием, даже если оно также является правдивым. Ведь не всякая истина одинаково усваивается человеком. Поэтому, если увещевающий или обучающий человек будет следовать этому пути в распространении знаний и пользы для людей, увещевая их понятным способом и приводя более ясные доводы, — в таком случае он принесет огромную пользу не только другим, но и себе. Создатель указал на эту мудрость в конце рассказа об адитах:
«Мы уже погубили селения, которые жили вокруг вас (вокруг Мекки), и показали вам различные знамения, дабы они (многобожники Мекки) опомнились и вернулись на прямой путь» (Коран 46:27).
Т. е. мы показали им различные знамения и убедительные доводы, чтобы увещевание было для них более действенным.
- Делать величественные строения объектом гордыни, кичливости и украшения, а также превозноситься над людьми по причине своего могущества — эти качества являются порицаемы-ми,свойственными грешным и преступным народам. Всевышний Аллах поведал нам об этом, рассказав о пророке Худе и о его осуждении своего народа:
«Неужели вы будете без надобности возводить на каждом холме по высокому строению, строить замки, словно вы будете жить вечно?!» (Коран, 26:128-129).
Следует знать, что дворцы, крепости, дома и т. п. возводятся:
- во-первых, для того, чтобы жить в них. В таком случае размер и обустройство жилищ зависят от нужд и потребностей человека. Данный вид строений дозволен, и человек даже может получить награду Аллаха, если он будет обустраивать и использовать их с благими намерениями;
- во-вторых, для защиты от врагов. К примеру, крепости или строения, охраняющие границы государства, а также другие строения, используемые на благо мусульман и защищающие от агрессии врагов. Строительство данных сооружений считается джихадом на пути Аллаха и является необходимым для безопасности мусульман от внешних врагов;
- в-третьих, по причине гордыни, кичливости и для демонстрации своей мощи перед другими людьми. В таком случае это считается расточительством средств, которые могли бы быть потрачены на благие нужды. Именно за этот грех Всевышний Аллах осудил адитов и другие народы.
- Разумность, сообразительность, проницательность и, как следствие этого, материальная обеспеченность со всеми вытекающими последствиями, каких бы колоссальных размеров они ни достигли, не принесут человеку пользы, если не будут сопряжены с верой в Аллаха и Его посланника. Что же касается человека, не верующего в знамения Аллаха и Его посланников, даже если он добьется какого-то успеха в этой жизни и ему будет дана отсрочка до Судного дня, исход его, в конечном итоге, окажется губительным. Ни слух, ни зрение, ни ум не принесут ему пользы,когда настигнет наказание Аллаха. Всевышний Аллах поведал нам об адитах:
«Мы дали им могущество, которое не дали вам (мекканцам). Мы даровали им слух, зрение и сердце. Но ни слух, ни зрение, ни сердце нисколько не помогли им, поскольку они отвергали знамения Аллаха, и поэтому их настигло то, над чем они смеялись» (Коран 46:26).
В другом аяте Всевышний сообщил:
«…Когда явилось наказание твоего Господа, божества, к которым адиты взывали вместо Аллаха, ничем не помогли им. Они ничего не дали им, кроме погибели» (Коран, 11:101).
[1] Хадрамаут — регион на юге Аравийского полуострова, находящийся, в основном, на территории современного Йемена.
[2] Адиты — народ Пророка Худа — имели мощное телосложение, высокий рост и отличались большой физической силой. Пророк Худ в одном из обращений к своему народу говорил: «Помните о том, что Аллах сделал вас преемниками народа Нуха (Нойа) и наделил огромной силой и большим телосложением» (Коран 7:69).
[3] Всевышний Аллах говорит:
«Мы послали тебя добрым вестником и предостерегающим увещевателем с Истиной. И нет ни одного народа, к которому не приходил бы предостерегающий пророк» (Коран 35:24).
Автор: Шейх Абдур-Рахман ибн Насыр ас-Са`ди (да помилует его Аллах)
Источник: “Тайсир аль-Лятыф аль-Маннан фи Хуласати Тафсир аль-Кур`ан” стр. 188-191
Подготовил: Рамин Муталлим
Дата: 7/7/1442 г. х. — 19/2/2021 г. г.
Скачать «История о пророке Худе ﷺ» в формате PDF
Все части историй о пророках:
- Шейх Саади: Вступление к историям о пророках Аллаха
- Шейх Саади: История о пророке Адаме ﷺ
- Шейх Саади: История о пророке Нухе (Ное) ﷺ
- Шейх Саади: История о пророке Худе ﷺ
- Шейх Саади: История о пророке Ибрахиме (Аврааме) ﷺ
- Шейх Саади: История о пророке Салихе ﷺ (+фото)
- Шейх Саади: История о пророке Луте ﷺ
- Шейх Саади: История о пророке Шуайбе ﷺ
- Шейх Саади: История о пророках Мусе и Харуне ﷺ
- Шейх Саади: История о пророке Юнусе ﷺ
- Шейх Саади: История пророков Давуда и Сулеймана (мир им)
- Шейх Саади: История о пророке Айюбе ﷺ
- Шейх Саади: История о Хидре и Мусе ﷺ
- Шейх Саади: История о Зуль-Карнайне