Существует три вида единобожия (таухида):
Первый вид — единобожие в господстве (таухид ар-рубубия)
Смысл данного единобожия заключается в том, что только у одного Всевышнего Аллаха имеются свойственные Ему деяния, подобно созданию, обеспечению пропитанием, оживлению, умерщвлению, принесению пользы и вреда, и другим деяниям, свойственным Всевышнему Аллаху. Мусульманин должен быть убежден, что у Аллаха нет сотоварищей в его господстве (в рубубие).
Второй вид — единобожие в поклонении (таухид аль-улюхия)
Читайте также:
Шейх Фаузан: Толкование шахады «Нет истинного божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — Его посланник»?
Шейх Фаузан: Что требует шахада «Нет истинного божества, кроме Аллаха, и Мухаммад Его посланник»?
Данный вид единобожия указывает на то, что только одному Аллаху должны быть посвящены все виды поклонений, которые Он узаконил. Намаз, пост, хадж, закят, молитва (дуа), обет, жертвоприношение, надежда (раджаа), страх (хауф), боязнь (хащья) и другие виды поклонения должны быть посвящены только одному Аллаху. Таким образом, посвящение всех видов поклонения одному Всевышнему Аллаху называется единобожием в поклонении (таухид аль-улюхия). От человечества требуется претворить в жизнь именно этот вид единобожия.
Что же касается первого вида единобожия — единобожия в господстве, — то люди изначально верят в этот вид единобожия. Даже многобожники, к которым был отправлен посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), подтверждали единобожие Аллаха в господстве. На это указывают слова Всевышнего Аллаха:
وَلَئِن سَأَلْتَهُم مَّنْ خَلَقَهُمْ لَيَقُولُنَّ اللَّهُ
«Если ты спросишь у них, кто сотворил их, они непременно скажут: “Аллах”» (Коран, 43:87).قُلْ مَن رَّبُّ السَّمَاوَاتِ السَّبْعِ وَرَبُّ الْعَرْشِ الْعَظِيمِ سَيَقُولُونَ لِلَّهِ
«Скажи: “Кто Господь семи небес и Господь великого Трона?” Они скажут: “Аллах”» (Коран, 23:86-87).
Существуют и другие коранические аяты, указывающие на то, что многобожники подтверждали единобожие Аллаха в господстве.
Однако, от них требовалось уверовать в единобожие в поклонении и посвятить все виды поклонения только Аллаху. Если они подтверждают единобожие Аллаха в господстве, то они должны также подтвердить единобожие Аллаха в поклонении. Поэтому все посланники Аллаха призывали к единобожию в поклонении. Всевышний Аллах говорит:
وَلَقَدْ بَعَثْنَا فِي كُلِّ أُمَّةٍ رَّسُولًا أَنِ اعْبُدُواْ اللَّهَ وَاجْتَنِبُواْ الطَّاغُوتَ
«Мы отправили к каждой общине посланника: “Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!”»Коран, 16:36
Все посланники Аллаха призывали к единобожию в поклонении. Что же касается единобожия в господстве, то оно заложено в человеке изначально. Однако, веры в этот вид единобожия недостаточно [для того, чтобы выйти из многобожия].
Третий вид — единобожие в именах и атрибутах Всевышнего Аллаха
Данный вид единобожия требует уверовать во все то, что Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха) сообщили о Нем, и опровергнуть все те недостатки и изъяны, которые они (Аллах и Его посланник) опровергнули в отношении Него.
Шейх Салих ибн Фаузан аль-Фаузан (да хранит его Аллах)
Источник: www.alfawzan.af.org.sa/
Подготовил: Рамин Муталлим
Читайте также:
— Многобожие в поклонении – самый опасный и распространенный вид ширка
— Шейх Усаймин: В чем заключался ширк многобожников, к которым был послан Пророк?
— Шейх Ибн Баз: Малое многобожие
— Религия всех пророков — чему учили все пророки?
نص السؤال ما أنواع التوحيد مع إيضاح كل نوع منها؟
نص الإجابة أنواع التوحيد : فالتوحيد ثلاثة أنواع: الأول: توحيد الربوبية ومعناه: إفراد الله تعالى بأفعاله كالخلق والرزق والإحياء والإماتة والضر والنفع وغير ذلك من أفعال الله سبحانه وتعالى فيعتقد المسلم أن الله لا شريك له في ربوبيته. والنوع الثاني: توحيد الألوهية: وهو إفراد الله تعالى بأنواع العبادة التي شرعها من الصلاة والصيام والحج والزكاة والدعاء والنذر والنحر والرغبة والرجاء والخوف والخشية إلى آخر أنواع العبادة، فإفراد الله تعالى بها يسمى بتوحيد الألوهية، وهذا النوع هو المطلوب من الخلق. أما النوع الأول وهو توحيد الربوبية فالخلق مقرون به حتى المشركون الذين بعث إليهم رسول الله — صلى الله عليه وسلم — مقرون بتوحيد الربوبية ، كما في قوله تعالى: { وَلَئِن سَأَلْتَهُم مَّنْ خَلَقَهُمْ لَيَقُولُنَّ اللَّهُ } [سورة الزخرف: آية 87] { قُلْ مَن رَّبُّ السَّمَاوَاتِ السَّبْعِ وَرَبُّ الْعَرْشِ الْعَظِيمِ سَيَقُولُونَ لِلَّهِ } [سورة المؤمنون: آية 86، 87] إلى غير ذلك من الآيات التي تدل على أن المشركين مقرون بتوحيد الربوبية، ولكن المطلوب منهم هو إفراد الله بالعبادة إذا أقروا له بتوحيد الربوبية وجب عليهم أن يقروا له بتوحيد العبادة، والرسل إنما دعوا إلى توحيد العبادة ، كما في قوله تعالى: { وَلَقَدْ بَعَثْنَا فِي كُلِّ أُمَّةٍ رَّسُولًا أَنِ اعْبُدُواْ اللَّهَ وَاجْتَنِبُواْ الطَّاغُوتَ } [سورة النحل: آية 36] فكل رسول يدعو إلى توحيد العبادة. أما توحيد الربوبية فهذا موجود في الفطر ولكنه لا يكفي. والنوع الثالث: توحيد الأسماء والصفات: وذلك بأن يثبت لله عز وجل ما أثبته لنفسه وما أثبته له رسوله — صلى الله عليه وسلم — عز وجل — من الأسماء والصفات، وننفي عنه ما نفاه عن نفسه وما نفاه عنه رسوله — صلى الله عليه وسلم — من النقائص والعيوب .