С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.
Хвала Аллаху, который создал джиннов и людей для того, чтобы они поклонялись Ему, и вменил им в обязанность то, что пожелал, в соответствии со Своей Мудростью, чтобы затем воздать им за их деяния. Свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, Ему принадлежит вся власть и вся хвала, и Он способен на всякую вещь. Я также свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник, отправленный к джиннам и людям добрым вестником и предостерегающим увещевателем. Да благословит его Аллах и приветствует, а также его семью, сподвижников и всех тех, кто последовал за ними наилучшим образом.
Затем:
Всевышний Аллах сказал:
وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنْسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ
مَا أُرِيدُ مِنْهُمْ مِنْ رِزْقٍ وَمَا أُرِيدُ أَنْ يُطْعِمُونِ
إِنَّ اللَّهَ هُوَ الرَّزَّاقُ ذُو الْقُوَّةِ الْمَتِينُ
“Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне. Я не хочу от них никакого удела и не хочу, чтобы они кормили Меня. Воистину, Аллах является Наделяющим уделом, Обладающим могуществом, Сильным” (Св. Коран, 51:56-58).
Мир джиннов является сокровенным для нас. Они были созданы из огня, прежде чем были созданы люди. Всевышний Аллах сказал:
وَلَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنْسَانَ مِنْ صَلْصَالٍ مِنْ حَمَإٍ مَسْنُونٍ
وَالْجَانَّ خَلَقْنَاهُ مِنْ قَبْلُ مِنْ نَارِ السَّمُومِ
“Мы сотворили человека из сухой звонкой глины, полученной из видоизмененной грязи. А еще раньше Мы сотворили джиннов из палящего пламени” (Св. Коран, 15:26-27).
На них распространяются постановления шариата, приказы и запреты Всевышнего Аллаха. Среди них есть верующие и неверующие, праведные и грешники.
Всевышний Аллах сказал:
وَأَنَّا مِنَّا الْمُسْلِمُونَ وَمِنَّا الْقَاسِطُونَ ۖ فَمَنْ أَسْلَمَ فَأُولَٰئِكَ تَحَرَّوْا رَشَدًا
وَأَمَّا الْقَاسِطُونَ فَكَانُوا لِجَهَنَّمَ حَطَبًا
“Среди нас (джиннов) есть мусульмане и уклонившиеся. Те, которые стали мусульманами, последовали прямым путем. Уклонившиеся же будут дровами для Геенны” (Св. Коран, 72:14-15).
Также Всевышний сказал:
وَأَنَّا مِنَّا الصَّالِحُونَ وَمِنَّا دُونَ ذَٰلِكَ ۖ كُنَّا طَرَائِقَ قِدَدًا
“Среди нас (джиннов) есть праведные и те, которые ниже этого. Мы были разрозненными группами” (Св. Коран, 72:11).
То есть, среди них тоже есть различные сообщества, с разными стремлениями, как и среди людей. Неверующий из их числа войдет в Ад, как об этом гласит единогласное мнение ученых, а верующий в Рай так же, как и человек.
Всевышний Аллах сказал:
وَلِمَنْ خَافَ مَقَامَ رَبِّهِ جَنَّتَانِ
فَبِأَيِّ آلَاءِ رَبِّكُمَا تُكَذِّبَانِ
“Тем же, которые боялись предстать перед своим Господом, уготовано два сада. Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью?” (Св. Коран, 55:46-47).
Джиннам и людям запрещено поступать несправедливо по отношению друг к другу так же, как Аллах запретил людям поступать несправедливо по отношению друг к другу.
Доводом на это являются слова Всевышнего из хадиса кудси [1]:
“О рабы Мои, поистине, Я запретил несправедливость Себе и сделал ее запретным между вами, поэтому не поступайте несправедливо по отношению друг к другу” (Муслим).
Но несмотря на это, они иногда покушаются на людей так же, как и люди иногда покушаются на них. Несправедливость людей по отношению к ним проявляется в том случае, если человек подтирается костями или пометом. В Сахихе Муслима передается хадис от Ибн Масуда (да будет доволен им Аллах), что джинны попросили у Пророка (мир ему и благословение) провизии, на что он ответил им:
“Упомянув предварительно имя Аллаха, Вы можете кушать любые кости. В них вы найдете пропитания больше, чем в мясе, которое было на них. Также любой помет животного является пропитанием для вашего скота”.
Пророк (мир ему и благословение) также сказал:
“Не подтирайтесь ими (костями и навозом), ибо это еда ваших братьев” (Муслим).
Также из числа покушений джиннов на людей является то, что они берут над ними власть своими наущениями, которые они внушают человеческим сердцам. Поэтому Всевышний Аллах приказал прибегать к Нему от этого:
قُلْ أَعُوذُ بِرَبِّ النَّاسِ
مَلِكِ النَّاسِ
إِلَٰهِ النَّاسِ
مِنْ شَرِّ الْوَسْوَاسِ الْخَنَّاسِ
الَّذِي يُوَسْوِسُ فِي صُدُورِ النَّاسِ
مِنَ الْجِنَّةِ وَالنَّاسِ
“Скажи: «Прибегаю к защите Господа людей, Царя людей, Бога людей от зла искусителя, исчезающего при поминании Аллаха, который наущает в груди людей, от джиннов и людей» (Св. Коран, 114:1-6).
Обратите внимание на то, с кого начал Всевышний Аллах этот аят: “от джиннов и людей” — это по той причине, что наущения джиннов сильнее действуют на человека и они скрыты от человеческого глаза.
Ты можешь спросить: “Каким образом они постигают сердца людей и наущают им?”
Послушай, как на это ответил посланник Аллаха (мир ему и благословение), когда сказал двум мужчинам из числа ансаров:
“Поистине, сатана может приблизиться к человеку так же близко, как и кровь, которая течет по его жилам. Поэтому я побоялся того, что они могут внушить вашим сердцам какое-нибудь зло”, или же он сказал: “могут внушить вашим сердцам что-то”.
В другой версии этого хадиса:
“Он (сатана) подходит к сыну Адама так же близко, как кровь, текущая по его жилам” (Бухари, Муслим).
Также из числа покушений джиннов на людей является то, что они запугивают их, внушают их сердцам страх. Особенно сильно проявляется в тех случаях, когда человек обращается к ним и просит их о помощи. Всевышний Аллах сказал:
وَأَنَّهُ كَانَ رِجَالٌ مِنَ الْإِنْسِ يَعُوذُونَ بِرِجَالٍ مِنَ الْجِنِّ فَزَادُوهُمْ رَهَقًا
“Мужи из числа людей искали покровительства мужей из числа джиннов, но они только увеличивали в них страх (или беззаконие)” (Св. Коран, 72:6), т.е. страх, боязнь и ужас.
Джинны могут также проявлять враждебность к людям, поражая их своим прикосновением и сбивая их сног, а затем заставляя человека судорожно шевелиться, и так до тех пор, пока он не потеряет сознание. Может быть и так, что джинн направит человека к тому, что погубит его, например, бросит его в яму или в огонь, или утопит его. Всевышний Аллах сравнил воскрешение людей, которые занимаются ростовщичеством, с сумасшедшими, которых поразил сатана. Всевышний Аллах сказал:
الَّذِينَ يَأْكُلُونَ الرِّبَا لَا يَقُومُونَ إِلَّا كَمَا يَقُومُ الَّذِي يَتَخَبَّطُهُ الشَّيْطَانُ مِنَ الْمَسِّ ۚ
“Те, которые пожирают лихву, восстанут, как восстает тот, кого сатана поверг своим прикосновением” (Св. Коран, 2:275).
Ибн Джарир сказал: “Тот, кого сатана поверг своим прикосновением”, — означает поразил его и свалил его на землю.
Ибн Касир сказал: “То есть они выйдут из могил, как сумасшедшие во время приступа безумия, которыми овладел сатана”.
Багави сказал: “кого сатана поверг своим прикосновением”, — т.е. поверг его сумасшествием — это означает, что ростовщик будет воскрешен в Судный день подобно сумасшедшему.
Имам Ахмад в своем Муснаде сообщил от Йа’ля ибн Мурра (да будет доволен им Аллах), что однажды к Пророку (мир ему и благословение) пришла женщина со своим сыном, которого поразило умственное расстройство. Пророк (мир ему и благословение) сказал:
“Изыди, о враг Аллаха. Я — посланник Аллаха”.
Читайте также:
Шейх Фаузан: Виды многобожия (ширка)
После этого мальчик сразу излечился. Тогда женщина подарила Пророку (мир ему и благословение) двух баранов, а также немного сыра и масла. Пророк (мир ему и благословение) взял сыр, масло и одного барана, а другого вернул ей. Цепочка передатчиков хадиса достоверная. У этого хадиса также есть и другие цепочки передатчиков, о которых Ибн Касир сказал следующее в своей книге по истории «аль-Бидая ва ан-Нихая»: “У этого хадиса имеются другие хорошие цепочки передатчиков, по причине которых у ученых-хадисоведов имеется сильное предположение или же убежденность того, что Йа’ля ибн Мурра в действительности рассказал эту историю”.
Ибн Кайим (да помилует его Аллах) — один из выдающихся учеников шейхуль-Ислама Ибн Таймии, написал в своей книге “Заад аль-Маад”, 4/66: “Существует два вида эпилепсии:
1) первый связан с воздействием на человека дурных духов (джиннов);
2) второй вид связан с загрязнением человеческого организма.
Врачи высказывают мнения относительно того, как лечить второй вид эпилепсии. Что же касается поражения этой болезнью души человека, то самые знающие врачи признают и не отрицают, что эта болезнь существует. Но есть и такие невежественные, глупые врачи, придерживающиеся еретических воззрений, которые считают, что джинны (злые духи) не могут оказывать влияния на душу человека, и считают, что они никак не могут навредить человеческому телу. Однако, это лишь говорит об их невежестве и незнании, ведь медицине не по силам излечить эту болезнь, несмотря на то, что и чувства, и реальность подтверждают ее наличие. Людям, знающим о существовании джиннов и о том, какое они могут оказывать влияние на человека, остается только смеяться над невежеством этих глупцов”.
О люди, существует два способа избавления от этого вида поражения джиннов — защита от нее и лечение.
Человек может защитить себя от поражения джиннами путем чтения узаконенных молитв из книги Всевышнего Аллаха и достоверной Сунны посланника Аллаха (мир ему и благословение). Также он должен иметь сильный дух, не поддающийся мнимым науськиваниям, которым нет места в реальности. Поистине, когда человек начинает попустительски относиться к науськиваниям и иллюзиям (которые внушает ему сатана. — Примеч. пер.), они начинают приобретать для него значимость и становятся реальностью.
Что же касается исцеления от прикосновения джиннов, то знающие врачи признали тот факт, что оно не лечится обычными лекарствами. Его лечение заключается в молитвах (“дуа”), чтении Корана и увещевании. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия лечил от этого недуга путем чтения аята “аль-Курсий” и последних двух сур Корана. Также он часто читал в ухо одержимого джинном человека следующий аят:
أَفَحَسِبْتُمْ أَنَّمَا خَلَقْنَاكُمْ عَبَثًا وَأَنَّكُمْ إِلَيْنَا لَا تُرْجَعُونَ
“Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас ради забавы и что вы не будете возвращены к Нам?” (Св. Коран, 23:115).
Его ученик Ибн Кайим рассказывал: “Он (т.е. Ибн Таймия. — Примеч. пер.) рассказал мне, как однажды, когда он читал этот аят в ухо человека, одержимого джинном, джинн сказала: “Да”, — он протянул свой голос при произнесении этого. Далее Ибн Таймия рассказывал: “Я взял палку и ударил его (человека, в которого вселился джинн) по артериям так сильно, что моя рукя онемела от удара”. В это время она (джинн женского пола, которая вселилась в человека. — Примеч. пер.) сказала: “Я люблю его”. Я ответил ей: “Он тебя не любит”. Она сказала: “Я хочу совершить хадж с ним”. Я сказал ей: “Он не хочет совершать хадж с тобой”.
Тогда она сказала: “Я покидаю его из уважения к тебе”. Я ответил ей: “Нет, ты должна сделать это, подчиняясь Аллаху и Его посланнику”. Она сказала: “Я выхожу”. Затем одержимый встал, оглядываясь по сторонам, и спросил: “Что привело меня к шейху?” Этот рассказ передал Ибн Кайим от своего шейха Ибн Таймии (да смилуется Аллах над ними обоими).
Ибн Муфлих, также являющийся одним из учеников Ибн Таймии, сказал в своей книге “Аль-Фуру’”: “Когда нашему шейху приводили человека, одержимого джинном, он брал с него (т.е. с джинна. — Примеч. пер.) завет, что тот не вернется больше к этому человеку. Если джинн не соглашался или не придавал его словам значения и не выходил из человека, он бил его до тех пор, пока он не покидал тело. Внешне хотя и казалось, что он бьет одержимого человека, однако в действительности его удары постигали джинна.
Также однажды имам Ахмад потребовал от джинна одержимого, чтобы он покинул свою жертву. Джинн послушался и вышел из тела одержимого. Однако после того, как имам Ахмад умер, джинн вновь вернулся к этому человеку.
Таким образом, очевидно то, что джинны могут поражать людей своим прикосновением. Доводами на это являются Коран, Сунна и достоверные факты из жизни. Мутазилиты отрицают это. Если бы не споры вокруг этой темы, зачинщики которых понимают Книгу Аллаха как того желает их воображение и если бы не их отрицание (влияния джиннов на людей), которое является косвенным обвинением ученых ахли-Сунны в безрассудстве и лжи, если бы не все это, я бы не стал говорить на эту тему, т.к. она является более чем ясной. Это (т.е. воздействие джиннов на людей) подтверждают как чувства, так и наблюдения, а то, что можно лицезреть, не нуждается в доводе. Отрицание подобных неоспоримых явлений является высокомерием и пустословием. Поэтому не обманывайте самих себя и не спешите с выводами. Обращайтесь к Аллаху за помощью от зла Его рабов из числа джиннов и людей. Просите у Него прощения и кайтесь перед Ним. Поистине, Он — Прощающий, Принимающий покаяние, Милостивый!
Шейх Мухаммад ибн Салих Усаймин (да помилует его Аллах)
Источник: “Фатава аль-Акида”, стр. 193
Подготовил: Рамин Муталлим
[1] Хадис кудси — это хадис, в котором пророк (мир ему и благословение Аллаха) цитирует слова Всевышнего Аллаха.
Оригинал текста на арабском
بسم الله الرحمن الرحيم
مس الجن وعلاجه
الحمد لله الذي خلق الجن والإنس ليعبدوه، وشرع لهم ما تقتضيه حكمته ليجازيهم بما عملوه، وأشهد أن لا إله إلا الله وحده لا شريك له، له الملك وله الحمد، وكان الله على كل شيء قديراً، وأشهد أن محمداً عبده ورسوله المبعوث إلى الإنس والجن بشيراً ونذيراً، صلى الله عليه وعلى آله وأصحابه ومن تبعهم بإحسان وسلم تسليماً كثيراً.
أما بعد:
فقد قال الله تعالى: {وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنْسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ
والجن عالم غيبي، خلقوا من نار، وكان خلقهم قبل خلق الإنس، كما قال الله تعالى: {وَلَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنْسَانَ مِنْ صَلْصَالٍ مِنْ حَمَإٍ مَسْنُونٍ * وَالْجَانَّ خَلَقْنَاهُ مِنْ قَبْلُ مِنْ نَارِ السَّمُومِ} [الحجر: 26، 27]
وهم مكلفون، يوجه إليهم أمر الله تعالى ونهيه، فمنهم المؤمن ومنهم الكافر، ومنهم المطيع ومنهم العاصي، قال الله تعالى عنهم: {وَأَنَّا مِنَّا الْمُسْلِمُونَ وَمِنَّا الْقَاسِطُونَ فَمَنْ أَسْلَمَ فَأُولَئِكَ تَحَرَّوْا رَشَدًا * وَأَمَّا الْقَاسِطُونَ فَكَانُوا لِجَهَنَّمَ حَطَبًا} [الجن: 14، 15]، وقال عز وجل: {وَأَنَّا مِنَّا الصَّالِحُونَ وَمِنَّا دُونَ ذَلِكَ كُنَّا طَرَائِقَ قِدَدًا} [الجن: 11]، أي جماعات متفرقة وأهواء، كما يكون ذلك في الإنس، فالكافر منهم يدخل النار بالإجماع، والمؤمن يدخل الجنة كالإنس، قال الله تعالى: {وَلِمَنْ خَافَ مَقَامَ رَبِّهِ جَنَّتَانِ * فَبِأَيِّ آَلَاءِ رَبِّكُمَا تُكَذِّبَانِ
والظلم بينهم وبين الإنس محرم، كما هو بين الآدميين؛ لقوله تعالى في الحديث القدسي: ((يَا عِبَادِي إِنِّي حَرَّمْتُ الظُّلْمَ عَلَى نَفْسِي وَجَعَلْتُهُ بَيْنَكُمْ مُحَرَّمًا فَلَا تَظَالَمُوا
ومع هذا فهم يعتدون على الإنس أحياناً، كما يعتدي الإنس عليهم أحياناً!!
فمن عدوان الإنس عليهم : أن يستجمر الإنسان بعظم أو روث:
ففي صحيح مسلم عن ابن مسعود رضي الله عنه أن الجن سألوا النبي صلى الله عليه وسلم الزاد فقال: «لَكُمْ كُلُّ عَظْمٍ ذُكِرَ اسْمُ اللَّهِ عَلَيْهِ يَقَعُ فِي أَيْدِيكُمْ أَوْفَرَ مَا يَكُونُ لَحْمًا وَكُلُّ بَعْرَةٍ عَلَفٌ لِدَوَابِّكُمْ» ، قال النبي صلى الله عليه وسلم: «فَلَا تَسْتَنْجُوا بِهِمَا فَإِنَّهُمَا طَعَامُ إِخْوَانِكُمْ
ومن عدوان الجن على الإنس أنهم يتسلطون عليهم بالوسوسة التي يلقونها في قلوبهم، ولهذا أمر الله تعالى بالتعوذ من ذلك فقال: {قُلْ أَعُوذُ بِرَبِّ النَّاسِ * مَلِكِ النَّاسِ * إِلَهِ النَّاسِ مِنْ شَرِّ الْوَسْوَاسِ الْخَنَّاسِ * الَّذِي يُوَسْوِسُ فِي صُدُورِ النَّاسِ * مِنَ الْجِنَّةِ وَالنَّاسِ} [سورة الناس]، وتأمل كيف قال الله تعالى: {مِنَ الْجِنَّةِ وَالنَّاسِ}، فبدأ بذكر الجن لأن وسوستهم أعظم، ووصولهم إلى الإنس أخفى..
فإن قلت: كيف يصلون إلى صدور الناس فيوسوسون فيها؟
فاستمع الجواب من محمد رسول الله صلى الله عليه وسلم حين قال لرجلين من الأنصار: «إِنَّ الشَّيْطَانَ يَجْرِي مِنْ الْإِنْسَانِ مَجْرَى الدَّمِ، وَإِنِّي خَشِيتُ أَنْ يَقْذِفَ فِي قُلُوبِكُمَا شَرًّا أَوْ قَالَ شَيْئًاإِنَّ الشَّيْطَانَ يَجْرِي مِنْ ابْنِ آدَمَ مَبْلَغَ الدَّمِ«. [البخاري]
ومن عدوان الجن على الإنس: أنهم يخيفونهم، ويلقون في قلوبهم الرعب
ولا سيما حين يلتجئ الإنس إليهم، ويستجير بهم، قال الله تعالى: {وَأَنَّهُ كَانَ رِجَالٌ مِنَ الْإِنْسِ يَعُوذُونَ بِرِجَالٍ مِنَ الْجِنِّ فَزَادُوهُمْ رَهَقًا
ومن عدوان الجن على الإنس: أن الجني يصرع الإنسي فيطرحه، ويدعه يضطرب حتى يغمى عليه، وربما قاده إلى ما فيه هلاكه من إلقائه في حفرة أو ماء يغرقه أو نار تحرقه..
وقد شبه الله تعالى آكلي الربا عند قيامهم من قبورهم بالمصروع الذي يتخبطه الشيطان، قال تعالى: {الَّذِينَ يَأْكُلُونَ الرِّبَا لَا يَقُومُونَ إِلَّا كَمَا يَقُومُ الَّذِي يَتَخَبَّطُهُ الشَّيْطَانُ مِنَ الْمَسِّ} [البقرة: 275]
قال ابن جرير: «وهو الذي يتخبطه فيصرعه».
وقال ابن كثير:» إلا كما يقوم المصروع حال صرعه، وتخبط الشيطان له»
وقال البغوي: {يَتَخَبَّطُهُ الشَّيْطَانُ}: «أن يصرعه، ومعناه: أن آكل الربا يبعث يوم القيامة كمثل المصروع».
وروى الإمام أحمد في مسنده عن يعلى بن مرة رضي الله عنه أن امرأة أتت النبي صلى الله عليه وسلم بابن لها قد أصابه لمم، فقال النبي صلى الله عليه وسلم:
«اخْرُجْ عَدُوَّ اللَّهِ ، أَنَا رَسُولُ اللَّهِ«
قال: فبرأ الصبي، فأهدت أمه إلى النبي صلى الله عليه وسلم كبشين وشيئاً من أقط وسمن، فأخذ النبي صلى الله عيه وسلم الأقط والسمن وأحد الكبشين، ورد عليها الآخر.
قال ابن القيم يرحمه الله تعالى في كتابه (زاد المعاد):
( الصرع صرعان:
1- صرع من الأرواح الخبيثة الأرضية.
2- وصرع من الأخلاط الرديئة.
والثاني هو الذي يتكلم الأطباء في سببه وعلاجه، وأما صرع الأرواح فأئمتهم (أي الأطباء) وعقلاؤهميعترفون به، ولا يدفعونه..
وأما جهلة الأطباء وسقطتهم وسفلتهم ومن يعتقد الزندقة فضيلة، فأولئك ينكرون صرع الأرواح، ولا يقرون لأنها تؤثر في بدن المصروع !!
وليس معهم إلا الجهل، وإلا فليس في الصناعة الطبية ما يدفع ذلك، والحس والوجود شاهدان به، ومن له عقل ومعرفة بهذه الأرواح وتأثيراتها يضحك من جهل هؤلاء وضعف قلوبهم ) اهـ
أيها الناس! إن للتخلص من هذا النوع من الصرع أمرين:
وقاية ، وعلاج
فأما الوقاية فتكون:
بقراءة الأوراد الشرعية من كتاب الله تعالى، وصحيح سنة رسول الله صلى الله عليه وسلم.
وبقوة النفس وعدم الجريان وراء الوساوس والتخيلات التي لا حقيقة لها، فإن جريان الإنسان وراء الوساوس والأوهام يؤذي إلى أن تتعاظم هذه الأوهام والوساوس حتى تكون حقيقة.
وأما العلاج — أعني علاج صرع الأرواح — فقد اعترف كبار الأطباء أن الأدوية الطبيعية لا تؤثر فيه، وعلاجه:
بالدعاء
والقراءة
والموعظة
وكان شيخ الإسلام ابن تيمية يعالج بقراءة آية الكرسي والمعوذتين
وكثيراً ما يقرأ في أذن المصروع: {أَفَحَسِبْتُمْ أَنَّمَا خَلَقْنَاكُمْ عَبَثًا وَأَنَّكُمْ إِلَيْنَا لَا تُرْجَعُونَ} [المؤمنون: 115]
قال تلميذه ابن القيم:
«حدثني أنه قرأ مرة هذه الآية في أذن المصروع..
فقالت الروح: نعم، ومد بها صوته..
قال: فأخذت له عصا، وضربته بها في عروق عنقه حتى كلت يدي من الضرب..
وفي أثناء ذلك قالت: أنا أحبه!
فقلت لها: هو لا يحبك.
قالت: أنا أريد أن أحج به!
فقلت لها: هو لا يريد أن يحج معك.
قالت: أنا أدعه كرامة لك!
قلت: لا، ولكن طاعة لله ولرسوله صلى الله عليه وسلم.
قالت: فأنا أخرج.
فقعد المصروع يلتفت يميناً وشمالاً وقال:
ما جاء بي إلى حضرة الشيخ ؟! » اهـ
هذا كلام ابن القيم يرحمه الله عن شيخه.
وقال ابن المفلح في كتاب (الفروع) — وهو من تلاميذ شيخ الإسلام أيضاً — :
(كان شيخنا إذا أتي بالمصروع وعظ من صرعه، وأمره ونهاه..
فإن انتهى وفارق المصروع أخذ عليه العهد ألا يعود..
وإن لم يأتمر ولم ينته ولم يفارق: ضربه حتى يفارقه!
والضرب في الظاهر على المصروع،و إنما يقع في الحقيقة على من صرعه). اهـ
وأرسل الإمام أحمد إلى مصروع ففارقه الصارع، فلما مات الإمام أحمد عاد إليه !
وبهذا تبين أن صرع الجن للإنس ثابت
بمقتضى دلالة الكتاب والسنة والواقع
وأنكر ذلك المعتزلة.
ولولا: ما أثير حول هذه المسألة من بلبلة وجدال أدى إلى جعل كتاب الله تعالى دالاً على معان تخيلية لا حقيقة لها، ولولا أن إنكار هذا يستلزم تسفيه أئمتنا وعلمائنا من أهل السنة، أو تكذيبهم أقول:
لولا هذا وهذا ما تكلمت في هذه المسألة، لأنها من الأمور المعلومة بالحس والمشاهدة!
وما كان معلوماً بالحس والمشاهدة لا يحتاج إلى دليل؛ لأن الأمور الحسية دليل بنفسها، وإنكارها مكابرة أو سفسطة..
فلا تخدعوا أنفسكم، ولا تتعجلوا، واستعيذوا بالله من شرور خلقه من الجن والإنس، واستغفروه وتوبوا إليه؛ إنه هو الغفور التواب الرحيم.
من فتاوى العقيدة للشيخ ابن عثيمين رحمه الله تعالى