Каким образом можно объединить хадисы, касающиеся похвалы брату-мусульманину?
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: “Если вы увидите расхваливающих (людей, которые все время кого-то расхваливают — примеч. SunnaPortal.com), то бросьте им в лицо песок” (Муслим).
Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) сказал следующее в книге “Рияд ас-Салихин”:
“Эти хадисы запрещают похвалу в адрес брата-мусульманина, однако есть еще много достоверных хадисов, дозволяющих это. Ученые говорили, что эти хадисы следует объединять следующим образом.
Если тот, кого хвалят, обладает полной верой, убежденностью, силой воли и достаточными знаниями для того, чтобы эти слова похвалы не обольстили его и не вызвали в нем чувство самодовольства, в таком случае разрешается хвалить брата-мусульманина, и нет в этом ничего зазорного. Однако, если есть опасность, что человеком овладеет что-либо из вышеперечисленного, то крайне нежелательно хвалить его. Различные хадисы касательно данной темы следует понимать в свете вышеупомянутого разьяснения.
Что же касается хадисов, дозволяющих похвалу в адрес своего брата-мусульманина, то к ним можно отнести слова Пророка (мир ему и благословение), сказанные Абу Бакру (да будет доволен им Аллах): “Я надеюсь, что ты будешь среди них”, т.е. среди тех, кого позовут, чтобы они вошли в Рай из любых врат. В другом хадисе Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Ты не из них…”, т.е. не среди тех, кто опускает свой изар (одежду) из кичливости. Также Пророк (мир ему и благословение) сказал Умару (да будет доволен им Аллах): “Где бы сатана не увидел тебя идущим по дороге, он обязательно выбирает другую дорогу, отличную от твоей”. Существует еще много других хадисов, дозволяющих похвалу брату-мусульманину. Я упомянул некоторые из них в книге “Поминания” (“Аль-Азкаар”)”.
Толкование Шейха Усаймина:
“Автор (да смилуется над ним Аллах) разъяснил в своей книге “Рияд ас-Салихин” тему похвалы человека, т.е. разрешается ли человеку хвалить своего брата-мусульманина теми качествами, которыми он на самом деле обладает или же не обладает. Здесь есть несколько возможных вариантов.
Во-первых, если в похвале есть благо и поощрение для того, чтобы человек еще больше старался проявлять похвальные качества и благородный нрав, то в таком случае похвала является дозволенной. К примеру, если ты видишь, что какой-то человек проявляет щедрость, храбрость, самопожертвование, доброе отношение к другим людям, и ты говоришь об этих его качествах в его присутствии для его поощрения и укрепления, чтобы он и дальше поступал так же, то это хорошо. Подобную похвалу можно отнести к словам Всевышнего: “Помогайте друг другу в благодеяниях и богобоязненности”.
Во-вторых, также нет ничего плохого в том, чтобы хвалить какого-либо человека с той целью, чтобы люди узнали о его достоинстве и уважали его, как это делал Пророк (мир ему и благословение) в отношении Абу Бакра и Умара (да будет доволен ими Аллах). Что касается Абу Бакра, то однажды Пророк разговаривал со своими сподвижниками и спросил: “Кто из вас постится сегодня?” Абу Бакр ответил: “Я”. Далее он спросил: “Кто из вас следовал сегодня за похоронной процессией?” Абу Бакр ответил: “Я”. Затем он спросил: “Кто из вас навестил сегодня больного?” Абу Бакр ответил: “Я”. Также Пророк (мир ему и благословение) спросил и о других вещах, а затем сказал: “Человек, который объединил в себе совершение всех этих благих деяний, войдет в Рай”. В другом хадисе Пророк (мир ему и благословение) сообщил, что тот, кто будет волочить свою одежду за собой (т.е. удлинять свои одежды — примеч. SunnaPortal.com) из-за самодовольства, на того не посмотрит Аллах в Судный День. Тогда Абу Бакр сказал: “О Посланник Аллаха, одна сторона моего изара опускается, и тогда я поправляю его”. На что Пророк (мир ему и благословение) ответил ему: “Ты не из тех, кто делает это из самодовольства”. Также Пророк (мир ему и благословение) сказал Умару: “Шайтан не ходит по той дороге, по которой следуешь ты”, т.е. если ты идешь по дороге, то сатана убегает от тебя и идет по другой дороге. Все эти слова подтверждают превосходство Абу Бакра и Умара (да будет доволен ими Аллах).
В-третьих, запрещено чрезмерное расхваливание человека и описание его теми качествами, которых он не заслуживает, ибо это является ложью и обманом. Так, например, запрещено расхваливать правителя, его помощников или каких-либо иных уполномоченных людей и описывать их теми похвальными качествами, которых в них нет. Это также не хорошо для того, кого расхваливают.
В-четвертых, ты хвалишь человека за те качества, которые в нем действительно есть, однако опасаешься, что он может обольститься этой похвалой и в нем появятся самодовольство и высокомерие. В таком случае похвала также является запрещенной. Автор упомянул хадисы по этому поводу о том, как мужчина похвалил другого в присутствии Пророка (мир ему и благословение), на что он сказал: “Горе тебе, ты отрезал голову своего друга”, т.е. ты будто бы заколол его своей этой похвалой. Потому что Пророк (мир ему и благословение) знал, что эта похвала приведет к гордыне и превознесению этого человека над другими. Тогда Пророк (мир ему и благословение) приказал бросать песок в лицо тех, кто постоянно расхваливает других. Есть разница между словами “маддаах” (مدّاح) и “маадих” (مادح). “Маадих”(مادح) — это тот, кто иногда может похвалить кого-то (в хадисе о том, чтобы бросать песок в лицо расхваливающего упоминается слово “маддаах”(مدّاح) — примеч. SunnaPortal.com). “Маддаах”(مدّاح) — это тот, кто постоянно расхваливает другого. Например, стоит ему появиться рядом с высокопоставленным человеком, правителем, судьей, ученым или кем-либо подобным, как он начинает его расхваливать. Подобный человек действительно заслуживает того, чтобы ему в лицо бросили песок. Так, один человек начал расхваливать Усмана (да будет доволен им Аллах), тогда Микдад взял мелкие камушки и стряхнул их в лицо расхваливающего. Усман спросил у него, почему он так поступил, на что Микдад ответил, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Если увидите расхваливающих, то бросьте им в лицо песок”. В целом, человеку следует стараться говорить только благое, потому что Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Тот, кто верит в Аллаха и в Судный день, пусть говорит благое либо молчит”. Успех от Аллаха”.
Источник: “Шарх Рияд ас-Салихин” 6/561-565, хадис — 1790.
Перевод: SunnaPortal.com
[titled_color_box title=»Оригинал фетвы на арабском»]
طريق الجمع بين الأحاديث في باب المدح في وجه أخيك
إن رسول الله صلى الله عليه وسلم قال: «إذا رأيتم المداحين فاحثوا في وجوههم التراب» رواه مسلم
:قال الإمام النووي (رحمه الله) في رياض الصالحين
فهذه الأحاديث في النهي وجاء في الإباحة أحاديث كثيرة صحيحة، قال العلماء وطريق الجمع بين الأحاديث أن يقال إن كان الممدوح عنده كمال إيمان ويقين ورياضة نفس ومعرفة تامة بحيث لا يفتتن ولا يغتر بذلك ولا تلعب به نفسه فليس بحرام ولا مكروه وإن خيف عليه شيء من هذه الأمور كره مدحه في وجهه كراهة شديدة وعلى هذا التفصيل تنزل الأحاديث المختلفة في ذلك
ومما جاء في الإباحة قوله صلى الله عليه وسلم لأبي بكر رضي الله عنه أرجو أن تكون منهم أي من الذين يدعون من جميع أبواب الجنة لدخولها وفي الحديث الآخر لست منهم أي لست من الذين يسبلون أزرهم خيلاء وقال صلى الله عليه وسلم لعمر رضي الله عنه ما رآك الشيطان سالكا فجا إلا سلك فجا غير فجك والأحاديث في الإباحة كثيرة وقد ذكرت جملة من أطرافها في كتاب الأذكار
:الشَّرْحُ للشيخ عثيمين
نقل المؤلف رحمه الله في كتابه رياض الصالحين في بيان مدح الإنسان هل ينبغي للإنسان أن يمدح أخاه بما هو فيه أو لا وهذا له أحوال
الحال الأولى: أن يكون في مدحه خير وتشجيع له على الأوصاف الحميدة والأخلاق الفاضلة فهذا لا بأس به لأنه تشجيع تشجيع لصاحبه فإذا رأيت من رجل الكرم والشجاعة وبذل النفس والإحسان إلى الغير فذكرته بما هو فيه أمامه من أجل أن تشجعه وتثبته حتى يستمر على ما هو عليه فهذا حسن وهو داخل في قوله تعالى وتعاونوا على البر والتقوى
والثاني: أن تمدحه لتبين فضله بين الناس وينتشر ويحترمه الناس كما فعل النبي صلى الله عليه وسلم مع أبي بكر وعمر رضي الله عنهما أما أبي بكر فإن النبي صلى الله عليه وسلم كان يتحدث ذات يوم قال من أصبح منكم صائما فقال أبو بكر أنا فقال من تبع منكم جنازة قال أبو بكر أنا فقال من عاد اليوم مريضا فقال أبو بكر أنا وذكر أشياء فقال النبي صلى الله عليه وسلم ما اجتمعن في امرأ إلا دخل الجنة وكذلك لما حدث أنه من جر ثوبه خيلاء لن ينظر الله إليه قال أبو بكر يا رسول الله إن أحد شقي إزاري يسترخي علي إلا أن أتعاهده فقال أنك لست ممن يصنع ذلك خيلاء وقال لعمر إن الشيطان ما سلكت فجا إلا سلك فجا غير فجك يعني إذا سلكت طريقا فإن الشيطان يهرب منه ويذهب إلى طريق آخر كل هذا لبيان فضل أبي بكر وعمر رضي الله عنهما هذا لا بأس به
الثالث: أن يمدح غيره ويغلو في إطرائه ويصفه بما لا يستحق فهذا محرم وهو كذب وخداع مثل أن يذكر رجلا أميرا أو وزيرا أو ما أشبه ذلك ويطريه ويصفه بما ليس فيه من الصفات الحميدة فهذا حرام عليك وهو أيضا ضرر على الممدوح
الرابع: أن يمدحه بما هو فيه لكن يخشى أن الإنسان الممدوح يغتر بنفسه ويزهو بنفسه ويترفع على غيره فهذا أيضا محرم لا يجوز وذكر المؤلف أحاديث في ذلك أن رجلا ذكر عند النبي صلى الله عليه وسلم آخر فأثنى عليه فقال ويحك قطعت عنق صاحبك يعني كأنك ذبحته بسبب مدحك إياه لأن ذلك يوجب أن هذا الممدوح يترفع ويتعالى وقد أمر النبي صلى الله عليه وسلم أن يحثى التراب في وجوه المداحين يعني إن كان هذا الإنسان معروفا ما جلس مجلسا أمام أحد له جاه وشرف إلا امتدحه هذا مداح والمداح غير المادح ؛
المادح هو الذي يسمع منه مرة بعد أخرى لكن؛
المداح كلما جلس عند إنسان كبيرا أو أميرا أو قاضيا أو عالم أو ما أشبه ذلك قام يمدحه هذا حقه أن يحثي في وجهه التراب لأن رجلا امتدح عثمان رضي الله عنه فقام المقداد وأخذ الحصباء ونفضها في وجه المداح فسأله عثمان لما فعل ذلك قال إن النبي صلى الله عليه وسلم قال إذا رأيتم المداحين فاحثوا في وجوههم التراب وعلى كل حال فالذي ينبغي للإنسان ألا يتكلم إلا بخير لأن النبي صلى الله عليه وسلم قال من كان يؤمن بالله واليوم الآخر فليقل خيرا أو ليصمت والله الموفق اهــ
[/titled_color_box]