Шейх Халид Зафири опровергает ересь деления правителей-мусульман на шариатских и нет

630

Вопрос: «Да воздаст вам Аллах благом. Некоторые люди делят правителей на шариатских и нешариатских (законных и незаконных), основываясь на том, на сколько процентов они правят по ниспосланному Аллахом (т.е. шариату). Они говорят в отношении некоторых мусульманских правителей следующее: “Мы не обвиняем этих правителей в неверии (не выносим им такфир), однако считаем их нешариатскими (незаконными) правителями и подчиняемся им лишь из соображения принципа “пользы и вреда”».

Читайте также:

Шейх Ибн Баз: Подчинение правителю, который правит не по шариату

Шейх Фаузан: Пока правитель — мусульманин, он — законный правитель

Шейх Джабири: Опровержение тем, кто отрицает шариатскую любовь к правителю-мусульманину, не судящему по шариату

Шейх Хасан М. Банна о заблуждении «саляф-форума» в отношении правителей (полная версия и комментарий)

Шейх Сулейман Рухайли отвечает тем, кто считает, что правитель-мусульманин может быть нешариатским

Шейх Сулейман Рухайли — О том, кто дозволяет принудительное отстранение (азль) правителя-мусульманина при условии избежания смуты

Шейх Сулейман Рухайли — Является ли тот, кто делит правителей-мусульман на шариатских и нет, хизбитом (сектантом)?

Шейх Сулейман Рухайли — Нужна ли фетва ученого для подчинения правителю-мусульманину, который правит не по шариату?

(ВИДЕО) Шейх Сухайми опровергает тех, кто делит правителей-мусульман на законных и незаконных из-за отсутствия шариатских судов

Шейх А. Бухари о приписывании к ученым мнения о незаконности правителей-мусульман, судящих не по шариату

Ответ: «Это ложные слова (هذا الكلام فاسد). Никто из ученых такого не говорил. Данное разделение правителей на шариатских и нешариатских не имеет никакого отношения к этому вопросу (вопросу обязательности подчинения правителю-мусульманину. — Примеч. SunnaPortal.com). Такое деление является новейшим (современным) и еретическим (нововведением), которое выдумали заблудшие течения, вышедшие против ахли-Сунны в этой теме (вопросе отношения к правителям-мусульманам).

Эти люди используют подобные разделения и говорят (в отношении правителей и тех, кто занимается политикой. — Примеч. SunnaPortal.com) — “исламские и неисламские”, “шариатские и нешариатские”.
Они называют тех, кто занимается политикой, отпускает бороды и своим внешним видом выражает приверженность религии, исламскими.
Хорошо, получается, что в таком случае остальные правители являются неверующими (кяфирами)? В соответствии с данной терминологией, выходит так.

В действительности же, слушаться и подчиняться правителю в одобряемом обязательно до тех пор, пока он считается мусульманином. Наряду с этим, запрещено выходить против него согласно аятам и хадисам. И это не только из соображений принципа “пользы и вреда”. Напротив, на обязательность (ваджиб) подчинения указывают священные тексты (аяты Корана и достоверные хадисы).

А что касается того, что он не судит по ниспосланному Аллахом — до тех пор, пока он не считает дозволенным (истихлал) оставление суда не по шариату или же пока он не полагает, что придуманные людьми законы лучше (тафдыль) или же подобны (мусáвá) законам Аллаха, этот правитель считается мусульманином и не считается достигшим степени неверия (куфра) во Всевышнего Аллаха (т.е. остается в лоне Ислама — Примеч.). В действительности, именно последнее положение относится к нашим правителям (т.е. что они находятся в лоне Ислама. — Примеч.). Ведь у наших правителей имеются намазы, поклонения, праведные деяния и строительства мечетей. Поэтому мы говорим об обязательности (ваджибе) подчинения и послушания им и запретности выхода (хуруджа) против них.

Запрещая ослушания и выход против правителя, Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Нельзя (выходить против них), пока они совершают намаз”. Потому что до тех пор, пока они совершают намаз и внешне проявляют принадлежность к Исламу, то основа остается (что они мусульмане) и обязательным является подчинение им в дозволенном.

Хорошо… А если правитель проявляет несправедливость и притесняет народ, считается ли он в этом случае шариатским (законным) правителем, или нет? Согласно их такому разделению правителей, как было упомянуто в вопросе, — конечно, не считается.

Однако (мы ответим им. — Примеч.), как мы разъясняли ранее, Пророк (мир ему и благословение) запретил выход против правителей, даже если они проявляют несправедливость и притесняют население. Более того, в хадисе, переданном Хузейфой, обратите внимание на слова Пророка (мир ему и благословение): “Будут у вас правители, сердца их будут подобны сердцам шайтанов в человеческом обличье”.

Когда сподвижники услышали это, они спросили: “Разве нам не следует начать сражения против таких правителей?!” Т.е. следует ли им выйти против него?

Он ответил: “Нет! Слушайтесь и повинуйтесь правителю, даже если он бьет тебя по спине и забирает твое имущество”. Теперь же хариджиты называют ахли-Сунну: «Это джамаат под названием “правитель бьет тебя по спине и забирает твое имущество”» (т.е. издеваются так над хадисом (Сунной) и последователями Сунны. — Примеч. SunnaPortal.com)). Чьи это слова? Пророка (мир ему и благословение)! Это издевательство над Сунной!

Именно Пророк сказал: “Даже если он бьет тебя по спине и забирает твое имущество”. Данное наставление делал также Умар (да будет доволен им Аллах).

Хотя и часто можно услышать от хариджитов, что какая-то женщина, придя в мечеть, выразила недовольство Умару и сделала замечание ему публично, и он принял это замечание от нее, — это предание не является достоверным, и у него нет никакой основы.

Достоверным являются переданные Сувейдом ибн Гафалей (да смилуется над ним Аллах) слова (асар) Умара: “Если правитель лишит тебя чего-то, то проявляй терпение. Если он ударит тебя, то проявляй терпение”.

Также передаётся от Анаса (да будет доволен им Аллах), что он сказал: “Наши старшие из сподвижников Пророка (мир ему и благословение) велели нам не ослушиваться и не обманывать правителей и проявлять терпение с ними. Ибо, воистину, час близок!”

Хорошо… Когда он (Пророк) говорит: “Не ослушивайся правителей и не противоречь им”, возможно ли, чтобы правитель впал в грех, или нет? Конечно, у правителей есть грехи (как и у всех людей). Праведные предшественники (саляфы) говорили: “Не смотри только на праведность правителей. Лучше посмотри, праведен ли ты, праведны ли твои дети. Смотри на праведность тех, за кого ты в ответе”. Даже у себя дома ты не в состоянии сделать праведным своего ребенка. У тебя может быть двое, трое или пятеро детей, и при этом ты не способен над всеми ими осуществить законы Аллаха. Иногда, возможно, ты даже сам принимаешь решение в отношении них (детей и тех, кто находится под твоей ответственностью) не в соответствии с тем, что ниспослал Аллахом (т.е. не по шариату).

Всевышний говорит в Коране: “Те, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими”. Он не сказал: “Правители, которые не принимают…”. Напротив, подразумевается каждый, кто не принимает решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах. Последователи нововведений и хариджиты не судили в соответствии с тем, что ниспослал Аллах. Опираясь на ваши слова, кто вы теперь? Мусульмане или неверующие? Получается, что вы — неверующие, потому что не правили по тому, что ниспослано Аллахом.

Также к тому, что ниспослал Аллах, относится слушаться и подчиняться правителям-мусульманам. Какими будете вы, такими и будут те, кто будет управлять вами. Начни исправлять сперва самого себя, затем своих детей и тех, за кого ты несёшь ответственность. Таким образом (если исправится твое общество. — Примеч.), исправится и твой правитель.

Передаётся от Абдуль-Малика ибн Марвана, что он сказал: “О люди! Почему вы проявляете несправедливость?! Вы требуете от нас быть подобными Абу Бакру и Умару, при этом вы сами не являетесь подобными Усману, Али, Абу Бакру и Умару”.

Правитель является таким же человеком. Он ошибается, ослушивается, иногда следует предписаниям Ислама, иногда противоречит им. Его вера (иман) тоже увеличивается и уменьшается. Это происходит со всеми. Однако, он несёт бо́льшую ответственность по сравнению с твоей ответственностью. Необходимо подходить к вопросу правителей с точки зрения шариата. Озвученное же в этом вопросе не является шариатской точкой зрения».


Шейх Халид Зафири (да хранит его Аллах)

Подготовил: Рамин Муталлим

Корректура: SunnaPortal.com

 

Оригинал текста на арабском

يقول السائل:“أحسن الله إليكم. بعض الناس يقسمون الحكام المسلمين إلى شرعيين وغير شرعيين بناء على نسبة حكمهم بما أنزل الله. يقولون بخصوص بعض الحكام المسلمين: «لا نكفرهم لكنهم حكام غير شرعيين، ولا طاعة لهم علينا إلّا  من باب اعتبار المصالح”.

جواب: «هذا كلام فاسد. ولم يقل به أهل العلم. وهذا التقسيم شرعيين وغير شرعيين لا علاقة له في هذا الباب. بل هو تقسيم عصريّ  من  محدثات المخالفين لأهل السنة في هذا الباب. يقولون «إسلاميين وغير إسلاميين، شرعيين وغير شرعيين». وأصبح يطلقون كلمة (إسلاميّ) على من دخل في السياسة وكان مطلقاً لحيته وعلى هيئة متدين، يسمون هذا «إسلامي». طيب، غيره معناه أنه كافر. هذا مفهومه. . . هذا المصطلح وهذا الإطلاق. . . الحاكم ما دام أنه مسلم يجب السمع والطاعة له بالمعروف. ويحرم الخروج عليه نصاً شرعياً، ليس فقط في قضية المصالح، بل النصوص تدل على وجوب طاعته.

والحكم بغير ما أنزل الله ما دام أنه لم يصل إلى قضية الاستحلال أو قضية التفضيل أو قضية المساواة فيبقى هذا الحاكم على إسلامه ولمْ يصل إلى حد الكفر بالله سبحانه وتعالى. وهذا الشاهد هو الواقع من حكامنا. وكم لهم صلاة وصلاح وطاعة ينشدون المساجد. مع هذا. . . أو لأجل هذا نقول بوجوب طاعتهم، السمع والطاعة وتحريم الخروج عليهم. النبيّ صلى الله عليه وسلم لما نهى وحرّم المنازعة والخروج قال: » لا ، ما أقاموا فيكم الصلاة. لأنه ما داموا مقيمين الصلاة، ويقيمون، ويظهرون شرائع الإسلام فباق الأصل أنه يجب السمع والطاعة له بالمعروف. طيب، الذي يحصل منه الظلم واستئثار، على هذا السؤال يعتبر شرعي أو غير شرعي؟ يعتبر غير شرعي بناء على هذا التقسيم.

طيب، النبيّ — صلى الله عليه وسلم -مرّ معنا وذكرنا لكم أنه حرّم الخروج مع وجود ماذا؟ الاستئثار والأثرة. حرّم الخروج مع وجود الاستئثار والأثرة. بل في حديث حذيفة رضي الله تعالى عنه قال. . . انظروا :»سيكون فيكم أمراء، قُلُوبُهُمْ قُلُوبُ الشَّيَاطِينِ فِي جُثْمَانِ إِنْسٍ» فقال الصحابة:»أفلا نقاتلهم،يا رسول الله — أي هل نخرج عليهم؟ قال:»لا، اسْمَعُوا وَأطِيعُوا وَإِنْ ضَرَبَ ظَهْرَكَ ، وَأَخَذَ مَالَكَ». الآن الخوارج يسمون أهل السنة جماعة » ضَرَبَ ظَهْرَكَ ، وَأَخَذَ مَالَكَ». من قائل هذه العبارة؟ نبينا عليه الصلاة والسلام. هذا استهزاء بالسنة. نبيّنا عليه الصلاة والسلام هو الذي قال: » وَإِنْ ضَرَبَ ظَهْرَكَ ، وَأَخَذَ مَالَكَ». وهذا مأثور أيضا عن عمر رضي الله تعالى عنه. دائما تسمع هؤلاء الخوارج يقولون:»جاءت امرأة وأنكرت على عمر في المسجد فقبل، يعني نصيحتها،نصيحة علنية». هذا الأثر لا أصل له، ولا يصح.

الصحيح أن عمر- ما جاء عن سويد بن غفلة رحمه الله تعالى- أنه قال: «قال عمر:»إن حرمك — أي ولي الأمر — فاصبر وإن ضربك فاصبر». وجاء عن أنس رضي الله تعالى عنه أنه قال: «أمرنا أكابرنا من أصحاب النبي صلى الله عليه وسلم ألّا نعصي أمراءنا ولا نغشهم ،وأن نصبر، إن الأمر قريب». طيب، لما يقول: «لا تعص أمراءك ولا تخالفهم » يعني هل يوجد معصية عند ولاة أم لا يوجد؟ معناه أنه يوجد معصية عند الولاة. وكما قال السلف: «لا تنظروا إلى صلاح الولاة فقط. أفلا نظرت إلى صلاحك وصلاح أولادك وصلاح رعيتك التي ترعاهم أنت؟ أنت في بيتك لا تستطيع أن تصلح ولدك، عندك ولدين، ثلاث، خمس،ما تستطيع أن تقيم عليهم شعائر الله. وقد تحكم أنت فيهم بغير ما أنزل الله.

الله عز وجل قال: ﴿وَمَنْ لَمْ يَحْكُمْ بِما أَنْزَلَ اللَّهُ فَأُولئِكَ هُمُ الْكافِرُونَ﴾ ما قال: «الحكام الذين لا يحكمون. . . «كل من لم يحكم بما أنزل الله. أهل البدع والخوارج لم يحكموا بما أنزل الله. إذن على قولكم أنتم كفار أو مسلمون؟ أنتم كفار. أنكم ما حكمتم بما أنزل الله. مما أنزله الله السمع والطاعة لولاة الأمر. كما تكونوا يولى عليكم. أصلح نفسك وشأنك ،أولادك ،ورعيتك، ومن ترعاه، من أنت مسؤول عنه. عند ذلك يصلح ولاة أمرك.

جاء عن عبد الملك بن مروان أنه قال: «ألا تنصفون يا معشر رعية. تريدون منا سيرة أبي بكر وعمر ولمْ تسيروا أنتم سيرة عليّ وعثمان وأبي بكر وعمر». فالوالي والحاكم بشر من البشر: يعصي ويخطئ، يخالف ويتبع، يزيد إيمانه وينقص، فالأمر عامّ على الجميع. وما تولاه هذا الوالي من المسؤولية وعظمها أعظم مما توليت أنت. فلا بد من النظرة الشرعية إلى ولاة الأمر. وهذه ليست، ما في السؤال، ليست نظرة شرعية.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь